bogachkova1957

Categories:

Русское искусство в Нью-Йорке. 1924. Часть 2

Продолжение описания выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших художников почти сто лет назад. Начало — здесь.

Аполлинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. Холст, масло. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. Холст, масло. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Холст на картоне, масло. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Холст на картоне, масло. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Пруд и подземелье. Демьяново. 1903-1917. Холст, масло. ГТГ.
Аполлинарий Васнецов. Пруд и подземелье. Демьяново. 1903-1917. Холст, масло. ГТГ.
Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Около 1900. Холст, масло. Частное собрание, Европа.
Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Около 1900. Холст, масло. Частное собрание, Европа.

В Америке было не менее 11 работ Богданова-Бельского, пять из которых проданы – русская тема интересовала американцев. Представленная работа истинного передвижника содержит импрессионистские черты. 

Петр Петровичев. Ростов Великий осенью. 1912. Холст на картоне, темпера, гуашь. Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов.
Петр Петровичев. Ростов Великий осенью. 1912. Холст на картоне, темпера, гуашь. Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов.

Архитектурные пейзажи и интерьеры древних церквей наряду с видами дворянских усадеб представляли творчество Петровичева на американской выставке.

Станислав Жуковский. Река Вятка. 1922. Холст, масло. Российский национальный музей музыки.
Станислав Жуковский. Река Вятка. 1922. Холст, масло. Российский национальный музей музыки.
Исаак Бродский. Старые лодки. 1907. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Исаак Бродский. Старые лодки. 1907. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.

Соцреалист Исаак Бродский на выставке в Америке был представлен своими ранними работами, лишенными политического контекста. Художник начинал как тонкий пейзажист, а его манера отличалась заметным влиянием импрессионизма. Из восьми работ, отправленных на выставку, куплена была только одна.

Ольга Делла-Вос-Кардовская. За книгой. 1918. Холст, масло. Тамбовский областной краеведческий музей.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. За книгой. 1918. Холст, масло. Тамбовский областной краеведческий музей.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Холст, масло. Русская антикварная галерея, Москва.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Холст, масло. Русская антикварная галерея, Москва.
Леонард Туржанский. Дача. Вечер. Начало 1910-х. Холст, масло. Музей русского импрессионизма.
Леонард Туржанский. Дача. Вечер. Начало 1910-х. Холст, масло. Музей русского импрессионизма.

В творчестве Леонарда Туржанского всегда преобладали пейзажи, вот и на выставку он отобрал 20 картин – виды родной природы. Проданы оказались лишь две.

Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Михаил Нестеров. Голова великомученицы Варвары. 1895, 1921. Холст, масло. Собрание Н.А.Мишина, Москва.
Михаил Нестеров. Голова великомученицы Варвары. 1895, 1921. Холст, масло. Собрание Н.А.Мишина, Москва.

В начале 1920-х годов Михаил Нестеров сильно нуждался, поэтому возлагал на выставку в Америке большие надежды. За океан он отправил девять картин, сделав четыре авторских повторения. Картина под название «Чудо» была написана художником в 1895 году, в 1921 он переписывает ее и в таком виде отправляет в Америку: «…теперь и прежде разница та, что прежде у Варвары голова валялась на земле, сейчас она на плечах…». В 1931 году Нестеров уничтожил эту картину, сохранив лишь два фрагмента, один из которых «Голова великомученицы Варвары».

Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. - Крестьянка в желтой рубахе. 1919. – Обе: Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. - Крестьянка в желтой рубахе. 1919. – Обе: Холст, масло. Частное собрание, Москва.

«Молодую крестьянку» Абрама Архипова на выставке приобрел Клуб искусств и ремесел, а затем она была передана в музей Дельгадо (Нью-Орлеан), где и находилась до 2008 года. Потом была продана в частное собрание.

Мирискусник Александр Гауш всегда отдавал предпочтение натюрмортам и пейзажам. Его натюрморты отличались декоративностью и яркостью цветов. 

Александр Гауш. Натюрморт (Русский классицизм). 1911-1915. Холст, масло. Русский музей.
Александр Гауш. Натюрморт (Русский классицизм). 1911-1915. Холст, масло. Русский музей.

На обеих картинах Вениамина Белкина, представленных на американской выставке, художник пишет яблоки, каждый раз находя для них оригинальное красочное окружение: то пеструю драпировку, то пианино, в черной поверхности которого отражаются фрукты.

Вениамин Белкин. Белые астры. 1913. Холст, темпера. Русский музей.
Вениамин Белкин. Белые астры. 1913. Холст, темпера. Русский музей.
Вениамин Белкин. Фрукты на синем. 1910-е. Холст, масло. Русский музей.
Вениамин Белкин. Фрукты на синем. 1910-е. Холст, масло. Русский музей.

Владимир Милашевский создал собственный метод быстрого рисунка – мгновенного запечатления натуры без деталей, но с сохранением динамики и первого впечатления от увиденного. Такой способ работы подразумевал материал, который не допускал переделок, - акварель.

Владимир Милашевский. Рыжая лошадь. - Уборка овса. - Агроном. - Сенокос. 1922. Бумага, акварель. Псковско-Изборский объединенный музей-заповедник.
Владимир Милашевский. Рыжая лошадь. - Уборка овса. - Агроном. - Сенокос. 1922. Бумага, акварель. Псковско-Изборский объединенный музей-заповедник.

Рижанин Василий Масютин в 1920 году покинул Россию, уехав на родину в Ригу. На творчество художника несомненное влияние оказал Франсиско Гойя: в офортах художника причудливые образы и сюжеты соединяют в себе мир вещий и выдуманный, повседневность и фантазию, реализм и гротеск.

Василий Масютин. Портрет жены. - Автопортрет. - Алексей Николаевич Толстой. 1910-1920-е. Бумага, гравюра на дереве. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Василий Масютин. Портрет жены. - Автопортрет. - Алексей Николаевич Толстой. 1910-1920-е. Бумага, гравюра на дереве. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Василий Масютин. В Буковине. Евреи в  Гура-Гуморе. 1917. - Вдова. 1910-1920-е. – Обе: Бумага, сухая игла.ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Василий Масютин. В Буковине. Евреи в Гура-Гуморе. 1917. - Вдова. 1910-1920-е. – Обе: Бумага, сухая игла.ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Николай Ульянов. Крестный ход. До 1923. Холст, масло. Собрание А. и М. Беккерман, Нью-Йорк.
Николай Ульянов. Крестный ход. До 1923. Холст, масло. Собрание А. и М. Беккерман, Нью-Йорк.
Сергей Чехонин, Босилка Радонич. Блюдо «Грусть». 1921. Государственный фарфоровый завод. Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка. Эрмитаж.
Сергей Чехонин, Босилка Радонич. Блюдо «Грусть». 1921. Государственный фарфоровый завод. Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка. Эрмитаж.

Сергей Васильевич Чехонин – художественный руководитель Государственного фарфорового завода – на выставку отправил 28 работ.

Анна Голубкина. Человек. 1910. Бронза. ГТГ. – Из пяти ее работ ни одна не была куплена.
Анна Голубкина. Человек. 1910. Бронза. ГТГ. – Из пяти ее работ ни одна не была куплена.

Представленные на выставке работы позволяют оценить грандиозность замысла устроителей выставки 1924 года и составить собственное впечатление о том, что увидела американская публика.

Продолжит тему исследования выставочный раздел «Русское искусство в Нью-Йорке. 1924. Гипотезы» в следующем блоге.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.