bogachkova1957

Categories:

Леонтьевский переулок

Переулок, идущий параллельно Тверскому бульвару от Большой Никитской до Тверской.

Леонтьевский переулок – это название середины 18 века, дано по фамилии домовладельца, генерала-аншефа М.И.Леонтьева. Ранее переулок назывался Шереметевским — по дому боярина и оружейничего Шереметева. М. И. Леонтьев впервые упоминается в качестве домовладельца в этом переулке в 1725 году. Леонтьевы были самыми крупными домовладельцами (им принадлежали нынешние участки под домами № 8—12 и 27). В 1938 году переулок был переименован в улицу Станиславского, который жил в этом переулке, а в 1994 году переулку возвращено его историческое название. 

Леонтьевский пер., 5 - Бывшая типография А.И. Мамонтова

Бывшая типография А.И. Мамонтова. Арх. В.П.Гартман, 1872 г.

Построена в 1872 г., архитектор В.А. Гартман. Одно из немногих дошедших до нас творений архитектора. Правда немного перестроена в 1896 г. архитектором И.А.Иванов-Шицом. В 1871 г. этот участок приобрел Анатолий Мамонтов, брат известного в истории русского искусства С.И. Мамонтова, со стоявшими там торцом к переулку двумя каменными барскими палатами (дома № 5 и 7), принадлежавшими когда-то сподвижнику Петра I стольнику Автоному Головину. Архитектор А.В. Гартман перестроил  фасады этих зданий, придав им псевдорусский стиль, насытив их исполненной в кирпиче орнаментальной пластикой, мотивы которой почерпнуты в рисунках народных вышивок. Дома эти – ныне один из редких сохранившихся памятников архитектуры 70-х годов XIX века, отмеченные поисками национального стиля. Анатолий Мамонтов основал типографию и издательство, в котором впервые появились детские книжки с рисунками Серова, Поленова, А. Васнецова, Малютина. 

Бывшая типография А.И. Мамонтова. Арх. В.П.Гартман, 1872 г. Ворота типографии.
Гартман Виктор Александрович (1834–1873) — архитектор, художник, орнаментист, был одним из родоначальников псевдорусского стиля в архитектуре. Родился в Санкт-Петербурге, в семье чиновника-француза, который работал штаб-лекарем в Калинкинской больнице. В 1852–61 гг. — вольноприходящий ученик петербургской Академии художеств. В 1864–68 гг. бывал за границей, посещал Италию, Францию, Германию, где изучал художественные и технические особенности архитектурных памятников. К сожалению, многие работы не сохранились или вообще не реализованы, или были лишь временными, например, выставочные павильоны, которые уничтожались по завершению выставки. Стоит отметить тот факт, что при строительстве типографии А.И. Мамонтова, Виктор Гартман не составлял никаких предпроектов, а забирался на леса и выкладывал украшения своими руками. «Картинки с выставки» — широко известная сюита М.П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 г. в память о друге Мусоргского архитекторе В.А. Гартмане.

Леонтьевский пер., 7 - Музей кустарных изделий

Музей кустарных изделий, левая часть. Арх. С.У.Соловьев, 1902-03 гг.

В 1902 г. дом № 7 перешел к меценату и любителю русского народного искусства Сергею Тимофеевичу Морозову, который, по проекту архитектора С. У. Соловьева, перестроил в 1902 - 1903 гг. старинные палаты (принадлежавшими когда-то сподвижнику Петра I стольнику Автоному Головину) на манер древнерусских теремов и подарил их Кустарному музею. Сюда поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин. Кустарный музей был не только собирателем, хранителем и популяризатором изделий народных промыслов, но и их продавцом. 

Музей кустарных изделий, правая часть. Арх. А.Э.Эрихсон и В.Н.Башкиров, 1911 г.
Музей кустарных изделий, крыльцо с колонками-бочками и флюгер с изображением богородских "кузнецов. Арх. А.Э.Эрихсон и В.Н.Башкиров, 1911 г.

К основному зданию в 1911 г. было пристроено помещение для магазина по проекту архитекторов А. Э. Эрихсона и В. Н. Башкирова при участии М. А. Дурнова. Вход в него отмечен крыльцом с колонками-бочками. Четырехскатная крыша крыльца увенчана резным флюгером с изображением игрушки - прославленных богородских "кузнецов", а вестибюль украшен керамическим камином, сделанным по эскизу М. А. Врубеля. Что с камином Врубеля – неизвестно. Сейчас здесь Музей народного искусства. Ранее на этом месте стоял дом, где во флигеле жила известная актриса Малого театра Г. Н. Федотова, которую посетил И. С. Тургенев в свой приезд в Москву в 1879 г.

Магазин Кустарных изделий в 1925 году.

Леонтьевский пер., 4 – Бывшая городская усадьба князей Мещерских

С 1737 по 1745 годы участком владел князь Мещерский. При нем уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко, со сводами в первом этаже. Дом был построен в начале XVIII века. В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили новые хозяева — полковник Н. А. Волков с супругой Е. А. Волковой. Заново были отделаны интерьеры, фасады дома стали ампирными. Между старых ризалитов поместили колоннаду портика из спаренных колонн, фланкированных квадратными пилонами. Эффектным фоном для нее стала затененная лоджия. 

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е. А. Волковой). Сер. 18 века, перестроена в 1817-23 гг.

В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке, церковь Николы в Хлынове (снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление. Во владении Волковых дом оставался до 1848 года. В 1858 году дом купила Аграфена Федоровна Закревская. Она была дружна с поэтами А. С. Пушкиным, Е. А. Баратынским, П. А. Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был ее муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону, и был известен как выдающийся самодур. После смерти супруга в 1865 году А. Ф. Закревская предпочитала жить в Италии. После ее смерти наследники быстро продали дом. Владение сразу же приобрел купец — меховщик Петр Павлович Сорокоумовский. Он заново отделал интерьеры дома. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана.
Дом этот привлекает внимание протяженной колоннадой портика, обращенной во двор, - она состоит из 12 дорических колонн, сгруппированных попарно, за которыми расположена глубокая лоджия. Несмотря на протяженность портика, он изящен и представителен. Ограда особняка относится к XIX в.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е. А. Волковой). Фасад, обращенный во двор. В советское время этот вход был замурован.
Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е. А. Волковой). Фасад, обращенный в переулок.
Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е. А. Волковой). Ампирный декор: панно- содружество муз с тремя грациями.

В советское время особняк был отведен под Московский коммунальный музей, который даже занял уже часть его, но, в конце концов, отдан под дом работников просвещения (позже здесь находилась редакция «Учительской газеты»). Сейчас - это посольство Греции.

Все интерьеры парадных комнат — подлинные, конца XIX века. Модный в то время архитектор Каминский перестроил залы в духе эклектики, но элементы истории сохранил — под новыми барочными карнизами оставил старые, с более простым узором. В парадных залах частично сохранились люстры века, привезенные из Венеции, сохранен колотый вручную паркет XIX века. В личных комнатах посла отлично сохранилась печь XIX века. 

Леонтьевский пер., 9 - Дом городского головы Н. А. Алексеева

Дом городского головы Н. А. Алексеева. Арх. Д.Н.Чичагов, 1882-86 гг.

Дом городского головы Н. А. Алексеева, построен в 1882-1886 годах, архитектор Д. Н. Чичагов. В 2007 г. был проведён капитальный ремонт здания с заменой перекрытий и кровли. Фасады главного дома здания богато оформлены декоративными элементами. Архитектурное решение хозяйственного флигеля и ограды с воротами соотносится с главным домом в результате применения повторяющихся декоративных деталей на фасадах обоих зданий и частей ограды. В советские годы особняк был национализирован, в нем размещались различные конторы. Внутреннее пространство неоднократно перегораживалось и перестраивалось. В 2007 году в здании были восстановлены исторические интерьеры. В настоящее время - представительство ООН в Российской Федерации.

Дом городского головы Н. А. Алексеева. Хозяйственный флигель и ворота.
Николай Александрович Алексеев (1852 — 1893) - предприниматель, общественный деятель, благотворитель. Он был, возможно, самым популярным городским головой Москвы. Человек умный, деловой, он обладал большим организаторским талантом. При нем началось энергичное развитие московского городского хозяйства. Алексеев руководил работами по сооружению нового Мытищинского водопровода, устройству канализации. Он сумел привлечь частные пожертвования для строительства множества городских учреждений. Только за счет них, не истратив ни копейки из скудных городских средств, Алексеев сумел построить и оборудовать более десяти больниц. Н. А. Алексеев был выбран на пост городского головы в 1885 г., а 14 марта 1893 г. убит в своем кабинете. Его двоюродный брат - К. С. Алексеев (Станиславский), основатель МХТ.

Леонтьевский пер., 6 - Дом-музей режиссёра К. С. Станиславского 

Основа дома - палаты 17 века. Вид со двора.
Основа дома - палаты 17 века. Вид со двора.

Основу особняка составляют палаты конца XVII в. Со двора хорошо виден их декор, открытый при реставрации 1980-х годов. Отрыт от культурного слоя первый этаж палат. Видна и арка парадного входа.  С начала XVIII века до его середины палаты принадлежали графу И.П. Толстому, затем капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. Скорее всего, он и предпринял коренную перестройку палат в начале ХIХ века, после которой они приняли нынешний вид. Протяженный по переулку фасад имеет центральный ризалит с тремя овальными окнами посередине, фланкированный боковыми ризалитами с пилястровыми ионическими портиками. Парадная анфилада комнат получила прекрасную темперную роспись потолков, сохранившуюся до сих пор. От Хлоповых дом перешел к генерал-майору Н. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. Ермолова. Он участвовал во многих сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн в конце XVIII века.
Но самым известным жильцом этого дома был Константин Сергеевич Станиславский. Ему исполнилось 58 лет, когда он с семьёй переехал сюда в 1921 г. В течение 17 лет он жил и работал в этом доме. На втором этаже за дубовой массивной дверью, заказанной ещё для его дома у Красных ворот, находился кабинет Станиславского. Рядом — белый с колоннами зал, где часто проводились репетиции. Сюда приходили многочисленные ученики и почитатели великого режиссера. В 1948 г. стараниями дочери Станиславского в доме был создан мемориальный музей.

Дом-музей режиссёра К. С. Станиславского. Онегинский зал.

Леонтьевский пер., 8 - Бывший доходный дом В.Б. Спиридоновой

Построен в 1897 году архитектором А.С. Каминским для жены потомственного почетного гражданина В.Б. Спиридоновой, известной в Москве благотворительницы, на средства которой была возведена богадельня на Петербургском шоссе. В 1912 году надстроен тремя этажами. В 1920-х годах в доме размещался "Дом художественного воспитания".

Декор доходного дома. Арх. А.С.Каминский, 1897 г.

Леонтьевский пер., 11 - Жилой дом 2006 года

Жилой дом 2006 года.

На этом месте находились владения предка Л.Н. Толстого князя П.И. Горчакова. На первом этаже размещался популярный антикварный магазин А.Н. Ерыкалова. Дом снесён в 2003 г. для строительства элитного жилого дома. Находившийся на этом месте дом № 13 принадлежал родителям Н.С. Мартынова, друга и будущего убийцы М.Ю. Лермонтова. До ссоры Лермонтов часто бывал в этом доме. В середине XIX века здесь жили декабрист З.Г. Чернышёв, знаменитый инженер, спроектировавший московский водопровод, А.А. Дельвиг, известный скрипач и педагог И.В. Гржимали, оперная певица Е.А. Лавровская. 

Леонтьевский пер., 10 – Усадьба Каратаевых-Морозовых

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Арх. А.Каминский, 1884 г.

Особняк стоит на большом участке, который ранее занимала усадьба генерал-аншефа М. Леонтьева, по фамилии которого и был назван переулок. На одной части владения архитектор А.Каминский в 1884 году выстроил в стиле эклектики красивый особнячок для купчихи Каратаевой. В начале 1890-х годов дом купил Викула Елисеевич Морозов для своих сыновей Ивана и Елисея. В 1895 году Иван Викулович женился на Варваре Вороновой, артистке балета Большого театра, одной из самых красивых женщин Москвы. Обновлять и приспосабливать интерьеры для новой семейной жизни пригласили молодого, но уже знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Он оставил внешний эклектичный декор особняка, сделанный Каминским. 

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Маскарон степенного старца, которого за усы тянут игривые путти.
Усадьба Каратаевых-Морозовых. Барельеф из грифонов, которые держат лавровую ветвь - символ успеха.

От Каминского в особняке еще осталась парадная лестница. Шехтель отделал заново все парадные помещения в разных архитектурных стилях, как тогда было принято: деревянная столовая, классический большой белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная. Кабинет хозяина украшали картины Шишкина и множество бронзовых лошадей. Иван Морозов увлекался бегами и держал хорошую конюшню. 

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Белый зал. Арх. Ф.Шехтель.
Усадьба Каратаевых-Морозовых. Камин в Белом зале. Арх. Ф.Шехтель.
Усадьба Каратаевых-Морозовых. Рокайльный зал. Арх. Ф.Шехтель.
Усадьба Каратаевых-Морозовых. Парадная лестница.

В 1905 году архитектор А.Эрихсон заново отделал лестницу особняка в стиле модерн. После революции больше 20 лет тут было посольство Германии. Во время Великой Отечественной войны – Совинформбюро. Отсюда предавались сводки боев и побед. После войны сюда въехало посольство ГДР. Дом не утратил своих чудесных интерьеров, созданных тремя великими архитекторами: А. Каминским, Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном. 

Продолжение в следующем блоге.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic