bogachkova1957

Categories:

Музы Монпарнаса. Скульптура

Продолжение экскурсии по выставке Музы Монпарнаса. Начало Музы Монпарнаса. Часть 1 и Музы Монпарнаса. Часть 2.

Зал со скульптурными работами - один из самых впечатляющих на выставке. На Монпарнасе располагались как школы, обучавшие живописи, так и частные академии – Филиппо Коларосси и де ла Гранд-Шомьер, где девушкам преподавали основы скульптурного мастерства. В этих двух учебных заведениях занимались в свое время такие известные мастера, как Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина и другие. Их работы экспонируются в этом зале выставки, напоминающем скульптурную мастерскую. 

Хана Орлова (1888-1968) - одна из первых женщин-скульпторов, добившихся мировой известности. Считается, что решающее значение для ее творческого формирования имели впечатления детства и юности, которые прошли на Украине и в России. Хана Орлова отправилась в 1910 году в Париж из Палестины, рассчитывая на свое умение шить. Младшая девочка в многодетной еврейской семье, бежавшей от погромов на Украине в Палестину, она перебирается в Париж, мечтая о карьере модистки. Все ее достояние - любовь к шитью, закаленный характер, несколько монет, зашитых в пояс, и адрес хозяйки меблированных комнат. Ее взяли портнихой в модный дом Жанны Пакен, а вечерами она занимается в Русской академии Марии Васильевой, Академии Коларосси, а параллельно сдает экзамены в Высшую национальную школу декоративного искусства. Хана закончит ее через три года. А в 1913 она уже будет участвовать в Осеннем салоне в Гран-Пале как скульптор.

Хана Орлова. Две танцовщицы. 1914. Дерево. - Портрет художника Александра Яковлева. 1921. Цемент. -  Беременная женщина. 1916. Бронза. Все: Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж. – На переднем плане — Анна Голубкина. Итальянский мальчик. 1894. Бронза. ГТГ.
Хана Орлова. Две танцовщицы. 1914. Дерево. - Портрет художника Александра Яковлева. 1921. Цемент. - Беременная женщина. 1916. Бронза. Все: Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж. – На переднем плане — Анна Голубкина. Итальянский мальчик. 1894. Бронза. ГТГ.

Хану Орлову всегда занимала проблема создания еврейского национального стиля. Заострение характеристик, экспрессивное преувеличение свойственно многим портретам Ханы Орловой. Отказываясь от детализации, она создает обобщение, собственную концепцию изображенного. И превращает портрет в новеллу, рассказ, яркую сцену. Орлова не опускается до пресного натурализма и столь же далека от интеллектуальных кодов абстракции. «Я хочу, чтобы мои произведения были такими же жизненными, как сама жизнь», – скажет она, уже будучи зрелым, признанным скульптором.

Хана Орлова. Мой сын в матроске. 1927. Камень, цемент. Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж.
Хана Орлова. Мой сын в матроске. 1927. Камень, цемент. Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж.

Работ Ханы Орловой, если я не ошибаюсь, нет в России.

Анна Голубкина (1864-1927) в 1895 году, стремясь к новым вершинам, едет учиться в Париж. Видимо, несчастная любовь, по слухам — с неким французским художником, побудила перешагнувшую 30-летний рубеж женщину дважды пытаться покончить с собой: сначала броситься в Сену, а потом попытаться отравиться. Художница Елизавета Кругликова, также жившая в Париже, увезла ее на родину. В Москве Голубкина лечилась в психиатрической клинике  Корсакова. 

Восстановив душевное спокойствие, Голубкина в 1897 году возвратилась в Париж. И, наконец, нашла того, у кого ей следовало учиться — Родена. В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885). Голубкина по-своему истолковала учителя. И сделала это с успехом: ее наградили бронзовой медалью и хвалили в прессе. 

А.С.Голубкина. В парижской мастерской рядом со своими скульптурами «Старость», «Портрет профессора Э.-Ж.Бальбиани», «Голова женщины». Фото 1898. ГТГ.
А.С.Голубкина. В парижской мастерской рядом со своими скульптурами «Старость», «Портрет профессора Э.-Ж.Бальбиани», «Голова женщины». Фото 1898. ГТГ.

Когда на следующий год Голубкина вернулась в Россию, о ней уже слышали. Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения МХАТа. Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова. Шаляпина, впрочем, ваять отказалась: он ей не нравился как человек.

Анна Голубкина. Голова женщины. Маска. 1904. Мрамор. ГТГ.
Анна Голубкина. Голова женщины. Маска. 1904. Мрамор. ГТГ.
Анна Голубкина. Портрет профессора Э.-Ж.Бальбиани. Гипс тонированный. 1898. ГТГ.
Анна Голубкина. Портрет профессора Э.-Ж.Бальбиани. Гипс тонированный. 1898. ГТГ.
Анна Голубкина. Этюды лица  и левой руки к скульптуре «Старость». Гипс. 1898. ГТГ.
Анна Голубкина. Этюды лица и левой руки к скульптуре «Старость». Гипс. 1898. ГТГ.

Камилла Клодель (1864-1943) – была страстной возлюбленной Родена. Она была его музой, моделью, другом, любовницей, ученицей, с любовью к которой связывают лучшие работы Родена. И сама Клодель состоялась как скульптор. В возрасте 17 лет она поступает в академию Коларосси на обучение к скульптору Альфреду Буше. А уже в 1884 году Камилла начинает работать у Родена в мастерской. В скором времени Роден уже настолько доверял Камилле, что позволял ей завершать свои собственные скульптуры и даже создавать целые их части.

Камилла Клодель. Вальс. 1900. Бронза. Собрание семьи Камиллы Клодель, Франция.
Камилла Клодель. Вальс. 1900. Бронза. Собрание семьи Камиллы Клодель, Франция.

В 1892 году происходит, пожалуй, самое сильнейшее потрясение в жизни Камиллы. Она забеременела от Родена, но, в результате несчастного случая, потеряла ребенка. Теперь она уже никогда не могла иметь детей… У нее начинается сильнейшая депрессия. И в 1893 году былое счастье навсегда закрывает свои двери — Камилла и Роден расстаются, хотя их встречи продолжаются еще несколько лет, до 1898 года.
В 1893 году рождается одна из самых прекрасных скульптур Клодель «Бронзовый вальс», которая является аллегорией ее разрыва с любимым. В изломе двух танцующих фигур ощущается не только страстность чувств, но и их болезненность…

Камилла Клодель. Торс Клото. Около 1893. Бронза. Музей Камиллы Клодель, Ножан-сюр-Сен.
Камилла Клодель. Торс Клото. Около 1893. Бронза. Музей Камиллы Клодель, Ножан-сюр-Сен.

Дальнейшая судьба Клодель сложилась трагически: в марте 1913 Камиллу определяют в психиатрическую клинику, где она и умерла 19 ноября 1943 года, прожив в этом печальном месте три долгих десятилетия…

Камилла Клодель. Этюд левой руки. Около 1889. Бронза. Музей Камиллы Клодель, Ножан-сюр-Сен.
Камилла Клодель. Этюд левой руки. Около 1889. Бронза. Музей Камиллы Клодель, Ножан-сюр-Сен.

Вера Мухина (1889-1953) в Париже брала уроки в Академии де ла Гранд-Шомьер у Эмиля Антуана Бурделя — известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали. 

Вера Мухина. Стоящая девушка. 1914 (отливка 1963). Бронза. - Портрет Изы Бурмейстер. 1914. Гипс тонированный. - Сидящий юноша. 1912 (отливка 1954). Бронза. Все: Русский музей.
Вера Мухина. Стоящая девушка. 1914 (отливка 1963). Бронза. - Портрет Изы Бурмейстер. 1914. Гипс тонированный. - Сидящий юноша. 1912 (отливка 1954). Бронза. Все: Русский музей.
Вера Мухина. Сидящая девушка. 1914. Гипс. Русский музей.
Вера Мухина. Сидящая девушка. 1914. Гипс. Русский музей.
Вера Мухина. Революция. Эскиз памятника для г.Клин. 1919. Бронза. ГТГ.
Вера Мухина. Революция. Эскиз памятника для г.Клин. 1919. Бронза. ГТГ.

Надежда Крандиевская (1891-1963) входит в звездную плеяду русских женщин-скульпторов, хотя долгое время ее имя оставалось в плену забвения. В 1912 году она едет в Париж, чтобы учиться в Академии де ла Гранд-Шомьер, где преподавал скульптор Бурдель, в то время уже ставший живым классиком. Многих начинающих художников манил его мощный художественный авторитет. Учение у Бурделя стало переломным этапом в жизни Крандиевской. 

Надежда Крандиевская. Элегия. 1910-е. Алебастр. Коллекция семьи Кривошеевых.
Надежда Крандиевская. Элегия. 1910-е. Алебастр. Коллекция семьи Кривошеевых.
Надежда Крандиевская. Икар. 1913. Гипс. Коллекция семьи Кривошеевых.
Надежда Крандиевская. Икар. 1913. Гипс. Коллекция семьи Кривошеевых.
Надежда Крандиевская. Композиция (по мотивам русской сказки). 1915. Тонированный алебастр. Собрание Петра Навашина.
Надежда Крандиевская. Композиция (по мотивам русской сказки). 1915. Тонированный алебастр. Собрание Петра Навашина.

Все композиции Крандиевской из алебастра камерны и символичны. «Композиция» 1915 года с уточняющим названием «По мотивам русской сказки» - это сюжет о сестрице Аленушке и братце Иванушке, превратившемся в козленка. Сама тема васнецовская, может быть, несколько наивная и иллюстративная для пластики. Но Крандиевская здесь ушла от сюжета в чистую пластику. В архаическую мощь самого камня, в ритмику форм и текстур. Еще раз доказала: главное – не что изображать, а как!

Лидия Лузановская (1899-1983) в 1924 году, получив Гран-при за скульптуру в бухарестском «Салоне», была направлена на учебу в Париж в академию Гранд Шомьер в класс А. Бурделя и О. Цадкина. Исполняла символические фигуры, бюсты и рельефы из гипса, мрамора, терракоты, дерева и бронзы. С 1926 выставлялась в салонах: Тюильри, Независимых и Осеннем, позже - в салоне Art Libre; участвовала в групповых выставках в галерее Zak. Провела персональные выставки в парижских галереях BiJliet (1939) и Altes (1966).

Лидия Лузановская (1899-1983). Голова женщины. 1928. Терракота. Коллекция семьи Кривошеевых.
Лидия Лузановская (1899-1983). Голова женщины. 1928. Терракота. Коллекция семьи Кривошеевых.

Итак, эта выставка - огромный пласт нового материала из французских и российских музеев и частных собраний, что делает ее ярким событием жаркого лета 2021 года в Москве. Успех художниц, которые обязаны своим образованием, становлением, карьере Монпарнасу, на выставке напрямую связывается с развитием частных академий живописи и скульптуры, галерей современного искусства, созданием художественных мастерских, процветанием индустрии моды и мира мегаполиса. Они шокировали общество, заставляли говорить о себе, вдохновляли легендарных мастеров. Выставка в ГМИИ рассказала о женщинах, которые сделали Париж центром мирового современного искусства, о самых ярких дамах французской столицы начала прошлого века и слухах, ходивших о них.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.