bogachkova1957

Categories:

Северный модерн. Дом общества «Детский труд и отдых» и Дом-музей В. Я. Брюсова

Продолжение блога Северный модерн в Москве. Детальное описание ряда сооружений в этой стилистике.

Дом общества «Детский труд и отдых» (Вадковский переулок, 5, стр. 1). На окраине тогдашней Москвы, неподалеку от Новослободской улицы, в 1907 г. по проекту архитектора А.У. Зеленко было построено здание для одного из интереснейших педагогических учреждений дореволюционной России в стиле протофункционального модерна, в котором размещалось удивительное учреждение — «Школа радости».

Дом общества «Детский труд и отдых». Арх. А.У. Зеленко. 1907. Фото 1911.
Дом общества «Детский труд и отдых». Арх. А.У. Зеленко. 1907. Фото 1911.

Характерный облик здания напоминает игрушечную крепость. Вращающийся купол (в нем была обсерватория), разные по форме окна, сказочный силуэт – все было приспособлено для детского восприятия. Стилистически постройка представляет вариант северного модерна, близкий к экспрессионизму. В ней отсутствует изобразительный декор, и «северный» характер достигается оригинальностью общей композиции, уподобленной миниатюрному средневековому замку с вырастающими из стен башенками, эркерами, высокими каминными трубами. Сходство с крепостью придает фактура оштукатуренных «под шубу» стен главного фасада, выразительно контрастирующая с деталями из темного дерева – эркером и граненым фонариком над входом. 

Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.

«План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, граненых объемов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчеркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проемы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития» - М. В. Нащокина

В 1903-1904 гг. А. Зеленко совершил кругосветное путешествие. В Америке он проникся идеей изучения методики воспитания и педагогики. В Москве он знакомится с молодым педагогом С.Т. Шацким. Вместе они создают общество «Сеттлемент» по образцу американских общин для воспитания подрастающего поколения. На деньги, собранные среди купечества, они выкупили участок земли в Сущевской части и выстроили дом, где устроили классы, кружки, библиотеку, театр и прекрасно оборудованную математиком и астрономом М.В. Васнецовым, сыном художника, народную детскую обсерваторию, в разные годы руководимую К.Л. Баевым, А.А. Михайловым, П.И. Поповым — известными впоследствии учеными. 

В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт: власти посчитали, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей». Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены за отсутствием состава преступления. Зеленко на несколько лет уехал в Америку, а Шацкий возобновил деятельность учреждения под названием общества «Детский труд и отдых». Оно пользовалось большой популярностью в Москве и представляло собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных. 

После 1917 г. в здании разместилась «Первая опытная станция по народному образованию». А в 1918 г. Шацкий создает здесь «Школу радости» (позже —школа № 204 им. Горького). Особое внимание придавалось эмоциональной окрашенности обучения. Здесь училась Лилиана Лунгина — переводчица «Малыша и Карлсона», жена и мать С. и П. Лунгиных. В 1936 г. в доме открылся районный дом пионеров. В конце 1990-х здание реконструировали для делового использования.

Фактура и форма стен сильно напоминала отделку домов великого Гауди. Фото 1914.
Фактура и форма стен сильно напоминала отделку домов великого Гауди. Фото 1914.

Облик особняка со временем сильно изменился и «удешевился»: фактура стен с набрызгом «под шубу» была заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева заменили на стеклопакеты. 

Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дворовый фасад. Фото 1911.
Дворовый фасад. Фото 1911.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018. Какие замечательные металлические ворота с рисунком в стиле модерн.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018. Какие замечательные металлические ворота с рисунком в стиле модерн.

Особняк И. Баева (Дом-музей В. Я. Брюсова, проспект Мира, 30). Особняк был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада.

Особняк И. Баева. Арх. В.И.Чагин. 1909. Фото 2018.
Особняк И. Баева. Арх. В.И.Чагин. 1909. Фото 2018.

Усадьба – дом и два флигеля во дворе принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев, потомственный почетный гражданин, член Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Позже, в 1909 году, он перешел по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу Баеву, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише. 

Архитектор решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной - "под готику" - крышей, над жилой частью надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном, необходимым для достаточного освещения помещения в условиях хмурых северных широт.

Боковой фасад особняка И. Баева. Фото до 2000 года. Сейчас сделать фото не представляется возможным – выросли деревья.
Боковой фасад особняка И. Баева. Фото до 2000 года. Сейчас сделать фото не представляется возможным – выросли деревья.
Особняк И. Баева. Фото 1962-1965 гг. до пожара.
Особняк И. Баева. Фото 1962-1965 гг. до пожара.
Особняк И. Баева. Фото 1986-87 гг. после пожара. Фанерой зашит второй этаж и утрачены пилоны ворот.
Особняк И. Баева. Фото 1986-87 гг. после пожара. Фанерой зашит второй этаж и утрачены пилоны ворот.

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Фото интерьеров с сайта Культура и искусство - Дом Брюсова Музей Серебряного Века.

Особняк И. Баева. Интерьер – арки в стиле модерн.
Особняк И. Баева. Интерьер – арки в стиле модерн.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия. 

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП (б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения, возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти. 

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова. 

В 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века. 

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас. 

Источники информации: М.В.Нащокина. Московский модерн. 5-е изд. Санкт-Петербург: Коло, 2015; Алексей Дедушкин - https://kelohouse.ru/dom250.html; Музей «Серебряного века» («Дом В.Я. Брюсова»).

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.