bogachkova1957

Categories:

Золотые комнаты дома Демидовых

Продолжаем экскурсию по дому Демидовых. Начало см. Дом  Демидовых в Гороховском переулке.


У всех трех знаменитых «золотых комнат» присутствуют общие архитектурные особенности, а именно: все залы имеют одинаково оформленные дверные обрамления; лепной орнамент на  карнизах и потолках;  деревянная резьба покрывает порталы дверей, наличники окон, рамы зеркал и мебель; живопись покрывала плафоны всех залов, но сохранилась только в Изумрудной гостиной; высокие зеркала заполняют междуоконные простенки.
Вся деревянная резьба покрыта натуральным золотом разных оттенков: желтым (сусальным) гладкого и матового цвета и зеленым (с примесью серебра) матовым. Рисунки этих "ювелирных украшений" были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты. С резьбой сочетается роспись и не менее утонченная лепнина. Стены всех гостиных обиты натуральным шелком (штофом), восстановленным по оригинальным образцам на ручных станках XIX века в единственной в мире мастерской «Старинные ткани» в Новоспасском монастыре в Москве. На создание всей шелковой обивки ушло почти 5 лет: в день возможно было изготовить только 11 см ткани шириной 52 см. 

Голубая гостиная занимает центральное место по центральному фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон. В этой гостиной за исключением декоративных композиций расположенных над дверьми (дюседепортов) позолоченных элементов немного.

Голубая гостиная.
Голубая гостиная.

Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных портала, два из которых относятся к анфиладе (в Малиновую гостиную и Большой зал (вход в который замурован)). Дверные полотна здесь открываются вовнутрь комнаты и рисунок их профилей схож с рисунком дверей столовой, что художественно объединяет эти две смежные комнаты, различные по характеру архитектуры. 

В оконных проемах Голубой гостиной - два оригинальных венецианских зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в. Зеркала настоящие серебряные с небольшим матированием. Потолок обрамляет богатый лепной фриз.

Между зеркалами необычные панно, подаренные Константиновскому межевому институту Императорским двором. Это изображение земли и землемерных инструментов, увенчанных нимбом.  Поместили их на место оригинальных казаковских панно, нахождение которых неизвестно. 

Поражает великолепие наборного паркета XVIII века, созданного из различных по цвету пород дерева - дуба двух видов, включая черный (мореный), березы, сосны, клена, бука, вяза и других. Он очень хорошо сохранился, его только покрыли лаком в три слоя. А вот люстра в Голубой гостиной не родная, а «метростроевская». Как рассказала экскурсовод, родные люстры находятся на хранении в музее-усадьбе Останкино, но их, почему-то, не возвращают.

Паркет Голубой гостиной.
Паркет Голубой гостиной.

Малиновая гостиная самая большая из сохранившихся комнат анфилады, она отделана изысканнее и богаче других. Глубокие дверные проёмы и оконные ниши во всю толщину стены также украшены золочёной резьбой. Три основных цвета создают особый уют в зале: малиновая штофная обивка стен; белые карнизы, мрамор камина, фон резьбы; золотая резьба камина и порталов.

Малиновая гостиная.
Малиновая гостиная.

В зале полностью сохранилась меблировка - экран камина, подзеркальники, 10 кресел с золочёной резьбой на белом фоне и темно-красным штофным шёлком. Во внутренних углах комнаты расположены печи светлого искусственного мрамора. Их вогнутая поверхность, также как обрамление дверей и зеркал занимает всю высоту комнаты.

Наборный паркет геометрического рисунка с круглой розеткой в центре гостиной выполнен из светлого и мореного дуба, и берёзы.

Паркет в Малиновой гостиной.
Паркет в Малиновой гостиной.

Люстра в Малиновой гостиной газовая: на ней можно разглядеть вентили для регулирования подачи газа. Повесили ее в 1867 году, забрав из дворца Куракина, когда Константиновский межевой институт переезжал во дворец Демидовых. Изготовлена она из бронзы и горного хрусталя. Центральный бронзовый шар — это резервуар для наполнения газолином, специальной горючей жидкостью. Самотёком газолин по трубочкам поступал к фитилям в плафонах. В 1924 году люстру переделали в электрическую. Но вид остался точно такой же, кроме одной детали. Ранее у каждого плафона дополнительно крепились два круглых зеркала, которые очень красиво отражали и рассеивали свет от горящего фитиля. 

Потолочный фриз Малиновой гостиной.
Потолочный фриз Малиновой гостиной.

Вся резная золоченая мебель и архитектурная резьба Малиновой гостиной (впрочем как и остальных гостиных) выполнены в московской мастерской Павла Споля. Характерная особенность мебели Споля, проявляется в выборе и трактовке объёмных скульптурных декоративных мотивов, которые всегда укрупнены, имеют индивидуальную выразительность: сфинксы, львы, химеры, змеи и сатиры приобретают активность, чувственную экспрессию, придавая мебели повышенную эмоциональность. 

Кресло из Малиновой гостиной. Мастерская П. Споля. 1789-1791. Дерево; резьба, золочение; окраска; обивка – штоф.
Кресло из Малиновой гостиной. Мастерская П. Споля. 1789-1791. Дерево; резьба, золочение; окраска; обивка – штоф.
Каминный экран. Мастерская П. Споля. 1789-1791. Дерево; резьба, золочение; окраска.
Каминный экран. Мастерская П. Споля. 1789-1791. Дерево; резьба, золочение; окраска.
Ножки каминного экрана.
Ножки каминного экрана.
Золоченая резьба десюдепорта (декоративная композиция, расположенная над дверью) в Малиновой гостиной.
Золоченая резьба десюдепорта (декоративная композиция, расположенная над дверью) в Малиновой гостиной.

Изумрудная гостиная совсем небольшая, она предназначалась для женщин. Два кресла, диванчик, банкетка в ней относятся к XVIII веку. В этой комнате женщины могли передохнуть, снять кринолин (соседнее помещение предназначалось для их хранения). За стеной с зеркалом помещалась туалетная комната. Зеркала в Изумрудной гостиной новые, хотя уже относительно. Они были заказаны и установлены в 1950-х годах. Правда зеркала хорошие, серебряные.

Изумрудная гостиная.
Изумрудная гостиная.

Особенно роскошный в Изумрудной гостиной потолок. Карниз и плафон покрыты орнаментом и живописью. Многокрасочный овальный венок из садовых и полевых цветов – роз, нарциссов, васильков, тюльпанов и лилий – на фоне светло-голубого неба занимает центр плафона. 

Фрагмент потолочной росписи и карниз Изумрудной гостиной.
Фрагмент потолочной росписи и карниз Изумрудной гостиной.

Первозданная роспись XVIII века на потолке Изумрудной гостиной сделана по эскизам Матвея Казакова. Какой кропотливой и тяжелой была работа художников при выполнении росписи потолков, т.к. выполнялась она на лежачих лесах.

Рисунок паркета Изумрудной гостиной.
Рисунок паркета Изумрудной гостиной.

Надо отметить, что двери и порталы Изумрудной гостиной имеют золотой декор, немного отличный от других дверей анфилады. Присутствуют более обтекаемые формы, часто встречается такой элемент, как облака.

На десюдепорте Изумрудной гостиной – стрелы Амура.
На десюдепорте Изумрудной гостиной – стрелы Амура.
Птички — горлицы символизируют женское начало, а лавровая ветвь, что в жизни у этой горлицы все хорошо.
Птички — горлицы символизируют женское начало, а лавровая ветвь, что в жизни у этой горлицы все хорошо.

Сюжеты золотой резьбы - это растительные мотивы, вазы, наполненные цветами, лавр, факелы, гирлянды, курильницы, разнообразного вида драпировки и ленты, завитки и розетки. Каждой комнате свойственны свои особенности, и вместе с тем все они составляют органическое целое, объединенные расположенными друг против друга дверями. 

Филенка двери. Мастерская П. Споля.
Филенка двери. Мастерская П. Споля.

И еще раз вернусь к восстановленным тканям, из которых выполнена обивка стен. 

Обивка стен Голубой и Изумрудной гостиных.
Обивка стен Голубой и Изумрудной гостиных.

Странно, но в дверях «золотых комнат» установлены сейфовые замки, сохранившиеся с XVIII века.

Во времена Константиновского межевого института прямо в «золотых комнатах» располагалась коллекция музея института, стояли шкафы-стеллажи.

Константиновский Межевой Институт. Малиновая гостиная. Музей. Фото 1904.
Константиновский Межевой Институт. Малиновая гостиная. Музей. Фото 1904.

В советские годы в «золотых комнатах» сидело руководство Института. В 1979 году, в связи с постройкой нового корпуса, ректор принял решение переехать туда. Эти залы были переданы музею, и началась их реставрация. В основном она проходила на деньги учебного заведения, а с наступлением перестройки деньги кончились. И Изумрудная гостиная осталась неотреставрированной. Много известных и богатых людей посещали институт и обещали финансирование, но каждый раз это оставалось обещаниями. Пока в университете не приехал с лекцией Виктор Степанович Черномырдин. Он тоже осмотрел залы и сказал, что перечислит необходимую сумму. На это никто уже не обратил внимания. Но уже через несколько дней директору музея позвонил ректор – деньги пришли, можно заказывать реставрацию! Черномырдин тогда уже не был премьер-министром, и деньги перечислил из своих личных средств. Так что теперь и ему мы обязаны прекрасному виду этой комнаты.

Эту анфиладу гостиных увековечил режиссер Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир», здесь снимали несколько сцен.

Сегодня Столовая, Голубая, Малиновая и Изумрудная гостиные признаны наиболее сохранившимися дворцовыми интерьерами эпохи русского классицизма, созданными М.Ф. Казаковым, и не подверженными влиянию приобретавшего в то время все большую популярность ампира. Здание по историческому значению и декоративному убранству стоит в одном ряду с такими усадьбами, как Останкино и Кусково.

Геодезический музей (бывший Большой парадный зал). В центре дверной портал, оставшийся от декора бывшей церкви. Фото 2021.
Геодезический музей (бывший Большой парадный зал). В центре дверной портал, оставшийся от декора бывшей церкви. Фото 2021.

А теперь перейдем в зал, в котором гости Демидовых танцевали - Большой парадный зал. Во времена Константиновского института именно в нем была устроена архитектором Каминским церковь святых равноправных Константина и Елены. После упразднения церкви от ее архитектурного убранства остался только дверной портал, ведущий на лестницу (бывший вход в церковь), да расчищенная на одном оконном откосе роспись. 

Деревянная резьба входа в бывшую церковь.
Деревянная резьба входа в бывшую церковь.
Роспись бокового откоса окна.
Роспись бокового откоса окна.

В настоящее время бывший парадный зал разделен на две части перегородкой, потолки понижены. Парадной отделки, естественно, в зале не сохранилось. В обеих частях располагается Геодезический музей, который располагает уникальной, не имеющей аналогов в стране, коллекцией геодезических инструментов XVII-XX веков, уникальными картографическими произведениями этого периода и библиотекой старинных книг.  Девяносто процентов инструментальной коллекции музея являются памятниками науки и техники I категории, каждый из них - это революционный шаг в развитии мирового научного инструментоведения. Все они выполнены вручную известными русскими и зарубежными мастерами из ценных металлов, эстетически неповторимы и поэтому представляют собой произведения искусства. 

Вот и весь мой рассказ про дворец Демидовых и его «золотые комнаты» - шедевр Матвея Казакова.

Источники информации: http://demidovj.narod.ru/index.html; http://um.mos.ru/houses/demidovskiy_dvorets/; Р.Верлих, С.Андоленко "Нагрудные знаки императорской России"; сайт Мир Путешествий.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic