bogachkova1957

Category:

Рерих на ВДНХ

На ВДНХ в павильоне № 13 (бывший «Армянская ССР»), открытом после реставрации, представлена выставка «Рерихи. Сохраняя культуру» - уникальная по количеству представленных работ. Выставка приурочена к 100-летию со дня основания Музея Востока. В дальнейшем именно в этом павильоне разместится постоянная экспозиция Государственного Музея искусств народов Востока. 

Под потолком павильона развешено самое большое Знамя Мира. Этот древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел этот Символ в своих научных экспедициях,  писал о  нем в своих очерках,  изображал его на картинах, театрально-декорационных работах, монументальной живописи,  графике.  Знамя Мира,  белый флаг с  тремя кругами  в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества. Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки. По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как  своего рода Красный Крест Культуры.

Знамя Мира – символ пакта Рериха.

Сохранение культуры — это главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству. На ранних этапах творчества Николай Рерих, а затем и его сын Святослав Рерих, обратился к Востоку, и этот путь в конце концов привел его на север Индии, в гималайскую долину Кулу, с которой связана большая часть творческой жизни художника.

Экспозиция включает более 300 живописных полотен Рерихов: произведения восточной скульптуры, тибетские иконы (танки), архивные документы из собраний Государственного музея Востока и Советского фонда Рерихов.

На выставке собраны лучшие образцы художественного творчества Николая Рериха, а также сотни этюдов из его знаменитой «Гималайской серии». 

Николай Рерих. Этюды знаменитой «Гималайской серии».

Один мой знакомый рассказывал: «Когда я смотрел на картины Николая Рериха, то думал, что все эти горы он придумал, что не бывает таких красок, таких цветов. А потом попал в Гималаи и прозрел». 

Н.К.Рерих. Сокровище, из серии «Чингиз-Хан». 1931 г.

Работы Святослава Рериха представляют период жизни и творчества художника, связанный с Индией. Это в первую очередь его зарисовки индийского быта — картины «Священная флейта», «Красная земля», «Мои соседи», «Я иду в одиночестве». Кроме того, экспонируется знаменитое полотно «Христос с учениками». Портретное искусство, одно из самых ярких дарований Святослава Рериха, представлено изображениями жены художника, известной киноактрисы Девики Рани Рерих, индийских знаменитостей и святых подвижников.

Но мне лично больше нравится Святослав Рерих, который отходит от традиционной живописи и переходит к методу, связанному с манифестацией тонкого мира, когда все изображенное на полотнах относится к миру духа, к неуловимым вибрациям пронизывающей энергии.

С.Н.Рерих. Свет через сухое дерево. 1968 г. Аналогия с телом человека: старость приносит сухость и немощь плота, а через эту угасающую человеческую природу сияет духовная сущность, представляющая собой чистый белый свет.
С.Н.Рерих. Красная гора. 1958 г.
С.Н.Рерих. Этот другой мир. 1972 г.
С.Н.Рерих. Ритм жизни невидимый. Эскиз. Из серии «Тонкий мир» 1980-х годов.
С.Н.Рерих. Прилив. 1970 г.
С.Н.Рерих. Белая твердыня. 1954 г.
С.Н.Рерих. Натюрморт. Листья в вазе. 1964 г.

На выставке также представлены шедевры восточного искусства, принадлежащие Музею искусств народов Востока.

Бодхисаттва Майтрея. Западный Тибет. 18 век. Латунь, серебро, медь, п/д камни.

Бодхисаттва – это человек, который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна – помочь людям на их пути духовного совершенствования.  Бодхисаттва Майтрея символизирует любящую доброту будд и бодхисаттв, святую любовь, а также аспект видения, чувство зрения. Бодхисаттва Майтрея изображается золотисто-жёлтого цвета. Он держит оранжевый цветок, устраняющий беспокоящие эмоции. Голову Майтреи венчает небольшая ступа. Ступа символизирует Будду Шакьямуни, а положение её на голове означает, что Майтрея выражает ему и его Учению высшее почтение.

Манджушри. Непал. 16 век. Латунь, п/д камни, чеканка.

Манджушри - "Приятное сияние". Он - один из трёх главных Бодхисаттв. Он олицетворяет мудрость, разум и волю, а также представляет просветленный ум Будд. Говорится, что в одном из прошлых воплощений Манджушри был рожден как царь, который поклялся стать Бодхисаттвой и работать для блага всех существ. В левой руке у него стебель цветущего лотоса. 

Махакала. Тибет. 16 век. Медь, позолота, золотая паста.

Махака́ла («Великий Чёрный») — в охранник и защитник учения Будды. Чаще всего Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета, он имеет угрожающий вид. В большинстве своих проявлений Махакала изображается в гневной форме. На нём украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры, его живот выдаётся вперёд. Часто Махакалу изображают также в окружении разных диких животных и птиц. Эти атрибуты символизируют его решимость разрушать все преграды на пути к просветлению. Тантрические украшения Махакалы также включают гирлянду из человеческих голов и корону с пятью черепами. Махакала относится к просветлённым существам. 

Будда на лотосовом постаменте. Китай, Династия Северная Ци (550-577 гг.). Известняк, роспись, позолота.
Ширма. Индия. 18 век. Дерево, резьба.
Харихара. Центральная Индия, Раджастан. 10-11 век. Песчанник, резьба.

Харихара — одна из форм Бога в индуизме, воплощение Вишну (Хари) и Шивы (Хара) в одном лице. Вишну - правая часть, держит диск, Шива - левая часть, держит трезубец.

Бодхисаттвы Падмапани и Праджяпарамита. Непал. 17 век. Филит, резьба, роспись.

Падмапани – бодхисаттва семейства Падма – Бодхисаттва Сострадания. Из слезы Падмапани родилась бодхисаттва-богиня Тара. Лотос – также символ семейства Падма. Именно он считается олицетворением мантры ОМ МА НИ ПА ДМЕ ХУМ. Буддисты верят, что каждый из шести слогов этой мантры сокращает пребывание в одной из форм бытия в круге бесконечных перевоплощений. Тот, кто произнесёт эту мантру сто тысяч раз, обретёт просветление. Данную мантру называют "сокровищем мудрости" или "кратким учением", и это действительно так, поскольку "мани" значит "ваджра" – символ просветления и одновременно метод достижения мудрости, "падме" – "лотос", т.е. сама мудрость, а их соединение в мантре символизирует соединение мужского и женского начала вселенной, постижение мудрости посредством метода. Имя Праджяпарамита носит женщина-бодхисаттва, являющаяся феноменальным воплощением совершенной мудрости.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic