bogachkova1957

Categories:

Симонов монастырь. Архитектурный сиам

1930 год стал для Симонова монастыря в Москве грозовым, да, именно, грозовым. Как молния в грозу разрывает дерево пополам, так и старый монастырь разорвало надвое – и одна половина сгорела в плену амбиций советской власти. Так и живут теперь вместе эти сиамские близнецы: сохранившаяся часть Симонова монастыря и ДК ЗИЛ, построенный на месте утраченной части.

Симонов монастырь и ДК ЗИЛ. Фото 2021.
Симонов монастырь и ДК ЗИЛ. Фото 2021.

В настоящее время из-за разросшихся деревьев трудно представить себе этакий симбиоз, но его хорошо видно на фото 1982 года, когда дома по Восточной улице, 9 еще не было.

Симонов монастырь и ДК ЗИЛ. Фото 1982.
Симонов монастырь и ДК ЗИЛ. Фото 1982.

В 1929 году территорию монастыря выбрали для строительства Дворца культуры. В ночь на 21 января 1930 года была взорвана часть построек монастыря. В ходе сноса уцелели только южная стена с тремя башнями, трапезная с Тихвинской церковью и некоторые служебные постройки. Спасти обитель от разрушения пытался замечательный архитектор-реставратор и первый директор Коломенского - Петр Дмитриевич Барановский. Вот что он писал: «После того, как взорвали соборы и колокольню Симонова монастыря в январе 1930 года, я не могу проходить мимо. Симонов монастырь был жемчужиной русской архитектуры, пожалуй, самым красивым из русских монастырей. Я не могу себе простить, что Симонов монастырь уничтожен, а я остался жив».

Фото С.Фридлянда. Журнал "Огонек". № 4 (356) 10 февраля, 1930 год. Название фото Шапка «Вместо крепости церковного мракобесия – рабочий дворец культуры». В публикации «Огонька» подчеркивалось, что собор и крепостные стены сознательно взрывали в шестую годовщину смерти Ленина, в ночь на 21 января 1930 года.
Фото С.Фридлянда. Журнал "Огонек". № 4 (356) 10 февраля, 1930 год. Название фото Шапка «Вместо крепости церковного мракобесия – рабочий дворец культуры». В публикации «Огонька» подчеркивалось, что собор и крепостные стены сознательно взрывали в шестую годовщину смерти Ленина, в ночь на 21 января 1930 года.

На всесоюзном клубном совещании в 1930 году был одобрен план укрупнённого клубного строительства в Москве, рассчитанного на создание в течение 1930–1932 гг. сети из нескольких централизованных районных дворцов культуры. Но еще в 1929 году Московский областком профессионального союза металлистов разработал программу проектирования дворца культуры Пролетарского района Москвы, для реализации которой в марте 1930 году был объявлен конкурс архитектурных проектов, который выиграли братья Веснины. Строительство ДК продолжалась в течение нескольких лет (вплоть до 1937 года.).

Проект Дворца культуры автозавода им. Сталина (он тогда так назывался). 1929-1930. Арх. Л.А. и А.А. Веснины.
Проект Дворца культуры автозавода им. Сталина (он тогда так назывался). 1929-1930. Арх. Л.А. и А.А. Веснины.
ДК ЗИЛ. Фото 2021.
ДК ЗИЛ. Фото 2021.
Первая постройка. Дворец культуры автозавода им. Сталина. Фото 1930.
Первая постройка. Дворец культуры автозавода им. Сталина. Фото 1930.

Классический памятник советского конструктивизма раскрывается не сразу, для этого надо обойти его вокруг, посмотреть смену ракурсов с разных точек Главный фасад здания организован перпендикулярно Восточной ул. На фасаде доминирует огромный выпуклый остеклённый эркер на двух тонких столбах, за которым располагается главное театральное фойе. Здесь находятся входы в театр, в клубную часть и в библиотеку. Восточный театральный фасад выходит на Восточную ул. — с этой стороны расположены кассы театра. Западный парковый фасад обращён в сторону реки и акцентирован по центру остеклённой полуротондой на столбах. Южный фасад обращён к сохранившейся части Симонова монастыря. На плане, приведенном ниже, видно как ДК ЗИЛа располагается относительно Симонова монастыря.

Рассмотрим сначала сохранившиеся сооружения Симонова монастыря и их состояние на данный момент времени – осень 2021 года.

Башня «Дуло». 1630-1640-е. Фото 2021 и 1890-1910. Раньше на башне был флюгер в виде парящего в воздухе ангела.
Башня «Дуло». 1630-1640-е. Фото 2021 и 1890-1910. Раньше на башне был флюгер в виде парящего в воздухе ангела.

Башня «Дуло».  Это самая величественная башня крепости, ее фото традиционно помещают во всех изданиях по истории русской архитектуры. Существуют две версии происхождения названия башни: первая, башня была названа по имени предводителя татарского войска, убитого с этой башни стрелой, и вторая - напоминает ствол пушки. Выстроена она в стратегически самом ответственном месте – в юго-западном углу монастыря, защищая подходы от реки Москвы. Произведенные исследования кладки башни «Дуло» и примыкающих к ней стены западного и южного прясла, указывают на одновременность их постройки. И это время 1630-1640-х годов, хотя часть исследователей приписывают авторство башни Федору Коню и время постройки, естественно, конец XVI в., но это сомнительно. Время постройки стен и башен Симонова монастыря совершенно определенно устанавливается на основе забытого источника - дополнение 1647 г. к Хронографу 1617 г., где в повествовании о строительных заслугах царя Михаила Федоровича сказано: «созданы быша в честных обителях Московских у Спаса на Новом и у пречистыя в Симонове ограды каменныя... в пятое десятерице втораго ста осмыя тысящи лет». Следовательно, каменную ограду Симонов монастырь получил в царствование Михаила Федоровича в 1642 году.

Башня «Дуло». Фото 2021.
Башня «Дуло». Фото 2021.

Это 16-гранная башня с лопатками, выступающими из плоскости на полкирпича. Башня имеет три ряда бойниц, расположенных в шахматном порядке. Толщина стен из большемерного кирпича с применением белого камня доходит до 2,5 м, внутренний диаметр равен 13,8 м по нижнему ярусу. С внутренней стороны стены башни прорезаны в три яруса вперебежку глубокими камерами боя с площадками перед бойницами, образуя жёсткую сотоподобную конструкцию. Наверху по окружности башни устроена галерея. В основаниях галереи прорублены навесные бойницы-машикули для верхнего наклонного боя. Краснокирпичная кладка простенков между бойницами декорирована белокаменными вставками в шахматном порядке. Первоначально она была перекрыта деревянным шатром с опорой на восьмигранный столб с лестницей внутри (утрачен), который поднимался в середине башни и выше кровли заканчивался деревянной смотрильней.

 Башня «Дуло». Фундамент башни из гранитных валунов.
Башня «Дуло». Фундамент башни из гранитных валунов.

В 1680-х годах над башней (и над всеми другими башнями) был сооружен кирпичный шатёр на многогранном арочном основании, завершённый двухъярусной башенкой, перекрытой куполом. Устои аркады, несущей шатёр шестнадцатигранника, оформлены пучками пяти полуколонн с перехватом. Шестнадцать рёбер высокого шатра прорезаны внизу арочными слухами-люкарнами в наличниках с треугольными фронтонами, а вверху – щелевидными проёмами, и акцентированы тягами-гуртами. Двухъярусная смотрильня оформлена в том же стиле: нижний ярус её утяжелён пучками полуколонок и подчёркнут в основании поясом ширинок, а рёбра верхнего акцентированы трехчетвертными колонками, что в целом характерно для нарышкинского барокко. Шатёр и купол были покрыты красной черепицей. К концу XIX века черепичное покрытие обветшало и было заменено на железное, черепицей покрыт только купол башни. На куполе в 1830-х годах был установлен флюгер в виде парящего в воздухе ажурного ангела (утрачен в первой четверти ХХ века). Со временем башню стали использовать для хранения зерна и муки и называть Хлебодарной.

Фундамент и нижняя часть мощного цоколя сложены из огромных гранитных валунов, верхняя часть цоколя – из нескольких рядов белокаменных блоков. 

Следующая башня «Кузнечная» расположена в прясле южной стены. Эта самая маленькая по размерам башня монастыря имеет в плане пятиугольную форму. Из плоскости стены она выступает утюгом с тупым углом. Ее стены толщиной 1,8 м прорезаны редко расставленными узкими бойницами, расположенными в два яруса. Башню венчает пояс нависающих над стеной машикулей. Кирпичная кладка бойниц декорирована белокаменными клиньями. 

Башня «Кузнечная». Вид снаружи и изнутри монастырских стен. Фото 2021.
Башня «Кузнечная». Вид снаружи и изнутри монастырских стен. Фото 2021.

Во втором ярусе башни имеется два дверных проема с выходом на ходовую площадку крепостной стены. Кирпичный шатер на шестигранном основании, завершённый одноярусной башенкой, перекрыт сомкнутым сводом. Надстройка украшена пучками полуколонок, объединённых общим карнизом. Шатер и гранёный купол башенки-смотрильни покрыты городчатой черепицей.

Башня «Солевая», расположенная в юго-восточном углу крепости, как и башня «Дуло», имеет многогранную форму, но уступает ей в размерах. Высокие гладкие стены восьмигранного объёма завершаются над машикулями глухим парапетом. Посередине башни между подошвенным и средним боем протянут тонкий ряд кирпичного карниза.

Башня «Солевая». Вид снаружи и изнутри монастырских стен. Фото 2021.
Башня «Солевая». Вид снаружи и изнутри монастырских стен. Фото 2021.

Кирпичный шатёр на восьмигранном основании, завершённый двухъярусной башенкой-смотрильней, перекрыт сомкнутым сводом. Арочные проёмы основания шатра объединяются поясом архивольт и тройными полуколонками. Башня-смотрильня прорезана в обоих ярусах арочными проёмами с архивольтами на полуколонках. Шатер и башенка покрыты городчатой черепицей. Возможно, что в конце XVII века башня была превращена в соляной амбар, отсюда такое название башни.

Башня «Солевая». Арочные проёмы основания шатра объединяются поясом архивольт и тройными полуколонками.
Башня «Солевая». Арочные проёмы основания шатра объединяются поясом архивольт и тройными полуколонками.

Стены монастыря. После Смутного времени вокруг монастыря были воздвигнуты новые крепостные сооружения. Стена длиной 845 метров имела пять башен, трое проездных ворот, две надвратные церкви. Сохранилась южная стена с тремя башнями, небольшая часть западной и малая часть восточной. С наружной стороны стены крепости имели сплошную гладкую поверхность, расчленены только горизонтальными тягами и завершены прямоугольными кирпичными зубцами, которые поставлены на выступающие машикули. Внутренняя сторона стен представляет собой аркатуру глубиной до 1,2 м с бойницами подошвенного боя. На арки опирается боевая ходовая площадка с кирпичным парапетом и столбами на нём для опоры кровли. Боевой ход вёл сквозь крепостные башни. Всходы на галереи находились у башен, к которым примыкали прежде кирпичные, а впоследствии деревянные лестницы. 

Прясло стен Симонова монастыря между башнями «Дуло» и «Кузнечной». Фото 2021.
Прясло стен Симонова монастыря между башнями «Дуло» и «Кузнечной». Фото 2021.

До настоящего времени сохранилось подлинное прясло стен между башней «Дуло» и «Кузнечной» (около 95 м) и часть западного прясла от башни «Дуло» к несохранившимся Водяным воротам (50 м). 

Сохранившийся участок восточной стены от башни «Дуло» (слева).
Сохранившийся участок восточной стены от башни «Дуло» (слева).
Полуразрушенное прясло стен Симонова монастыря между «Кузнечной» и «Солевой» башнями. Фото 2021.
Полуразрушенное прясло стен Симонова монастыря между «Кузнечной» и «Солевой» башнями. Фото 2021.

В настоящее время пытаются построить заново снесённое ранее прясло стен между «Кузнечной» и «Солевой» башнями.

На территории монастыря сохранился только один храм - Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Уникальность этого храма в том, что он практически не перестраивался и сохранил практически все архитектурные элементы первых архитекторов.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Рисунок с натуры К. Рабус, печать Кирстен. 1843.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Рисунок с натуры К. Рабус, печать Кирстен. 1843.

Строительство здания трапезной с Тихвинской церковью было начато в 1680 году Парфеном Петровым. В чистом ли поле началось строительство храма с трапезной или на более старом подклете, точно неизвестно: возможно, что подвалы уже хотя бы частично существовали, но это точно не фрагменты постройки конца XV века. Из архивных документов следует, что свод только что взведенной новой трапезной обрушился в 1681 году (челобитные от 15 и 21 сентября 7190 года, адресованные царю Феодору Алексеевичу). В конце мая 1682 года «Парфенко Петров» всё ещё «сидит за решеткою»

Завершал постройку трапезной архитектор Осип Старцев. Но вопрос, когда именно Осип Старцев приступил к перестройке трапезной, остается неясным; неизвестно также, принимал ли дальнейшее участие в её строительстве Парфен Петров после своего освобождения; да и кто, собственно, был инициатором кардинальной перестройки здания с включением западноевропейских форм в его декор. Есть мнение, что отстранение от работ Парфена Петрова вызвано, кроме прочего, и несоответствием довольно архаичных декоративных форм возводимой им трапезной новым художественным требованиям конца XVII века. Помимо барочного западного фасада, Старцев окружил трапезную галерей на уровне первого этажа.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Западный фасад. 1680-1687. Арх. Парфен Петров и  Осип Старцев.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Западный фасад. 1680-1687. Арх. Парфен Петров и Осип Старцев.

Точной даты окончания строительства трапезной не установлено; предполагается, что перестройка и достройка продолжалась с 1683 по 1687 годы.

Симонов монастырь. Трапезная церковь. Северный фасад и план. Тюрин Е. Д. 1830-е.
Симонов монастырь. Трапезная церковь. Северный фасад и план. Тюрин Е. Д. 1830-е.
Новая трапезная. План. 1847. Автор неизвестен.
Новая трапезная. План. 1847. Автор неизвестен.

 Уже в июне 1740 года архитектор Иван Мичурин говорит о разрушениях «каменных переходов» вокруг трапезной церкви и государевой палаты, а также «заднего каменного крыльца» и предписывается все поврежденные детали разобрать и вновь сделать. В 1796 году к церкви пристроили два придела. Около 1820 года обветшавшая южная пристройка XVII века, где находились помещения для приготовления и раздачи ищи, была частично разобрана (второй этаж), а пристроена «большая братская трапеза с поварней и хлебней, и вся росписана».

Самая серьёзная перестройка Новой трапезной началась, однако, когда завершались работы на основной постройке тех лет в монастыре – Колокольне (1839, арх. К.А. Тон). Двухъярусное завершение храма возведено было в процессе перестройки здания. 

Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Фото 1893.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Фото 1893.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Барочный западный фасад. Фото 1896.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Барочный западный фасад. Фото 1896.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Крытое парадное крыльцо. Фото 1920-1923.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Крытое парадное крыльцо. Фото 1920-1923.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Парадное крыльцо. Фото 1920-1928.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с Трапезной. Парадное крыльцо. Фото 1920-1928.
Обрушение парадного крыльца храма. Фото 1928.
Обрушение парадного крыльца храма. Фото 1928.

После революции в 1923 году в Тихвинской церкви с трапезной был устроен музей. Однако были и другие планы по использованию храма: в 1927 году профсоюз металлистов просил предоставить Тихвинскую церковь для занятий физкультурой, а в 1928 году оборудовали мастерскую с 29 станками. В результате такого бесхозяйственного отношения к памятнику обрушилось парадное северное крыльцо храма.

Пережил храм и взрывы 1930 года, а летом 1931 года в клубе уже проводилась выставка проектов Дворца культуры Пролетарского района.

Храм сразу после взрывов 1930 года.
Храм сразу после взрывов 1930 года.

Много лет трапезная, как и другие уцелевшие монастырские здания, использовалась в качестве жилья: перед её северным фасадом был разбит регулярный огород с грядками; на фотографии начала 1950-х годов у восточного фасада ещё видно развешенное бельё.

Новая трапезная. Восточный фасад. Фото 1950-е.
Новая трапезная. Восточный фасад. Фото 1950-е.

Зимой 1957–1958 гг. после освобождения храма от общежития ЗИЛ, были разобраны все временные перегородки в церкви, проведены газ, электропроводка, установлены станки и рабочие столы цехов для Промкомбината «Рыболов-спортсмен», который в 1983 году довел храм до аварийного состояния. 

Когда промкомбинат «Рыболов-спортсмен» был выведен с территории монастыря, здание стали занимать производственные цеха объединения «Росмонументискусство». К сожалению, грандиозному плану превращения сохранившейся части ансамбля Симонова монастыря в культурно-просветительный центр, с музейными функциями в том числе, так и не суждено было сбыться. Уже к концу 1980-х годов финансирование реставрационных работ резко сократилось, а с 1992 года прекратилось совсем. Но 31 декабря 1991 года была зарегистрирована община глухих, и для Новой трапезной с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря началась новая история её существования.

Тем не менее, за период с 1983 по 1992 год был произведен довольно большой объем работ по исследованию и реставрации Храма с трапезной.

Продолжение смотрите в следующем блоге — Симонов монастырь

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.