bogachkova1957

Categories:

Английский модерн в Москве

Английские культурные отражения не слишком заметны в Москве среди прочих европейских заимствований. И все же… они были традиционны для русской культуры XIX века и потому достаточно прочны. Аристократическое англоманство, английский клуб, английские садовники, инженеры и управляющие имений – все это привычные приметы русской жизни того времени. Общеизвестна весьма существенная роль Англии и в контексте общеевропейских поисков нового стиля в искусстве. В Англии было создано Движение искусств и ремесел во главе с У.Моррисом, который стал идеологом возрождения архитектурных и художественных традиций средневековья, апологетом новой «органической» архитектуры. 

Красный дом в графстве Кент. Арх. Ф.Уэбб. 1859.
Красный дом в графстве Кент. Арх. Ф.Уэбб. 1859.

Отголосками этого движения в Москве стало увлечение формами английской викторианской готики, предшествовавшее рождению стиля модерн. Английские влияния на модерн Москвы были гораздо менее распространены и сильны по сравнению с французскими, австрийскими или немецкими художественными воздействиями. Они оставили только единичные произведения, но весьма заметные в городской среде. В России английское влияние, затронув архитектурный язык произведений поздней московской эклектики (например, «викторианские» особняки Ф.Шехтеля 1890-х годов), в 1900-е годы растворилось в потоке заимствования насыщенных форм франко-бельгийского Ар Нуво, а затем в мощном воздействии мастеров венского модерна.

Особняк Ф.Шехтеля (Ермолаевский переулок, 28). Арх. Ф.Шехтель. 1896. Фото 2021.
Особняк Ф.Шехтеля (Ермолаевский переулок, 28). Арх. Ф.Шехтель. 1896. Фото 2021.

Лишь во второй половине 1900-х годов в русской архитектурной среде обозначился серьезный интерес к специфике английского модерна. Эти редкие примеры английских мотивов в московской архитектуре также связаны с именем Шехтеля, который вдохновлялся изысканной линеарной эстетикой шотландского архитектора Чарльза Ренни Макинтоша. Ч.Р.Макинтош был одним из ведущих представителей модерна в Великобритании.  Шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра.

Школа искусств в Глазго. Арх. Ч.Р.Макинтош. 1910.
Школа искусств в Глазго. Арх. Ч.Р.Макинтош. 1910.

Работы Макинтоша стали одним из источников для создателей нового здания Художественного театра в Камергерском переулке. Весь облик здания театра несет на себе черты подражания стиля Макинтоша. Это и особая, чисто английская расстекловка окон «в клеточку» у входа, и ряд светильников по фасаду театра (аналоги металлическим фигурным консолям на фасаде Школы искусств в Глазго). 

Здание МХТ. Арх. Ф.Шехтель. 1902. Фото 2021.
Здание МХТ. Арх. Ф.Шехтель. 1902. Фото 2021.

В интерьерах фойе театра воспроизведена стилистика мебельного дизайна того же Макинтоша. Встроенная мебель, осветительная арматура и отделка стен деревянными панелями, оформление чайного буфета напоминают и интерьер Шотландского зала на Восьмой выставке Сецессиона в Вене в 1900 году, и отделку загородного дома Виндихилл (1900-1901), и декор нескольких уличных кафе в Глазго (1897-1900-е), оформленных Макинтошем. 

Интерьер Шотландского зала на Восьмой выставке Сецессиона в Вене. Арх. Ч.Р.Макинтош. 1900.
Интерьер Шотландского зала на Восьмой выставке Сецессиона в Вене. Арх. Ч.Р.Макинтош. 1900.
МХТ им. Чехова. Фойе.
МХТ им. Чехова. Фойе.
Интерьер чайной комнаты в Глазго. Арх. Ч.Р.Макинтош.
Интерьер чайной комнаты в Глазго. Арх. Ч.Р.Макинтош.
МХТ им. Чехова. Буфет. Фотоальбом "Интерьер МХТ им. Чехова".
МХТ им. Чехова. Буфет. Фотоальбом "Интерьер МХТ им. Чехова".

Явные англицизмы в архитектуре театра явились результатом совпадения представления о современности у С.Т.Морозова – одного из директоров МХТ, финансировавшего и фактически руководившего строительством, и у Шехтеля. Английский модерн, самый ранний из европейских вариантов стиля и самый простой, изысканно немногословный, оказался, вероятно, очень близок их замыслу. Кроме того, работы Макинтоша Шехтель внимательно изучил в Глазго, когда возводил там павильоны России для Международной выставки. К английским образцам восходит и выполненный им в 1904 году проект выставки-витрины Императорского Строгановского училища на Рождественке.

Витрина магазина Строгановского училища на Рождественке. Арх. Ф.Шехтель. 1904. Фото 1907.
Витрина магазина Строгановского училища на Рождественке. Арх. Ф.Шехтель. 1904. Фото 1907.
Витрина магазина Строгановского училища на Рождественке. Фото 2021.
Витрина магазина Строгановского училища на Рождественке. Фото 2021.

Английский характер имели и многие детали сооружений архитектора В.Валькота. Особенно явно они представлены в Особняке М..Ф.Якунчиковой (1899-1900), имевшим характерно английский коричневый цвет стен, облицованных плиткой, традиционные трапециевидные в плане эркеры, внутренний холл, и другие элементы, близкие к английским образцам. Построенный особняк впоследствии стал объектом для подражания в отдельных проектах и постройках А.А.Галецкого, Г.А.Гельриха, А.А.Остроградского, распространив, таким образом, английские влияния в опосредованном виде. 

Особняк М.Ф.Якунчиковой (Пречистенский пер., 10). 1899-1900. Арх. В.Ф.Валькот. Фото 2021.
Особняк М.Ф.Якунчиковой (Пречистенский пер., 10). 1899-1900. Арх. В.Ф.Валькот. Фото 2021.

Но был в Москве и целостный образец настоящего английского модернамагазин фототоваров «Кодак» (1903) в новом доходном доме жены потомственного почетного гражданина А.С.Грачевой на углу Петровки и Столешникова переулка, построенного в 1901-1903 гг. по проекту инженера Э.М.Розена. Автор дизайна магазина известнейший мастер шотландского модерна Джордж Уолтон (1867-1933), который создавал интерьеры и витрины магазинов «Кодак» по всей Европе, и вот, наконец, и в Москве. Оформление каждого магазина несколько отличалось от других – художник старался внести в декор какие-либо национальные черты (вроде коронованного медведя в Москве). Однако все они были объединены общим фирменным стилем «Кодака», выработанным Уолтоном и несшим узнаваемые черты английского модерна.

Интерьер магазина Kodak в Глазго.  Оформление Дж. Уолтон. 1905. Фото: Science & Society Picture Library/SSPL/Getty Images.
Интерьер магазина Kodak в Глазго. Оформление Дж. Уолтон. 1905. Фото: Science & Society Picture Library/SSPL/Getty Images.
Интерьер магазина Kodak в Лондоне. Оформление Дж. Уолтон. 1900. Фото: Science & Society Picture Library/SSPL/Getty Images.
Интерьер магазина Kodak в Лондоне. Оформление Дж. Уолтон. 1900. Фото: Science & Society Picture Library/SSPL/Getty Images.
Дж. Уолтон. Проект витрины магазина «Кодак» на Петровке. 1903.
Дж. Уолтон. Проект витрины магазина «Кодак» на Петровке. 1903.

Композиция фасада магазина была решена симметрично: два широких оконных проема, в одном из которых устроена дверь, разделялись центральным простенком, который заполняла стильно нарисованная женская фигура в модном туалете и широкополой шляпе с фотоаппаратом в руках. Над ней была вывеска, написанная латинскими буквами «Kodak». По краям витрины были два зеркальных панно с изображениями купца в шапке и сапогах и медведя в императорской короне. Затейлив был рисунок витринных рам с мелкой расстекловкой. Весь магазин внутри был облицован светлым дубом.

В английских публикациях упоминаются две фотографии интерьера московского магазина, но найти их я не смогла. К большому сожалению, внутреннее оформление магазина полностью утрачено, хотя дубовый остов витрины дожил до 2000 года. 

Описанные постройки московского модерна практически исчерпывают примеры прямого влияния английской архитектуры. Оно способствовало только формированию архитектурно-художественных предпочтений Ф.Шехтеля. Разбеленная цветовая гамма крашеного дерева и чересчур рафинированная линеарная пластика англичан оказались чужды здоровой материальности москвичей, их традиционной привязанности к фактуре натуральных материалов, сочному, броскому декору, а потому почти не востребованному в архитектуре раннего московского модерна. Серьезный интерес к специфике английского модерна обозначился лишь во второй половине 1900-х годов, когда у него появились свои поклонники. Именно тогда, когда русская архитектурная мысль подошла к пониманию проблемы внутренней целесообразности архитектурных форм и конструкций, ценность английского опыта стала очевидной. Тогда и появились новые попытки его стилистического освоения.

Но число примеров такого освоения невелико, причем большинство из них располагается в Подмосковье. Дома семейного клана Морозовых в Глуховском парке (1907-1908), усадьба Н.Д.Морозова  в Льялово (1908-1912), возведенные по проектам архитектора А.В.Кузнецова, и дача Носенкова в Иванькове (1908-1909, архитекторы В.Симов, Л.А.Веснин) почти исчерпывают перечень ярких образцов этого направления.

Особняк Морозовых в Глухове. Арх. А.В.Кузнецов. 1907-1908. Фото 1908-1910.
Особняк Морозовых в Глухове. Арх. А.В.Кузнецов. 1907-1908. Фото 1908-1910.

Усадебные постройки Морозовых в Глухове по своим внешним характеристикам были близки английским коттеджам – объемно-пространственное построение продиктовано внутренней структурой, а облик почти лишен декора. Главную роль в композиции играли кровли – высокие вальмовые с характерным заломом. Характерной чертой стилистики можно назвать мелкую клеточную расстекловку оконных проемов и аналогичный рисунок дверных полотен. Следует обратить особое внимание на отдельные декоративные мотивы (панели с рельефным геометрическим орнаментом) архитектора А.В.Кузнецова, предвосхитившие мотивы зарождавшегося в то время стиля Ар Деко.

Сохранился одноэтажный дом промышленника А.И. Морозова. В советское время вплоть до начала 1980-х в доме  размещался детский сад Глуховского хлопчатобумажного комбината. Позже, некоторое время, там располагался Дом самодеятельного творчества. Когда же система отопления вышла из строя, здание было заброшено и стало быстро ветшать. Восстановление дома началось в 2016 г. В ходе реконструкции строго соблюдались принципы исторической аутентичности. Максимально сохранены и восстановлены архитектурные новации А.Кузнецова. Проделана огромная работа по восстановлению световых фонарей, системы вентиляции и печного отопления - уникальных памятников инженерного гения архитектора. На ослепительно белых оштукатуренных стенах выделяются окна с глубокими сандриками и карниз из темного, почти черного дерева. Центральная — входная часть дома выделена выразительной мансардой, изобретательно отделанной по фасаду таким же темным деревом и покрытой крышей с переломом.

Дом промышленника А.И. Морозова. Фото 2020. Фото legist1983.
Дом промышленника А.И. Морозова. Фото 2020. Фото legist1983.
Дом промышленника А.И. Морозова. Интерьер. Фото Вадима Разумова.
Дом промышленника А.И. Морозова. Интерьер. Фото Вадима Разумова.
Дом промышленника А.И. Морозова. Интерьер.
Дом промышленника А.И. Морозова. Интерьер.
Дом промышленника А.И. Морозова. Интерьер.
Дом промышленника А.И. Морозова. Интерьер.
Усадьба Н.Д.Морозова в Льялове. Арх. А.В.Кузнецов. 1908-1912. Фото 1911.
Усадьба Н.Д.Морозова в Льялове. Арх. А.В.Кузнецов. 1908-1912. Фото 1911.

Дом Н.Д.Морозова в Льялове был построен в стиле английского замка, и действительно, отдельными деталями он напоминал английские загородные дома архитектора Нормана Шоу. Сложный план здания был объединен центральным холлом, в основе лежала фахверковая конструкция. Здание сгорело в 1941 году.

Усадьба Н.Д.Морозова в Льялове. Голландская столовая. Фото 1911.
Усадьба Н.Д.Морозова в Льялове. Голландская столовая. Фото 1911.
Дача Носенкова в Иванькове. Арх. В.Симов, Л.А.Веснин. 1908-1909. Фото 1910.
Дача Носенкова в Иванькове. Арх. В.Симов, Л.А.Веснин. 1908-1909. Фото 1910.

Под фигурной черепичной крышей дачи Носенкова было объединено несколько выразительных объемов, дополнявших и как бы сменявших друг друга в ощутимом пластичном движении. Вертикальные выступы закругленных балконов-эркеров, горизонтально-вытянутое «лежачее» окно, скошенные углы крыши, выполненный из каменных глыб низ здания и деревянный верх, вся его асимметричная, но умело уравновешенная композиция впечатляла динамикой и конструктивностью форм, не нуждавшихся в каких-либо внешних декоративных украшениях. Современностью, изяществом и удобством отличались интерьеры. Даже мебель была выполнена по рисункам Леонида Веснина.

Дача Носенкова в Иванькове. Интерьер. Фото 1911.
Дача Носенкова в Иванькове. Интерьер. Фото 1911.

В настоящее время сохранившаяся с небольшими изменениями дача В. А. Носенкова стоит на государственной охране, но увидеть ее нелегко, поскольку располагается она на территории закрытого поселка.

Дача Носенкова в Иванькове. Фото В.Кривенцовой. 2010-е.
Дача Носенкова в Иванькове. Фото В.Кривенцовой. 2010-е.

Использованные источники: М.В.Нащокина. Московский модерн. 5-е изд. Санкт-Петербург: Коло, 2015; Д. В. Сарабьянов. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М.: «Искусство», 1989.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic