bogachkova1957

Categories:

Высоко-Петровский монастырь. Часть 2

Продолжаем путешествие по Высоко-Петровскому монастырю. Начало смотрите Часть 1.

Трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством, в 1689 году завершилась его полной победой.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид с колокольни монастыря. 1690-1702. Фото 2021.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид с колокольни монастыря. 1690-1702. Фото 2021.

Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между тогдашней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского храма был увенчан знаком царской короны.

Все внутренние работы в Сергиевском храме и его иконостас были закончены к 1697 году. Выстроен храм был в стиле классического нарышкинского барокко. Храм представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Этот тип композиции широко разработан в трапезных крупных монастырей. Первоначально Сергиевская церковь была одноглавой, что тоже было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако к 1702 году стены четверика были надстроены, и на них был возведен новый свод с пятиглавым завершением, а четверик украшен кокошниками с раковинами. Одновременно с этой церковью расширялись бывшие нарышкинские палаты, которые соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке. Все работы проводились на средства из Приказа Большой Казны, к работе привлекались лучшие мастера.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид от южных ворот монастыря.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид от южных ворот монастыря.

Но в 1808 году первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви была разобрана ввиду ветхости, что значительно исказило первоначальный облик храма. Также был разобран переход на арке, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса (нарышкинских палат). 

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид от южных ворот монастыря. Фото 1882. - Самое раннее из сохранившихся фото храма.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид от южных ворот монастыря. Фото 1882. - Самое раннее из сохранившихся фото храма.

После упразднения монастыря и закрытия храма в 1929 году его помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электромеханический завод). В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами. К 1950 году он пришел в ветхое и аварийное состояние.

Это вид на Сергиевскую церковь и братские кельи. Фото 1953. - Фотография найдена на территории Высоко-Петровского монастыря в 1996 году в строительном мусоре.
Это вид на Сергиевскую церковь и братские кельи. Фото 1953. - Фотография найдена на территории Высоко-Петровского монастыря в 1996 году в строительном мусоре.

Главы с крестами и галерея-гульбище на арках были восстановлены во время реставрационных работ, проводящихся в монастыре в 1950-е - 1980-е годы под руководством Бориса Прокофьевича Дедушенко. 

А здесь уже видно восстановленную галерею и Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Фото 1958-1965.
А здесь уже видно восстановленную галерею и Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Фото 1958-1965.

В 1980-х гг. в Сергиевской церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».

Царское крыльцо и переход на арке между братскими кельями и Храмом во имя преподобного Сергия Радонежского.
Царское крыльцо и переход на арке между братскими кельями и Храмом во имя преподобного Сергия Радонежского.

Над рундуком высокого царского крыльца размещается балкон, предназначавшийся для царских выходов во время торжественных богослужений или крестных ходов. Во внешнем декоре здания обильно использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, раковины в кокошниках, основания шеек глав и другие детали.

Центральный крест храма во имя Сергия Радонежского теперь снова украшен короной.
Центральный крест храма во имя Сергия Радонежского теперь снова украшен короной.

Если подойти к подклету Сергиевского храма под галереей, то вы увидите много надгробий - целая коллекция белокаменных артефактов, найденных археологами на территории монастыря. Также много могильных плит XVI века с орнаментом «волчий зуб», с вязью, со жгутовым орнаментом конца XVI-го - начала XVII веков. Такие памятные надгробные плиты вмуровывались либо во внешние стены храмов, либо устанавливались во внутренних пространствах самих церквей.

Галерея-паперть Сергиевской церкви.
Галерея-паперть Сергиевской церкви.
Коллекция белокаменных артефактов в подгалерейном пространстве Сергиевской церкви.
Коллекция белокаменных артефактов в подгалерейном пространстве Сергиевской церкви.

Трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, конечно, расписан заново. Сохранился только кусочек росписи XVIII века на своде основного четверика храма.

Трапезная храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
Трапезная храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
Херувимы на своде основного четверика храма.
Херувимы на своде основного четверика храма.

В 1990-х годах для собора создали уникальный фресковый иконостас. И хотя он новый, но он очень искусно имитирует старинный.

Иконостас и царские врата храма. Справа у царских врат – копия посоха митрополита Петра (оригинал - деревянный посох (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля).,
Иконостас и царские врата храма. Справа у царских врат – копия посоха митрополита Петра (оригинал - деревянный посох (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля).,

Сегодня в Сергиевской церкви можно поклониться главным святыням обители, которые собирались и возвращались сюда постепенно: например, Петровская икона Божьей матери, или Влахернская икона Божьей матери

Петровская икона Божией Матери.
Петровская икона Божией Матери.

Древнейшая Петровская икона Божьей матери была, по преданию, написана самим Петром митрополитом, по имени которого и была названа. Икона из Сергиевского храма была сохранена во время советской власти монахом и возращена им в обитель, когда пришло время.

Икона Влахернской Божьей Матери.
Икона Влахернской Божьей Матери.

Чудотворный список Влахернской иконы Божией Матери (датируемой 1701 г.) – одна из древних святынь, хранившихся в Высоко-Петровском монастыре до революции. Это один из трех известных списков древней чудотворной иконы IV в. и хранимой ныне в Успенском соборе Московского Кремля. После революции этот список находился в запасниках Исторического музея, а потом в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. 2 марта 2017 г. Святейший Патриарх Кирилл собственноручно вернул икону в Сергиевский храм монастыря. Уникальность Влахернской иконы состоит в том, что она выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Высоко-Петровский список полностью повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано по дереву, покрыто левкасом и расписано темперой изображение Богородицы с Младенцем. 

Колокольня и Святые врата. Одновременно с трапезным храмом во имя преподобного Сергия Радонежского строится колокольня со Святыми воротами. Колокольня из двух восьмериков с арочными проемами декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филенками, и увенчана небольшой главкой.

Колокольня со Святыми воротами.  1690-е.
Колокольня со Святыми воротами. 1690-е.

С 1703 года до конца XVIII века на колокольне существовали «немецкие» часы. Прекрасная двухъярусная звонница колокольни – образец яркого нарышкинского стиля в русской архитектуре. В указе о строительстве этого сооружения написано: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная. 

В начале 2010 года на московском колокольном заводе «Литекс» для монастыря были отлиты новые колокола. 20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил первый из отлитых колоколов – главный благовестник обители 8-тонный «капан» «Святитель Петр». В конце марта 2010 года в обитель привезли и другие колокола: 3,5 – тонный колокол «Святой апостол Андрей Первозванный» и еще девять, каждый из которых имеет не только свой «голос», но и свой образ.

Святые ворота Высоко-Петровского монастыря.
Святые ворота Высоко-Петровского монастыря.
«Готический орнамент» святых ворот Высоко-Петровского монастыря. 1810-е. Арх. А. Н. Бакарев.
«Готический орнамент» святых ворот Высоко-Петровского монастыря. 1810-е. Арх. А. Н. Бакарев.
Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы. 1690-1694.
Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы. 1690-1694.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы расположена над трёхпролётными проездными воротами, а уже над ней находятся два яруса открытых звонов. Строительство ее началось в 1680-х годах и завершилось в 1694 году. Это самый маленький храм Москвы (7x7м). Квадратный в плане, перекрытый сомкнутым сводом храм с тройными колоннами по углам. Внешне кубический объем храма Покрова почти не читается и, не зная этого, можно принять объем церкви за ярус колокольни, однако внешняя неприметность не умаляет значимости домового храма – с момента создания это была личная молельня настоятеля монастыря. 

Декор надвратного храма Покрова Пресвятой Богородицы: южный портал и оконный наличник с разорванным фронтоном.
Декор надвратного храма Покрова Пресвятой Богородицы: южный портал и оконный наличник с разорванным фронтоном.

Окна у храма - с наличниками в виде колонок с разорванными фронтонами. Первая деревянная Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана. В 1924 году Покровский храм был закрыт и восстановлен только в 1996 году. К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября. 

Планы Святых ворот и Покровского храма.
Планы Святых ворот и Покровского храма.

Уникальность этого Покровского храма состоит в том, что все в нем - от иконостаса и икон, до лампад и пола выполнено в стиле майолики. В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком керамическим. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все это для храма выполнил художник Георгий Васильевич Куприянов. Создавались все иконы в течение трех лет с 1995 по 1998 год в мастерской художника на Сретенке.

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Керамический иконостас. Художник Г. В. Куприянов. 1995-1998.
Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Керамический иконостас. Художник Г. В. Куприянов. 1995-1998.

Когда воздвигли иконостас, стало ясно, что сюда нужно особое паникадило, которое не подавило бы собой внутреннее пространство. И художник придумал плоское паникадило, чтобы не мешала иконостасу и кресту. 

Керамическое плоское паникадило.
Керамическое плоское паникадило.

Интересно, были ли исторические аналоги таких работ? «На Руси керамические иконы были, — из рассказов Куприянова. — Кое-что и в Москве осталось. На Таганке, в районе, где жили гончары, есть церковь, украшенная изразцами, на одном из ее приделов сохранилась керамическая икона XVII века. Икона в любом материале — икона. Мы поклоняемся не керамике, а образу. А керамика — материал вечный...».
Сам иконостас Покровского храма деревянный, трехрядный, керамические иконы вмонтированы в него. В первом местном ряду, помимо других традиционных икон, привлекают внимание три образа — храмовая икона Покрова Божьей Матери, Богоматерь Знамение и Богоматерь Державная. Все три — особо чтимые на Руси, имеющие много аналогов. И вот Куприянов, творчески переработав традицию, не нарушая канона, предложил свою трактовку известных образов. 

Иконы Покрова Божьей Матери, Богоматерь Знамение и Богоматерь Державная.
Иконы Покрова Божьей Матери, Богоматерь Знамение и Богоматерь Державная.

Из истории возникновения иконы Покрова Богородицы. Враги осадили Константинополь, священники и народ молились в церкви Пресвятой Богородицы, и Божья Матерь распростерла свой покров над городом и тем спасла его. Увидел ее явление Андрей Юродивый. Обычно это и изображали иконописцы. Куприянов решил изобразить не только город и тех, кто в нем, но и осаждавших его. Отсюда внизу иконы всадники на конях. 

Преподобный Сергий Радонежский в русских березках и его житие: детство, встреча с медведем, Сергий и птицы, и др.
Преподобный Сергий Радонежский в русских березках и его житие: детство, встреча с медведем, Сергий и птицы, и др.
Иконы русских святых: Петра Митрополита, Алексия Митрополита, Иоанна Русского, Блаженной Матрены, Александра Невского.
Иконы русских святых: Петра Митрополита, Алексия Митрополита, Иоанна Русского, Блаженной Матрены, Александра Невского.
Керамическое распятие.
Керамическое распятие.

Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Распятие сделано на полукруглом выступе стены во всю ее высоту. Наверное, это самое необычное распятие в истории церковных интерьеров. Три древнерусских орнамента обрамляют крест. Распятый на нем Христос поражает своими глазами — в них нет ужаса и страдания, а скорее — печаль, сожаление, удивление. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Удивляет еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.

Конечно, сделать такой большой изразец цельным было невозможно - возникли бы проблемы с обжигом. Поэтому художник разделил его на несколько частей, обжег их по отдельности и склеил. Когда происходит обжиг, глина за счет испарения влаги уменьшается в размерах - «усаживается». И нельзя точно сказать, насколько сильна будет «усадка», так что если предмет для обжига был разделен на части, их края потом не всегда совпадают. Интересно, что после обжига части керамического Распятия подошли друг к другу идеально. 

Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

Икона Царственных Страстотерпцев.
Икона Царственных Страстотерпцев.
Иконы: Новозаветная Троица, Преподобный Иоанн Кронштадтский, Рождество.
Иконы: Новозаветная Троица, Преподобный Иоанн Кронштадтский, Рождество.
Жертвоприношение Авраама, Георгий Победоносец (или Архангел Михаил), Бегство в Египет.
Жертвоприношение Авраама, Георгий Победоносец (или Архангел Михаил), Бегство в Египет.

Две маленькие иконки в оконном проеме — Святые Владимир и Ольга изготовила художница Ольга Грымова. Она — единственная, кто помогал Куприянову в оформлении храма. Иконки стоят на спинах льва, образ которого заимствован из белокаменной резьбы соборов Владимира.

Святые Владимир и Ольга. Худ. Ольга Грымова.
Святые Владимир и Ольга. Худ. Ольга Грымова.

А какой сказочной красоты небольшие образки, развешенные по стенам храма и лампадки в виде птичек.

Вот мы и рассмотрели архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря, который был сформирован с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник нарышкинского барокко. Но остались еще два храма монастыря, построенные позже и в иной стилистике. Об этом в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic