bogachkova1957

Categories:

Под маской Венеции

В Царицыно выставка «Под маской Венеции» посвящена многогранной венецианской культуре XVIII века. Впервые в России на выставке представлены более 100 произведений искусства из Фонда городских музеев Венеции. Экспозиция занимает девять залов Хлебного дома Царицыно. На выставке запрещено фотографировать – это условие итальянской стороны, но журналисты все сняли для портала mos.ru, где я и взяла многие фото: https://www.mos.ru/news/item/90013073/

У меня от этой выставки очень двоякое впечатление. Представлять город Венецию картонными гондолами, палаццо, казино и даже картонной тюрьмой, все равно, что составить впечатление о Москве по картонному Кремлю и матрешкам. Венеция – это великий город великих художников Беллини, Тициана, Тинторетто; великого композитора Вивальди, великого авантюриста Джакомо Казанова и, наконец, это город поэта Иосифа Бродского. В конце концов, Венеция – это город-праздник. А на выставке представлены в одну кучу произведения искусства, относящиеся и к карнавалу, и к казино, и к тюрьмам и к будуару дамы и кабинету дожа: «я его слепила из того, что было». Поэтому и получилась, на мой вкус, какая-то суррогатная экспозиция, одним словом, картонная. Вместо посещения выставки лучше посмотреть фильм «Плащ Казановы» с несравненной Инной Чуриковой – удовольствие получите больше. Но, поскольку, все-таки, выставку посетила – отчет напишу.

Ферро - наконечник носа гондолы. XVIII век. Железо ковка. - Неизвестный резчик. Крылатый лев. Венеция. XIХ век. Дерево, позолота. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Ферро - наконечник носа гондолы. XVIII век. Железо ковка. - Неизвестный резчик. Крылатый лев. Венеция. XIХ век. Дерево, позолота. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Первый зал – это Знакомство с городом

Здесь собраны предметы вроде носа старинной гондолы, украшенной серебряной ковкой. Гребная лодка гондола — настоящий символ города, основное средство передвижения по венецианским каналам. В XVIII веке появился регламент ее изготовления, который с тех пор не менялся. Длина гондолы и по сей день составляет 11,05 метра — ни больше, ни меньше. Тяжелые металлические наконечники ферро, которыми украшали носы гондол, служили противовесом для гребца, а также опознавательным знаком лодки. Формой они напоминали голову дельфина или мифологических морских чудовищ. Часто гондолы украшали шестью зубцами, которые символизировали шесть районов города – сестьере, а навершие нередко повторяло очертание традиционного головного убора дожа. На корме гондолы устанавливали риччоло, или риччо («завиток»), похожий на вспененную морскую волну или переплетённые растения.

Символ святого Марка, покровителя Венеции с IX века, после того как венецианские купцы хитростью вывезли мощи святого из Александрии, – крылатый лев – постепенно стал символом города. Суровый и величественный лев часто вооружен мечом. Он опирается на раскрытую книгу, в которой можно прочитать: «Pax tibi, Marce, evangelista meus», то есть «Мир тебе, Марк, евангелист мой». Считается, что этими словами к Марку обратился ангел, когда буря застала святого на том самом месте, где в последствие была основана Венеция. Войска Наполеона, захватившие город в 1797 году, уничтожили значительную часть этих изображений – они ассоциировались с властью и независимостью Республики. Но уцелевшие львы до сих пор наблюдают за горожанами с герба рода и фасадов палаццо. 

Персонажи комедии дель арте. XVIII век. Бумага, гравюра резцом. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Персонажи комедии дель арте. XVIII век. Бумага, гравюра резцом. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

У вельможи 

В этом зале собраны костюмы середины XVIII века из палаццо Мочениго и центра истории текстиля и костюмов, зеркала из палаццо Ка-Реццонико, Музея Венеции XVIII века, стеклянные фрукты-обманки из Музея стекла. 

Женское платье андриенн. 1770-1780-е. – Мужской костюм. 1750-1775. – Зеркало (большое). Вторая пол. XVIII века.  Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции.
Женское платье андриенн. 1770-1780-е. – Мужской костюм. 1750-1775. – Зеркало (большое). Вторая пол. XVIII века. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции.

Мастера-стеклодувы на острове Мурано близ Венеции считались лучшими в Европе с XV до XVIII века. Фрукты-обманки — невероятная ценность и редкость — сохранились в небольшом количестве. На торжественных приемах хозяева любили шутить: смешивали их в вазах с настоящими фруктами, которые были очень дорогим, роскошным лакомством. 

Супница. – Фрукты-обманки. XVIII век. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музея стекла (остров Мурано).
Супница. – Фрукты-обманки. XVIII век. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музея стекла (остров Мурано).

Теника филигранного стекла (или стеклянной нити) была изобретена на острове Мурано в XVI веке. В ее основе – приемы стеклоделов ближневосточных народов. Мастера сплавляли стержни из прозрачного или белого стекла, формируя спирали и «косички», накладывали их на заготовку стеленного изделия, а потом выдували его. Немецкие, французские и бельгийские стекольные мастерские пытались раскрыть секрет венецианцев. Они шли на шпионаж, подкуп и даже убийства – все ради того, чтобы заполучить рецепт муранского «хрусталя». Однако их усилия были тщетны – в Венеции применялся закон, защищающий тайны производства. Он гласил: «Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесёт свое искусство из Венеции в другие места к ущербу Республики, ему будет послан приказ вернуться. Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы принудить его к повиновению… Если он повинуется, прошлое ему будет прощено, и ему будет предоставлена мастерская в Венеции… Если, несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будут посланы люди, чтобы его убить».

 Джузеппе Борсато. Мост Риальто. 1819. -  Пьетро Лонги. Визит в Бауте. 1750-1755. Холст, масло. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Джузеппе Борсато. Мост Риальто. 1819. - Пьетро Лонги. Визит в Бауте. 1750-1755. Холст, масло. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Будуар венецианки 

Здесь представлены туфельки, корсет на китовом усе, венецианское кружево, маска с вуалью из палаццо Мочениго и центра изучения истории текстиля и костюмов. 

Платье (костюм для Мадонны). Вторая четверть XVIII века. Шелк, металлизированная нить, лен, шитье, вышивка, плетение.
Платье (костюм для Мадонны). Вторая четверть XVIII века. Шелк, металлизированная нить, лен, шитье, вышивка, плетение.

Напротив витрины с одеждой — портрет Элизабетты Кверини Вальер, супруги дожа 1694-1700 гг. Сильвестро Вальера, последней коронованной догарессы, мецената, благотворительницы. Головной убор дожа, по форме напоминающей рог, на венетском диалекте называется дзоя. Похожий по форме, но уменьшенный «рог», также украшенный золотом и жемчугом (жемчуг – символ морского владычества Венеции), полагался догарессе. Мужчины надевали дзою на тканевую шапочку, женщины – поверх легкой вуали.

Портрет догарессы Элизабетты Кверини Вальер.  Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло. - Венецианская догаресса в зимнем костюме. Андреа Цукки. 1702. Бумага, гравюра резцом. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Портрет догарессы Элизабетты Кверини Вальер. Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло. - Венецианская догаресса в зимнем костюме. Андреа Цукки. 1702. Бумага, гравюра резцом. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Рядом — страничка из модного журнала, демонстрирующая зимний наряд. Вполне возможно, что моделью вполне может быть Элизабетта: те же черты лица, да и даты выхода журнала и ее жизни сходятся.

Кабинет венецианского вельможи 

В фокусе кабинета вельможи огромный портрет адмирала Якопо Градениго. Венеция в XVIII веке была морской державой, ее называли владычицей морей, и морские полководцы были очень важными фигурами в ее истории. 

Портрет Джакопо Градениго, генерального морского проведитора. Неизвестный художник. 1773-1797. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Портрет Джакопо Градениго, генерального морского проведитора. Неизвестный художник. 1773-1797. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Здесь же представлен портрет дожа Андреа Гритти, избранный 77-м дожем Венеции в 1523 году. До этого он построил успешную дипломатическую карьеру, выступая в качестве посредника между Англией, Испанией, Францией, Венецианской республикой и Османской империей. Дож облачен в церемониальный костюм. На нем особый головной убор в форме рога, золоченое основание которого символизировало корону, и расшитый золотом плащ. В официальных документах дожа называли государем, от его имени издавали законы, чеканили монеты с его профилем.

Портрет дожа Андреа Гритти. Неизвестный художник. 1525. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Портрет дожа Андреа Гритти. Неизвестный художник. 1525. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Зал Большого Совета во  Дворце Дожей.
Зал Большого Совета во Дворце Дожей.

В этом зале представлен стеклянный пистолет — сосуд для венецианского ликера, который монахини настаивали на лепестках роз, а также разнообразные кувшины из Музея стекла. 

Бутылка для ликера розолио в форме пистоли, с винтовой пробкой. XVIII век. Италия, Венеция, остров Мурано.
Бутылка для ликера розолио в форме пистоли, с винтовой пробкой. XVIII век. Италия, Венеция, остров Мурано.

Ликер розолио (что переводится с латыни как «роса Солнца») появился на рубеже XVII и XVIII веков, когда в продажу поступил рафинированный сахар. По классическому рецепту розолио готовили на лепестках роз. 30 г лепестков роз, собранных в конце мая – начале июня, и один стручок ванили заливали литром 45-градусного спирта и ставили бутыль в темноту. Через 10 дней в настойку добавляли сахарный сироп, сваренный из одного литра воды и 500 граммов сахара, и оставляли еще на 20 дней. Потом прозрачный, малинового оттенка розолио процеживали, и разливали по декоративным бутылкам.

В некоторые выдвижные ящики витрин можно заглянуть - они наполнены кружевами, дощечками сандала, полудрагоценными камнями (например, горным хрусталем, лазуритом). В прошлом подобные вещицы венецианские купцы привозили со всего света, а также продавали в других странах.

Карнавал 

На знаменитый Венецианский карнавал в XVIII веке съезжались гости со всей Европы. На улицы, предварительно надев карнавальную маску и специальный костюм-домино, выходили все — старики, дети, простые люди, высокопоставленные господа. Во время праздника не существовало бедных и богатых, старых и молодых — все были равны. Друг к другу участники карнавала обращались исключительно как «господин Маска» или «госпожа Маска». Даже если человек по каким-то признакам был узнаваем, его все равно приветствовали только так.

На фото на переднем плане — лавра – это простая карнавальная маска белого или черного цвета, разновидность маски бауты. Лавра закрывает сверху три четверти лица и переходит в своеобразный «клюв» в области подбородка. Такое искажение объема маски изменяло голос: он становился гулким и зловещим. Лавру можно было не снимать во время еды, что гарантировало полную анонимность господину или госпоже Маске. Способствовали сохранению инкогнито и очень маленькие вырезы для глаз. Вдобавок к маске использовали вуали и капюшоны. Экспонаты привезли из музея палаццо Мочениго.

Бой быков на площади Сан-Марков Венеции 24 января 1782 года в честь визита графа и графини Северных (Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны). Антонио Баратти по оригиналу Д.Д.Грандиса. 1782. Бумага, офорт, резец. Фонд городских музеев Венеции, палаццо Ка-Реццонико, Кабинет рисунков и гравюр.
Бой быков на площади Сан-Марков Венеции 24 января 1782 года в честь визита графа и графини Северных (Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны). Антонио Баратти по оригиналу Д.Д.Грандиса. 1782. Бумага, офорт, резец. Фонд городских музеев Венеции, палаццо Ка-Реццонико, Кабинет рисунков и гравюр.

На площади Сан-Марко в самый яркий карнавальный день, Жирный четверг, проходила массовая охота на медведя или быка. После нее всех ждал сытный пир, соответствующий названию этого дня. По окончании трапезы едоки, вооруженные деревянными щитами и мечами, устраивали уличное шествие. Венецианцы делали это в память о событиях середины XII века, когда за статус религиозного центра враждовали жители городов Градо и Аквилея. Одну сторону поддерживал Папа Римский Александр III, другую — император Фридрих Барбаросса. В результате битвы в 1162 году больше семи сотен аквилейских пленников попали в Венецию, которая поддерживала Градо. Дож согласился отпустить епископа Аквилеи и 12 священников в обмен на быка и 12 свиней. Униженных аквилейцев выгнали из города под крики венецианских мясников, которые ловили скот и свежевали туши. Таким Жирный четверг был в Венеции ежегодно до середины XVI века, когда дож Андреа Гритти распорядился оставить только бой с быками. Его проводили еще два с половиной столетия — вплоть до последнего в истории республики карнавала 1797 года.

Битва между жителями районов Кастелло и Сан-Николо на мосту кулаков. Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло. - Кастеланцы собрали «Геркулесову силу». Неизвестный художник. Около 1770. Пергамент, масло. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Битва между жителями районов Кастелло и Сан-Николо на мосту кулаков. Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло. - Кастеланцы собрали «Геркулесову силу». Неизвестный художник. Около 1770. Пергамент, масло. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Карнавальная забава под названием «Геркулесова сила» - опасное для жизни участников зрелище, которое также устраивали в Жирный четверг. В этот день атлеты показывали свою ловкость на площади Сан-Марко, на примыкающей к ней Пьяццетте, или на плотах, установленных на воде. Судя по красным колпакам, в акробатической пирамиде собрались жители района Кастелло – судостроители, трудившиеся на верфи Арсенала.

Казино 

После карнавала приходит время азартных игр. В XVIII веке Венецианская республика была единственным государством Европы, где азартные игры были признаны официально законными. В 1635 году 108-ой дож Республики Франческо Морозини совместно с Советом Десяти выработал единый свод законов, касающихся азартных игр. Значение слова «казино» в современном итальянском (и в других) языке несколько отличатся от значения, которое ему придавали в Венеции XVII –XVIII веков. Респектабельные места для игр, похожие на закрытые клубы, венецианцы называли ридотто. Это были камерные дворцы для интеллектуальных развлечений, основанные на взаимном уважении игроков. Для игр и чувственных наслаждений, концертов для узкого круга приближенных и единомышленников арендовали небольшие частные палаццо или виллы. Первое письменное упоминание их встречается в одном доносе в 1609 году: «уже некоторое время люди вскладчину арендуют дома, которые называют «казини», домики». Постепенно к XVIII веку слова «казино» и «ридотто» стали синонимами. Типичную сцену из игрального зала воспроизводит полотно мастерской Пьетро Лонги из палаццо Мочениго. Женщины, кстати, могли находиться в казино только в масках. 

Ридотто. Мастерская Пьетро Лонги. Италия, Венеция. 1740-1760-е. Холст, масло.
Ридотто. Мастерская Пьетро Лонги. Италия, Венеция. 1740-1760-е. Холст, масло.

На фрагменте картины изображена девушка, маска которой, кажется, ни на чем не держится — нет даже привычных уходящих за уши тесемок. Это не выдумка художника, такие маски действительно существовали: с внутренней стороны в них была специальная пробка, с помощью которой ее можно было удержать зубами. Говорить в маске такого типа было невозможно, что отразилось в ее названии — «немая служанка».

Доска для настольной игры реале. XVIII век. Холст, масло, бархат. Италия, Венеция.
Доска для настольной игры реале. XVIII век. Холст, масло, бархат. Италия, Венеция.

В венецианских казино игры делились на те, в которых побеждали благодаря смекалке и стратегическому мышлению, и те, исход, которых целиком зависел от Фортуны. К первым относились: Траппола – игра для двух участников с 36-карточной итальянской колодой, появилась в Венеции в XVI веке. Баккара и бассетта – игры с картами Таро, в которых игроки стремятся заполучить в свою колоду определенные карты. Тресетте – игра итальянской 40-карточной колодой, главная задача участников – собрать максимальное количество тузов. Скопа – игра с 52-карточной колодой, в XVIII веке была распространена и в России под названием «кончина» или «карусель».

Тюрьма 

За карточные долги можно было отправиться и за решетку. Пенитенциарной системе Венеции XVIII века посвящен отдельный зал выставки. В венецианских архивах первое свидетельство о заточении преступника относится к 1181 году, документ подписан дожем Орио Мастропьетро. Хроники XIV века уже упоминают так называемые «нижние» и «верхние» тюрьмы – так называли в зависимости от положения по отношению к «парадному» этажу Дворца Дожей. Судя по документам «верхние» тюрьмы, располагавшиеся над аркатурой портика вдоль набережной, появились первыми.

Подводные камеры для знати, называемые «Колодцы. Джованни Мария де Пьян по оригиналу Франческо Галимберти. 1797. Бумага верже, офорт, акватинта. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Подводные камеры для знати, называемые «Колодцы. Джованни Мария де Пьян по оригиналу Франческо Галимберти. 1797. Бумага верже, офорт, акватинта. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

В середине XVI века по восточной стороне Дворца Дожей уже были выстроены новые камеры: сначала всего девять, потом их стало девятнадцать, из них лишь семь были с окнами. Эти помещения получили названия Поцци (колодцы). Другие камеры – Пьомби – располагались под самой крышей дворца. Название они получили из-за свинцовых листов кровли дворца: по-итальянски «piombo» - свинец. Из-за свинцовой крыши в помещении было невыразимо жарко днем и очень холодно ночью. В 1591 году Пьомби были переданы под начало инквизиции и предназначались для заключенных, которые не заслуживали содержания в Поцци. Из этой тюрьмы за всю ее историю был совершен всего лишь один побег. Это событие было описано в книге «История моего побега» известного итальянского авантюриста Джакомо Казановы, которая вошла в его автобиографию «История моей жизни». 

История моего побега из тюрем Венецианской республики, что называются Пьомби. Джакомо Казанова.Германия, Лейбциг, издательство И.Ф. фон Шёнфельда. 1788 г.
История моего побега из тюрем Венецианской республики, что называются Пьомби. Джакомо Казанова.Германия, Лейбциг, издательство И.Ф. фон Шёнфельда. 1788 г.

Казанова писал: «Эти девятнадцать подземных тюрем в точности напоминают могилы, но называются Поцци, колодцы, ибо там всегда стоит на два фута морская вода, попадающая через зарешеченное отверстие, откуда проникает в камеры немного света; размером эти отверстия всего в квадратный фут. Узник, если только не нравится ему стоять целыми днями по колено в соленой воде, должен сидеть на козлах, где лежит его тюфяк и куда на рассвете кладут ему воду и кусок хлеба; хлеб ему надо съесть сразу, ибо, если он замешкается, жирнейшие морские крысы вырвут его из рук».

В 1791 году, когда войска Наполеона захватили город, и последний дож Венецианской республики был смещен, закончилась и история тюрем во Дворце Дожей: тюрьму перенесли на остров Джудекка, где она просуществовала до 1926 года. Последний узник «Колодцев», в 1797 году выведенный на солнечный свет после шестнадцати лет заточения, ослеп и вскоре умер.

Камера «Темный сад», в которой по приказу Совета десяти пытали удушением, расположенная среди темниц под Соломенным мостом. Джованни Мария де Пьян по оригиналу Франческо Галимберти.1797. Бумага верже, офорт, акватинта. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.
Камера «Темный сад», в которой по приказу Совета десяти пытали удушением, расположенная среди темниц под Соломенным мостом. Джованни Мария де Пьян по оригиналу Франческо Галимберти.1797. Бумага верже, офорт, акватинта. Италия, Венеция. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррера.

Есть на выставке пара гравюр Пиранези из цикла «Фантазии на темы тюрем». Колоссальные и величественные, эти фантасмагорические строения сохраняют узника в лабиринте своих переходов надежнее, чем любые замки. Каждый, кто решит описать таинственное подземелье, повергающее узника в трепет, должен обратиться к художественному наследию Пиранези. Серия Пиранези «Темницы…» со временем приобрела славу одного из главных шедевров мирового искусства всех времен: смотрите отдельный блог, посвященный творчеству Пиранези, где представлены все гравюры цикла.  

Но не только в камерах Пьомби содержались узники в Венеции. Для многих тюрьмами становились монастыри. Юноши и девушки нередко оказывались в святых обителях: искать приют там были вынуждены дочери-бесприданницы, а кого-то отправляли в монастырь получать образование.

В монастырской приемной. Мастерская Пьетро Лонги. Середина XVIII века. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Дом-музей Карло Гольдони.
В монастырской приемной. Мастерская Пьетро Лонги. Середина XVIII века. Холст, масло. Фонд городских музеев Венеции, Дом-музей Карло Гольдони.

Пьетро Лонги изобразил сцену посещения монахинь родственниками: молодые девушки — за решеткой, их близкие — по другую сторону, развлекают их представлениями с куклами. В Венеции существовал обычай: в день своей свадьбы молодая девушка навещала свою сестру или подругу детства, томящуюся в монастыре. Учитывая, что многие воспитанницы монастыря оказывались там не по своей воле, можно назвать этот обычай жестоким. 

Русский зал 

Взаимоотношения России и Венецианской республики, прервавшиеся только однажды на время Смуты (1598–1613), имеют богатую историю. В XVIII веке в Россию приезжали венецианские художники, архитекторы, музыканты и артисты, многие работали на императорскую семью. До этого Петр I отправлял своих приближенных в Венецию обучаться морскому делу.

Венецианцы особенно восхищались русскими праздниками — невероятно роскошными, ошеломительными. В зале представлены пушки из музея-усадьбы «Останкино», из которых когда-то выпускали салюты. Также можно увидеть портрет графини Шереметевой в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны (этот наряд был подготовлен для первой русской карусели 16 июня 1766 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) и праздничную золотую посуду из собрания Государственного исторического музея.

Иоанн Лигоцкий. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой. Россия. 1769. Холст, масло. ГИМ.
Иоанн Лигоцкий. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой. Россия. 1769. Холст, масло. ГИМ.
Веер-плие «Приём у венецианского дожа». 1850–1860-е. Италия. Музей-усадьба «Останкино».
Веер-плие «Приём у венецианского дожа». 1850–1860-е. Италия. Музей-усадьба «Останкино».

Венеция – это город-праздник. И встреча с ним в Царицыно не случайна. В XVIII веке Царицыно создавалось как увеселительная резиденция императрицы Екатерины II - все это должно было быть созвучно венецианским карнавальным весельям!

Использованные источники: материалы выставки; https://www.mos.ru/news/item/90013073/.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic