bogachkova1957

Categories:

Район Беговой улицы

Целое лето 2021 года в районе Беговой улицы Москвы гремели отбойные молотки, пахло асфальтом и свежей краской – дошла очередь до благоустройства этого района. Поменяли бордюрный камень, покрасили и почистили некоторые дома, обновили детские площадки, высеяли новые газоны. Красота, посмотрим, однако, что с основными строения, представляющими архитектурную, культурную или историческую ценности.

Беговые ворота со скульптурами «Диоскуры, укрощающие коней». Скульпторы К.А. Клодт, С.М. Волнухин. 1899. Бронза.
Беговые ворота со скульптурами «Диоскуры, укрощающие коней». Скульпторы К.А. Клодт, С.М. Волнухин. 1899. Бронза.

Улица Беговая, Беловая аллея, Скаковая аллея – уже сами названия говорят о том, что это место, так или иначе, связано с лошадьми и лошадиными скачками. И начнем мы свою прогулку через ворота, ведущие на Беговую аллею.

Въезд на Беговую аллею. Фото 1910-1917.  На въезде были ворота из чугуна и ходили они по рельсам. Бесследно исчезли примерно в 1963 году.
Въезд на Беговую аллею. Фото 1910-1917. На въезде были ворота из чугуна и ходили они по рельсам. Бесследно исчезли примерно в 1963 году.

Беговые ворота в начале Беговой аллеи со скульптурами «Диоскуры, укрощающие коней», символизируют центральный проезд к Московскому ипподрому. Диоскуры (отроки Зевса) — в древнегреческой и древнеримской мифологиях братья-близнецы Кастор Полидевк. Созвездие Близнецы названы в их честь.

На высоких постаментах стоят копии коней Петра Карловича Клодта, тех самых, что находятся на Аничковом мосту в Петербурге. А выполнили копии коней из бронзы в 1899 году по эскизам П.К. Клодта его внук - скульптор Константин Александрович Клодт при участии Сергея Михайловича Волнухина.

По Беговой аллее попадаем на площадь перед Главным зданием Ипподрома. Сквер, в котором расположены Скульптура «Юность (Купание лошадей)» и Памятник В. И. Ленину, очень хорошо обустроили: новые дорожки, фонари, скамейки – все очень чисто и удобно.

Скульптура «Юность (Купание лошадей)».  Скульптор Р. Кириллова.
Скульптура «Юность (Купание лошадей)». Скульптор Р. Кириллова.

Главное здание Ипподрома (Беговая ул., 22).  Один из самых больших ипподромов России, старейший в Европе, первый в мире «рысистый» ипподром был основан в 1834 году.  А в 1898–1899 гг. было построено главное здание Московского ипподрома по проекту архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина при участии Р.И. Клейна. Здание слева украшали четыре башенки, а портик справа венчали две квадриги. Территорию ипподрома окружал внушительный забор.

Главное здание Московского ипподрома. Арх. И. Т. Барютин и С. Ф. Кулагин. 1898-1899. Фото 1909.
Главное здание Московского ипподрома. Арх. И. Т. Барютин и С. Ф. Кулагин. 1898-1899. Фото 1909.
Главное здание Московского ипподрома. Фото 1901-1903. Открытое письмо изд. П. Фон-Гиргенсон.
Главное здание Московского ипподрома. Фото 1901-1903. Открытое письмо изд. П. Фон-Гиргенсон.

Здание было реконструировано в 1953–1955 гг. по проекту архитекторов И.В. Жолтовского, В.Л. Воскресенского, П.И. Скокана после пожара 1949 года. Новое здание ипподрома было выстроено в стилистике монументальной сталинской архитектуры, включило в себя часть дореволюционных сооружений и скульптур. Теперь фасад получил два акцента - изящную башню слева и главный вход с 8-колонным портиком под треугольным фронтоном справа и конными изваяниями скульпторов С. М. Волнухина и К. А. Клодта.

Главное здание Московского ипподрома. Фото 1956.
Главное здание Московского ипподрома. Фото 1956.
Главное здание Московского ипподрома. Главный вход с 8-колонным портиком.  1953-1955. Арх. И.В. Жолтовский, В.Л. Воскресенский, П.И. Скокан. Фото 2021.
Главное здание Московского ипподрома. Главный вход с 8-колонным портиком. 1953-1955. Арх. И.В. Жолтовский, В.Л. Воскресенский, П.И. Скокан. Фото 2021.

Замечательные конные скульптуры не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения на новое. Жолтовский одну квадригу сохранил и установил на крыше по центру фасада, а другую использовал поэлементно - лошадей расставили по углам здания.

Статуя квадриги на портике ипподрома. Фото 2021.
Статуя квадриги на портике ипподрома. Фото 2021.
Фото 2019. Автор ivan-hotel в Twitter.
Фото 2019. Автор ivan-hotel в Twitter.
В горельефах – темы  с лошадьми.
В горельефах – темы с лошадьми.
Главное здание Московского ипподрома. Многоярусная башня в стилистике итальянской архитектуры. Фото 2021.
Главное здание Московского ипподрома. Многоярусная башня в стилистике итальянской архитектуры. Фото 2021.

Левая башня ипподрома напоминает также одну из башен Кремля. На шпиле левой башни - гордость ипподрома, флюгер с изображением орловского рысака, символа российского коневодства. На среднем ярусе башни на передней части видны силуэты двух всадников. Это аналоги всадников - Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, которые были установлены в XV веке на Фроловской (ныне Спасской) башне Кремля.

Рядом с ипподромом расположен Дом Скакового общества (Скаковая аллея, 7). Надо было бы быть таким тонким палладианцем, как Жолтовский, чтобы раскрыть в каждом здании мастера глубоко обдуманную композицию масс и комбинацию уровней, игру интервалов и расстановку окон, с помощью которой достигается непогрешимое, безупречное, никогда и никем не достигнутое в такой мере, зрительное впечатление единства.

Дом Скакового общества. Арх. И.В.Жолтовский. 1903-1905. Фото 2021.
Дом Скакового общества. Арх. И.В.Жолтовский. 1903-1905. Фото 2021.

В 1903 году архитектором И.В.Жолтовским, после выигрыша им конкурса, было начато строительство знаменитого здания Скакового общества, имеющего особенную значимость для дальнейшего развития неоклассики в Москве. Это был дебют в Москве для архитектора, всего за три года до этого обосновавшегося в первопрестольной. В этом сооружении были найдены и получили убедительное воплощение в натуре многие формальные приемы: постройка стала примером новых подходов к трактовке ампирных форм.

Дом Скакового общества является, по сути, архитектурной компиляцией, ретроспективистским проектом: в его облике можно выявить и черты, восходящие к виллам Палладио и Романо; и элементы английских палладианских построек XVII–XVIII вв., и античных памятников. Этот проект известен как первая реализованная работа Ивана Жолтовского, прожившего долгую творческую жизнь и впоследствии ставшего одним из ведущих советских архитекторов. 

Дом Скакового общества. Фото 1906-1907.
Дом Скакового общества. Фото 1906-1907.

Немного о палладианстве. Палладианство в России дважды глубоко и серьезно приковывало к себе внимание архитекторов. И ними связаны и два русских перевода «Четырех книг об архитектуре» Палладио. Первый перевод (только двух книг, 1798) принадлежал архитектору Николаю Львову, а второй (полный) – Ивану Жолтовскому. Именно трансформация русской усадьбы в устойчивый архитектурный идеал на рубеже XIX-XX веков способствовала возрождению интереса к палладианству и обращению к нему в практике 1900-1910-х годов. Став предметом для размышлений И.В.Жолтовского, оно оказалось востребовано и последующей сталинской эпохой, многократно воплотившись в «палладианской» до и послевоенной застройке городов СССР. С легкой руки И.В.Жолтовского, впервые (1905-1906) занесшего в Россию принципы строительства Палладио после 100 –летнего перерыва (когда в 1790-1810 гг. были выстроены сотни усадеб палладианского облика), развилась целая школа последователей этого зодчего.

Центральная часть фасада дома Скакового общества. Фото 1906-1907.
Центральная часть фасада дома Скакового общества. Фото 1906-1907.
Дом Скакового общества.  Портик главного входа.
Дом Скакового общества. Портик главного входа.

Фасады дома украшены изумительными лепными рельефами, капители колон необычные - с распускающимся цветком. Обратите также внимание на лепной фриз – в орнаменте почему-то головки быков.

В основе дома лежит П-образный план, повернутый к улице выступами-крыльями, между которыми заглублен главный вход, оформленный в виде портика. Создание Жолтовского отмечено особым «археологизмом» и изяществом. Все детали фасадов безукоризненно прорисовано, но объем в целом уступает им по архитектурным качествам. Чего не скажешь об интерьерах, в которых в полной мере проявилось дарование архитектора и умение им создавать стилевую и художественную целостность.

Боковой фасад дома Скакового общества. Судейский балкон. Фото 2021.
Боковой фасад дома Скакового общества. Судейский балкон. Фото 2021.

С балкона полуротонды члены Скакового общества могли наблюдать за скачками на ипподроме.

Боковой фасад дома Скакового общества. Фото 1905.
Боковой фасад дома Скакового общества. Фото 1905.
Дом Скакового общества. Декор бокового фасада. Фото 2021.
Дом Скакового общества. Декор бокового фасада. Фото 2021.

Лепные детали на фасадах: барельефы «Панафинейское шествие» и «По морским волнам».

Дом Скакового общества. Планы первого и второго этажей.
Дом Скакового общества. Планы первого и второго этажей.

Пишут, что в  доме Скакового общества сохранилась большая часть декоративного оформления интерьеров — потолочная живопись, фигурные карнизы, медальоны с лепными барельефами и полуколонны. Дошла до наших дней и первоначальная планировка. Фото интерьеров на 2014 год я позаимствовала с сайта: 46bip.livejournal.com/226942.html. Интерьеры Дома Скакового общества расписывал известный российский график, живописец, театральный художник Игнатий Нивинский.

Дом Скакового общества. Холл с лестницей на второй этаж. Фото 1905-1907.
Дом Скакового общества. Холл с лестницей на второй этаж. Фото 1905-1907.
Холл с росписями Игнатия Нивинского. Фото 1907.
Холл с росписями Игнатия Нивинского. Фото 1907.
Холл. Фото 2014.
Холл. Фото 2014.
Главный зал Скакового общества. Фото 1908-1912.
Главный зал Скакового общества. Фото 1908-1912.
Главный зал Скакового общества. Потолок. Фото 1912-1915.
Главный зал Скакового общества. Потолок. Фото 1912-1915.
Главный зал Скакового общества. Потолок. Фото 2014.
Главный зал Скакового общества. Потолок. Фото 2014.
Столовая. Фото 1906-1907.
Столовая. Фото 1906-1907.
Столовая. Потолок. Фото 1906-1907.
Столовая. Потолок. Фото 1906-1907.
Столовая. Потолок. Фото 2014.
Столовая. Потолок. Фото 2014.

Корпуса НИИ коневодства сзади дома Скакового общества пристроены в 1930-1934 гг. тем же И.В. Жолтовским. В советские годы здание занимал Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства. Позднее в особняке расположилось Управление командующего Морской авиацией ВМФ СССР. Антиквариат из особняка был передан в музеи, а фрески на потолке сохранились. Военные покинули здание в 2012 году. В настоящее время дом выглядит очень неприглядно: облупившийся фасад, много утрат, все очень грязно, какие-то мрачные пристройки. С бокового фасада находится контора по заготовке лома и отходов драгоценных металлов. Руки Архнадзора сюда не достали.

Далее в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic