bogachkova1957

Categories:

Шедевры наивного искусства России

Этим постом начинаю описания ряда небольших выставок в летней Москве. Очень разных, но очень интересных. И первая выставка «Шедевры наивного искусства России», приуроченная к передаче в собрание Всероссийского музея декоративного искусства коллекции наивного искусства из Дома народного творчества имени В.Д.Поленова.

Основоположником наивного искусства в живописи считается Анри Руссо, служащий таможни, который после выхода на пенсию решил посвятить себя изобразительному творчеству. Он украшал свои полотна неуклюжими человеческими фигурами и забавными зверушками, не особо беспокоясь о перспективе. Первым по достоинству оценил творчество Руссо его современник Пикассо. А Поль Гоген, увидев картины Анри, воскликнул: «Это истина и будущее, это – настоящая живопись!» 

Наивное искусство можно ассоциировать с детскими рисунками. Где утрированная перспектива и непропорциональный масштаб вызывает только умиление. Художник изображает простые и легко понятные нам сцены из нашей повседневной жизни. Наивный художник предлагает нам своё видение это мира. Такая живопись бурлит цветом и азартом, наполнена тонким юмором и откровенностью, необузданностью, лёгкостью, сочувствием и огромной любовью. В любом случае это очень трогательные, милые и красивые картины.

Медведева Е.И. Пушкин среди цыган. 1981. Холст, масло.
Медведева Е.И. Пушкин среди цыган. 1981. Холст, масло.

Начнем с работ Екатерины Медведевой (1937). Впервые как самостоятельный художник Катя Медведева стала писать в 1976 году. В 1981 году Государственный Российский дом народного творчества устроил у себя её персональную выставку и дал путёвку в пансионат в Старой Ладоге. Из Старой Ладоги она привезла почти двести картин, некоторые попали на европейские выставки. В 1982 году немецкий журналист и актёр Норберт Кухинке, ставший одним из первых собирателей картин художника, показал одиннадцать работ Марку Шагалу. Мастер высоко оценил творчество Кати Медведевой и передал ей альбом с автографом: «Катя Медведева – это чисто русский талант. Она также любит цвет, как и я». — Марк Шагал.

Медведева Е.И. Тыквы и бабочка. 1976. Ткань, масло.
Медведева Е.И. Тыквы и бабочка. 1976. Ткань, масло.
Медведева Е.И. Подсолнухи. 1981. Клеенка, темпера.
Медведева Е.И. Подсолнухи. 1981. Клеенка, темпера.
Медведева Е.И. Богородица. 1995.
Медведева Е.И. Богородица. 1995.
Медведева Е.И. Богородица. Фрагмент.
Медведева Е.И. Богородица. Фрагмент.
Медведева Е.И. Мартовский снег. 2000. Бархат, масло.
Медведева Е.И. Мартовский снег. 2000. Бархат, масло.
Медведева Е.И. Ларцы-скворечники: Глас народа. – Духовное. – Все флаги в гости к нам. 1999.
Медведева Е.И. Ларцы-скворечники: Глас народа. – Духовное. – Все флаги в гости к нам. 1999.

Наивные художники с самого начала независимы от других форм искусства. Это их неотъемлемое качество. Парадоксально, но именно их независимость определяет их сходство. Они, как правило, используют одни и те же темы, можно даже определить некое сходство во взглядах на жизнь в целом, и их мировоззрение переводится во многом в этот стиль живописи. И это сходство в первую очередь происходит из инстинктивной природы их творческого процесса. Но кроме этого, почти все наивные художники в той или иной степени связаны или были связаны с непрофессиональной сферой искусства. Самой популярной областью искусства для наивных художников на сегодняшний день является народное творчество.

А о художнике Иване Селиванове (1907-1988) даже снят известный художественный фильм «Серафим Полубес и другие жители Земли». Работы Ивана Селиванова экспонировались во многих городах мира: Москве, Лондоне, Париже, Праге, Берлине, Токио, Монреале, Нью-Йорке… Трижды они были удостоены Гран-при на Международных выставках в Париже, репродуцировались во множестве книг, журналов, газет. Имя художника вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в 1984 году в Лондоне и Белграде. Некоторые даже сравнивают И. Е. Селиванова с Нико Пиросмани и Анри Руссо. 

Селиванов И.Е. Портрет жены. – Автопортрет-2. 1976. Холст, масло.
Селиванов И.Е. Портрет жены. – Автопортрет-2. 1976. Холст, масло.
Селиванов И.Е. Пейзаж (Коровы). Бумага, акварель.
Селиванов И.Е. Пейзаж (Коровы). Бумага, акварель.

Характерной чертой наивного искусства является неправильное использование формальных принципов живописи, правил перспективы, также наивное искусство отличает упрощение изображения вместо тонкой проработки. В России оно оказало колоссальное влияние на художественный язык многих русских художников, например, Шагала и Малевича, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой.

В работах Стефании Базыленко (1919-2010), профессора литературы гармонично сплелись архетипы народного сознания с тихой интеллигентностью российской элитарной культуры, что можно увидеть на ее знаменитой картине «Кошка-мать спасает своего детеныша». 

Базыленко С.И. Кошка-мать спасает своего детеныша. 1997. Картон, масло.
Базыленко С.И. Кошка-мать спасает своего детеныша. 1997. Картон, масло.
Базыленко С.И. Натюрморт с розами. 1995. Холст, масло.
Базыленко С.И. Натюрморт с розами. 1995. Холст, масло.
Базыленко С.И. Российская мадонна. 1988. Холст, масло.
Базыленко С.И. Российская мадонна. 1988. Холст, масло.

Наивное искусство – уникальный феномен в мировой культуре. Это творчество людей, не имеющих специального образования, но обладающих невероятным талантом, развитой интуицией, богатым жизненным опытом и безошибочным художественным вкусом. Зачастую творческий путь наивного художника не долог – почти все они обратились к творчеству в преклонном возрасте. Их живопись откровенна, бесхитростна, неамбициозна и идеалистична.  

Павел Петрович Леонов (1920-2011) - художник - самоучка, считается одним из самых великих мастеров наивного искусства ХХ века. Его картины характерны и легко узнаваемы, они состоит из комплекса дискретных пространственных элементов, в которых, тем не менее, люди и животные играют решающую роль. Леонов относился к своим работам как «конструкциям», а «натурализм» он определяет как синоним художественной школы образования. 

Леонов П.П. Зима. 1968. Картон, масло.
Леонов П.П. Зима. 1968. Картон, масло.
Леонов П.П.. Уборка урожая. 1997. Холст, масло.
Леонов П.П.. Уборка урожая. 1997. Холст, масло.

На выставке представлены живопись, графика, декоративное творчество известных художников, входящих в список ценнейших представителей российского наивного искусства. 

Комолов Н.А. (1925-1983). С.Есенин. 1981. Холст, масло.
Комолов Н.А. (1925-1983). С.Есенин. 1981. Холст, масло.
Комолов Н.А. Пушкин. 1982. Холст, масло.
Комолов Н.А. Пушкин. 1982. Холст, масло.
Комолов Н.А. Советский паспорт (Маяковский). 1982. Холст, масло.
Комолов Н.А. Советский паспорт (Маяковский). 1982. Холст, масло.
Еленок Т.Д. (1930-2013). Игривый лев. 1989. Холст, смешанная техника.
Еленок Т.Д. (1930-2013). Игривый лев. 1989. Холст, смешанная техника.
Котляр П.Ф. (1910-1998). Букет и кошка. 1992. Холст, масло.
Котляр П.Ф. (1910-1998). Букет и кошка. 1992. Холст, масло.
Тяпкина А.Г. (1918-1997). Натюрморт с виноградом. 1969. Бумага, масло.
Тяпкина А.Г. (1918-1997). Натюрморт с виноградом. 1969. Бумага, масло.
Таранов В.Н. (1918-1994). Дары осени. 1986. Холст, масло.
Таранов В.Н. (1918-1994). Дары осени. 1986. Холст, масло.
Сивцов В.Н. (1926-1997). Приезд Петра I в Вологду. 1992. Холст, масло.
Сивцов В.Н. (1926-1997). Приезд Петра I в Вологду. 1992. Холст, масло.
Степанов С.Г. (1923-1995). Посевная в 1943 году в колхозе «Новая жизнь». 1990. Оргалит, масло.
Степанов С.Г. (1923-1995). Посевная в 1943 году в колхозе «Новая жизнь». 1990. Оргалит, масло.
Зенин А.В. (1920). Панно «Зимородок». 1990-е. Дерево, резьба.
Зенин А.В. (1920). Панно «Зимородок». 1990-е. Дерево, резьба.
Белов Ю.В. (1945). Коврик с Киркоровым. 1991. Вязание крючком.
Белов Ю.В. (1945). Коврик с Киркоровым. 1991. Вязание крючком.
Чупракова Х.Д. (1902-1984). Ковер «Свадьба». 1979. Сукно, машинная аппликация. Фрагмент.
Чупракова Х.Д. (1902-1984). Ковер «Свадьба». 1979. Сукно, машинная аппликация. Фрагмент.
Морозова Г.В. (1956). Панно «Крестный ход». 1993.
Морозова Г.В. (1956). Панно «Крестный ход». 1993.
Морозова Г.В. Панно «Крестный ход». Фрагмент.
Морозова Г.В. Панно «Крестный ход». Фрагмент.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic