bogachkova1957

Category:

Великие репинские ученики. Часть 1

В Музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки уникальная выставка «Великие репинские ученики». Цель выставки - раскрыть талант Репина-педагога, взрастившего целую плеяду выдающихся мастеров, определивших последующее развитие отечественного искусства. С начала 1894 года Илья Ефимович Репин возглавил одну из мастерских Академии художеств и руководил ее до 1908 года, параллельно с 1894 по 1898 год он возглавлял и Рисовальную школу княгини М.К.Тенишевой. 

Б.М.Кустодиев. Портрет И.Е.Репина. 1902. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.
Б.М.Кустодиев. Портрет И.Е.Репина. 1902. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.
И.Е.Репин. Обнаженная натурщица. Середина 1890-х. Холст, масло. ГТГ.
И.Е.Репин. Обнаженная натурщица. Середина 1890-х. Холст, масло. ГТГ.

Вес и авторитет Репина как живописца и преподавателя трудно переоценить – его мастерская в Академии художеств всегда была втрое переполнена. Только в одном 1908 году у Репина и его ассистента Кардовского училось 90 студентов. Сколько выдающихся и совершенно непохожих друг на друга мастеров начинали свой творческий путь в мастерской Репина: импрессионист И.Грабарь, крепкие реалисты О.Браз, И.Бродский, М.Греков, мирискусник К.Сомов, характерный Н.Фешин, неподражаемый Б.Кустодиев и графики И.Билибин и А.Остроумова-Лебедева.  Наконец, репинским учеником был великий В.Серов.

Масштабная экспозиция выставки объединяет в себе как зрелые, самостоятельные творческие, так и студенческие работы мастеров-учеников Репина разных лет – всего около 300 работ. Многие картины представлены вниманию зрителей впервые! Представлены произведения не только знаменитых, но и менее известных авторов: Бучкури и Вахрамеева, Колесникова и Бобровского, Харитонова и Горелова  – всего более полусотни прекрасных художников. 

Валентин Александрович Серов (1865-1911) еще ребенком занимался с Репиным индивидуально. Для Репина это был первый педагогический опыт, а для Серова бесценная школа мастерства. Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам.

В.А.Серов. Обнаженная.
В.А.Серов. Обнаженная.

Александр Владимирович Маковский (1869-1924) – сын знаменитого художника-передвижника Владимира Маковского обучался в мастерской Репина с 1894 года. Работал в различных художественных жанрах, опираясь на традиции художников-передвижников. 

А.В.Маковский. Этюд. Кирилловский монастырь на Шексне. 1911. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.И.Машкова.
А.В.Маковский. Этюд. Кирилловский монастырь на Шексне. 1911. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.И.Машкова.
А.В. Маковский Женский портрет. 1900. Бумага, акварель, уголь. Ульяновский областной художественный музей.
А.В. Маковский Женский портрет. 1900. Бумага, акварель, уголь. Ульяновский областной художественный музей.

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) был, по существу, художник одной темы – крестьянского детства. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Общества имени Куинджи. Тем интереснее посмотреть его работу, не вписывающуюся в его традиционные жанр и стиль.

Н.П.Богданов-Бельский. Морской прибой. 1923. Холст, масло. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник.
Н.П.Богданов-Бельский. Морской прибой. 1923. Холст, масло. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник.

Дмитрий Анфимович Щербиновский (1867-1926) с 1894 года обучался в мастерской Репина в Императорской Академии художеств. С 1898 года при обучении в Париже в Академии Р.Жюлиана вдохновился импрессионизмом. Предлагаю посмотреть  его картину этого периода. 

Д.А. Щербиновский. Кафе в Париже. 1898-1899. Холст, масло.
Д.А. Щербиновский. Кафе в Париже. 1898-1899. Холст, масло.

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) известен как иллюстратор произведений классической русской литературы и автор композиций на исторические темы. Обучался в Академии художеств у Репина с 1892 по 1902 годы, а с 1903 года стал помощником Репина в Академии.

Д.Н.Кардовский.  Невский проспект. Начало ХХ века. Бумага, карандаш. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.
Д.Н.Кардовский. Невский проспект. Начало ХХ века. Бумага, карандаш. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.

Елена Андреевна Киселева (1878-1974) занималась в мастерской Репина с 1900 года, в 1903 году даже была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I». Излюбленным жанром Киселевой был портрет. Художница создала целую галерею женских портретов, в которых декоративность соединяется с правильным академическим рисунком. «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин» - признавалась Елена Киселева. Ее творчество было долгое время забыто. И только в 2017 году в Музее русского импрессионизма в Москве впервые состоялась ретроспектива ее работ. 

Е.А.Киселева. Женский портрет (Портрет Т.А.Платоновой-Поздняк). 1907-1908. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.
Е.А.Киселева. Женский портрет (Портрет Т.А.Платоновой-Поздняк). 1907-1908. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.

Иван Семенович Куликов (1875-1941) был вольным слушателем в мастерской Репина с 1896 года, и студентом с 1898 года. Участвовал в совместном написании знаменитого полотна Репина «Заседание Государственного Совета». К жанру портрета на протяжении своей жизни художник обращался чаще всего. Как и Репин, он выстраивал ясную композицию и использовал сдержанное колористическое решение.

И.С.Куликов. Автопортрет. 1928.  -  Портрет Дурова. 1913. – Обе: Холст, масло. Муромский историко-художественный музей.
И.С.Куликов. Автопортрет. 1928. - Портрет Дурова. 1913. – Обе: Холст, масло. Муромский историко-художественный музей.
И.С.Куликов. Спортсменка.  1929-1939. Холст, масло. Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н.Пальмова.
И.С.Куликов. Спортсменка. 1929-1939. Холст, масло. Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н.Пальмова.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) создал свой мир, глубоко национальный, хоть и полный идеализации, близкой к народному творчеству и лубку. Но свой стиль создал не сразу – сначала даже участвовал в совместном написании знаменитого полотна Репина «Заседание Государственного Совета». Был членом «Союза русских художников» и «Мира искусств». Но не все знают, что свои радостные, яркие картины художник создавал с тридцати лет прикованным к инвалидному креслу (опухоль спинного мозга), ежедневно преодолевая нечеловеческую боль.

Б.М.Кустодиев. Портрет дамы. 1908. Холст, масло. Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
Б.М.Кустодиев. Портрет дамы. 1908. Холст, масло. Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
Б.М.Кустодиев. Натурщица. 1915. Бумага, сангина, уголь. Научно-исследовательский музей при РАХ.
Б.М.Кустодиев. Натурщица. 1915. Бумага, сангина, уголь. Научно-исследовательский музей при РАХ.
Б.М.Кустодиев. Троицын день. 1920. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Б.М.Кустодиев. Троицын день. 1920. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Б.М.Кустодиев. Портрет Н.И.Комаровской. 1925. Бумага, акварель, карандаш, сангина. Научно-исследовательский музей при РАХ.
Б.М.Кустодиев. Портрет Н.И.Комаровской. 1925. Бумага, акварель, карандаш, сангина. Научно-исследовательский музей при РАХ.

Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) с 1894 году занимался в мастерской Репина. Без образования, из крестьянской среды и выросший впоследствии среди беспутных монахов Афона художник создал свой виртуозный и безошибочно узнаваемый почерк. Работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма.

Ф.А.Малявин. Портрет М.К.Олив. 1922. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Ф.А.Малявин. Портрет М.К.Олив. 1922. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
 Ф.А.Малявин. Этюд. Портрет девушки. Конец 1890-х.  Холст, масло. Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.И.Машкова. – Крестьянка. Бумага, акварель.
Ф.А.Малявин. Этюд. Портрет девушки. Конец 1890-х. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.И.Машкова. – Крестьянка. Бумага, акварель.

Константин Андреевич Сомов (1869-1939) - яркое доказательство, насколько разными, далекими от эстетики учителя, выходили художники из репинской мастерской. Сомов занял особое место в истории русского искусства, став «русским Ватто или Буше», он создал собственный мир, отсылающий к эпохе будуаров аристократической Франции.

К.А.Сомов. Портрет Натальи Францевны Обер. 1896. Холст, масло. ГТГ.
К.А.Сомов. Портрет Натальи Францевны Обер. 1896. Холст, масло. ГТГ.
К.А.Сомов. Натурщик в средневековом костюме. 1895. Бумага, карандаш, уголь. Научно-исследовательский музей при РАХ.
К.А.Сомов. Натурщик в средневековом костюме. 1895. Бумага, карандаш, уголь. Научно-исследовательский музей при РАХ.
К.А.Сомов. Сумерки. 1896. Бумага, карандаш, акварель, белила. Собрание А.Г.Егорова.
К.А.Сомов. Сумерки. 1896. Бумага, карандаш, акварель, белила. Собрание А.Г.Егорова.

Николай Иванович Фешин (1881-1955) сыграл в искусстве особую роль: в России его творчество стало реформаторским, завершив формирование живописи в современном многоцветном и пленэрном ее понимании; в Америке (он иммигрировал в 1923 году) – огромным художественным влиянием, отголоски которого американская изобразительная культура ощущает до сих пор. В чем же значение и неповторимость фешинского творчества? Это жизнь в ее чувственном проявлении, отраженная на холсте.

Н.И.Фешин. Портрет И.С.Теплова. 1906. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Портрет И.С.Теплова. 1906. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Портрет М.Т.Тепловой. 1906. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Портрет М.Т.Тепловой. 1906. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Натурщица. - Дама в черном. – Обе: 1908-1923. Картон, темпера. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Натурщица. - Дама в черном. – Обе: 1908-1923. Картон, темпера. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Двухсторонняя картина: Пузырист (Портрет брата). -   Барабанщик. Этюд к картине «Черемисская свадьба». 1901-1908. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.
Н.И.Фешин. Двухсторонняя картина: Пузырист (Портрет брата). - Барабанщик. Этюд к картине «Черемисская свадьба». 1901-1908. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.

Продолжение в следующем блоге — Великие репинские ученики. Часть 2.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.