bogachkova1957

Categories:

Северный модерн. Дом общества «Детский труд и отдых» и Дом-музей В. Я. Брюсова

Продолжение блога Северный модерн в Москве. Детальное описание ряда сооружений в этой стилистике.

Дом общества «Детский труд и отдых» (Вадковский переулок, 5, стр. 1). На окраине тогдашней Москвы, неподалеку от Новослободской улицы, в 1907 г. по проекту архитектора А.У. Зеленко было построено здание для одного из интереснейших педагогических учреждений дореволюционной России в стиле протофункционального модерна, в котором размещалось удивительное учреждение — «Школа радости».

Дом общества «Детский труд и отдых». Арх. А.У. Зеленко. 1907. Фото 1911.
Дом общества «Детский труд и отдых». Арх. А.У. Зеленко. 1907. Фото 1911.

Характерный облик здания напоминает игрушечную крепость. Вращающийся купол (в нем была обсерватория), разные по форме окна, сказочный силуэт – все было приспособлено для детского восприятия. Стилистически постройка представляет вариант северного модерна, близкий к экспрессионизму. В ней отсутствует изобразительный декор, и «северный» характер достигается оригинальностью общей композиции, уподобленной миниатюрному средневековому замку с вырастающими из стен башенками, эркерами, высокими каминными трубами. Сходство с крепостью придает фактура оштукатуренных «под шубу» стен главного фасада, выразительно контрастирующая с деталями из темного дерева – эркером и граненым фонариком над входом. 

Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.

«План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, граненых объемов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчеркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проемы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития» - М. В. Нащокина

В 1903-1904 гг. А. Зеленко совершил кругосветное путешествие. В Америке он проникся идеей изучения методики воспитания и педагогики. В Москве он знакомится с молодым педагогом С.Т. Шацким. Вместе они создают общество «Сеттлемент» по образцу американских общин для воспитания подрастающего поколения. На деньги, собранные среди купечества, они выкупили участок земли в Сущевской части и выстроили дом, где устроили классы, кружки, библиотеку, театр и прекрасно оборудованную математиком и астрономом М.В. Васнецовым, сыном художника, народную детскую обсерваторию, в разные годы руководимую К.Л. Баевым, А.А. Михайловым, П.И. Поповым — известными впоследствии учеными. 

В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт: власти посчитали, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей». Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены за отсутствием состава преступления. Зеленко на несколько лет уехал в Америку, а Шацкий возобновил деятельность учреждения под названием общества «Детский труд и отдых». Оно пользовалось большой популярностью в Москве и представляло собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных. 

После 1917 г. в здании разместилась «Первая опытная станция по народному образованию». А в 1918 г. Шацкий создает здесь «Школу радости» (позже —школа № 204 им. Горького). Особое внимание придавалось эмоциональной окрашенности обучения. Здесь училась Лилиана Лунгина — переводчица «Малыша и Карлсона», жена и мать С. и П. Лунгиных. В 1936 г. в доме открылся районный дом пионеров. В конце 1990-х здание реконструировали для делового использования.

Фактура и форма стен сильно напоминала отделку домов великого Гауди. Фото 1914.
Фактура и форма стен сильно напоминала отделку домов великого Гауди. Фото 1914.

Облик особняка со временем сильно изменился и «удешевился»: фактура стен с набрызгом «под шубу» была заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева заменили на стеклопакеты. 

Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дворовый фасад. Фото 1911.
Дворовый фасад. Фото 1911.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018. Какие замечательные металлические ворота с рисунком в стиле модерн.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018. Какие замечательные металлические ворота с рисунком в стиле модерн.

Особняк И. Баева (Дом-музей В. Я. Брюсова, проспект Мира, 30). Особняк был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада.

Особняк И. Баева. Арх. В.И.Чагин. 1909. Фото 2018.
Особняк И. Баева. Арх. В.И.Чагин. 1909. Фото 2018.

Усадьба – дом и два флигеля во дворе принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев, потомственный почетный гражданин, член Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Позже, в 1909 году, он перешел по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу Баеву, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише. 

Архитектор решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной - "под готику" - крышей, над жилой частью надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном, необходимым для достаточного освещения помещения в условиях хмурых северных широт.

Боковой фасад особняка И. Баева. Фото до 2000 года. Сейчас сделать фото не представляется возможным – выросли деревья.
Боковой фасад особняка И. Баева. Фото до 2000 года. Сейчас сделать фото не представляется возможным – выросли деревья.
Особняк И. Баева. Фото 1962-1965 гг. до пожара.
Особняк И. Баева. Фото 1962-1965 гг. до пожара.
Особняк И. Баева. Фото 1986-87 гг. после пожара. Фанерой зашит второй этаж и утрачены пилоны ворот.
Особняк И. Баева. Фото 1986-87 гг. после пожара. Фанерой зашит второй этаж и утрачены пилоны ворот.

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Фото интерьеров с сайта Культура и искусство - Дом Брюсова Музей Серебряного Века.

Особняк И. Баева. Интерьер – арки в стиле модерн.
Особняк И. Баева. Интерьер – арки в стиле модерн.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия. 

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП (б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения, возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти. 

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова. 

В 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века. 

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас. 

Источники информации: М.В.Нащокина. Московский модерн. 5-е изд. Санкт-Петербург: Коло, 2015; Алексей Дедушкин - https://kelohouse.ru/dom250.html; Музей «Серебряного века» («Дом В.Я. Брюсова»).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic