bogachkova1957

Categories:

Блеск и нищета особняка Коншиной на Пречистенке

Все москвичи прекрасно знают это странное сооружение, состоящее из двух совершенно разных сросшихся зданий, напоминающее архитектурных сиамских близнецов. Здесь на Пречистенке, 16 за зеленым каменным забором и ажурными металлическими воротами, украшенными типичными московскими львами обосновался Дом Ученых, занимающий бывший особняк Александры Коншиной и конструктивистскую постройку братьев Весниных.

Дом Ученых - Особняк Коншиной. Фото 1951.
Дом Ученых - Особняк Коншиной. Фото 1951.

Расставим сразу все точки над I, здесь я не буду писать ни об истории владения (только вкратце о владельцах), ни о деятельности Дома Ученых, а только об архитектуре особняка, об изменениях и сохранности внутренних интерьеров на настоящий момент.

Кратко о владельцах и строениях на участке: особняк в своей основе имеет палаты 1690-х годов (хотя документальных сведений о владельцах обнаружено не было). Нынешний объем особняк приобрел при военном губернаторе Иване Петровиче Архарове в 1790-е гг., но дом сгорел в 1812 году. Здание вновь восстановлено обер-церемониймейстером Иваном Александровичем Нарышкиным. В дальнейшем владели особняком последовательно князья Гагарины, Трубецкие. В 1865 году у Трубецких усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной миллионер-фабрикант Иван Николаевич Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в XVIII столетии производили полотно и парусину. Купленный особняк Коншины перестроили в 1867 году.

После смерти И.Н.Коншина в 1898 году все его огромное состояние, превышающее 10 миллионов рублей, наследовала его жена. Александра Ивановна ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику братьям мужа, и стала жить одна в своем доме. Александра Ивановна была бездетной одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво относившейся к своим родственникам, даже чуждавшаяся их. Жила она в окружении невероятного количества кошек, единственный человек, который ей был близок — это монашенка-компаньонка; управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец, а всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский.

Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки дома, зачем, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 70 лет), Александра Ивановна Коншина задумывает построить новый роскошный дом. 

А.С. Голубкина. Бюст архитектора О.А. Гунста. 1904. Гипс тонированный.
А.С. Голубкина. Бюст архитектора О.А. Гунста. 1904. Гипс тонированный.

Ответа на этот вопрос – нет, и, тем не менее, адвокат Дерюжинский приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего. Почему выбор пал именно на этого талантливого московского зодчего? Да просто Гунст в то время находился в расцвете творческих сил и был уже известен крупными работами: вместе с Л.Н.Бенуа он возвел монументальное здание Первого Российского страхового общества на углу Б.Лубянки и Кузнецкого моста, проектировал фешенебельные особняки на улицах Погодинской и 1-й Мещанской. Репутация Гунста в мире искусства была также высока благодаря основанию им Классов изящных искусств, в которых преподавали архитектор Федор Шехтель, художники Исаак Левитан, Николай Крымов, скульптор Сергей Волнухин и другие известные деятели искусства. 

Особняк Коншиной. Разрушение старого дома. Фото 1895-1908.
Особняк Коншиной. Разрушение старого дома. Фото 1895-1908.

Анатолий Оттович Гунст строил особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в Москве начало ХХ столетия. 

Так выглядел только что построенный особняк Коншиной в 1910 году.
Так выглядел только что построенный особняк Коншиной в 1910 году.
Особняк Коншиной. Фото 1910.
Особняк Коншиной. Фото 1910.

Архитектор тактично сохранил ясную соразмерность объема здания — удачного образца неоклассицизма. Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза и обрамлении окон заметно влияние эклектики. 

Особняк Коншиной. Главный фасад. Фото 2021.
Особняк Коншиной. Главный фасад. Фото 2021.
За листвой на фронтоне скрывается герб СССР.
За листвой на фронтоне скрывается герб СССР.

Дом главным фасадом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высокой каменной оградой с арочными нишами, с балюстрадами в нижней части и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры лежащих львов.

Особняк Коншиной. Каменная ограда.
Особняк Коншиной. Каменная ограда.
Ворота особняка с пилонами с лежащими львами.
Ворота особняка с пилонами с лежащими львами.
Особняк Коншиной. Ваза каменной ограды и украшение решетки ворот.
Особняк Коншиной. Ваза каменной ограды и украшение решетки ворот.

Обратите внимание – музыкальный инструмент лира будет не раз повторяться и в декоре фасада (фронтон боковых окон) и в интерьере внутреннего убранства (лестничная решетка).

В советское время беседка в саду усадьбы Коншиной была утрачена, восстановили ее только в 2008 году. Но, как мне кажется, с нарушением пропорций, и маскарона в оригинале – была каменная.

Беседка в саду усадьбы Коншиной. Фото 2021 (новодел) и 1910-1917.
Беседка в саду усадьбы Коншиной. Фото 2021 (новодел) и 1910-1917.

На боковом фасаде особняка со стороны Пречистенского переулка Гунст отдал дань модному архитектурному направлению, поместив барельефное панно в стиле модерн

Барельефное панно в стиле модерн на боковом фасаде и декор окна главного фасада.
Барельефное панно в стиле модерн на боковом фасаде и декор окна главного фасада.

Боковой фасад в советское время потерял существенную часть декора, хотя ампирные львы до сих пор украшают окна первого этажа.

Особняк Коншиной. Боковой фасад. Фото 1910.
Особняк Коншиной. Боковой фасад. Фото 1910.
Особняк Коншиной. Боковой фасад. Фото 2021.
Особняк Коншиной. Боковой фасад. Фото 2021.
Особняк Коншиной. Фото 1910.
Особняк Коншиной. Фото 1910.

Вход в особняк располагался справа, состоял из портала с двумя боковыми нишами, в которых стояли статуи – фото одной из ниш приведено ниже. Входной портик находился на месте нынешнего холла нового здания Дома Ученых. 

Ниша с мраморной статуей у входа в особняк Коншиной. Фото 1910.
Ниша с мраморной статуей у входа в особняк Коншиной. Фото 1910.

На первом и втором этажах вновь выстроенного особняка было устроено по 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки. Общая площадь каждого этажа составляла около 800 кв. метров. После постройки дома Коншина пригласила известного фотографа К.А.Фишера, уникальный альбом которого «Дом-особняк Г-жи А.И.Коншиной в Москве. Проект и постройка архитектора А.О.Гунста. 1910. М., 1910. 44 л. ил. 29,5×42,7 см» был обнаружен в фондах Центральной научно-исследовательской библиотеки по строительству и архитектуре. Нестандартно большого формата, содержащий качественные и очень красивые фототипии, он в подробностях представляет интерьеры дома, какими они были в начале века.

Внутренняя отделка была очень богатой: мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения и мраморные скульптуры доставили из Парижа. Дом был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. С шиком была устроена ванная (сантехнику, по традиции, привезли из Англии) - здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

Освящение особняка произошло на именины хозяйки - 23 апреля 1910 года. Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение праздника в последние четыре года ее жизни. Одинокая и больная хозяйка прожила в великолепном дворце до сентября 1914 года. После ее смерти дом переходит во владение к жене племянника — Варваре Петровне Коншиной, хозяйке фабрики в Серпухове, которая через год также умирает. Владение по наследству достается трем ее замужним дочерям — Полуэктовой, Яковлевой и Колосовой, и их малолетним сыновьям. В начале 1916 года они продали дом Коншиной крупнейшему русскому предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову. В то время он был председателем правления Русско-Азиатского банка и входил в руководство свыше полусотни крупнейших акционерных предприятий и фирм. Но после Октябрьской революции все его движимое и недвижимое имущество, в том числе и купленный у Коншиных дом на Пречистенке, было конфисковано.

Дом Ученых. Фото 1932-1939.
Дом Ученых. Фото 1932-1939.

В 1922 году в стенах особняка Коншиных открылся Дом ученых. Начался новый этап истории примечательного памятника на Пречистенке. В 1932-м году к нему по проекту известных архитекторов братьев Весниных пристроили крупный объем с парадным входом и вестибюлем. В новой части здания соорудили два, большой и малый, концертных залов.

Новое сооружение в стиле конструктивизма хоть и контрастирует по своим формам и цвету с постройкой Гунста, но хорошо просматривается с улицы, доминируя над парадным входом со львами. И, несмотря на этот контраст, москвичи привыкли и сроднились с нынешним видом здания.

Дом Ученых. Фото 1959.
Дом Ученых. Фото 1959.
Дом Ученых. Пристройка архитекторов братьев Весниных. 1932. Фото 2021.
Дом Ученых. Пристройка архитекторов братьев Весниных. 1932. Фото 2021.

В советское время в доме постепенно исчезла роскошь былого убранства и обстановка особняка, нерегулярно проводился ремонт и реставрационные работы. К 1990 году здание пришло в упадок, и был поставлен вопрос о закрытии Дома на капитальный ремонт. В это же время на должность директора был избран академик Виктор Степанович Шкаровский, с именем которого связаны все дальнейшие успехи и неуспехи в реставрации Дома Ученых. Его стараниями проводилась реставрация и восстановление исторических интерьеров особняка Коншиной, зачастую очень спорные. Ему же обязан и современный интерьер в пристройке братьев Весниных.

Теперь настало время переступить порог Дома Ученых. Вход в здание располагается в пристройке братьев Весниных. Входная группа и снаружи и изнутри сохранила архитектуру конструктивизма 1932 года. 

Холл Дома Ученых. Фото 2021.
Холл Дома Ученых. Фото 2021.

И это все, что осталось от братьев Весниных, весь остальной интерьер изменен  согласно вкусу руководства Дома Ученых. Жалкая попытка оформить вестибюль в стилистике старого дома Коншиной привела к полной катастрофе. Пошлейшая безвкусица в духе «новых русских» царит не только на первом этаже здания Весниных. Зеркальные колонны, совершенно непонятного предназначения украшения из «самоварного золота», пыльные букеты искусственных и металлических цветов, и даже зеркальный пруд с золотыми кувшинками, фото которого не привожу, дабы не травмировать эстетического вкуса читателей. Переделаны также большой и малый концертные залы, но об их новом декоре расскажу в самом конце.

Вестибюль Дома Ученых. Фото 2021.
Вестибюль Дома Ученых. Фото 2021.

В следующих блогах рассмотрим исторические интерьеры бывшего особняка Коншиной — Бальный зал и Гостиная, Дамский кабинет и Столовая, Зимний сад.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.