bogachkova1957

Categories:

Иран эпохи Каджаров - Роскошь заката

Мы в России, конечно, лучше знаем европейское искусство. Попросите у жителя Москвы назвать художников Испании, Франции, Италии, и любой назовет хотя бы одного из них. А спросите про художников Ирана. В ответ будет тишина. В лучшем случае вспомнят имя Фирдоуси, да и то это персидский поэт, а не художник. Некоторые скажут, что в исламе существует очень жесткий запрет (харам) на изображение живых существ, поэтому в Иране нет художественных произведений. И это будет неверно.

В середине - ковер «108 великих правителей Ирана и Султан Ахмад-шах». Иран, Керман. 1914-1915. По бокам - Неизвестный художник. Портрет Фатх-Али-шаха. Первая половина XIX века. - Алла-Вирди Афшар. Портрет Аббаса Мирзы (второй сын Фатх-Али-шаха). 1816-1817. Оба портрета - Холст, масло.
В середине - ковер «108 великих правителей Ирана и Султан Ахмад-шах». Иран, Керман. 1914-1915. По бокам - Неизвестный художник. Портрет Фатх-Али-шаха. Первая половина XIX века. - Алла-Вирди Афшар. Портрет Аббаса Мирзы (второй сын Фатх-Али-шаха). 1816-1817. Оба портрета - Холст, масло.

Тем не менее, если проанализировать мусульманское искусство, то мы найдем там изображения и людей и животных. В настоящее время у суннитов такие изображения запрещены, но согласно шиитскому толку, которому принадлежит Иран, фотография, рисование портретов и скульптура не возбраняются. 

Государственный музей Востока представил малоизвестную широкой публике страницу иранской истории и искусства, а именно произведения, созданные в период правления  Каджарской династии — с конца XVIII по первую четверть XX вв.

Фрагмент ковра. Султан Ахмад-шах.
Фрагмент ковра. Султан Ахмад-шах.

На ковре изображены легендарные и исторические правители Ирана – от мифологического прародителя всех людей Каюмарса до последнего представителя династии Каджаров Ахмад-шаха.

Началась династия Каджаров в Иране после кровавой борьбы коронацией в мае 1796 года Ага-Махаммада-хана Каджара (1796-1797). Следующие Каджары правили в последовательности: Фатх-Али-шах (1797-1834), Мухаммад-шах (1834-1848), Насир ад-Дин-шах (1848-1896), Музаффар ад-Дин-шах (1896-1906), Мухаммад Али-шах (1907-1909) и Султан Ахмад-шах (1909-1925).

Мухаммад Али. Прием во дворце Фатх-Али-шаха в праздник Ноуруз (шах и его двенадцать сыновей). 1834. Холст, масло.
Мухаммад Али. Прием во дворце Фатх-Али-шаха в праздник Ноуруз (шах и его двенадцать сыновей). 1834. Холст, масло.

Задаче прославления власти Каджаров служили портреты шахов, их приближенных, древних иранских царей и легендарных героев. Изображение шагающего льва с саблей в передней лапе, из-за спины которого встает солнце (см. коврик ниже), считалось официальным символом иранского государства при Каджарах.

Фрагмент. Коврик. Конец XIX – начало ХХ вв. Ткань бархатная, золотое шитье.
Фрагмент. Коврик. Конец XIX – начало ХХ вв. Ткань бархатная, золотое шитье.
Неизвестный художник. Шесть древних царей. XIX в. Папье-маше, темпера, лак.
Неизвестный художник. Шесть древних царей. XIX в. Папье-маше, темпера, лак.

В центре внизу композиции первочеловек и первый царь Каюмарс, вокруг него цари из поэмы Фирдоуси «Шах-наме» («Книга царей»)», а в верхнем левом углу – исторический персонаж, сасанидский царь Шапур I (ок. 240-173).

Меджлис шаха Тахмаспа Великого (второй шах из династии Сефевидов (1524-1576)) и Хумаюн-шаха Хинди (монгольский император). Вторая половина XIX века. Дерево, темпера, лак.
Меджлис шаха Тахмаспа Великого (второй шах из династии Сефевидов (1524-1576)) и Хумаюн-шаха Хинди (монгольский император). Вторая половина XIX века. Дерево, темпера, лак.
Ковры: Аббас Великий. Конец XIX в. и Ануширван Справедливый (царь из династии Сасанидов (531-579)). Начало ХХ в.
Ковры: Аббас Великий. Конец XIX в. и Ануширван Справедливый (царь из династии Сасанидов (531-579)). Начало ХХ в.
Столешница «Пир у Кей-Хосрова». XIX в. Фаянс, ангоб, роспись. – Сюжет из поэмы Фирдоуси «Шах-наме». Легендарный царь из династии Кейанидов изображен в верхнем ряду в центре, по сторонам – его соратники богатыри и герои.
Столешница «Пир у Кей-Хосрова». XIX в. Фаянс, ангоб, роспись. – Сюжет из поэмы Фирдоуси «Шах-наме». Легендарный царь из династии Кейанидов изображен в верхнем ряду в центре, по сторонам – его соратники богатыри и герои.
Крышка переплета рукописи с изображениями каджарских правителей: Насир ад-Дин-шаха и Фатх-Али-шаха. 1869-1870. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Крышка переплета рукописи с изображениями каджарских правителей: Насир ад-Дин-шаха и Фатх-Али-шаха. 1869-1870. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Мирза Абу ал-Хасан Гаффари: Портрет шаха Нисир ад-Дина в молодости. 1857. Бумага, чернила, краски, золото, белила, каллиграфия.- Портрет премьер министра Мирзы-Хаджи Агаси при Муххамад-шахе. 1826-1827. Бумага, темпера.
Мирза Абу ал-Хасан Гаффари: Портрет шаха Нисир ад-Дина в молодости. 1857. Бумага, чернила, краски, золото, белила, каллиграфия.- Портрет премьер министра Мирзы-Хаджи Агаси при Муххамад-шахе. 1826-1827. Бумага, темпера.

Знаменитый придворный художник Абу ал-Хасан Гаффари (1814-1866) несколько лет провел в Европе. Он сыграл видную роль в процессе переосмысления европейского стиля в рамках восточного вкуса. Тонкие орнаменты тканей и интерьера отсылают к традиции персидской миниатюры, а костюм и работа с пространством и тенью выдают виртуозное знание европейской школы.

Неизвестный художник. Портрет Аббаса-мирзы. Первая половина XIX в. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Аббаса-мирзы. Первая половина XIX в. Холст, масло.

Мастерство военных ремесленников в эпоху Каджаров отличало высокое качество и роскошь отделки, ведь подарочное оружие служило прокламативным целям, демонстрируя величие и богатство каджарских правителей. 

Шиты сепар, навершия боевых вил – мезрак, копье, булава-шестопер. XIX в. Сталь, насечка.
Шиты сепар, навершия боевых вил – мезрак, копье, булава-шестопер. XIX в. Сталь, насечка.
Доспехи. Иран. XIX в.
Доспехи. Иран. XIX в.

Традиционная для иранской культуры тема отважных единоборств с демонами-дивами, с диким зверьем, была связана с такой важной частью жизни каджарской элиты, как охота. Наряду с войной в иранском обществе она воспринималась как занятие, достойное царя и героя.

Схватка Хосрова со львом. - Охота. Обе - миниатюры. XIX в. Бумага, краски, золото, белила.
Схватка Хосрова со львом. - Охота. Обе - миниатюры. XIX в. Бумага, краски, золото, белила.
Неизвестный художник. Битва Рустама с белым дивом. XIX в. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Неизвестный художник. Битва Рустама с белым дивом. XIX в. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Неизвестный художник: Воины – персонажи дастана «Китаб-и-Хусайн». - Битва Рустама с красным дивом. Обе - первая половина XIX в. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Неизвестный художник: Воины – персонажи дастана «Китаб-и-Хусайн». - Битва Рустама с красным дивом. Обе - первая половина XIX в. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Изразец «Сцена конной охоты». Иран, XIX в.
Изразец «Сцена конной охоты». Иран, XIX в.

Еще в Иране делали изумительную гравировку на металлических изделиях. Это композиции с бытовыми и фольклорными сценками, с участием влюбленных пар, музыкантов, акробатов и мифических демонов. К сожалению, на выставке приведены только фотографии таких гравировок.

Духовная жизнь в Иране эпохи Каджаров определялась шиитской доктриной. Религиозное искусство в это время переживало период расцвета. Религиозная пропаганда и удовлетворение духовных потребностей народа обеспечивались созданием многочисленных сцен подвигов исламских героев. Эти изображения в виде росписей и облицовочных плиток декорировали стены гробниц и ограды придорожных источников, на бумаге в виде рисунков и литографий. 

Изразец «Аббас, знаменосец Хусейна». Мастерская Мустафы заде. Вторая половина XIX в. Глина, роспись. - Аббасс ибн Али – двоюродный брат и знаменосец Хусейна героически погиб, пытаясь принести воды в лагерь, где страдали от жажды женщины и дети во время битвы в Кербеле.
Изразец «Аббас, знаменосец Хусейна». Мастерская Мустафы заде. Вторая половина XIX в. Глина, роспись. - Аббасс ибн Али – двоюродный брат и знаменосец Хусейна героически погиб, пытаясь принести воды в лагерь, где страдали от жажды женщины и дети во время битвы в Кербеле.

Также велика была роль магии в ежедневной жизни мусульман. Одной из обычных практик было использование амулетов и талисманов. Продажей таких амулетов и талисманов занимались дервиши (бродячие бедняки). Обычные атрибуты дервишей – шапка, плащ, топорик, жезл, рог, чаша для подаяния – использовались в качестве оберегов.

Амулетница с магическими таблицами. Середина XIX в. дерево, темпера, лак.
Амулетница с магическими таблицами. Середина XIX в. дерево, темпера, лак.
Изразец «Дервиш». Начало XIX в. Фаянс, ангоб, роспись.
Изразец «Дервиш». Начало XIX в. Фаянс, ангоб, роспись.
Булавы горз-и-гавсар. XIX в. Металл, литье, пайка, серебряная насечка. - Булавы с головой коровы или быка считаются принадлежностью дервишей.
Булавы горз-и-гавсар. XIX в. Металл, литье, пайка, серебряная насечка. - Булавы с головой коровы или быка считаются принадлежностью дервишей.

Что касается частной жизни каджарского Ирана, то она проходила в кругу патриархального мира семьи, закрытого от посторонних глаз. Вся жизнь иранского общества была поделена на два мира – мужской и женский. Помещения как мужские, так и женские декорировались тканями и коврами.  

Ковер «Встреча Хосрова с Ширин». XIX в. Шерсть, ворсовое ткачество.
Ковер «Встреча Хосрова с Ширин». XIX в. Шерсть, ворсовое ткачество.
Слева: Халат мужской. Шерсть, ручное ткачество. – Кувшин для воды. Медь, полуда, ковка, гравировка. – Справа: Скатерть. Хлопок, ручная набойка. – Курильница. Медный сплав, литье, пайка. – Сосуд дахл-и пул. Медный сплав, ковка, пайка.
Слева: Халат мужской. Шерсть, ручное ткачество. – Кувшин для воды. Медь, полуда, ковка, гравировка. – Справа: Скатерть. Хлопок, ручная набойка. – Курильница. Медный сплав, литье, пайка. – Сосуд дахл-и пул. Медный сплав, ковка, пайка.
Неизвестный художник. Сватовство. Вторая половина XIX в. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Неизвестный художник. Сватовство. Вторая половина XIX в. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Миниатюры: Женщина с сосудом. Бумага, краски, золото, белила. - Юноша за приготовлением пищи. Бумага, тушь, краски, золочение. XIX в.
Миниатюры: Женщина с сосудом. Бумага, краски, золото, белила. - Юноша за приготовлением пищи. Бумага, тушь, краски, золочение. XIX в.

Начало ХХ века ознаменовалось ослаблением власти каджарской династии. Во время Первой мировой войны Иран стал ареной боевых действий воюющих сторон. К началу 1917 года большая часть Ирана была оккупирована русскими, английскими и турецкими войсками. В это время вопросы искусства отошли на второй план. В это время Владимир Геннадьевич Тардов (1879-1938) и Рудольф Петрович Абих (1901-1940) собрали предметы иранского искусства каджарского времени и сохранили их для потомков. Эти предметы составили собрание музей Востока и представлены на выставке.

Этот драматический период иранской истории нашел определенное отражение в искусстве 1920-х годов. Традиционные виды произведений наполняются новым содержанием. На крупноформатных завесах в технике набойки и росписи по ткани изображаются теперь герои нового времени – лидеры иранского революционного движения.

Завесы каламкар: «Пекарня на базаре».- «Мирза Кучек-хан». Обе - начало 1920-х. Хлопок, ручная набойка, роспись.
Завесы каламкар: «Пекарня на базаре».- «Мирза Кучек-хан». Обе - начало 1920-х. Хлопок, ручная набойка, роспись.

Всего на выставке представлено более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока. Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые. Только в последние десятилетия значимость каджарского искусства, долгое время остававшегося недооцененным, стала осознаваться искусствоведами. В разные годы выставки прошли в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1998); Лансе (Лувр-Ланс, 2014)), Баку (центр Г. Алиева, 2019). Коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является одной из самых представительных в мире.

Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие, они бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.

В следующем блоге рассмотрим интерес иранского искусства к европейским достижениям XIX в.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic