bogachkova1957

Categories:

Северный модерн в Москве

Северный модерн — направление в русской архитектуре модерна, получившее развитие в основном в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в контексте стиля модерна в странах Балтийского региона -  это направление модерна рассматривают как один из этапов формирования скандинавского дизайна.

Пример Северного модерна: Санкт-Петербург. Доходный дом Захаровых. Арх. Захаров А.А. 1912-1913.Фото: http://nordwall.ru.
Пример Северного модерна: Санкт-Петербург. Доходный дом Захаровых. Арх. Захаров А.А. 1912-1913.Фото: http://nordwall.ru.

Одной из главных и характерных черт архитектуры северного модерна было возвращение к изначальной природе традиционных строительных материалов – открытой конструкции бревенчатого сруба и циклопической кладке из грубо отесанных камней. Скандинавская архитектура рубежа XIX – XX веков как бы заново открыла эстетику шершавой, облицованной гранитом поверхности, разнообразие и пластическое богатство естественных каменных фактур. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.

Современники отнюдь не однозначно оценивали немногословный, сдержанный северный модерн, находились и те, кто скептически называл его «чухонским модерном, украшенным какими-то головами леших», но время показало, что стиль этот интересен, гармоничен, рационален и, безусловно, заслуживает пристального внимания. 

Главным отличительным признаком русского северного модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. 

Первые признаки проникновения северного модерна в московскую архитектуру можно заметить в особняке С.П.Рябушинского, созданного архитектором Ф.Шехтелем. Эти мотивы просматриваются в живописной отделке старообрядческой молельной, относящейся к 1903-1904 годам – см. мой блог: Особняк С.П.Рябушинского

Черты северного модерна очевидны и в одной из самых запоминающихся художественных построек Москвы – Доходном доме П.Н.Перцова (Пречистенская набережная, 35) 1905-1907 года, исполненном архитектором Н.К.Жуковым по эскизам художника С.В.Малютина.

Доходный дом Перцова. Арх. Н.К.Жуков. 1905-1907. Фото 2021.
Доходный дом Перцова. Арх. Н.К.Жуков. 1905-1907. Фото 2021.
Доходный дом Перцова. Фото 2021.
Доходный дом Перцова. Фото 2021.

Существует всего несколько зданий в Москве, построенных строго или с натяжкой в стиле «северный модерн». Рассмотрим их подробнее, но только с точки зрения элементов соответствующей стилистики. Ни истории, ни элементы модерна, относящиеся к другой стилистике, рассматривать не будем. 

Ярославский вокзал Москвы. Попыткой выработать определенное клише, связанное с архитектурой севера, можно назвать постройку Ф.Шехтелем (1902-1904) Ярославского вокзала.

Ярославский вокзал. Арх. Ф.Шехтель. 1902-1904.
Ярославский вокзал. Арх. Ф.Шехтель. 1902-1904.

Главным средством передачи северного характера постройки является ее острый силуэт, композиция, навеянная обобщенной образностью крепостной и культовой архитектуры севера России, и ее холодное цветовое решение. Натуральный рельефный и майоликовый декор – необходимая часть стилистики северного модерна. Из книги «Мастера русского стиля»: «…от Ярославского вокзала отдает немножко Галеном и Норвегией… это одно из красивейших сооружений в Москве, и притом… вполне оригинальное и полное северного характера… Как кстати использованы в барельефах формы северной флоры и фауны…».

Ярославский вокзал. Элементы декора.
Ярославский вокзал. Элементы декора.
Ярославский вокзал. Майоликовый декор.
Ярославский вокзал. Майоликовый декор.

Доходный дом  архитектора Г.И Макаева (Подсосенный переулок, 18/5). На пересечении Казарменного и Подсосенского переулков стоит оригинальный доходный дом, построенный архитектором Георгием Макаевым в 1903-1904 годах в стиле «северного модерна».

Доходный дом  архитектора Г.И Макаева. Арх. Г.И Макаев. 1903-1904. Фото 2018.
Доходный дом архитектора Г.И Макаева. Арх. Г.И Макаев. 1903-1904. Фото 2018.

Фактурные, «шершавые» плоскости его фасадов насыщены разнообразными, не схожими друг с другом деталями – эркерами, балконами, аттиками.

Самая интересная часть дома — угловой эркер, украшенный вытянутыми цветами. На шершавой желтой поверхности фасада — лепные изображения растений с грубыми стволами вместо стеблей. То ли это маки, то ли чертополох, головки которых похожи на рожицы недовольных кошек. 

Одно оконное обрамление украшено ромашками, а на одном из аттиков еще несколько лет назад можно было увидеть полихромные керамические вставки с изображением красных маков на голубом фоне – излюбленные цветы модерна.  Эта часть декора, к сожалению, была утрачена.

Доходный дом  архитектора Г.И Макаева. Слева фото 1985-1987, справа – 2018. На аттике -  еще не утраченные полихромные керамические вставки голубого цвета. На верхнем этаже в окне аттика лестничной клетки  виден витраж.
Доходный дом архитектора Г.И Макаева. Слева фото 1985-1987, справа – 2018. На аттике - еще не утраченные полихромные керамические вставки голубого цвета. На верхнем этаже в окне аттика лестничной клетки виден витраж.

Дом общества «Детский труд и отдых» (Вадковский переулок, 5, стр. 1).  На окраине тогдашней Москвы, неподалеку от Новослободской улицы, в 1907 г. по проекту архитектора А.У. Зеленко было построено здание для одного из интереснейших педагогических учреждений дореволюционной России «Школы радости».

Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Дом общества «Детский труд и отдых». Фото 2018.
Фактура и форма стен сильно напоминала отделку домов великого Гауди. Фото 1914.
Фактура и форма стен сильно напоминала отделку домов великого Гауди. Фото 1914.

Характерный облик здания напоминает игрушечную крепость. Вращающийся купол (в нем была обсерватория), разные по форме окна, сказочный силуэт – все было приспособлено для детского восприятия. Стилистически постройка представляет вариант северного модерна, близкий к экспрессионизму. В ней отсутствует изобразительный декор, и «северный» характер достигается оригинальностью общей композиции, уподобленной миниатюрному средневековому замку с вырастающими из стен башенками, эркерами, высокими каминными трубами. Сходство с крепостью придавала фактура оштукатуренных «под шубу» стен главного фасада, выразительно контрастирующая с деталями из темного дерева – эркером и граненым фонариком над входом. Облик особняка сильно изменился и «удешевился»: фактура стен «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева заменили стеклопакеты. 

Доходный дом Лоськова (Мансуровский пер., 4, стр.1). В Мансуровском переулке обращает на себя внимание "замок" с высокой круглой остроконечной башней около входа. Особняк был построен по проекту архитектора А. У. Зеленко в 1906 году.

Доходный дом П.В. Лоськова. Арх. А. У. Зеленко. 1906. Фото 2018.
Доходный дом П.В. Лоськова. Арх. А. У. Зеленко. 1906. Фото 2018.

В 2012 – 2013 годах была проведена научная реставрация дома, в ходе которой зданию был возвращен первоначальный вид. По итогам работ вместо гладкой штукатурки нижнюю часть фасада здания снова украсил руст "дикий камень", традиционный для зданий в стиле северного модерна

Доходный дом П.В. Лоськова. Фото 2020.
Доходный дом П.В. Лоськова. Фото 2020.

По первоначальному силуэту воссозданы шатер башни-донжона с завершением и ветровыми накладками, аттики-кокошники на боковых фасадах, трехъярусное завершение трубы — дымник -"шатер". Здание снова обрело тот причудливый силуэт, который придал ему Зеленко. Хотя некоторые детали утрачены, то, что удалось  восстановить «с нуля», зримо свидетельствует об особенностях творческого почерка А.У. Зеленко, о его яркой индивидуальности и необычайном таланте, а также о своеобразии и неординарности северного модерна.

Бывший доходный дом Ломакиной (ул. Гиляровского, 20) построен по проекту архитектора В.С.Масленикова в 1909 г.

Бывший доходный дом Ломакиной. Арх. Масленников. 1909. Фото 2018.
Бывший доходный дом Ломакиной. Арх. Масленников. 1909. Фото 2018.

Композиционно фасад дома делится на четыре части. Ныне доминирует щипец с левой стороны фасада, который до 60-х годов лаконично поддерживала башенка с правой стороны дома, не сохранившаяся до нашего времени.  Мотивы северного модерна читаются как в правой, так и в левой частях здания: так, например, щипец снабжён длинным и узким окошком-бойницей, что достаточно характерно для стилистики северного модерна. 

Бывший доходный дом Ломакиной.
Бывший доходный дом Ломакиной.

Доходный дом наследников Циркунова (Чистый пер., 10). Здание знаменито своеобразным оформлением фасада, оно было построено в 1908-1909 годах также по проекту архитектора В.С. Масленникова. Фасад ассиметричен и многослоен, он делится на три части, каждая из частей фасада имеет свой стиль, свою архитектурную тему. 

Доходный дом наследников Циркунова. Арх. В.С. Масленников. 1908-1909. Фото 2018. Левая часть фасада в стиле северного модерна.
Доходный дом наследников Циркунова. Арх. В.С. Масленников. 1908-1909. Фото 2018. Левая часть фасада в стиле северного модерна.

Особняк И. Баева (Дом-музей В. Я. Брюсова, проспект Мира, 30)  был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом и характерной для того времени классической обработкой фасада. В 1909 году старый дом был перестроен архитектором В. И.Чагиным

Особняк И. Баева. Арх. В.И.Чагин. 1909. Фото 2018.
Особняк И. Баева. Арх. В.И.Чагин. 1909. Фото 2018.

Архитектор решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной - "под готику" - крышей, над жилой частью надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном, необходимым для достаточного освещения помещения в условиях хмурых северных широт.

Еще одно интересное здание, которое содержит черты северного модерна: Старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы (Токмаков пер., 17, стр.4).

Старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы. Арх. И.Бондаренко. 1907. Фото 1909 и 1990.
Старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы. Арх. И.Бондаренко. 1907. Фото 1909 и 1990.

Храм, выстроенный архитектором Ильей Бондаренко для старообрядческой поморской общины, сооружен в неорусском стиле, за основу взята архитектура новгородско-псковских церквей XVI века с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось в строгости и простоте архитектурных форм и интерьера. И хотя Бондаренко использовал основные принципы поморского зодчества, но в архитектуре храма много деталей, характерных именно для стиля модерн, в частности майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом. 

Храм на реставрации. Фото 2021.
Храм на реставрации. Фото 2021.

Бывшая дача посёлка Лианозово (Здание музея творчества К.Васильева, Череповецкая ул., 3б). Этот особняк промышленника Степана Лианозова построен в 1903 году. Здание является типичным примером дачной архитектуры начала XIX—XX веков в стилистике северного модерна

Бывшая дача посёлка Лианозово (Музей творчества К.Васильева). Фото 2006.
Бывшая дача посёлка Лианозово (Музей творчества К.Васильева). Фото 2006.

Свободная группировка объемов, выразительная артикуляция фасадов, сложный силуэт в духе северного модерна встречаются  еще в нескольких особняках в Москве. Среди них дом С.П.Патрикеева в Химках (Правобережная ул., 6а), для которого характерна многообъемность, гладь белых стен, использование майоликового декора.

Дом купца С. П. Патрикеева. Арх. Ф.О.Шехтель. 1907. Фото 2020.
Дом купца С. П. Патрикеева. Арх. Ф.О.Шехтель. 1907. Фото 2020.

Фасады здания были облицованы глазурованным кирпичом и светло-серой камневидной бетонной штукатуркой.

Дом купца С. П. Патрикеева. Вид со стороны главного входа. Фото 1909.
Дом купца С. П. Патрикеева. Вид со стороны главного входа. Фото 1909.

Доходный дом М.А.Симоновой (Малый Николопесковский пер., 1).  Возведенный по проекту петербургского военного инженера В.П. Апышкова в 1908-1910 годах, дом сродни постройкам в стиле "финского романтизма" в Хельсинки. 

Доходный дом М.А. Симоновой. Арх. В.П.Апышков. 1908-1910. Фото 2019.
Доходный дом М.А. Симоновой. Арх. В.П.Апышков. 1908-1910. Фото 2019.

Это постройка в стиле "северного модерна" и единственная дореволюционная постройка Апышкова в Москве. Керамические вставки на фасаде из синей абрамцевской плитки. Увы, дом полностью изуродован последним капремонтом.

Северным характером веет от собственного дома архитектора Э.К.Нирнзее (Трехпрудный пер., 5) с его забавной угловой башенкой-скворечником и шестиугольными окнами со скошенным верхом.

Доходный дом архитектора Э.К.Нирнзее. 1911. Фото 2021.
Доходный дом архитектора Э.К.Нирнзее. 1911. Фото 2021.

Доходный дом Т.Я.Шухаева (Большой Козихинский пер., 23) построен в 1911-1912 годах архитектором Н.П.Хорошкевичем с характерным, раскрепованным вертикалями щипцом над главным входом. Несмотря на радостную окраску – постройка типично петербуржская в среде города.

Доходный дом Т.Я.Шухаева.  Арх. Н.П.Хорошкевич. 1911-1912. Фото 2021.
Доходный дом Т.Я.Шухаева. Арх. Н.П.Хорошкевич. 1911-1912. Фото 2021.

Несколько особняком среди московских произведений северного модерна стоят здания московского архитектора В.Е.Дубовского (петербуржца по рождению), сумевшего вплотную подойти к синтезированию собственного стиля, в котором северные мотивы играли немаловажную роль. К числу его излюбленных приемов относится облицовка камнем нижних частей зданий, использование образных ассоциаций с поздним средневековьем, острый силуэт, широкое введение в фасадную плоскость разнообразных эркеров, а также антропоморфной и зооморфной скульптуры. Например, Доходный дом Мелетеных (Померанцев пер., 7), выстроенный в 1911 году.

Доходный дом Мелетеных. Арх. В.Е.Дубовской. 1911. Фото 2021.
Доходный дом Мелетеных. Арх. В.Е.Дубовской. 1911. Фото 2021.
Доходный дом Мелетиных. Фото 1912.
Доходный дом Мелетиных. Фото 1912.

Глядя на фото 1912 года, запечатлевшее дом Мелетиных, в воображении невольно всплывают образы рыцарских замков и средневековой готики. К огромному сожалению, от внешнего вида считавшегося когда-то одним из самых красивых зданий Москвы мало что осталось. Трехэтажный в плане дом в 1920-х годах был надстроен еще двумя этажами, значительно исказившими облик здания, скрывшими весь его колорит. Исчезли фигурные аттики, башенка с куполом.  Декор первых трех этажей, до линии первоначального карниза, в целом  сохранен, за исключением некоторых элементов, но находится далеко не в самом блестящем состоянии. 

Доходный дом Мелетиных. Облицованный натуральным камнем вход. Фото 2021.
Доходный дом Мелетиных. Облицованный натуральным камнем вход. Фото 2021.
Доходный дом Мелетиных. Майоликовый декор. Фото 2021.
Доходный дом Мелетиных. Майоликовый декор. Фото 2021.

Итог. Стремление сформировать в Москве свой жизнеспособный и стилистически цельный вариант северного модерна не увенчалось успехом. Да, ряд зданий, такие как Ярославский вокзал, Дом Перцова остались уникумами в среде города, хотя их эстетика, несомненно, оказала влияние на дальнейшее развитие неорусского стиля с его тяготением к майоликовому декору и лапидарности стилизуемых форм. В целом все же следует констатировать, что северная культурная ориентация осталась для Москвы начала ХХ века несколько экзотичной.

Источники информации: М.В.Нащокина. Московский модерн. 5-е изд. Санкт-Петербург: Коло, 2015; bryusov.lit-info.ru/ Валерий Брюсов: Музей «Серебряного века» («Дом В.Я.Брюсова»); um.mos.ru/Дом Брюсова-здание в стиле модерн/Узнай Москву; bg.ru/city; Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990; Альбом «Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х годов», 1977; http://www.peshegrad.ru; https://um.mos.ru/houses/8487; Книга "Московские Особняки", 1997; Независимая газета: «Старообрядческий модерн».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic