bogachkova1957

Category:

Охотники за искусством. Ч.2

Продолжение описания выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма об истории коллекционеров советской эпохи и их коллекциях.

Владимир Лебедев (1891-1967) - основатель ленинградской школы советской книжной графики в послереволюционные годы в поисках новой художественной выразительности обращается к кубизму. При этом художник не отказывается от принципов реалистической трактовки образов, выстраивая натюрморты из предметов простых геометрических форм. Этот лебедевский городской пейзаж – характерный образец «конструктивного реализма»: здесь эстетика урбанизма анатомируется художником до элементарных геометрических форм и выдерживается в лаконичной и эффектной розово-черной гамме.

В.Лебедев. Пейзаж. 1920-е. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
В.Лебедев. Пейзаж. 1920-е. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
В. Лебедев. Натюрморт с бутылью. 1927. Холст, масло. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
В. Лебедев. Натюрморт с бутылью. 1927. Холст, масло. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.

В конце 1920-х - начале 1930-х годах Лебедевым был написан ряд натюрмортов: «Каждый из этих натюрмортов — маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния — ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов».

В.Лебедев. Натюрморт с гитарой. 1930. Холст, масло. Собрание И.М. Эзраха. В настоящее время  в собрании KGallery.
В.Лебедев. Натюрморт с гитарой. 1930. Холст, масло. Собрание И.М. Эзраха. В настоящее время в собрании KGallery.

С конца 1920-х и до 1957 года художник создал много женских портретов, в том числе и приведенный на выставке. Владимир Лебедев назвал свой метод «живописным реализмом»: не миновав увлечения кубизмом, он придерживался натуралистического мировоззрения. Художник передает на картине обаяние своей модели приемами импрессионизма.

В.Лебедев. Портрет девушки с челкой. 1938. Холст, масло. Собрание И. Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery.
В.Лебедев. Портрет девушки с челкой. 1938. Холст, масло. Собрание И. Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery.

Искусство Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939) не только многогранно, но и «открыто противоречиво», что отразило разнородность и противоречивость истоков его становления. Мастер, получивший первые художественные впечатления от иконописи и провинциального изобразительного фольклора, в процессе учёбы умеренно воспринявший влияние академической традиции, в большей степени испытал в своём формировании разнообразные воздействия модерна, а затем дополнил их самостоятельно выбранным ориентиром — искусством раннего Ренессанса. В раннем автопортрете художника, написанным во Франции в 1907 году, еще заметно влияние Валентина Серова, прежде всего в лаконичном колорите, знаменитой серовской «трехцветке»: белила, светлая охра и жженая кость. Впоследствии краски и солнце Туниса и Алжира, куда художник поедет после Франции, значительно расширят его палитру: «Два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи – я почти забыл мои серые краски».

К.Петров-Водкин. Автопортрет. 1907. Холст, масло. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время  в собрании KGallery.
К.Петров-Водкин. Автопортрет. 1907. Холст, масло. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время в собрании KGallery.
К.Петров-Водкин. В комнате (Этюд перспективы). 1921. Холст на картоне, масло. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
К.Петров-Водкин. В комнате (Этюд перспективы). 1921. Холст на картоне, масло. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
К.Петров-Водкин. Портрет дочери. 1926. Дерево, масло. Собрание И. Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery.
К.Петров-Водкин. Портрет дочери. 1926. Дерево, масло. Собрание И. Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery.

А вот одна из ранних работ ученика Петрова-Водкина Леонида Чупятова (1890-1941), воспроизводит основные принципы учителя: наклонную перспективу, планетарное видение и желто-красно-синее трехцветие - символический формализм. Судьба художника оказалась трагической – он умер в блокаду от голода, а многие его работы сгорели при попадании снаряда в его дом.

Л.Чупятов. К солнцу. 1918. Холст, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
Л.Чупятов. К солнцу. 1918. Холст, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

«Украинский Пикассо» Александр Богомазов (1880-1930) увлекался символизмом, импрессионизмом, пуантилизмом, в итоге в середине 1910-х стал кубофутуристом. 

А.Богомазов. Пейзаж с деревьями. 1910-е. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время  в собрании KGallery.
А.Богомазов. Пейзаж с деревьями. 1910-е. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании KGallery.
А.Богомазов. Кони. 1920-е. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время  в собрании KGallery.
А.Богомазов. Кони. 1920-е. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании KGallery.
А. Богомазов. Трамвай. 1914. Холст, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время  в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
А. Богомазов. Трамвай. 1914. Холст, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Оригинальным пластическим решением отличаются не только кубофутуристические композиции и пейзажи Александра Богомазова, но и городские виды и жанровые сцены, в которых ритм линий – провода, трамвайные пути, пилы, бревна – сочетаются с разновеликими объемами цветных плоскостей – крыш и стен домов, деревьев, людских фигур. Так он выражал свое отношение к роли ритма в живописи: «Мир наполнен энергией движения, и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете». Метод Богомазова, так называемый «спектрализм», письмо чистыми красками родственен цветописи Казимира Малевича.

Изобретатель супрематизма Казимир Малевич (1879-1935) много экспериментировал, известны его опыты в различных стилях и манерах: от импрессионизма, фовизма и сезаннизма до кубизма и реализма. Картина «Три фигуры в поле» великолепный образец постсупрематического периода конца 1920-х – начала 1930-х годов. 

К. Малевич. Три фигуры в поле. 1928-1930. Холст, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время  в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
К. Малевич. Три фигуры в поле. 1928-1930. Холст, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Присутствуют на выставке и работы семейной пары основателей общества «Бубновый валет» Михаила Ларионова (1881-1964) и Натальи Гончаровой (1881-1962). Почти импрессионистический «Весенний пейзаж» написан в ранний период творчества Ларионова. Он исполнен свободным мазком, нанесен тонким красочным слоем, сквозь который проглядывают участки загрунтованного холста, что придает изображению особую воздушность.

М. Ларионов. Весенний пейзаж. Начало ХХ века. Холст, масло. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время  в собрании KGallery.
М. Ларионов. Весенний пейзаж. Начало ХХ века. Холст, масло. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время в собрании KGallery.
М.Ларионов. Натюрморт с бокалом и фруктами. 1930-е. Картон, дублированный на холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
М.Ларионов. Натюрморт с бокалом и фруктами. 1930-е. Картон, дублированный на холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.

«Амазонка авангарда» Наталия Гончарова прошла в своем пути от импрессионизма до абстракции. Картина «Цветущая яблоня» демонстрирует интерес Гончаровой к фовизму, но в ее авторском воплощении, со свойственным ей тонким чувством цвета. Вместо диких, интенсивных открытых цветов Гончарова использует декоративные, но вполне гармонично сочетающиеся приглушенные оттенки розового и фиолетового, дополненные всполохами изумрудно-зеленого. При этом сохраняется плотная манера письма, активизируется контрастный черно-синий контур, выстраивающий основную структуру композиции. Свободное, динамическое нанесение мазков создает впечатление подвижной фактуры буйного цветения яблоневых деревьев.

Н.Гончарова. Цветущая яблоня. 1909. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
Н.Гончарова. Цветущая яблоня. 1909. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.

Любопытной особенностью следующего пейзажа Гончаровой «Пруд» является подпись «Ларiонов» в нижнем углу полотна. В живописном наследии Ларионова и Гончаровой имеется несколько произведений, исполненных Гончаровой, но подписанных Ларионовым.

Н.Гончарова. Пейзаж с прудом. 1905. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
Н.Гончарова. Пейзаж с прудом. 1905. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.

В состав экспозиции также вошли самобытные примитивистские произведения Нико Пиросмани (1866-1918)  - художника, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского. Кажущаяся простота его картин сродни архаичным традициям в искусстве — иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани — портреты, натюрморты, изображения животных — сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи.

Нико Пиросмани. Портрет железнодорожника (Миша Метехели). 1890-е. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
Нико Пиросмани. Портрет железнодорожника (Миша Метехели). 1890-е. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом. 1910-е. Картон, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом. 1910-е. Картон, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
Нико Пиросмани. Пасхальный барашек. 1914. Жесть, масло. Собрание В.А.Дудакова. В настоящее время в собрании И.Р. и Т.О.Манашеровых.
Нико Пиросмани. Пасхальный барашек. 1914. Жесть, масло. Собрание В.А.Дудакова. В настоящее время в собрании И.Р. и Т.О.Манашеровых.

Василий Кандинский (1866-1944) - художник, который в 1910 году создал первую в мире абстрактную картину, представлен акварелью «Сцена с офицером». Картина, разыгрывающая любовный сюжет, входит в его цикл так называемых «багателей» - шуток и пустяков.

В.Кандинский. Сцена с офицером. 1917. Бумага, акварель, тушь, алюминиевый порошок. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время  в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
В.Кандинский. Сцена с офицером. 1917. Бумага, акварель, тушь, алюминиевый порошок. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Марк Шагал (1887-1985) на всю жизнь сохранил в творчестве образ своей «малой родины» - Витебска. В своей первой автобиографии «Мой мир» Шагал пишет: «Бедный, удивительный город. Грустный город… Город десятков, может быть, даже сотен синагог, мясных лавок, прохожих… разве это Россия? Это просто мой город. Город, который я сам выдумал». Этот городской пейзаж из серии из семидесяти с лишним работ, которую художник называл «Документы». «В те дни я написал свою витебскую серию  1914 года. Я рисовал все, что попадалось на глаза. Все без исключения: заборы, столбы, пол, стол. Рисовал, глядя в окно (никогда не ходил по городу с этюдником). Рисовал нищих в талесах. И торговцев» - вспоминал Шагал.

М.Шагал. Аптека в Витебске. 1914. Бумага на картоне, гуашь, акварель, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время  в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
М.Шагал. Аптека в Витебске. 1914. Бумага на картоне, гуашь, акварель, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Павел Филонов (1883-1941) прошел путь от страстно верующего до неистового атеиста. В 1912 году Филонов формулирует принципы аналитического искусства, а в манифесте 1914 года называет среди высших достижений мирового искусства «дивные храмы, искусство кустарей и иконы».

П. Филонов. Поклонение волхвов. 1914. Бумага, акварель, темпера. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании. Фрагмент.
П. Филонов. Поклонение волхвов. 1914. Бумага, акварель, темпера. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании. Фрагмент.

Алексей Явленский (1864-1941) проповедовал экспрессионистский стиль с плоскостями чистых цветов, ассоциированный с колористическими опытами Ван Гога, Сезанна и Матисса.  

А.Явленский. Пейзаж. Мурнау. 1907. Картон, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время  в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
А.Явленский. Пейзаж. Мурнау. 1907. Картон, масло. Собрание В. А. Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Александр Волков (1886-1957) – ключевая фигура «туркестанского авангарда», большую часть жизни работал в Ташкенте. В своих работах синтезировал геометризм русской иконы, европейский кубофутуризм и восточный орнамент. При этом ему удается передавать динамику движения и выражения лиц своих героев.

А.Волков. Танец. 1924. Фанера, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
А.Волков. Танец. 1924. Фанера, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
А.Волков. Караван. 1920-е. Холст, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании И.Р. и Т.О.Манашеровых.
А.Волков. Караван. 1920-е. Холст, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании И.Р. и Т.О.Манашеровых.

О московском художнике Валериане Пожарском (1890 - после 1956) известно немного. Участвовал в выставках и «Бубнового валета» и «Мир искусства».

В.Пожарский. Натюрморт с виноградом. 1916. Холст, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
В.Пожарский. Натюрморт с виноградом. 1916. Холст, масло. Собрание Я.Е.Рубинштейна. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Иван Пуни (1892-1956) в своих работах экспериментирует с техниками и жанрами: то его вдохновляют газеты и буквы, то он внедряет в картины молотки и бильярдные шары, то выстраивает композиции в духе «заумного реализма». 

И.Пуни. Натюрморт с бутылкой и грушами. 1923. Холст, масло. Собрание В.А.Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
И.Пуни. Натюрморт с бутылкой и грушами. 1923. Холст, масло. Собрание В.А.Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Александр Осмеркин (1892-1953) также участвовал в выставках «Бубнового валета» и «Мир искусства», но не принял эстетики беспредметности. В своей автобиографии художник напишет о влиянии на собственное творчество Пикассо и Дерена, представленный натюрморт в сдержанных коричнево-серых тонах тому яркое подтверждение.

А.Осмеркин. Натюрморт с лилиями и веером. 1918. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
А.Осмеркин. Натюрморт с лилиями и веером. 1918. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.

Есть художники, имена которых известны практически всем. А есть, не менее интересные, самобытные и талантливые, о ком сейчас почти забыли. Таков Борис Григорьев (1886-1939), который был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х годов. У него заказывали портреты известнейшие люди того времени.

Б.Григорьев. Женский портрет (Душка). 1917. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
Б.Григорьев. Женский портрет (Душка). 1917. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.

В 1913 году художник впервые посетил Париж, где прожил четыре месяца и создал цикл работ на темы парижской жизни. Парижские работы Бориса Григорьева – зоопарки, цирки, балаганы и кабаре, кафе и рестораны, ночные карнавалы.

Б.Григорьев. С работы. 1913. Картон, гуашь. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время  в собрании KGallery.
Б.Григорьев. С работы. 1913. Картон, гуашь. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время в собрании KGallery.
Б.Григорьев. В кабаре. 1913. Картон, темпера. Собрание Н. Н. Тимофеева. В настоящее время  в собрании KGallery.
Б.Григорьев. В кабаре. 1913. Картон, темпера. Собрание Н. Н. Тимофеева. В настоящее время в собрании KGallery.
Б.Григорьев. Няньки в Булонском лесу. 1915. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
Б.Григорьев. Няньки в Булонском лесу. 1915. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Ученик Ильи Репина Иван Билибин (1876-1942) с 1900-ых известен своими работами в национально-романтическом духе. Былина «Святогор и сумочка переметная» рассказывает о богатыре, пытавшемся поднять суму с тягой земной и в этой напрасной попытке нашедшем собственную гибель.

Иван Билибин. Святогор и сумочка переметная. 1913. Картон, акварель, тушь. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.
Иван Билибин. Святогор и сумочка переметная. 1913. Картон, акварель, тушь. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.

Михаил Нестеров (1862-1942). Его «Святая Ольга» является авторским повторением образа, созданного в южном приделе на хорах Владимирского собора в Киеве.

М.Нестеров. Святая Ольга. 1892-1893. Холст, масло. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
М.Нестеров. Святая Ольга. 1892-1893. Холст, масло. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.

И в конце приведу пастель и акварель Мстислава Добужинского (1875-1957), участника творческого объединения «Мир искусства». Его называли «художником Петербурга» - петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, но также и промёрзшего Петербурга «военного коммунизма» — города руин и продовольственных очередей.

М.Добужинский. Петербургский дворик летом. 1908. Бумага, акварель. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
М.Добужинский. Петербургский дворик летом. 1908. Бумага, акварель. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
М.Добужинский. Петербург. Крыши в снегу. 1916. Бумага на картоне, пастель. Собрание А. Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
М.Добужинский. Петербург. Крыши в снегу. 1916. Бумага на картоне, пастель. Собрание А. Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic