bogachkova1957

Categories:

Графика и живопись XVIII-XXI веков

Выставка «Графика и живопись XVIII-XXI веков из фондов Школы акварели Сергея Андрияки» в музейно-выставочном комплексе Школы акварели. Цель выставки — показать наиболее интересную и значимую в образовательном и художественном отношении часть собрания. Коллекция музейно-выставочного комплекса начала формироваться с момента открытия учебного заведения в 1999 году. Собрание пополнялось посредством закупок, пожертвований, передачи в дар от коллекционеров, художников и их наследников. В настоящее время коллекция насчитывает более 800 предметов. Часть работ из Музея акварели Сергея Андрияки я уже представляла ранее.

Август Нотнагель. Вид Неаполя. Середина XIX века. Бумага, акварель.
Август Нотнагель. Вид Неаполя. Середина XIX века. Бумага, акварель.

Представлены уникальные произведения русского и европейского искусства. Выставка характеризуется значительным разнообразием жанров и техник исполнения работ. 

Неизвестный художник. Голова старика. Вторая половина XIX века. Бумага, сангина.
Неизвестный художник. Голова старика. Вторая половина XIX века. Бумага, сангина.
Луи Перен. Церковь Сент-Этьен-ле-Вьё в Кане. Франция. Конец XIX – начало XX века. Бумага, акварель.
Луи Перен. Церковь Сент-Этьен-ле-Вьё в Кане. Франция. Конец XIX – начало XX века. Бумага, акварель.
Джованни Баттиста. Сорренто. Конец XIX  - начало ХХ века. Бумага, гуашь.
Джованни Баттиста. Сорренто. Конец XIX - начало ХХ века. Бумага, гуашь.
Ганзен А.В. Прибой. 1910-е. Бумага, картон, акварель.
Ганзен А.В. Прибой. 1910-е. Бумага, картон, акварель.

Жемчужиной экспозиции является альбом для фотографий конца XIX века с шестнадцатью иллюстрациями Николая Каразина. Произведения выполнены в технике хромолитографии. 

Каразин Н.Н. Иллюстрации.
Каразин Н.Н. Иллюстрации.

Николай Николаевич Каразин (1842-1908) — один из лучших в России рисовальщиков, самобытный, неподражаемый художник, один из учредителей Общества русских акварелистов, академик живописи, талантливый писатель, путешественник, первый в России военный корреспондент-иллюстратор, первый иллюстратор Ф. М. Достоевского, создатель первых отечественных художественных открыток, неутомимый общественный деятель. И. Е. Репин называл его в числе «запевал» русской художественной интеллигенции. О его творчестве, где все было «запечатлено вкусом, талантом, ярким колоритом, любовью к Родине», писал молодой И. Грабарь. «Русским Густавом Доре» нарекли его современники-критики. Его любил и почитал наш знаменитый баталист Митрофан Греков. Слова «первый», «в числе первых» или «один из первых» на каждом шагу встречаются в творческой биографии Н. Н. Каразина. «Даже посредственный художник создает за свою жизнь хотя бы одну хорошую вещь, один шедевр, —искусствовед А. А. Сидоров. — У Каразина таких шедевров много. Каразина не забыли, его у нас просто не знают…». 

Альбом для фотографий, хромолитографии с оригинальных рисунков Н.Н.Каразина. 1880-е.
Альбом для фотографий, хромолитографии с оригинальных рисунков Н.Н.Каразина. 1880-е.
Владимиров И.А. Девушка-крестьянка с серпом. 1892. Бумага, акварель. - Кившенко А.Д. Стоящий старик. 1872. Бумага, акварель, сепия.
Владимиров И.А. Девушка-крестьянка с серпом. 1892. Бумага, акварель. - Кившенко А.Д. Стоящий старик. 1872. Бумага, акварель, сепия.

Алексей Никанорович Комаров (1879-1977) - художник-анималист, график, живописец, скульптор; учился в частной школе А.Н.Конопацкого, в Тульском реальном училище, в московской Школе живописи, ваяния и зодчества (1899-1901); с 1900 года работал в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля, сотрудничал с Госиздатом, Учпедгизом, Детиздатом и другими издательствами; иллюстрировал журналы "Псовая и ружейная охота", "Охотничий вестник", "Семья охотников", "Охота и охотничье хозяйство".

Комаров А.Н. Иллюстрации для журнала «Псовая и ружейная охота». 1900-1907-е. Картон, перо, тушь.
Комаров А.Н. Иллюстрации для журнала «Псовая и ружейная охота». 1900-1907-е. Картон, перо, тушь.

Михаил Георгиевич Абакумов (1948-2010) - советский и российский художник, удостоенный звания народного художника РФ. 

Абакумов М.Г. Весна. 2002. Бумага, карандаш.
Абакумов М.Г. Весна. 2002. Бумага, карандаш.

Работы этого мастера гармонично соединяют в себе и традиции русской реалистической школы, и импрессионистическую живость впечатления. Его особый дар - передавать в своих картинах трудноуловимые, «переходные» состояния природы: рассветы, закаты, сумерки, первый и последний солнечный луч, туман, рассеивающийся туман, практически начинающийся дождь, мимолетную радугу... «Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию» - М.Г.Абакумов.

Абакумов М.Г. Белопесоцкий Свято-Троицкий монастырь. 1998. Бумага, акварель.
Абакумов М.Г. Белопесоцкий Свято-Троицкий монастырь. 1998. Бумага, акварель.

Николай Михайлович Ромадин (1903 – 1987) - признанный мастер пейзажа, советский живописец, народный художник СССР, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий, действительный член Академии Художеств СССР.  Его учителями были Р.Р. Фальк, И.И. Машков и П.П. Кончаловский.

Ромадин Н.М. Последний луч. 1945. Картон, масло.
Ромадин Н.М. Последний луч. 1945. Картон, масло.

Однажды в мастерскую художника пришёл знаменитый писатель Алексей Толстой. Один из пейзажей заинтересовал писателя и Алексей Николаевич снял работу со стены, долго рассматривал, а потом восхищенно произнёс только одно слово: «Колдовство!».

Ромадин Н.М. Под Звенигородом. 1956. Картон, масло.
Ромадин Н.М. Под Звенигородом. 1956. Картон, масло.

Ионайтис Ольга Ромуальдовна (1965) - известная современная художница-иллюстратор. Оформила более 90 книг для детей и взрослых, сотрудничает с отечественными и зарубежными издательствами. Она не просто проиллюстрирует известнейшие книги - работы Ольги Ионайтис создают особое настроение и вызывают улыбку. Недаром их собирают коллекционеры, благо взрослым всегда нужно побаловать детей, а заодно и самим погостить в сказочно красивом и уютном мире.

Ионайтис О.Р. Соседки. 2010. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
Ионайтис О.Р. Соседки. 2010. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.

Алексей Александрович Жабский (1933-2008) – в выборе профессии не сомневался никогда. Шестнадцатилетним подростком Алексей поступает в Свердловское художественно-ремесленное училище на альфрейно-живописное отделение. Возможно, именно отсюда он вынес бесценное чувство материала и стиля, которое гораздо позднее реализовалось в его композициях-«обманках». Исторические, историко-революционные темы, сюжеты из современной жизни — это разнообразие давало ему возможность выбора и творческой самореализации.

Жабский А.А. Мы новый мир построим. 1970. Бумага, акварель, карандаш.
Жабский А.А. Мы новый мир построим. 1970. Бумага, акварель, карандаш.

Неизменной любовью живописца всегда был натюрморт. Он будто не может насмотреться на самые разные вещи — простые и изысканные: чугунок и кувшин, сушеная рыба, хлеб с пригоревшей коркой, ветка цветущей вишни, гипсовые слепки, гравюра, старые книги…

Жабский А.А. Яблоки с виноградом. 2000. Бумага, акварель.
Жабский А.А. Яблоки с виноградом. 2000. Бумага, акварель.
Жабский А.А. Персики в лукошке. 2000. Бумага, акварель.
Жабский А.А. Персики в лукошке. 2000. Бумага, акварель.

Анатолий Зиновьевич Иткин (1931) — признанный мастер отечественной книжной иллюстрации: это яркие и выразительные рисунки к классике зарубежной литературы. Уместным дополнением к жанру книжной иллюстрации выглядят гуашевый пейзаж мастера с видом московского дворика, а также жанровая картина и автопортрет художника в интерьере.

Иткин А.З. Королевская процессия на улицах Лондона. Иллюстрация к книге Марка Твена «Принц и нищий». 1990. Бумага, акварель, гуашь, белила.
Иткин А.З. Королевская процессия на улицах Лондона. Иллюстрация к книге Марка Твена «Принц и нищий». 1990. Бумага, акварель, гуашь, белила.
Иткин А.З. Вся орава (бродяг) поднялась на рассвете и двинулась в путь... Иллюстрация к книге Марка Твена «Принц и нищий». 1990. Бумага, акварель, гуашь.
Иткин А.З. Вся орава (бродяг) поднялась на рассвете и двинулась в путь... Иллюстрация к книге Марка Твена «Принц и нищий». 1990. Бумага, акварель, гуашь.
Иткин А.З. Московский двор (МАИ). 1960-е. Бумага, гуашь.
Иткин А.З. Московский двор (МАИ). 1960-е. Бумага, гуашь.
Иткин А.З. Автопортрет в интерьере. 2009. - Учебная постановка. 1950-е. Бумага, акварель.
Иткин А.З. Автопортрет в интерьере. 2009. - Учебная постановка. 1950-е. Бумага, акварель.

Марат Иванович Самсонов (1925-2013) – крупнейший живописец-баталист, много работал в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва», а впоследствии вошел в творческий коллектив создателей первой советской панорамы «Сталинградская битва». Тем интересной нам его работы в области пейзажа.

Самсонов М.И. Гороховец. В Николо-Троицком монастыре. 1970-е. Бумага, сангина, белила, уголь, карандаш.
Самсонов М.И. Гороховец. В Николо-Троицком монастыре. 1970-е. Бумага, сангина, белила, уголь, карандаш.
Самсонов М.И. Старый Гороховец. 1970-е. Бумага, сангина, белила, уголь, карандаш.
Самсонов М.И. Старый Гороховец. 1970-е. Бумага, сангина, белила, уголь, карандаш.
Гоцлавский Л.Ч. Натурщица. Портрет. 1959. Бумага, уголь.
Гоцлавский Л.Ч. Натурщица. Портрет. 1959. Бумага, уголь.

А вот так выглядел так нелюбимый всеми нами в детстве кардинал Ришелье из романа А.Дюма «Три мушкетера», представленный французским гравером и рисовальщиком Мишелем Ланом (1590-1667). А всего он создал 759 гравюр.

Мишель Лан. Портрет кардинала Ришелье. XVII в. Бумага, гравюра.
Мишель Лан. Портрет кардинала Ришелье. XVII в. Бумага, гравюра.

Филиппо Морген (1730 -1807) - итальянский гравёр и живописец. Автор гравюрных портретов, географических карт и серии на тему путешествия на Луну. У Моргена известен также ряд гравюр с древностями Геркуланума и видом на окрестности Неаполя. Его гравюры поражают богатством светотеневой моделировки.

Филиппо Морген. Внутренний вид целительных бань близ храма Сераписа в Поццуоли. 1770-е. Бумага, офорт, резец.
Филиппо Морген. Внутренний вид целительных бань близ храма Сераписа в Поццуоли. 1770-е. Бумага, офорт, резец.

Каждый зритель при  знакомстве с экспозицией обязательно найдет для себя что-либо  увлекательное в этом путешествии в мир искусства.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic