bogachkova1957

Categories:

Музы Монпарнаса. Часть 2

Продолжение экскурсии по выставке Музы Монпарнаса. Начало Музы Монпарнаса. Часть 1.

Еще одна богиня Монпарнаса - уроженка Одессы Сони Тёрк-Делоне (1885-1979). История ее началась в Париже в 1905 году, когда она решила навсегда обосноваться во Франции. Соня обрела свою творческую манеру благодаря супругу художнику Роберу Делоне. Вместе они создали собственный вариант кубизма – симультанизм.

Соня Делоне. Рынок в Миньо. Около 1915. Холст, масло, темпера. Собрание В.Царенкова, Лондон.
Соня Делоне. Рынок в Миньо. Около 1915. Холст, масло, темпера. Собрание В.Царенкова, Лондон.
Соня Делоне. Эскиз трех костюмов к балету «Клеопатра». 1918. Бумага, акварель. Галерея «Минотавр», Париж.
Соня Делоне. Эскиз трех костюмов к балету «Клеопатра». 1918. Бумага, акварель. Галерея «Минотавр», Париж.
Соня Делоне. Женщины в интерьере. 1923. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Собрание В.Царенкова, Лондон.
Соня Делоне. Женщины в интерьере. 1923. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Собрание В.Царенкова, Лондон.

Наряду с живописью и графикой, художница рано обратилась к дизайну и моде. В созданных ею тканях, предметах одежды и интерьера эстетика авангарда сочеталась с яркой декоративностью мотива. Это увлечение стало делом жизни и источником дохода. Свой первый магазин под вывеской Casa Sonia художница обустроила в Мадриде по совету Сергея Дягилева. А в 1924 году в Париже она открывает свое «Симультанное ателье», где эстетика авангарда воплотилась в тканях, предметах одежды и интерьера. Она создает яркий и узнаваемый геометрический стиль, который быстро завоевал популярность. 

Соня Делоне. Эскизы для ткани. Бумага, картон, гуашь, тушь, карандаш. Собрание Эммануэля Буссара, Париж.
Соня Делоне. Эскизы для ткани. Бумага, картон, гуашь, тушь, карандаш. Собрание Эммануэля Буссара, Париж.

В «Симультанном ателье» стремились одеваться аристократки и представительницы интеллектуальной элиты, актрисы и кинозвезды. И хотя дело пришлось закрыть в 1933 году из-за кризиса, верность прикладному искусству Соня сохранила на всю жизнь.

Соня Делоне. Эскизы платьев. Бумага на картоне, гуашь, акварель. Собрание Эммануэля Буссара, Париж.
Соня Делоне. Эскизы платьев. Бумага на картоне, гуашь, акварель. Собрание Эммануэля Буссара, Париж.

В атмосферу всеобщего интереса к миру моды успела окунуться и ненадолго посетившая Париж в конце 1920-х советская художница Александра Кольцова-Бычкова (1892-1985), чьи работы проникнуты эстетикой ар деко. В 1928 году Кольцова-Бычкова получает творческую командировку в Париж для усовершенствования от Народного Комиссариата просвещения. Четыре года она прожила в Париже, где много работала в музеях, посещала художественные академии, изучала искусство Франции. Творческие командировки Наркомпроса не оплачивались, и художница зарабатывала на жизнь частными заказами. В 1929 году в жизни художницы произошло важное событие: состоялась её персональная выставка в галерее Irondel, где она представила свои вышивки и графические работы. Выставка имела успех и получила резонанс в прессе. После выставки художница стала получать многочисленные заказы на рисунки для художественно-декоративных изделий от различных промышленных фирм Франции и Германии. 

Александра Кольцова-Бычкова. Декоративные вышивки. Около 1930. Ткань, вышивка. Собрание семьи художницы, Москва.
Александра Кольцова-Бычкова. Декоративные вышивки. Около 1930. Ткань, вышивка. Собрание семьи художницы, Москва.

Кафе «Ротонда»

Сердцем художественного Монпарнаса было пересечение одноименного бульвара и бульвара Распай – перекресток Вавен. С первых лет ХХ столетия здесь появились артистические кафе, среди которых особенно прославилась «Ротонда», где можно было проводить часы, заплатив лишь за чашку кофе, а стены были покрыты работами художников, часто принятыми в оплату вместо денег. Здесь заключались пари и делались карьеры, возникали романы, восходили и угасали звезды. В беспечные 1920-е «Ротонда» стала центром нового «вавилонского столпотворения» на Монпарнасе. Многие ее посетители превратились в «живые легенды».

Саша Залюк. Эскиз афиши кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Около 1930. -  Эскиз афиши кафе «Монпарнас, музы». Около 1928.  Оба эскиза: Бумага, гуашь. Частное собрание.
Саша Залюк. Эскиз афиши кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Около 1930. - Эскиз афиши кафе «Монпарнас, музы». Около 1928. Оба эскиза: Бумага, гуашь. Частное собрание.
Эдит Ауэбах (1893-1956). На бульваре Монпарнас. Около 1925. Бумага, карандаш. - Мария Воробьева (Маревна). Терраса кафе «Ротонда». 1917. Бумага, акварель, карандаш. Оба: Частное собрание.
Эдит Ауэбах (1893-1956). На бульваре Монпарнас. Около 1925. Бумага, карандаш. - Мария Воробьева (Маревна). Терраса кафе «Ротонда». 1917. Бумага, акварель, карандаш. Оба: Частное собрание.
Хана Орлова. Дева. Жанна Эбютерн.1914. Бронза. Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж.
Хана Орлова. Дева. Жанна Эбютерн.1914. Бронза. Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж.

Одной из посетительниц кафе была молодая художница Жанна Эбютерн (1898-1920), которая в 1917 году стала для живописца и скульптора Амедео Модильяни моделью, музой и женой. Они провели вместе чуть меньше, чем три года. Он написал около 25 ее портретов. В то время художник много пил, его преследовали мысли о смерти, в 1920 г. он умер после болезни. Жанна не смогла пережить ухода мужа – будучи на восьмом месяце беременности, она выбросилась из окна. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним. Долгое время после смерти художницы были известны только 6 её работ. Через 24 года ещё 9 работ были найдены в мастерской ее брата. Это были портреты и пейзажи. Потребовалось более тридцати лет, прежде чем учёные убедили наследников Эбютерн разрешить общественности доступ к художественному наследию Жанны Эбютерн. 

Жанна Эбютерн. В кафе на Монпарнасе. Около 1917. Бумага, карандаш. -  Автопортрет. Около 1917. Холст, масло. -  Женщина в шляпе. Около 1917. Бумага, карандаш, пастель. Все: Частное собрание.
Жанна Эбютерн. В кафе на Монпарнасе. Около 1917. Бумага, карандаш. - Автопортрет. Около 1917. Холст, масло. - Женщина в шляпе. Около 1917. Бумага, карандаш, пастель. Все: Частное собрание.

Вытянутые формы лица и шеи, миндалевидный разрез глаз, длинные, непрерывные линии в работах Жанны Эбютерн – характерные черты портретных рисунков Модильяни.

Ман Рэй (1890-1976). Кики с вуалью. 1926. Серебряный отпечаток. Международная ассоциация Ман Рэй, Париж.
Ман Рэй (1890-1976). Кики с вуалью. 1926. Серебряный отпечаток. Международная ассоциация Ман Рэй, Париж.

Модели, музы и меценаты-женщины – участницы хоровода «безумных лет» - становились светскими персонажами и живыми достопримечательностями кафе «Ротонда». Особой популярностью пользовалась Алиса Эрнестина Прен, по прозвищу красотка Кики (1901-1953) - французская певица, актриса, художница, но прежде всего — знаменитая натурщица, модель сюрреалистов и художников Парижской школы.  Имела романтические связи со многими известными художниками и артистами, среди которых можно назвать Хаима Сутина, Мориса Менджинского, Ивана Мозжухина и других. В 1921 году стала подругой и моделью американского фотографа и кинорежиссера Мана Рэя, оставившего её многочисленные фото, включая знаменитую «Скрипку Энгра», и снимавшего её в своих экспериментальных фильмах. 

Моис Кислинг (1891-1953). Портрет Кики. 1920-е. Бумага, гуашь. Частное собрание.
Моис Кислинг (1891-1953). Портрет Кики. 1920-е. Бумага, гуашь. Частное собрание.

Хемингуэй о Кики писал: «…она, безусловно, царила в той эпохе Монпарнаса куда заметней, чем Королева Виктория в эпохе викторианской».

Моис Кислинг. Кики с Монпарнаса. 1925. Холст, масло. Частное собрание.
Моис Кислинг. Кики с Монпарнаса. 1925. Холст, масло. Частное собрание.
Эмиль Годиссар (1872-1956). Обнаженная (Кики). 1927. Холст, масло. Собрание И.Рыкова, Москва.
Эмиль Годиссар (1872-1956). Обнаженная (Кики). 1927. Холст, масло. Собрание И.Рыкова, Москва.

Вначале Кики была только моделью, потом принялась без устали разрисовывать себя сама на фото — у нее было врожденное чувство цвета. А в какой-то момент решила, что и сама может стать художницей. А почему нет? 

Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Большой цирк. 1926. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Большой цирк. 1926. Холст, масло. Частное собрание, Париж.

На выставке представлено несколько ее смешных примитивных картин, включая портрет режиссера Сергея Эйзенштейна, которого она изобразила на фоне броненосца и зеленого моря. Сохранился и экземпляр ее мемуаров с дарственной надписью: «Месье Эйзенштейну, с искренней симпатией от той, которая так же, как он, любит большие корабли и моряков. Кики, Париж, 1929». 

Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Портрет С.М.Эйзештейна. 1929. Холст, масло. Музей кино, Москва. - Шотландская семья. Около 1930. Холст, масло. Частное собрание.
Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса). Портрет С.М.Эйзештейна. 1929. Холст, масло. Музей кино, Москва. - Шотландская семья. Около 1930. Холст, масло. Частное собрание.

А вот музами японского художника Цугухары Фужиты (1886-1968), создавшего собственный стиль, объединив в своём творчестве приёмы японской живописи и гравюры с традициями европейского реализма,  были сразу две искательницы приключений с Монпарнаса:  с 1923 года бельгийка Люси Баду, получившая от художника имя Юки («снег» по-японски), и разделившая с ним годы славы, а с 1931 года натурщица и танцовщица Мадлен Лекё, которая умерла в 1936 году от передозировки наркотиков в возрасте 27 лет. 

Цугухара Фужита. Автопортрет. 1926. Холст, масло музей изящных искусств, Лион. – На стене портрет Юки.
Цугухара Фужита. Автопортрет. 1926. Холст, масло музей изящных искусств, Лион. – На стене портрет Юки.
Цугухара Фужита. Спящая Юки. 1926. Гравюра сухой иглой. Частное собрание, Париж.
Цугухара Фужита. Спящая Юки. 1926. Гравюра сухой иглой. Частное собрание, Париж.
Цугухара Фужита. Юки в меховой накидке. 1925. Гелиогравюра, сериграфия. Частное собрание.
Цугухара Фужита. Юки в меховой накидке. 1925. Гелиогравюра, сериграфия. Частное собрание.
Цугухара Фужита. Фужита и Мадлен. 1933. Шелк, тушь, акварель. Собрание Наумовых, Санкт-Петербург.
Цугухара Фужита. Фужита и Мадлен. 1933. Шелк, тушь, акварель. Собрание Наумовых, Санкт-Петербург.
 Цугухара Фужита. Сидящая обнаженная (Жаклин Годдар). 1929. Фрагмент. Холст, масло. Частное собрание. - Жаклин Годдар - любимая модель Мана Рэя.
Цугухара Фужита. Сидящая обнаженная (Жаклин Годдар). 1929. Фрагмент. Холст, масло. Частное собрание. - Жаклин Годдар - любимая модель Мана Рэя.

Одна модель, один год, десятки выдающихся художников - в истории искусств это, пожалуй, уникальное явление – загадочная актриса Мария Лани (1895 – 1954). Приехав в Париж, она вызвала настоящее волнение в среде самых модных художников и парижской богемы. Ее одевали Жанна Ланвен и Коко Шанель, но в историю искусств вошли ее портреты, созданные весной 1928 года такими великими художниками, как Матисс, Боннар, Брак, Шагал, Кокто, Делоне, Дерен, Ван Донген, Леже, Матисс, Ман Рэй, Сутин, Кислинг, Фудзита, Валадон - всего более 50 портретов.

Робер Делоне (1885-1941). Портрет Марии Лани. Лежащая женщина на ковре. 1928. Холст, масло. Собрание семьи Кривошеевых.
Робер Делоне (1885-1941). Портрет Марии Лани. Лежащая женщина на ковре. 1928. Холст, масло. Собрание семьи Кривошеевых.
Франсис Пикабиа (1879-1953). Портрет Марии Лани. 1929. Бумага, тушь. Галерея «Минотавр», Париж. - Альбер Марке. Женщина в синем. Портрет Марии Лани. 1928. Холст, масло. Музей современного искусства Парижа.
Франсис Пикабиа (1879-1953). Портрет Марии Лани. 1929. Бумага, тушь. Галерея «Минотавр», Париж. - Альбер Марке. Женщина в синем. Портрет Марии Лани. 1928. Холст, масло. Музей современного искусства Парижа.

Последняя часть выставки называется «Покидая Монпарнас». Когда в конце 1920-х в мире разразился экономический кризис и стали набирать силу тоталитарные режимы, беспечный праздник на Монпарнасе закончился. Тревожную и настороженную атмосферу времени наиболее чутко смогли уловить сюрреалисты. В их закрытом и строгом сообществе, созданном в 1924 году Андре Бретоном, женщины стали не светскими фигурами, а посвященными, участницами тайных ритуалов. Эксперименты с тайнами подсознания и фрейдистскими сюжетами делали роль женщин в сюрреализме двоякой: каждая из них и следовала авторитету мужчин, и отстаивала собственную независимость.

Аргентинка Леонора Фини (1907-1996) - художница-сюрреалист, дизайнер, иллюстратор и автор, известна своими изображениями влиятельных и эротичных женщин. Выступая против суровой системы в образовании, Фини никогда не посещала художественные учебные заведения. В 1930-е годы завоевала славу «Дали в юбке».

Леонора Фини. Визит. 1924. Холст, масло. Галерея Мински, Париж.
Леонора Фини. Визит. 1924. Холст, масло. Галерея Мински, Париж.

Биоморфный язык работ Ива Танги отозвался неожиданным эхом в картинах эмигрировавшей во Францию грузинки Веры Пагавы (1907-1988). Шестнадцатилетняя Вера, оказавшись в Париже, в «мировом центре искусства», естественно, увлеклась живописью. В 1924 году девушка начала изучать искусство в Школе декоративно-прикладного искусства, параллельно она посещала Школу-студию Андре Лота.

Вера Пагава. Композиция. - Женщина с маской. Обе: Около 1937. Холст, масло. Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж.
Вера Пагава. Композиция. - Женщина с маской. Обе: Около 1937. Холст, масло. Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж.

А приехавшая из Лиссабона Мария Элена Виейра да Силва (1908-1992) соединила сюрреалистические видения с геометрической абстракцией, принимающей галлюциногенные формы.

Мария Элена Виейра да Силва. Подруги (Визит). 1942. Холст, масло. Галерея Жанны Бюше Жежер, Париж.
Мария Элена Виейра да Силва. Подруги (Визит). 1942. Холст, масло. Галерея Жанны Бюше Жежер, Париж.

Дора Маар (1907-1997) – более известна как фотограф. Была ассистенткой Мана Рэя, в 1935 году открыла собственное фотоателье. Её фотомонтажи стали своего рода визитной карточкой сюрреалистического искусства.  В 1936 году Поль Элюар познакомил Маар с Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет. Маар много фотографировала Пикассо и под его влиянием обратилась к живописи. Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, в его творчестве она навсегда осталась «плачущей женщиной». А ее живописные произведения стали известны только после смерти художницы.

Дора Маар. Натюрморт с фруктами. Бумага, фломастер. Галерея «Минотавр», Париж.
Дора Маар. Натюрморт с фруктами. Бумага, фломастер. Галерея «Минотавр», Париж.
Дора Маар. Ставка на зеленое. 1942. Холст, масло. Галерея Жанны Бюше Жежер, Париж.
Дора Маар. Ставка на зеленое. 1942. Холст, масло. Галерея Жанны Бюше Жежер, Париж.

Валентина Гросс-Гюго (1887-1968) - французская художница и иллюстратор в 1926 году познакомилась с поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром. Она была первым художником, кто проиллюстрировал его работы. Дружба с Андре Бретоном и Полем Элюаром помогла ей установить приятельские отношения с участниками объединения сюрреалистов, такими как Сальвадор Дали и Макс Эрнст. Гюго можно назвать одним из самых забытых художников-сюрреалистов, однако некоторое время назад рынок искусства начал проявлять интерес к её наследию.

Валентина Гросс-Гюго (1887-1968). Рисунок в розовых тонах.-  Рисунок в синих тонах. Оба: Бумага, карандаш. Галерея «Минотавр», Париж.
Валентина Гросс-Гюго (1887-1968). Рисунок в розовых тонах.- Рисунок в синих тонах. Оба: Бумага, карандаш. Галерея «Минотавр», Париж.
Валентина Гросс-Гюго, Ив Танги, Поль Элюар. Изысканный покойник. 1929-1934. Бумага, карандаш. Галерея 1900-2000, Париж.
Валентина Гросс-Гюго, Ив Танги, Поль Элюар. Изысканный покойник. 1929-1934. Бумага, карандаш. Галерея 1900-2000, Париж.

В экспозиции воедино собрана галерея наиболее ярких образов из тех, кто в 1900–1940-х годах утверждал роль женщины в разных областях искусства, и показана их роль в самом насыщенном в те времена «центре притяжения» — парижском районе Монпарнас. Именно в это время и в этом месте в спорах и соперничестве, через насмешки и непонимание постепенно сложились основы привычного для нас сегодня отношения к женщине в искусстве.

Далее в отдельном блоге – женщины-скульпторы на выставке Музы Монпарнаса.

Использованные источники: https://kulturologia.ru/blogs/230418/38695/; https://snob.ru/entry/208861/; Википедия; материалы выставки ГМИИ.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic