bogachkova1957

Царицыно. Екатерининский зал

В Москве, в Царицыно в Большом дворце, который в XVIII веке был спроектирован и почти построен архитектором Матвеем Казаковым по повелению императрицы Екатерины II создали несколько дворцовых залов в интерьерах того времени. 

Царицыно. Большой дворец. На подступах к Екатерининскому залу. Фото 2021.
Царицыно. Большой дворец. На подступах к Екатерининскому залу. Фото 2021.

Не буду сильно вдаваться в историю, но, как известно всем, Большой дворец в Царицыно был возведен под крышу, но внутри ничего отделано не было, а затем дворец простоял 200 лет недостроем. Кроме того, проекта интерьеров М.Казакова тоже не сохранилось, а может быть, его и не было. И вот когда решили восстановить дворец для музейного комплекса, встал вопрос об интерьерах. С 2005 по 2007 годы состоялось конструирование, я другого слова не могу применить, а не реставрация или реконструкция (поскольку истинных интерьеров никогда не было). Получилось то, что получилось. Именно такой интерьер с этими колоннами, полом и потолком никогда ранее не существовал. Его придумали, ориентируясь на другие дворцовые интерьеры эпохи Екатерины II.

Дизайн современных светильников в стиле ампир.
Дизайн современных светильников в стиле ампир.

В интернете много споров: исторический ли интерьер, постыдный новодел, не художественная ценность. Но давайте судить здраво. Эта стилизация, эта фантазия имеет право на жизнь. Просто потому, что эти интерьеры есть. А теперь посмотрите фото Гербового или Георгиевского залов Зимнего дворца в Петербурге, Концертного зала в Останкинском дворце в Москве, Чесменскую галерею Большого Гатчинского дворца. Не видите сходства? 

Царицыно. Большой дворец. Екатерининский зал. Фото 2021.
Царицыно. Большой дворец. Екатерининский зал. Фото 2021.

Екатерининский зал, названый в честь императрицы Екатерины Великой, занимает первый уровень Большого Царицынского дворца, по правую сторону от парадного марша. 

Лепной барельеф на тему «Триумф Екатерины». Скульпторы Ринат Сайфутдинов и Владимир Агейченко.
Лепной барельеф на тему «Триумф Екатерины». Скульпторы Ринат Сайфутдинов и Владимир Агейченко.

Екатерининский зал Большого дворца, конечно, самый помпезный. Большое количество сусального золота, многоцветный паркетный пол из драгоценных пород дерева, на потолке огромные хрустальные люстры. Зал украшен лепным барельефом на тему «Триумф Екатерины» (скульпторы Ринат Сайфутдинов и Владимир Агейченко), а золотыми буквами по верху стены над балконом выбито вечно актуальное высказывание Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит». 

Колонны, облицованные ониксом, поддерживают балкон в восточной части зала. Колонны завершаются золочеными капителями с волютами ионического ордера. Триптих живописца Евгения Максимова на тему торжественной коронации императрицы в Москве в 1762 году украшает Екатерининский зал. 

Чем отличается этот зал от аналогичных исторических, так это тем, что в аутентичных интерьерах окна второго уровня всегда меньше, чем в нижнем ряду. А в Екатерининском зале – ровно наоборот! Получилось это потому, что зал вписывали в уже имеющийся архитектурный объем построенного здания. 

Императрица Екатерина II. Скульптор А.М.Опекушин. 1896.
Императрица Екатерина II. Скульптор А.М.Опекушин. 1896.

Главное украшение Екатерининского зала - статуя самой императрицы Екатерины II работы выдающегося русского скульптора А.М.Опекушина, прославившегося памятником А.С. Пушкину в Москве, созданная в 1896 году. Эта статуя выполнена из каррарского мрамора (размер ее 2,60 м, вес более 3 тонн). Она находилась в зале заседаний Городской думы. В 1930-х годах из мрамора статуи императрицы хотели изготовить несколько мраморных бюстов К. Маркса, В.И.Ленина и И.В.Сталина. Но, слава Богу, не получилось. С 1952 года статуя пребывала в Ереване в Государственной картинной галерее Армении. В 2003 году правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву, а в 2007 году ее установили на нынешнем месте.

Шикарные хрустальные люстры очень похожи на люстры середины XIX века Павильонного зала Малого Эрмитажа Санкт-Петербурга. 

Паркетное покрытие пола выполнено из ценных пород дерева. Оно очень красиво выглядит, но, как мне кажется, не очень дорогое.

Много золота и света создают ощущение воздушности в зале. Мрамор, позолота, пышные хрустальные люстры очень украшают зал. Рассмотрим детально эти украшения.

Освещают зал канделябры и торшеры из оникса современной работы по образцам XVIII века и придают ему еще более торжественный вид. 

Основания канделябров облицованы ониксом в рамах из золоченой бронзы, в центре которых маски горгоны Медузы. 

На облицовке торшеров рельефные бронзовые накладки с композицией из воинских атрибутов, а в основании - бронзовые венки.

Ручки двери держат львы, символы царской власти.

Теперь от интерьеров Екатерининского зала перейдем к интерьерам Таврического.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic