bogachkova1957

Categories:

Бывшая усадьба Лукино – резиденция Патриарха

Около платформы Переделкино Киевского направления находится бывшая усадьба Колычевых «Лукино», теперь в ней летняя резиденция Московской Патриархии. История этого уголка начинается в 1729 г., с обустройством тут Долгоруковыми небольшой усадьбы. Затем имением владели последовательно  В. П. Разумовская, К.С. Ковалевская, М.Л. Боде-Колычев. 

Бывшая усадьба Колычевых «Лукино». Южный фасад главного дома. Фото 1938 года.

В 1853 г. имение приобретено семьей Боде (Боде – эльзасский баронский род, во время Французской революции эмигрировавший в Российскую империю) и позже передано археологу и историку, барону Михаилу Львовичу Боде (1824-1888 гг.), младшему сыну Льва Карловича, женатого на Наталии Федоровне Колычевой. В 1876 году за смертью последнего представителя рода Колычевых, умершего бездетным, отставного штабс-капитана Николая Васильевича, барон М.Л. Боде получил разрешение принять герб и фамилию Колычевых и именоваться Боде-Колычевым. Он был сначала членом, а после и вице-президентом комитета по постройке храма Спасителя (1865-1883 гг.). Он по собственному проекту построил настоящий кремль с «боярскими палатами», церковью-усыпальницей, часовней и мраморным обелиском, на гранях которого выбиты имена погибших представителей рода Колычевых. Михаил Львович Боде-Колычев родился в 1824 г. в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Федоровны Колычевой. Колычевы - русский дворянский род, происходящий от Александра Елки, второго сына Андрея Ивановича Кобылы. У него был сын Федор Колыч, от которого и пошли Колычевы.

Самым известным представителем этого рода был подвижник земли русской — святитель Филипп II (в миру — Фёдор Степанович Колычев, 1507 — 1569). В 1566 г. Иван Грозный назначил игумена Филиппа Московским митрополитом при условии, чтобы он не касался опричнины и «царского домового обихода». Однако Филипп выступал против опричнины, в беседах наедине с царём пытался остановить беззакония, просил за опальных. В ноябре 1568 г. после публичного осуждения царской жестокости во время богослужения митрополит Филипп был изгнан опричниками из Успенского собора. Вскоре он был низложен Собором епископов, обвинён в измене и заточён в темницу Богоявленского монастыря, а затем сослан в отдалённый Отрочь Успенский монастырь, где год спустя, в декабре 1569 г., был задушен Малютой Скуратовым. В 1591 г. по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи Филиппа были доставлены из Отроча монастыря и положены в церкви святых Зосимы и Савватия. В 1652 г. царь Алексей Михайлович определил перенести мощи святителя в Москву. Святитель Филипп был канонизирован, а его мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса, где находятся до настоящего времени. 

В 1952 году при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексия I (Симанском; 1877-1970 гг.) хозяйственное управление Совета министров СССР передало бывшую усадьбу в Лукино Московской Патриархии для устройства загородной резиденции.

Обелиск Колычевых перед резиденцией Святейшего Патриарха. Фото 1998 года.

При М.Л. Боде-Колычевом усадьба была отстроена заново в неорусском стиле. Боде-Колычев собрал в Лукино обширную коллекцию древностей и библиотеку старинных рукописей и книг, в которую входил архив боярского рода Колычевых. Он начал создание в усадьбе музея Колычевых. Им подготовлен и издан в 1887 году капитальный исторический труд - родословие Колычевых, под названием «Боярский род Колычева». Скончался он в звании обер-гофмейстера и был погребен в Лукино. При своей жизни часть из уникальных экспонатов музея Михаил Львович подарил Историческому музею. В настоящее время документы и вещи коллекции хранятся в Историческом музее, в Государственном архиве Российской Федерации. В коллекциях М.Л. Боде-Колычева сохранились автографы императрицы Анны Иоанновны, Людовика XVIII, Вильгельма I, императрицы Евгении – жены Наполеона III, Фридриха Георга Августа, принца Гессен-Дармштадтского, А.В. Суворова, митрополита Московского Филарета, епископов и митрополитов Русской Православной Церкви (их письма к барону Л.К. Боде), а также карандашные портреты Николая I и Александра II с пометой: «Собственность Анны Львовны Боде». В 1934 г. был опубликован рисунок из альбома, принадлежавшего матери Михаила Львовича – Наталье Федоровне Боде (урожденной Колычевой), приобретенный еще А.А. Бахрушиным для театрального музея: «Бал у Трубецких, среди персонажей – А.С. Пушкин».

Бывшая усадьба Колычевых «Лукино». «Боярские ворота». Фото 1998 года.

 Разрушительный марш 1917-го прошелся тяжелой поступью по Лукину. В двадцатые из того, что не успели разрушить, устроили шахтерский санаторий. К этому времени из исторических построек, кроме Преображенского храма, уцелела только аркада переднего фасада господского дома и ограда с башнями и теремом над воротами, украшенным изразцами и каменными львами при входе.

В сентябре 1943 г. Сталин впервые после революции принял высших иерархов РПЦ: митрополита Московского и Коломенского Сергия, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, митрополита Киевского и Галицкого Николая. После этой встречи патриархату был предоставлен трехэтажный особняк в Чистом переулке, который раньше занимал бывший немецкий посол Шуленбург. А для устройства загородной резиденции Патриарха в 1952 г. правительство выделило старинную усадьбу Лукино с прилегающим храмом Преображения Господня.

В книге «Подмосковье. Памятные места…» С. Веселовского от 1955 года читаем: «...Господский дом, от которого уцелела только аркада переднего фасада, по преданию включал в себя постройки XVII в. От сооружений XIX в. в усадьбе сохранилась ограда с башнями и теремом над воротами, украшенным изразцами и каменными львами при входе. Посреди двора был воздвигнут обелиск с перечислением казнённых московскими государями представителей семьи Колычевых. В регулярном парке с фигурным водоёмом стояли статуи. Одна из них была перенесена в Царицыно, в „Храм Цереры“...» Что из этого сохранилось до сей поры — проверить нет никакой возможности...».

Михаил Львович Боде-Колычев обустроил усадьбу в оригинальных формах псевдорусского стиля, бывшем тогда в большой моде. Строительство велось в 60-х гг. XIX века по проекту Федора Григорьевича Солнцева - художника-археолога, академика живописи. 

Дом в псевдорусском стиле бывшей усадьбы Колычевых. Фото 2018.
Изразцы на фасаде дома бывшей усадьбы Колычевых.
Изразцы на фасаде дома бывшей усадьбы Колычевых.
Въездные ворота в резиденцию. Фото 2018.

На территории усадьбы находится Храм Преображения Господня. Каменный Преображенский храм с приделами южным – в честь святых апостолов Петра и Павла и северным – во имя великомученицы Варвары построен в 1815-1819 годы на средства Варвары Петровны Разумовской на месте сгоревшего в 1812 году деревянного Преображенского храма. Память о том, что храм Преображения Господня был построен заботой Варвары Петровны Разумовской, сохранилась в настенной надписи у южного выхода из храма. Это здание считалось ярким образцом классицизма. Но в 1883-84 гг. храм обновлен в неорусском стиле. К храму были пристроены два крыльца в стиле русской архитектуры XVII века, устроены новые и переделаны старые главы на церкви и приделах, две из которых получили витые формы глав собора Покрова на Рву - Василия Блаженного. Изменилась и форма купола высокой четырехярусной колокольни. 

Храм Преображения Господня в Переделкино. Крыльцо церкви. Фото 2018.

На южной стороне церкви была построена часовня, с почитаемой Иверской иконой Божией Матери. Фасады храма богато украсились кирпичными, белокаменными и керамическими изразцовыми деталями. Особенно интересны хорошо сохранившиеся до наших дней изразцы с рельефными изображениями креста и птиц. Снаружи в киотах помещались живописные изображения святых угодников, а стены и своды внутри храма заново расписаны. К храму с севера пристроен придел в честь святителя Филиппа. В храме также хранится чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы. От той постройки до нашего времени «дожил» килевидный портал, царские врата и иконостас XVII века. Настенная живопись, хоры относятся к 1950 году. 

Храм Преображения Господня в Переделкино.
Трёхглавый придел митрополита Филиппа. Витые формы глав напоминают главы собора Покрова на Рву - Василия Блаженного.
Колонки с изразцовым декором у входа в придел во имя святителя Филиппа, митрополита московского, Преображенской церкви в Переделкино.
Синие и зеленые изразцовые колонки на приделе Филиппа митрополита церкви Преображения Господня в Переделкино.
Изразцы с рельефным изображением крестов на апсиде Преображенской церкви в Переделкино.
Ворота церкви Преображения Господня в Переделкино.
Изразец на воротах церкви Преображения Господня в Переделкино.
Изразцы на воротах церкви Преображения Господня в Переделкино.
Изразцовый декор на фасаде церковной лавки при церкви Преображения Господня в Переделкино.
Украшение ограды Храма Преображения.
Ворота Патриаршей резиденции у церкви Преображения Господня в Переделкино.
Киот с образом Спаса и изразцовый декор на воротах Патриаршей резиденции.
Изразцы на ограде входа в Патриаршую резиденцию.
Новое здание Патриаршей Резиденции. Фото 2018 г.

Патриаршее подворье — резиденция Патриарха Московского и всея Руси. Новое здание подворья было возведено в 1995-2005 годах в неорусском стиле, и его фасады украшены орнаментальной росписью, лепниной и керамическими вставками. Это трехэтажное здание включает личные апартаменты, залы для приема, домовую церковь, гостиницу, бытовые помещения и оздоровительный комплекс. Кроме того на территории находится пруд и парковая зона со скульптурами. Сама усадьба меблирована люксовыми предметами интерьера, привезенными из Италии, а фасад здания напоминает Теремной дворец в Кремле.

Церковь Михаила Архангела при Резиденции Патриарха в Переделкино.
Керамический декор нового здания Патриаршей Резиденции.

Преображенскую церковь посещали выдающиеся представители русской культуры, многие из которых проживали на дачах в поселке писателей Переделкино. Под впечатлением благолепия и красоты Преображенского храма был написан замечательный цикл стихотворений Б.Л. Пастернака, вошедший в роман «Доктор Живаго».
Расположенное в двух шагах от усадьбы кладбище — это пантеон советской литературы. Тут покоится прах Чуковского, Пастернака, Арсения Тарковского, великого поэта и отца великого режиссера, а также многих-многих других ведущих деятелей советской и российской культуры.

При кладбище строится Храм Воскресения Христова в Переделкино. Архитекторы: Анисимов А.А., Батракова З.А., Ермакова О.М., художник: Лубенников И.Л., резьба: Камелин А.Ф. Кирпичный одноглавый храм в древнерусском стиле. К углу квадратного в плане четверика с цокольным ярусом, фигурной кровлей, полукруглой апсидой и луковичной главой на массивном барабане примыкает асимметричная двухпролётная звонница.

Храм Воскресения Христова в Переделкино. Фото 2018.
Барельеф "Воскресение Христово - Сошествие в ад" на алтарном выступе церкви Воскресения Христова в Переделкино.

На территории Патриаршей резиденции находится ряд построек хозяйственной деятельности: Братский корпус, новый Крестильный храм.

Братский корпус - Жилой корпус для служителей и гостей.

Крестильный храм в честь Иоанна Предтечи  в греческом православном стиле строится со 2-й пол. 2000-х вместо старой малопоместительной крещальни, напоминает храм Дмитрия Солунского в Салониках.

Крестильный храм Иоанна Предтечи.

Церковный сад полон яблок и зверушек на радость детям.

О Соборном храме Святого Благоверного князя Игоря Черниговского смотрите следующий пост.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic