bogachkova1957

Categories:

Охотники за искусством. Ч.1

О том, что в советское время были люди, хранившие дома шедевры живописи, говорят редко и мало. Выставка «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма расскажет истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда и их находок, многие из которых до сих пор редко показывают широкой публике. На выставке представлено более 70 работ русского и советского модернизма первой трети XX века. Все эти работы в настоящее время находятся в частных собраниях. И вот шанс познакомиться с ними.

Я не буду здесь писать о коллекционерах, интересующиеся прочтут о них в Википедии. Приведу только их имена: Игорь Санович, Николай Тимофеев, Валерий Дудаков, Соломон Шустер, Алексей Стычкин, Александр Мясников, Арам Абрамян, Владимир Семёнов, Абрам Чудновский, Иосиф Эзрах, Илья Палеев, Яков Рубинштейн, Сигизмунд Валк, Игорь Афанасьев. Судьба их коллекций сложилась по-разному: большая часть была распродана наследниками, и только коллекция Ильи Палеева сохранилась его семьей в полном объеме. А коллекция Иосифа Эзраха, которую он при жизни безвозмездно передал музею «Петергоф», выставляется в музее коллекционеров Петергофа. 

Я буду рассказывать только о художниках и их картинах, представленных на этой выставке. И начну с работ «мирискусников» Бориса Кустодиева, Константина Сомова.

Борис Кустодиев (1878-1927) разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. А. Бенуа писал о художнике: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…».

Б.Кустодиев. Встреча (Пасхальный день). 1917. Холст, масло. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.
Б.Кустодиев. Встреча (Пасхальный день). 1917. Холст, масло. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.

Константин Сомов (1869-1939) - один из основателей общества «Мир искусства». Радуга в пейзаже, населенном крестьянами или персонажами галантной эпохи – распространенный мотив в живописи Константина Сомова. Он наполнял свои сюжетные придуманные работы «жеманной грацией, лукавым флиртом и томным бездельем».

К.Сомов. Пейзаж с беседкой. 1896. Картон, пастель, смешанная техника. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.
К.Сомов. Пейзаж с беседкой. 1896. Картон, пастель, смешанная техника. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.
К.Сомов. Пейзаж с радугой. 1919. Холст на картоне, масло. Собрание С.Н.Валка. В настоящее время  в собрании KGallery.
К.Сомов. Пейзаж с радугой. 1919. Холст на картоне, масло. Собрание С.Н.Валка. В настоящее время в собрании KGallery.

На выставке присутствуют работы символистов объединения «Голубой розы» Павла Кузнецова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна. 

Павел Кузнецов (1878-1968) - апологет символизма, член «Голубой розы», последователь живописных принципов Виктора Борисова-Мусатова. Живописные работы конца 1900-х – начала 1910-х обязаны своим происхождением конкретным путешествиям художника: в заволжские киргиз-казахские степи и Туркестан. Там он изобретает свой собственный ориентальный живописный мир, где находит воплощение обобщенность, сакрализованность женских образов, величавость животных. Художник соединяет натурализм с орнаментом, светотеневую моделировку фигур с плоскостным узором.

П.Кузнецов. У водоема. Бухара. 1913. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время  в собрании KGallery.
П.Кузнецов. У водоема. Бухара. 1913. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании KGallery.
П.Кузнецов. В степи. 1912. Холст, масло. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
П.Кузнецов. В степи. 1912. Холст, масло. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
П.Кузнецов. Гадальщица. 1908. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
П.Кузнецов. Гадальщица. 1908. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
П.Кузнецов. Розовые горы. 1916. Фанера, масло. Собрание В.С.Семенова. В частном собрании.
П.Кузнецов. Розовые горы. 1916. Фанера, масло. Собрание В.С.Семенова. В частном собрании.
П.Кузнецов. Ковровщицы. 1912. Холст, темпера. Собрание В.С.Семенова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
П.Кузнецов. Ковровщицы. 1912. Холст, темпера. Собрание В.С.Семенова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
П.Кузнецов. Натюрморт с синей вазой. Конец 1920-х. Холст, темпера. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время  в собрании KGallery.
П.Кузнецов. Натюрморт с синей вазой. Конец 1920-х. Холст, темпера. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время в собрании KGallery.
П.Кузнецов. Синий натюрморт. 1907. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.
П.Кузнецов. Синий натюрморт. 1907. Холст, масло. Собрание И.Г.Сановича. В частном собрании.

Ученик Левитана и Коровина, Николай Сапунов (1880-1912) известен прежде всего своими символическими работами в театре, сложными декоративными натюрмортами и портретистом себя не считал – писал только людей близкого круга, каковым и является представленный ниже портрет возлюбленной художника.

Н.Сапунов. Портрет Л.П.Гусевой. 1911. Картон, темпера. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
Н.Сапунов. Портрет Л.П.Гусевой. 1911. Картон, темпера. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
Н.Сапунов. Маскарад. 1906. Бумага, акварель, темпера, гуашь. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время  в собрании KGallery.
Н.Сапунов. Маскарад. 1906. Бумага, акварель, темпера, гуашь. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время в собрании KGallery.

Ориентализм Мартироса Сарьяна (1880-1972), армянского художника, был естественным, т.к. Восток – его родина. Участник «Голубой розы» выработал оригинальный стиль с яркой обобщенной палитрой, плоскостной перспективой и мазком, определяющим одновременно и цвет, и форму.

М.Сарьян. Зангу и Арарат. Этюд. 1914. Холст на картоне, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время  в собрании KGallery.
М.Сарьян. Зангу и Арарат. Этюд. 1914. Холст на картоне, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании KGallery.

На выставке также есть работы московских сезаннистов «Бубнового валета» Роберта Фалька, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. 

Роберт Фальк (1886-1958) - своеобразный символ ушедшей великой эпохи живописи, мост между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.

Р.Фальк. Фуар. Фотография. Ночной Париж. 1931. Холст, масло. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время  в собрании KGallery.
Р.Фальк. Фуар. Фотография. Ночной Париж. 1931. Холст, масло. Собрание И.М.Эзраха. В настоящее время в собрании KGallery.
Р.Фальк. Повар. 1932. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время  в собрании KGallery.
Р.Фальк. Повар. 1932. Холст, масло. Собрание А.Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании KGallery.

Приведенная выше картина – это редкий пример ночной уличной сцены, исполненной Фальком в мастерской, а не на пленере. В одном из писем, упоминая об этой работе, Фальк отмечал: «Я стал легко работать вещи по памяти. Я этим очень доволен, это есть какое-то освобождение…». Художник изобразил ярмарочный городок, развернувшийся на одной из парижских площадей, используя эффектные декоративные оттенки изумрудного и рубинового цветов.

В парижский период в 1928-1937 годах, Фальк пишет портреты: от отходит от кубизации форм и ищет вдохновения в живописи старых мастеров, прежде всего, Рембрандта.

Р.Фальк. Портрет Соломона Михоэлса. 1941. Бумага, гуашь. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
Р.Фальк. Портрет Соломона Михоэлса. 1941. Бумага, гуашь. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.

Илья Машков (1881-1944) после путешествия по Европе в 1908 году очень впечатлился фовизмом и стал проповедовать «культ мертвой натуры», создавая «живописные торжища». В этой ранней работе Машков еще не вписывает яркий поднос в натюрморт, а обводит «сезанновскую» постановку подносным орнаментом.

И.Машков. Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами. 1908. Холст, масло. Собрание В.А.Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
И.Машков. Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами. 1908. Холст, масло. Собрание В.А.Дудакова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Аристарх Лентулов (1882-1943) в период 1907-1910-х годов находился под влиянием цвета и динамического мазка немецких экспрессионистов (группа «Мост»), постимпрессионистов и фовистов. Так сложился особый яркий, декоративный колорит лентуловской живописи, основанный на контрастном сочетании красок «крап-роза» (розовый с желтоватым оттенком) с зеленой «польверонез». 

А.Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта. 1909. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
А.Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта. 1909. Холст, масло. Собрание С.А.Шустера и Е.В.Крюковой. В частном собрании.
А.Лентулов. Дети. Начало 1910-х. Холст, масло. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
А.Лентулов. Дети. Начало 1910-х. Холст, масло. Собрание А.Е.Стычкина. В частном собрании.
А.Лентулов. Торжественное молебствие во славу победы русского воинства. 1914. Бумага, акварель. Собрание А. Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
А.Лентулов. Торжественное молебствие во славу победы русского воинства. 1914. Бумага, акварель. Собрание А. Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Член объединения «Мир искусства» Александр Головин (1863-1930) в конце 1910-х годов создает цикл пейзажей с видами старинных парков, где художника, прежде всего, интересовали декоративные моменты, игра теней на дорожках и мерцающие блики солнечного света на листве. 

А.Головин. В саду (Вид с террасы). 1910-е. Фанера, темпера. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.
А.Головин. В саду (Вид с террасы). 1910-е. Фанера, темпера. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.

А в своих автопортретах Головин фиксирует собственный облик на фоне растительной или цветочной композиции, что для мужского портрета, даже в эпоху модерна, было мало характерно.

А.Головин. Автопортрет. 1917. Картон, темпера. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время  в собрании KGallery.
А.Головин. Автопортрет. 1917. Картон, темпера. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время в собрании KGallery.

Дмитрий Стеллецкий (1875-1947) - член объединения «Мир искусства», создал собственную оригинальную манеру, объединяющую стилистику модерна с русской народной и православной образностью. В картине «Заря» художник совмещает иконописные традиции – геометрический орнамент одежды, личное письмо, обратную перспективу архитектурных форм – с символическим наполнением.

Д.Стеллецкий. Заря. 1910. Холст, темпера. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
Д.Стеллецкий. Заря. 1910. Холст, темпера. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа (1870-1960) особо любил французский дворцово-парковый ансамбль эпохи барокко и классицизма и сцены из придворной жизни Версаля. Данная композиция напоминает театральную сцену, где в правой кулисе у массивного вазона примостились персонажи в треуголках, а великолепным задником их беседы служат версальский парк и знаменитый фонтан Латоны.

А.Бенуа. Версаль. 1921. Бумага на картоне, гуашь. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.
А.Бенуа. Версаль. 1921. Бумага на картоне, гуашь. Собрание А.Я.Абрамяна. В частном собрании.

Наследница неоклассических традиций, племянница Александра Бенуа и дочь Евгения Лансере, Зинаида Серебрякова (1884-1967) в нижеприведенной работе отдает дань живописцам-романтикам Венецианову и Тропинину. При этом портрет написан с вермееровской теплотой и внимательностью: суровый взгляд модели подчеркнут скупой цветовой гаммой охристого, голубого и белого.

З.Серебрякова. Крестьянка (Портрет няни). Начало 1910-х. Холст, масло. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
З.Серебрякова. Крестьянка (Портрет няни). Начало 1910-х. Холст, масло. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург.

В 1911 году Серебрякова вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

З.Серебрякова. Прудик. 1910-е. Бумага, смешанная техника. Собрание А. Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
З.Серебрякова. Прудик. 1910-е. Бумага, смешанная техника. Собрание А. Ф. Чудновского. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

История Древней Руси представляла главный объект увлечения Николая Рериха (1874-1947) с детских лет. В поисках вдохновения в 1899 году он совершил путешествие по Варяжскому пути из Балтийского моря по рекам и озерам в Черное море. Николай Рерих также много путешествовал по старинным русским городам, где изучал древние памятники архитектуры.

Н.Рерих. Варяжский путь. 1907. Холст, пастель, темпера. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время  в собрании KGallery.
Н.Рерих. Варяжский путь. 1907. Холст, пастель, темпера. Собрание С. Н. Валка. В настоящее время в собрании KGallery.
Н.Рерих. Псково-Печерский монастырь. 1907. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
Н.Рерих. Псково-Печерский монастырь. 1907. Бумага, смешанная техника. Собрание А.Л.Мясникова. В настоящее время в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.

Участник выставок «Алой розы» и «Голубой розы» Сергей Судейкин (1882-1946) в представленной работе сочетает «импрессионизм и реализм в пейзаже». Пластику «Морской идиллии» определяют мотив неба и воды, декоративный символизм, сочетание пантеизма с реализмом. Судейкин оперирует широким, плотным и ярким мазком, превращая станковую картину в подобие театрального задника.

С.Судейкин. Морская идиллия. 1914. Холст, масло. Собрание И. Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery.
С.Судейкин. Морская идиллия. 1914. Холст, масло. Собрание И. Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery.

Акварель «Гарем» Судейкина также балансирует между жанрами театрализованной сцены и натюрморта: написанная на стене гарема распускающаяся роза отсылает к росписям подносов, а фигурки курильщиков кальяна и танцовщиц похожи на фарфоровые статуэтки с полотен Машкова, Сомова, Головина.

С.Судейкин. Гарем. 1909. Бумага, акварель. Собрание Н. Н. Тимофеева. В настоящее время  в собрании KGallery.
С.Судейкин. Гарем. 1909. Бумага, акварель. Собрание Н. Н. Тимофеева. В настоящее время в собрании KGallery.

Продолжение в следующем блоге — Охотники за искусством. Ч.2.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.