bogachkova1957

Categories:

Юрий Пименов

                        Художник должен быть самим собой. Не надо от Ренуара требовать трагизма Делакруа.

До сих пор не умолкают споры вокруг творчества Юрия Пименова: кто он -  изумительный живописец или — типичный советский провластный художник. Вот уж совсем не собираюсь ввязываться в эти споры, а просто покажу картины художника с выставки – судите сами. А еще за свои картины пусть говорит сам Юрий Пименов.

Снежок. 1953. Бумага, уголь, акварель, белила. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Снежок. 1953. Бумага, уголь, акварель, белила. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Выставка произведений Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) в Третьяковской галерее – это первая его выставка здесь, в Третьяковке. Она охватывает весь путь мастера с начала 1920-х до самого конца его жизни. Представлены живопись и графика художника, и даже воспроизведения его несохранившихся работ. Всего в экспозиции около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии.

Дороги и люди. Самое знаменитое полотно Пименова, наверное,  картина «Новая Москва» (1937), на которой в открытом автомобиле он изобразил свою беременную в то время жену. «Меня всегда интересовали и дороги, и люди. Эти темы — люди на дорогах; дороги, уходящие куда-то, — можно понимать локально, а можно и очень широко, как широкие понятия «дороги жизни». - Юрий Пименов «О себе, о времени и об искусстве». 

Ю.Пименов. Новая Москва. 1937. Холст, масло. ГТГ.
Ю.Пименов. Новая Москва. 1937. Холст, масло. ГТГ.

Широко открытое окно в жизнь... Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя - молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. В бликах солнца, играющих на полированных кузовах автомобилей, и в пестрой мозаике толпы пешеходов...

Фронтовая дорога. 1944. Холст, масло. Русский музей.
Фронтовая дорога. 1944. Холст, масло. Русский музей.

Потом художник еще дважды вернется к этой композиции - в 1944-м и 1960-м годах. Асфальтированное столичное шоссе, протоптанные в снегу тропинки, колеи фронтовых путей и мостки — эти дороги как символы человеческих судеб.

Проливной дождь. 1957. Холст, масло. Русский музей.
Проливной дождь. 1957. Холст, масло. Русский музей.

А дождь на картинах Пименова предстает самым любимым его персонажем. Вот, как сам художник рассказывает об этом: «Я очень люблю дождь. Люблю это состояние природы, люблю ту свежесть, которая приходит с дождем. Люблю мокрые зонты, и их ритмичное движение по улицам. Люблю капли на ветках, которые нежно и хрупко сидят на этих веточках. Это мне все очень нравится. Природа дождя меня всегда очень привлекала, и я старался передать это ощущение в искусстве». 

Ливень. 1963. Серия «Новые кварталы». Холст, масло. ГТГ.
Ливень. 1963. Серия «Новые кварталы». Холст, масло. ГТГ.

«...Ведь дождь сам по себе великий художник, превращающий самый банальный городской пейзаж в симфонию свежих, поющих согласно красок… Капли дождя трепещут на лице куда-то бегущей девушки, они блестят на стеклах мчащихся автомобилей, сверкают на листьях деревьев, на букетах цветов в руках у промокших влюбленных… Дождь превращает уличный асфальт, витрины магазинов, окна домов в огромное зеркало, в гранях которого пляшут багровые, бирюзовые, фиолетовые влажные факелы реклам, зеленые, желтые, красные огни светофоров, то бледно-лиловый, то золотисто-желтый свет фонарей…  Нет, поистине дождь – колдун… Ведь это он способен мгновенно превращать современную улицу второй половины двадцатого века в некое подобие готической архаики». - И.Долгополов «Пименов».

Конечная станция. Серия «Московская жизнь». 1956. Бумага, акварель. Русский музей.
Конечная станция. Серия «Московская жизнь». 1956. Бумага, акварель. Русский музей.
Москва. Садовое кольцо. 1957. Бумага, акварель. Русский музей.
Москва. Садовое кольцо. 1957. Бумага, акварель. Русский музей.

Необычная манера письма живописца, его видимая подпись, которую не спутаешь ни с кем  - это мелкий полупрозрачный мазок на его картинах.

Натюрморты художника также уникальны. Вещи на картинах Пименова существуют не сами по себе, они повествуют о человеке и его мире, о времени... Зрителю нужно лишь повнимательнее присмотреться и почувствовать все то, о чем они хотят ему поведать.

Ожидание. 1959. Серия «Вещи каждого дня». Холст, масло. ГТГ.
Ожидание. 1959. Серия «Вещи каждого дня». Холст, масло. ГТГ.

«...Человек должен уметь понимать вещи, уметь видеть их путь по жизни, видеть то, что за ними проявляется. Без этого увлекательного чувства мир будет лишён ещё одной поэзии реальности, вещи останутся только скучными инвентарными номерами». – Ю.Пименов.

Старые и новые вещи. 1967. Серия «Вещи людей». Холст, масло. ГТГ.
Старые и новые вещи. 1967. Серия «Вещи людей». Холст, масло. ГТГ.
Лирические стихи. 1965. Серия «Вещи людей». Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.
Лирические стихи. 1965. Серия «Вещи людей». Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.
Натюрморт с желтой чашкой. 1974. Серия «Вещи людей». Фанера, масло. Собрание Т.Г.Пименовой, Москва.
Натюрморт с желтой чашкой. 1974. Серия «Вещи людей». Фанера, масло. Собрание Т.Г.Пименовой, Москва.
Натюрморт с чашками. 1975. Дерево, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.
Натюрморт с чашками. 1975. Дерево, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.
В день золотой свадьбы. 1957. Бумага, акварель, белила, карандаш. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
В день золотой свадьбы. 1957. Бумага, акварель, белила, карандаш. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«…Умение передать большое в малом, общее посредством частного, с великолепным умением обобщить каждую частность, составляет одну из наисильнейших сторон вашего дарования». – Ираклий Андроников – Юрию Пименову.

Фрагмент. Работницы Уралмаша за чаем. 1935. Правая часть триптиха «работницы Уралмаша». Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Фрагмент. Работницы Уралмаша за чаем. 1935. Правая часть триптиха «работницы Уралмаша». Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Фрагмент.  Женщина в гамаке. 1934. Холст, масло. Русский музей.
Фрагмент. Женщина в гамаке. 1934. Холст, масло. Русский музей.
Фрагмент.  Почта пришла. 1940. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
Фрагмент. Почта пришла. 1940. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
Натюрморт с соломенной шляпкой. 1936. Холст, масло. Национальный художественный музей Латвии, Рига.
Натюрморт с соломенной шляпкой. 1936. Холст, масло. Национальный художественный музей Латвии, Рига.
Фрагмент. Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ.
Фрагмент. Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ.

Путешествия. «Для художника путешествие – это утомительный, интересный и очень трудный хлеб… В чужой стране все ново и разрознено в своих картинах жизни. Разная реальность встречается нам в путешествии на каждом шагу – непривычная, неожиданная, чужая – древние камни развалин и приниженность нищеты, погода другого климата и вкус неожиданной еды…» - Юрий Пименов.

Италия. 1929-1932. Серия «Запад». Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Италия. 1929-1932. Серия «Запад». Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Далее картины из серии «Рассказы о простой Европе».

Улица Сан Доменик. 1958. Холст, масло. ГТГ.
Улица Сан Доменик. 1958. Холст, масло. ГТГ.
Парижские авто. 1958. Холст, масло. ГТГ.
Парижские авто. 1958. Холст, масло. ГТГ.
Венеция: Лавка соломенных шляп. - Одинокая продавщица цветов (фрагмент). 1958. Холст, масло. Русский музей.
Венеция: Лавка соломенных шляп. - Одинокая продавщица цветов (фрагмент). 1958. Холст, масло. Русский музей.

«Второй раз я был в Венеции … в 1958 году.  Я много ходил по ее запутанным, узким улицам. Меня даже больше великолепных знаменитых музеев интересовала обыкновенная человеческая жизнь, мне попадались маленькие дворики с пестрым бельем, прекрасные женщины за стиркой в блеске мокрого белья, мыльной пены. Рыбные ряды с тем особым запахом морской рыбы, влажной, серебристой, скользкой. На одной из площадей, которая выложена старинными плитами и напоминает танцевальный зал, в окружении старых зданий, среди пестрой и нарочито шумной толпы туристов, в ярких обтянутых штанах, бородатых юношей и перекрашенных дам, среди этого прекрасного города, пестроты и шума продавала цветы женщина в подчеркнуто темном и простом платке, подчеркнуто просто причесанная, с деревенскими корзинами, где лежали свежие и нежные цветы». – Юрий Пименов. - «Меня она восхитила своей благородной простотой, нежностью цветов на фоне старинных плит, и я, страшно спеша, боясь, что она уйдет, сделал несколько набросков: она, площадь, толпа вдалеке. Потом по наброскам написал картину. Прибавлю, что эта женщина была очень одинока среди города и этой толпы...»

Лондонские балетные портнихи. 1961 и 1971. Бумага, черная акварель, белила, гуашь. Русский музей.
Лондонские балетные портнихи. 1961 и 1971. Бумага, черная акварель, белила, гуашь. Русский музей.

«Лондонские балетные портнихи, худенькие городские девушки, шьющие цветные пачки, сидя на столах большой нанятой квартиры, покуривая и временами попивая пиво из темной бутылки… Мне эта атмосфера интересна и дорога необыкновенно. Рисовать там для меня просто наслаждение». - Юрий Пименов.

Театр и кино – таинственный мир зрелищ. Юрий Пименов много и более чем успешно работал в театре и кинематографе. Еще будучи студентом ВХУТЕМАСа, Пименов делал иллюстрации для различных журналов, в том числе — для «Советского экрана». 

Героиня нашего и не нашего экрана. 1927. Рисунок для журнала «Советский экран». Бумага,  гуашь, тушь, кисть, карандаш. ГТГ.
Героиня нашего и не нашего экрана. 1927. Рисунок для журнала «Советский экран». Бумага, гуашь, тушь, кисть, карандаш. ГТГ.

В кино Юрий Пименов, к примеру, делал декорации для фильма «Кубанские казаки», участвовал в создании фильма «Красное и черное». Но главное — Пименов стал мастером рекламного киноплаката.

Эскизы к кинофильму «Солнце восходит на Западе»: Женщина с собакой. - Одна из бара. 1931. Бумага,  гуашь, тушь, кисть, карандаш, чернила. ГТГ.
Эскизы к кинофильму «Солнце восходит на Западе»: Женщина с собакой. - Одна из бара. 1931. Бумага, гуашь, тушь, кисть, карандаш, чернила. ГТГ.
Женская рука. 1975-1976. Эскиз к фильму «Красное и черное», режиссер С.Герасимов. Бумага, тушь, перо, карандаш. Собрание М.Г.Пименова, Москва.
Женская рука. 1975-1976. Эскиз к фильму «Красное и черное», режиссер С.Герасимов. Бумага, тушь, перо, карандаш. Собрание М.Г.Пименова, Москва.
Серия «Таинственный мир зрелищ»: Любовь к трем апельсинам. 1971. Бумага, гуашь. Собрание М.Г. Пименова, Москва. - Сирано де Бержерак. 1970. Бумага, пастель, белила. ГТГ.
Серия «Таинственный мир зрелищ»: Любовь к трем апельсинам. 1971. Бумага, гуашь. Собрание М.Г. Пименова, Москва. - Сирано де Бержерак. 1970. Бумага, пастель, белила. ГТГ.

«Мне пришлось много работать в качестве художника в разных театрах. Я узнал этот необыкновенный и незнакомый для зрителя мир, так сказать, изнутри… Мне это было очень интересно, я познакомился с тем, как свет освещает и меняет расписанный холст, как бутафорские материалы на сцене становятся драгоценными и как спектакль … превращается в нечто единое и цельное… Этот мир оказался необыкновенно увлекательным – душа зрелища как-то приблизилась, раскрылась, стали понятны многие механизмы этих тайн, но очарование осталось, оно только обернулось более теплой… стороной». - Юрий Пименов.

Галина Уланова в роли Жизель. 1960. Холст, масло. Музей Большого театра России, Москва.
Галина Уланова в роли Жизель. 1960. Холст, масло. Музей Большого театра России, Москва.
Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» в МХАТе. 1950-1960-е. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» в МХАТе. 1950-1960-е. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

«Именно театр давал мне много работы в ту пору, когда моя живопись „не шла“, когда меня прорабатывали за „импрессионистичность“ и обвиняли в тысячах несуществующих формалистических грехов. Тогда театр просто помогал мне жить. Это был хлеб мой насущный, это была и моя любовь». Кстати, две Сталинские премии (в 1947-м и 1950-м) художник получил именно за оформление театральных спектаклей. 

Эскиз занавеса к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Эскиз занавеса к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье в спектакле «Дама с камелиями», постановка В.Мейерхольда. 1934. Бумага,  гуашь, белила, карандаш. ГТГ. - Эскиз женского костюма к  неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Бумага, соус, акварель, белила. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье в спектакле «Дама с камелиями», постановка В.Мейерхольда. 1934. Бумага, гуашь, белила, карандаш. ГТГ. - Эскиз женского костюма к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Бумага, соус, акварель, белила. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ. - Портрет Т.Самойловой. 1966. Серия «Актеры в ролях». Холст, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.
Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ. - Портрет Т.Самойловой. 1966. Серия «Актеры в ролях». Холст, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

А в следующем блоге – самое интересное: экспрессионизм и несохранившиеся картины Пименова — Юрий Пименов. Поворот.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.