bogachkova1957

Category:

Музы Монпарнаса. Часть 1

«Женское искусство стало великим искусством, и его уже не спутаешь с мужским» - Гийом Аполлинер.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Музы Монпарнаса», посвященная легендам парижского района Монпарнас — женщинам, задававшим тон одной из самых ярких эпох европейского искусства. Уникальность выставки в том, что большинство произведений предоставлены европейскими и американскими частными коллекционерами и показаны в России первый и, скорее всего, последний раз. Всего на выставке экспонируется более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства. 

В свободной и раскрепощенной среде района Монпарнас легко и быстро раскрывались таланты художниц и моделей, писательниц и коллекционеров, ярких светских фигур. Эта выставка – рассказ о наиболее важных, знаменитых и незаслуженно забытых действующих лицах художественной сцены Монпарнаса в первые десятилетия ХХ столетия. Уже с конца XIX века Париж был тем редким местом, где женщины, стремящиеся реализовать себя в искусстве, могли получить художественное образование. Вплоть до 1897 года, женщины не имели права учиться в государственной Школе изящных искусств, а вот частные школы-академии открывали особые женские классы, например, Академия Жюлиана (основанная художником Родольфо Жюлианом в 1868 году) принимала и женщин, предоставляя им уникальную в то время возможность получить художественное образование. Жюлиану удалось даже привлечь в качестве преподавателей четверых членов жюри Парижского салона: Вильяма Бугро, Тони Робера-Флёри, Жюля Лефевра и Гюстава Буланже.

Класс живописи Вильяма Бугро и Габриэля Ферье в Академии Жюлиана. Фото 1896. Частное собрание, Париж. – В центре профессор живописи В.Бугро.
Класс живописи Вильяма Бугро и Габриэля Ферье в Академии Жюлиана. Фото 1896. Частное собрание, Париж. – В центре профессор живописи В.Бугро.

Женские классы были и в созданных бывшими натурщиками академиях Коларосси или Витти, располагавшихся в недорогом районе художников – на Монпарнасе. Женщины и выступали в роли преподавателей, и были среди основателей новых школ, к примеру, созданной швейцарской художницей Мартой Штеттлер в 1904-м году Академии де ла Гранд-Шомьер. Выпускницы этих учебных заведений сыграли важнейшую роль в сложении славы Монпарнаса как центра современного искусства, где в начале ХХ столетия стали активно обучать новаторским художественным приемам. В Академии Рансона преподавали мастера группы «Наби» именитые французские художники Морис Дени, Феликс Валлотон, Аристид Майоль, Эдуар Вюйар. В Академии де ла Палетт преподавали экспериментаторы-кубисты; свою школу открыл здесь и Анри Матисс. 

В начале ХХ века Академия Палетт была наиболее популярна у молодых русскоязычных художниц, придерживающихся авангардистских взглядов в искусстве: ее закончили Васильева Мария, Попова Любовь, Соня Делоне, Степанова Варвара, Удальцова Надежда. Эти ученицы монпарнасских академий в 1900–1910-х годах стали будущими создательницами русского авангарда, для которых сила нового искусства сочеталась с притягательностью самого города.  С произведений русских художниц Александры Экстер (1882-1949), которая прошла курс в Академии де ла Гранд-Шомьер и Любови Поповой (1889-1924), в 1912 году обучавшейся у Анри Ле Фоконье и Жана Метценже в Академии де ла Палетт,  открывается экспозиция выставки. 

Александра Экстер. Композиция. 1914. Холст, масло. ГТГ.
Александра Экстер. Композиция. 1914. Холст, масло. ГТГ.
Любовь Попова. Натурщица. 1913. Холст, масло. ГТГ.
Любовь Попова. Натурщица. 1913. Холст, масло. ГТГ.

Представлены на выставке ученические рисунки из альбома Надежды Удальцовой (1886-1961).

Надежда Удальцова. Сцена в академии. Лист из альбома. 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель. Частное собрание.
Надежда Удальцова. Сцена в академии. Лист из альбома. 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель. Частное собрание.
Надежда Удальцова. Лежащая фигура. Лист из альбома. 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель. Частное собрание.
Надежда Удальцова. Лежащая фигура. Лист из альбома. 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель. Частное собрание.
Надежда Удальцова. Бутылка и рюмка. 1915. Холст, масло. ГТГ.
Надежда Удальцова. Бутылка и рюмка. 1915. Холст, масло. ГТГ.
Мария Воробьева (Маревна). Женщина за шитьем. 1916. Бумага, тушь, карандаш. Частное собрание, Париж.
Мария Воробьева (Маревна). Женщина за шитьем. 1916. Бумага, тушь, карандаш. Частное собрание, Париж.

А вот работа русской художницы, имя которой полностью забыто в России. Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (псевдоним Маревна) (1892-1984) была одной из самых ярких фигур Парижской школы живописи и монпарнасской богемы. Она посещала Русскую академию М. Васильевой, а также академии Зулоаги и Коларосси.  Маревна общалась с Модильяни, Пикассо, Кокто, Аполлинером, Дягилевым, Леже, Матиссом, Шагалом. «Мы были молоды, глубоко преданы искусству, верили в наш дар и наши силы, у нас была энергия, чтобы выживать, работать и, конечно, любить», – вспоминала художница. В течение шести лет ее связывали романтические отношения с Диего Риверой, будущим мужем Фриды Кало. От него Маревна родила дочь Марику, ставшую впоследствии довольно известной танцовщицей и актрисой. Прозвище, ставшее псевдонимом художницы, ей дал Максим Горький, с которым она познакомилась на Капри.

«Легкими руками они сплетают тонкие гирлянды современного искусства» - Адольф Баслер.

В 1881 году в Париже был основан Салон женщин художниц и скульпторов, который подал своим коллегам-мужчинам пример сплоченности. Фраза «женское искусство» для женщин-художников означала не только творческие возможности, но и чувство взаимовыручки. Поддержка коллег делала сильнее и тех, кто решал завоевать Олимп самостоятельно. С 1900-х по 1930-е наиболее заметны на парижских Салонах были художницы Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен, Тамара Лемпицкая, чьи работы стали своеобразным ядром описываемой выставки. 

Жаклин Марваль. Кокетки. 1903. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
Жаклин Марваль. Кокетки. 1903. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
Фрагмент. Жаклин Марваль. Кокетки.
Фрагмент. Жаклин Марваль. Кокетки.

В 1900-е в манере художницы Жаклин Марваль (настоящее имя Мари Жозефин Валле) (1866-1932) соединились черты импрессионизма и символизма. Стилистически картины Марваль провокационны и резки, вызывающи и необычны, она была важным модернистом в самые ранние моменты движения. Ее и художника Жюля Фландрена, вместе обосновавшихся на улице Кампань-Премьер, называли «вечными влюбленными Монпарнаса». Она выставлялась на равных с мужчинами в Осеннем салоне, в Салоне в Тюильри — во всех «независимых» салонах Парижа. Жаклин Марваль уже в 1914 году выставлялась вместе с Пикассо и очень хорошо сформулировала свое равноправие: «Я не хочу, чтобы меня понизили до статуса женщины-художницы на салоне».

Жаклин Марваль. Три грации. 1905. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
Жаклин Марваль. Три грации. 1905. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
Жаклин Марваль. Танцовщица. Эскиз панно для театра Елисейских полей. Начало 1910-х-1913. Холст, масло. Частное собрание, Париж.
Жаклин Марваль. Танцовщица. Эскиз панно для театра Елисейских полей. Начало 1910-х-1913. Холст, масло. Частное собрание, Париж.

Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) — русская и советская художница с 1895 по 1914 год жила в Париже, посещала студию А. Витти и Академию Коларосси. А с 1909 по 1914 год даже преподавала в Академии Палетт (курс «офорт»).

Елизавета Кругликова. Автопортрет. 1910. Картон, масло. Ростовский областной музей изобразительного искусства.
Елизавета Кругликова. Автопортрет. 1910. Картон, масло. Ростовский областной музей изобразительного искусства.

Герда Вегенер (1886-1940) - выдающаяся фигура датского искусства. Обосновавшись в 1912 году в Париже, Герда достигла большого успеха, её работы выставлялись на таких знаменитых выставках, как «Осенний салон», «Салон независимых», «Салон юмористов» и др. Кроме того, она работала на журналы «Vogue», «La Vie Parisienne» и др. Как художница она потрясающе изображала женскую красоту с равной долей сопереживания и вожделения. Её излюбленными персонажами были кокетливые девушки, гламурные дивы и чувственные женщины. А моделью и музой чаще всего выступал супруг — художник-пейзажист Эйнар Вегенер. Он известен как человек, совершивший одну из первых в истории операций по смене пола, что, в конце концов, и стоило ему жизни.

Герда Вегенер. Похищение Европы. 1920. Бумага, акварель. Галерея QUAD Fine Art, Лондон.
Герда Вегенер. Похищение Европы. 1920. Бумага, акварель. Галерея QUAD Fine Art, Лондон.

Мария Мелания Клингсланд (1876-1967), псевдоним Мела Мутер -  первая профессиональная польская художница еврейского происхождения. Свой псевдоним она взяла, сократив второе имя, полученное при рождении, и фамилию мужа, за которым в 1901 году отправилась в Париж, чтобы начать артистическую карьеру. Париж позже стал ее постоянным местом жительства. Во Франции она посещала классы Академий Коларосси и де ла Гранд-Шомьер, хотя и нерегулярно, так как родила ребенка и большую часть времени отдавала семье. В свой зрелый период Мела Мутер испытала влияние искусства Винсента ван Гога, Поля Сезанна и Эдуара Вюйара.

Мела Мутер. Парижский пейзаж. Мост Сен-Мишель и Нотр-Дам. Около 1925. Холст, масло. Собрание галереи ди Вероли, Париж.
Мела Мутер. Парижский пейзаж. Мост Сен-Мишель и Нотр-Дам. Около 1925. Холст, масло. Собрание галереи ди Вероли, Париж.

Свободолюбивая американка Ромейн Брукс (1874-1970) в 1910-х собрала вокруг себя в Париже раскрепощенный, преимущественно женский, художественный и литературный круг. Ромейн получила огромное наследство от деда-мультимиллионера и смогла после этого жить, как ей хотелось самой, не считаясь ни с кем. Женщина, художник и лесбиянка - «идеальное» сочетание для того, чтобы человека начали считать маргиналом даже в истории искусства. Неудивительно, что в итоге Ромейн Брукс, по сути, полностью «убрали» из основных музеев и галерей. Женщины, которые можно увидеть на картинах Ромейн Брукс, в основном были ее любовницами. В 1911 году у Брукс даже был роман с Идой Рубинштейн, чей портрет она также написала.

Ромейн Брукс. Женщина с цветами. Весна. Около 1912. Холст, масло. Собрание Люсиль Одуи, Париж.
Ромейн Брукс. Женщина с цветами. Весна. Около 1912. Холст, масло. Собрание Люсиль Одуи, Париж.

Одним из олицетворений «женского искусства» стал почерк художницы и поэтессы Мари Лорансен (1883-1956). Она обучалась в Академии Эмбер, где встретилась с Жоржем Браком,  участвовала в 1907 году в Салоне независимых. В том же году Пикассо познакомил её с Гийомом Аполлинером. Их страстная связь продолжалась до 1912 года. Аполлинер посвящал ей стихи и вдохновил её на картину «Аполлинер и его друзья» (1912). Параллельно с живописью она занималась гравюрой у Жан-Эмиля Лабурер. Мари Лорансен также рисовала декорации для балета и театра, в том числе для Русских балетов Дягилева. Имя художницы упоминается в известной песне L'été indien (Бабье лето) французского певца Джо Дассена: «…В своём длинном платье, ты походила на акварель Мари Лорансен».

Мари Лорансен. Портрет Жанны Сальмон. 1923. Холст, масло. Музей современного искусства Парижа.
Мари Лорансен. Портрет Жанны Сальмон. 1923. Холст, масло. Музей современного искусства Парижа.

Художница с испанскими корнями Мария Бланшар (1881-1932) в 1920-е стала одним из ведущих представителей «возвращения к порядку». Мария с самого рождения страдавшая от кифосколиоза и врожденного вывиха бедра, была низкого роста и хромала, из-за чего в школе её дразнили и называли «ведьмой». Страдание и боль, сопровождавшие художницу с детства, заметны в тематике многих её работ. Живопись стала для Марии Бланшар способом выражения переживаний. В 1909 году приехала в Париж, где брала уроки у Кееса ван Донгена и обучалась в Академии Витти. Познакомилась с Диего Риверой, Жаком Липшицем, Хуаном Грисом, Андре Лотом. В 1918 году Мария Бланшар окончательно присоединилась к движению кубистов, приняла и ассимилировала кубистское влияние.

Мария Бланшар. Страдания любви. Около 1924. Холст, масло. Музей современного искусства Парижа.
Мария Бланшар. Страдания любви. Около 1924. Холст, масло. Музей современного искусства Парижа.
Тамара Лемпицкая. Женщина в черном платье. 1923. Холст, масло. Собрание А.Чистякова.
Тамара Лемпицкая. Женщина в черном платье. 1923. Холст, масло. Собрание А.Чистякова.

А одна из наиболее успешных художниц 1930-х – рожденная в России Тамара Лемпицкая (1898-1980) – создала канон красоты межвоенной эпохи. Об этой женщине хочется написать подробнее. Тамара Лемпицкая - это женщина-тайна, мастер эпатажа, она же «Дива Арт-Деко», она же «Икона эпохи Джаза», она же «Королева Модерна», она - один из уникальных случаев, когда женщине-художнице удалось еще при жизни обрести свое место под солнцем. Миллионерша, светская львица, предвестница эпохи гламура, загадочная и экстравагантная, известная своими любовными похождениями как с мужчинами, так и с женщинами. Прекрасная Тамара. Она сделала себя сама, проявив исключительную волю и талант.
Никто точно не знает дату ее появления на свет, колеблющуюся между 1894 и 1898 годами. Место рождения, по утверждению самой Тамары - Варшава. Хотя по достоверным данным она родилась в Москве в семье француженки Мальвины Деклер и польского еврея Бориса Гурвич-Гурского. Тамара сделала всё, чтобы запутать факты и даты своей биографии, многократно ее переписывая, вычеркивая все неудобное и неблагозвучное. В Париже ей посчастливилось встретить художника и своего бессменного наставника Андре Лота, который посвятил ее в свои разработки нового стиля в направлении так называемого «мягкого кубизма». Способная ученица быстро подхватила новый метод и внедрила его в свое творчество, придав уникальный почерк. В начале 1920-х уже достаточно хорошо продавались ее натюрморты и портреты. Лемпицкой удалось найти свой особый стиль, представляющий «гибрид посткубизма и неоклассицизма». Ее картины тотчас оценил арт-рынок, падкий на все новенькое и необычное. Как говорится, художница попала в струю, заняв свою нишу в живописи. И совсем скоро Лемпицкая из беспросветной эмигрантки превратилась в модную художницу и эксцентричную светскую даму. Она позиционировала себя как женщину-вамп, имеющую изысканные манеры и нужные связи. И вот уже к средине 1920-х Тамара начинает экспонировать свои работы на выставках, приводя публику в восторг, а в возрасте 30 лет — зарабатывает свой первый миллион. 

Тамара Лемпицкая. Ключ и яйцо. 1946. Холст, масло. Собрание семьи Карисаловых.  – Это работа американского периода.
Тамара Лемпицкая. Ключ и яйцо. 1946. Холст, масло. Собрание семьи Карисаловых. – Это работа американского периода.

Перед художницей открывались двери лучших галерей, за ее портретами выстраивались очереди заказчиков. Тамара де Лемпицка в одночасье стала частью богемного Парижа, что позволило ей водить знакомство с Пабло Пикассо, Жаном Кокто и Андре Жидом. Журналы публиковали ее работы на обложках и писали хвалебные статьи, в которых превозносили модную художницу до небес, называя свободной, независимой, самодостаточной.
К концу 1930-х жизнь в Европе для евреев стала небезопасной, и художнице пришлось отправиться в Америку, где Тамара сразу же прослыла как «баронесса с кистью» и вошла в элиту американского общества. В наше время на аукционах картины Лемпицкой стоят миллионы. Их коллекционируют, похищают, они продолжают расти в цене, и считаются хорошим вложением для коллекционеров. О ней написано множество статей и книг. Удивительная жизнь, не правда, ли? Чего нельзя сказать о многих художницах тех лет, которые работали, не покладая рук, лишь за кусок хлеба и умирали в нищете.

Целый зал на выставке посвящен удивительной Марии Васильевой, русской парижанке, уроженке города Смоленска, вошедшей в историю мирового искусства под именем Мари Васильефф. Той самой, в которую был влюблен Анри Руссо-Таможенник, но, по легенде, не успел на ней жениться, поскольку рано умер. Во всяком случае, именно так Васильева преподносила этот сюжет в своих мемуарах. Атмосфера знаменитой мастерской на улице дю Мэн, 21, неподалеку от вокзала Монпарнас, где еще в начале 1910-х обосновалась Мария Васильева (1884-1957), была знакома любому местному обывателю. Ее хрупкий облик и небольшой рост с лихвой восполнялись живостью характера, хлебосольностью и изобретательностью. В 1900-е годы она приехала в Париж, получив стипендию на учебу в Академии Палетт. А в 1909 году стала одной из первых русских воспитанниц Анри Матисса. 

Мария Васильева. Крыши. 1915. Холст, масло. Собрание В.Царенкова, Лондон.
Мария Васильева. Крыши. 1915. Холст, масло. Собрание В.Царенкова, Лондон.

В 1911 году она превратила собственную небольшую мастерскую в Русскую академию – скорее вольный клуб, чем место строго обучения. В 1915 году после начала Первой Мировой войны она открыла доступную столовую для бедствующих художников, где сама варила борщи. Впрочем, вполне себе имущие и именитые тоже любили туда захаживать: Мария хорошо готовила. И Пикассо, и Брак, и Кислинг, и Фужита, и Матисс, и Цадкин… Иногда, по воспоминаниям современников, для поднятия тонуса присутствующих Мария выдавала какой-нибудь огненный кавказский танец. Она и лезгинку танцевала отменно. А еще умела гадать на картах и предсказывать по руке будущее. Немножко колдунья, немножко мистификатор, талантливая художница и гениальная муза Монпарнаса — вот кем была эта маленькая женщина с русской неприметной фамилией. 

Мария Васильева. Кубистическая обнаженная фигура. 1910-1911. Собрание Владимира Царенкова, Лондон. – Обнаженная и Обнаженный. 1911. Галерея «Минотавр», Париж. Все: Бумага, карандаш.
Мария Васильева. Кубистическая обнаженная фигура. 1910-1911. Собрание Владимира Царенкова, Лондон. – Обнаженная и Обнаженный. 1911. Галерея «Минотавр», Париж. Все: Бумага, карандаш.
Мария Васильева. Сципион-африканец. 1916. Холст, масло. Собрание Франсуазы Ливинек, Париж.
Мария Васильева. Сципион-африканец. 1916. Холст, масло. Собрание Франсуазы Ливинек, Париж.

Центром всеобщего внимания Васильева была и в 1920-е годы: на художественных выставках высоко ценили яркую и резковатую манеру ее картин и коллажей. 

Мария Васильева. Цирк. 1920-е. Холст, масло. Собрание А.Чистякова.
Мария Васильева. Цирк. 1920-е. Холст, масло. Собрание А.Чистякова.
Мария Васильева. Цирк в Париже. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Васильева. Цирк в Париже. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Васильева. Прощание с художником. Пьета. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Васильева. Прощание с художником. Пьета. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Васильева. Обнаженная. 1910-е. Коллаж. Частное собрание, Париж.
Мария Васильева. Обнаженная. 1910-е. Коллаж. Частное собрание, Париж.
Мария Васильева. El Moulk. 1920-е. Смешанная техника. Галерея «Минотавр», Париж.
Мария Васильева. El Moulk. 1920-е. Смешанная техника. Галерея «Минотавр», Париж.

А многие модные гостиные, куда Мария Васильева вошла с легкой руки французского модельера Поля Пуаре, украсили ее знаменитые куклы, в которых встретились экзотика неевропейских культур и память о России. Мастерская Васильевой и сейчас – выставочное пространство в Париже.

Мария Васильева. Куклы: Танцовщица. Студентка. Обнаженная. 1920-е. Ткань, кожа, шелк. Музей Монпарнаса, Париж.
Мария Васильева. Куклы: Танцовщица. Студентка. Обнаженная. 1920-е. Ткань, кожа, шелк. Музей Монпарнаса, Париж.

Продолжение в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic