bogachkova1957

Categories:

Русское искусство в Нью-Йорке. 1924. Часть 1

В Музее русского импрессионизма выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших художников. Спустя почти сто лет можно увидеть более 70 знаковых работ, которые точно присутствовали на этой выставке. 

Идея проведения в Америке выставки-продажи произведений русского искусства в 1923 году была определена вполне житейскими причинами. Последствия революции, Гражданской войны, политики военного коммунизма поставили художников в тяжелые условия. Они решились на явную авантюру: самостоятельно собрать экспозицию, напечатать каталог и найти за океаном покупателей и заказчиков. Инициативная группа – Игорь Грабарь, Сергей Виноградов, Константин Сомов и др. пригласила к участию сто ведущих русских художников. Более тысячи произведений искусства были погружены на корабль и отправились навстречу огням Манхэттена.

Весной 1924 года в залах Большого Центрального дворца на Лексингтон-авеню открылась грандиозная экспозиция. Сюжеты «Из жизни Христа» кисти Василия Поленова соседствовали с галантными сценами мирискусников. Сезаннистские пейзажи и портреты Петра Кончаловского вступали в диалог с русскими типами Бориса Кустодиева. Американскому зрителю предлагались работы на любой вкус – от передвижников до скандальных авангардистов. Каждый автор старался подать самые яркие и масштабные из своих произведений, некоторые даже специально делали повторы лучших, самых известных вещей.

Художников из России пресса и публика приняли довольно добродушно. Выставка совершила турне по Америке с заездом даже в Канаду. Только в 1927 году нераспроданные картины вернулись в Россию. За три года американцы купили около 200 работ – прямо скажем, результат был далек от расчетов участников проекта. Из организаторов выставки только Игорь Грабарь возвратился на Родину. Для Сергея Виноградова, Константина Сомова, Федора Захарова началась иммиграция.

Игорь Грабарь. Лучезарное утро. 1922. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево».
Игорь Грабарь. Лучезарное утро. 1922. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево».
Игорь Грабарь. Долина Москвы-реки. 1922. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник.
Игорь Грабарь. Долина Москвы-реки. 1922. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник.

Полная реконструкция выставки 1924 года сегодня, спустя 100 лет, едва ли возможна: одни работы утрачены, другие – в закрытых частных собраниях, третьи не могут быть привезены. И самое главное – очень трудно установить - какие все-таки картины были представлены на выставке. Кроме того, со временем работы были рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях по всему миру. На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону. Это большое, почти детективное исследование стало одним из самых масштабных проектов музея. Поиск работ занял у кураторов больше года. Переговоры с сотнями экспертов позволили выявить около 300 произведений, участвующих в американском турне.

Кузьма Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Кузьма Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Значительную роль в подготовке проекта «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» сыграли также газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам атрибутировать произведение. Так было, например, с картиной «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ «Августовский вечер» Константина Юона, «Чайки» Аркадия Рылова, «После Куликовской битвы» Валентина Серова и еще ряда произведений.

Константин Юон. Августовский вечер. Лигачёво. 1922. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.
Константин Юон. Августовский вечер. Лигачёво. 1922. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.

Всего на выставке в Америке Юон представил 18 работ, четыре из них были куплены.

Константин Юон. Провинциалки. 1920-1922. Бумага, акварель. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Константин Юон. Провинциалки. 1920-1922. Бумага, акварель. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

То, что на выставке присутствуют картины очень разных художников, иногда не самого высокого уровня, к сожалению, снижает общее впечатление. Спасают положение, как всегда, работы Петра Кончаловского и Константина Сомова. Среди открытий выставки картина «Старый балет» Константина Сомова, обнаруженная на одном из американских аукционов.

Константин Сомов. Старый балет. 1923. Холст, масло. Частное собрание, Европа.
Константин Сомов. Старый балет. 1923. Холст, масло. Частное собрание, Европа.

Сюжет балета, представленного на картине Сомова – история трагической любви Франческа да Римини к брату собственного мужа из «Божественной комедии» Данте, вдохновившая Петра Чайковского и Сергея Рахманинова на создание музыкальных произведений. Эта картина имела очень большой успех в Нью-Йорке и была куплена коллекционером Альбертом Ротбартом. Всего на выставке в Америке Сомовым было представлено 15 живописных работ, две фарфоровые статуэтки, три акварели и 18 раскрашенных вручную иллюстраций из «Книги маркизы». Из Америки в Россию художник не вернулся.

Константин Сомов. Эскиз афиши к выставке русского искусства. 1924. Бумага, акварель. Собрание С.Б.Степанова, Москва.
Константин Сомов. Эскиз афиши к выставке русского искусства. 1924. Бумага, акварель. Собрание С.Б.Степанова, Москва.
Влюбленные. 1905. - Дама, снимающая маску. 1906. Модели Константина Сомова. Государственный фарфоровый завод. 1920-е. Фарфор, надглазурная роспись. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Влюбленные. 1905. - Дама, снимающая маску. 1906. Модели Константина Сомова. Государственный фарфоровый завод. 1920-е. Фарфор, надглазурная роспись. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Константин Сомов. Иллюстрации в Сборнике поэзии и прозы «Книга маркизы». Собрание М.В.Сеславинского, Москва.
Константин Сомов. Иллюстрации в Сборнике поэзии и прозы «Книга маркизы». Собрание М.В.Сеславинского, Москва.

Петр Кончаловский на выставку в Америке представил 20 работ, в основном пейзажи и портреты. Разыскать некоторые полотна было просто – они находятся в коллекциях Третьяковки и Русского музея.

Петр Кончаловский. Перед зеркалом. 1923. Холст, масло. ГТГ.
Петр Кончаловский. Перед зеркалом. 1923. Холст, масло. ГТГ.
Петр Кончаловский. Спящая девушка. 1923. Холст, масло. Собрание В.М.Шкулёва, Москва.
Петр Кончаловский. Спящая девушка. 1923. Холст, масло. Собрание В.М.Шкулёва, Москва.
Петр Кончаловский. Цветы на скатерти. 1919. Холст, масло. Русский музей.
Петр Кончаловский. Цветы на скатерти. 1919. Холст, масло. Русский музей.
Петр Кончаловский. Пруд (Озеро). 1921. Холст, масло. Русский музей.
Петр Кончаловский. Пруд (Озеро). 1921. Холст, масло. Русский музей.
Петр Кончаловский. Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Петр Кончаловский. Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Илья Машков на выставку в Америке также представил 20 работ,  из которых половина - натюрморты, но куплено было только три  пейзажа.

Илья Машков. Натюрморт с фруктами. Арбуз и виноград. 1923. Холст, масло. ГТГ.
Илья Машков. Натюрморт с фруктами. Арбуз и виноград. 1923. Холст, масло. ГТГ.
Илья Машков. Искусственные фрукты. 1922- начало 1923. Частное собрание, Москва. - Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922-1923. Русский музей. – Обе: Холст, масло.
Илья Машков. Искусственные фрукты. 1922- начало 1923. Частное собрание, Москва. - Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922-1923. Русский музей. – Обе: Холст, масло.
Илья Машков. Портрет Николая Скаткина. 1921-1923. Холст, масло. ГТГ.
Илья Машков. Портрет Николая Скаткина. 1921-1923. Холст, масло. ГТГ.
Илья Машков. Нева. Островки. Дом отдыха. 1923. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств ми. И.И.Машкова.
Илья Машков. Нева. Островки. Дом отдыха. 1923. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств ми. И.И.Машкова.
Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. Около 1907-1909. Холст, масло. Галерея Альбертина, Вена.
Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. Около 1907-1909. Холст, масло. Галерея Альбертина, Вена.

К моменту проведения выставки Михаил Ларионов уже пять лет жил в Париже. В Америку он отправил только своего «Офицерского парикмахера», созданного еще во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Эта яркая, гротескно-контрастная работа показывает ранние неопримитивистские поиски художника, который в тот период вдохновлялся стилем провинциальных вывесок.

Аристарх Лентулов. Сергиев Посад. 1922. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван.
Аристарх Лентулов. Сергиев Посад. 1922. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван.
Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Чебоксаровой. 1919. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Чебоксаровой. 1919. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
Мартирос Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Холст, темпера. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Мартирос Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Холст, темпера. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Лев Бакст. Охотница. 1922. Бумага на холсте, карандаш, темпера. Частное собрание, Москва. - Только одна  работа Бакста была представлена на американской выставке.
Лев Бакст. Охотница. 1922. Бумага на холсте, карандаш, темпера. Частное собрание, Москва. - Только одна работа Бакста была представлена на американской выставке.

С 1920 года Борис Григорьев жил во Франции, к этому периоду относится бретонский цикл, в том числе и представленные портреты, показанные в Америке. Эти портретные образы – сдержанные и как будто застывшие – при этом отличаются крайней степенью выразительности и полны внутренней энергией.

Борис Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание, Москва. -  Рыбак с крабом. 1922-1923. Собрание А. и М. Беккерман, Нью-Йорк. – Обе: Холст, масло.
Борис Григорьев. Бретонская рыбачка с ребенком. 1923. Частное собрание, Москва. - Рыбак с крабом. 1922-1923. Собрание А. и М. Беккерман, Нью-Йорк. – Обе: Холст, масло.

В раннем творчестве Владимир Гринберг увлекался неоклассицизмом. На портрете 1917 года изображен Сергей Шилтов – певец, бас, позже профессор Ленинградской и Львовской консерваторий. В этой картине заметны отсылки художника к работам мастеров итальянского и Северного Возрождения: поза модели, держащей в руке монету, атрибуты кабинета ученого, Библия и четки – все это сообщает портрету конкретного человека вневременной характер.

Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова  (Юноша с монетой). 1917. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова (Юноша с монетой). 1917. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова. Фрагмент.
Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова. Фрагмент.
Владимир Гринберг. Портрет Аты Рысс. 1922. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Владимир Гринберг. Портрет Аты Рысс. 1922. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Немного акварелей с выставки.

Анна Остроумова-Лебедева. Ледоход на Неве. 1923. Бумага, акварель. Собрание Д.Е.Шипетина, Москва.
Анна Остроумова-Лебедева. Ледоход на Неве. 1923. Бумага, акварель. Собрание Д.Е.Шипетина, Москва.
Евгений Лансере. Аул Кафыр-Кумух в Дагестане. 1918. Бумага, акварель, белила, уголь. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Евгений Лансере. Аул Кафыр-Кумух в Дагестане. 1918. Бумага, акварель, белила, уголь. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Борис Кустодиев. Марфа и Марина (дети Шаляпина). 1920. Бумага, акварель. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Борис Кустодиев. Марфа и Марина (дети Шаляпина). 1920. Бумага, акварель. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

В Америке было представлено более 20 работ Кустодиева в разных жанрах.

Продолжение в Русское искусство в Нью-Йорке. 1924. Часть 2 и Русское искусство в Нью-Йорке. 1924. Гипотезы.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.