bogachkova1957

Categories:

Палаты на Берсеневке – жемчужина Замоскворечья. Часть 1

В центре Москвы, на берегу Москвы-реки, прямо напротив храма Христа Спасителя и рядом со знаменитым Домом на набережной расположен уникальный средневековый архитектурный ансамбль, памятники которого связаны со многими значимыми событиями в истории Москвы. Особенно живописны Палаты Аверкия Кириллова - один из наилучших сохранившихся боярских домов. Описаний этих палат приведено много, но не могу себе отказать в том, чтобы прикоснуться к данной жемчужине.

Архитектурный ансамбль XVI-XIX вв. на Берсеневке. Фото 2021.
Архитектурный ансамбль XVI-XIX вв. на Берсеневке. Фото 2021.

Постараюсь детально изложить материал по хронологическим периодам истории и архитектуры ансамбля на Берсеневке, и непосредственно Палат Думного дьяка Аверкия Кириллова.

Палаты Аверкия Кириллова. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Фото 2021.

В районе современной Берсеневской набережной после разрушительного пожара 1493 года сложилась Верхняя Садовая слобода, которую образовали царские сановники, обслуживающие новые царские сады. «Садовое» происхождение имеет и топоним «Берсеневский» - произошедший от слова «берсень» (старинное название крыжовника). Есть, правда, и другая версия происхождения топонима: речь идет о деятеле времен Ивана III, сановнике, дипломате Иване Никитиче Берсень-Беклемишеве, прозвище которому было дано за его непростой, «колючий» характер. Отсюда можно предположить, что общее название местности «Берсеневка», связано с тем, что здесь располагался Берсенев двор, принадлежавший И.Н. Берсень-Беклемишеву. Но документально это не подтверждено. По итогам реставрации Палат А.Кириллова в ХХ веке было выяснено, что существующее здание в подклете включает фрагменты белокаменной постройки XV-XVI вв. Был ли это дом И.Н. Берсень-Беклемишева – большой вопрос.

Подклет палат А.Кириллова. Фрагменты белокаменной кладки XV-XVI вв. Фото 2021.
Подклет палат А.Кириллова. Фрагменты белокаменной кладки XV-XVI вв. Фото 2021.

Как владелец интересующего нас двора на Берсеневке упоминается государев садовник Кирилл (в литературных, но не документальных свидетельствах), косвенные упоминания о «царском садовнике Кирилле» имеются на надгробной плите его дочери в самом конце XVI в. От Кирилла двор перешел сначала к его потомкам Филиппу и Степану (надгробные надписи фиксируют их смерти в 1639 и 1645 годах, соответственно), а затем внукам (сыновьям Степана), из которых известна биография героя нашего романа Аверкия Степановича Кириллова (1622-1682).

О личности Аверкия Степановича Кириллова известно, что он входил в один из привилегированных разрядов купеческого сословия – гостиную сотню, был «московским гостем», имел в Москве торговые лавки, ему принадлежали соляные варницы на Урале, имения в нескольких уездах. В служивой иерархии Московского государства занимал высокое положение – заведовал Государевыми садами, в 1660-х годах был таможенным головой в Архангельске, собирал пошлины с товаров, привозимых иностранными судами. В 1677 году Кириллов числится в чине думного дьяка в Боярской думе. Значение думных дьяков «было велико, так как по многим делам они были докладчиками и, кроме того, формировали решения Думы». О богатстве и престиже Аверкия Степановича Кириллова свидетельствует и сам факт строительства при нем каменных палат, и вклады его в храм Николы на Берсеневке. 

Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова. Реконструкция. Художник С.А.Кириллов. 1995.
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова. Реконструкция. Художник С.А.Кириллов. 1995.

20 апреля 1665 года дом А.С.Кириллова посетил в составе польской свиты голландец Н.Витсен. Вот его красноречивое описание: «Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла. Короче – у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т.д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом… Все его слуги были одеты в одинаковое платье… Он угощал нас очень любезно, беседовал о недавно появившейся комете… Он показал нам книгу предсказаний будущего, переведенную на русский язык, будто в ней истинные предсказания, и спросил мое мнение об этом...». По этим словам можно, безусловно, судить не только о достатке дома, но и об образованности хозяина, о европеизированном быте, который в последней четверти XVII века встречался далеко не во всех аристократических жилищах.

Но судьба, вознесшая думного дьяка Аверкия Кириллова столь высоко, все же оказалась к нему немилостива. Во время стрелецкого бунта 1682 года из-за противостояния Милославских и Нарышкиных в борьбе за престол 60-летний Кириллов был обвинен в мздоимстве и «неправде», и 16 мая убит в Кремле – брошен на стрелецкие копья. И уже мертвого его выволокли на Красную площадь. Похоронили дьяка рядом с домом, на погосте церкви Николы Чудотворца на Берсеневке, где семью месяцами ранее упокоилась его жена Ефтимия Леонтьевна. 

С именем Аверкия Кириллова связана самая крупная перестройка Палат и храма Николая Чудотворца. Как уже упоминалось, дошедшее до наших времен здание Палат было поставлено на месте более ранней постройки и включало ее фундаменты. В истории строительства здания Палат можно выделить несколько взаимосвязанных основных периодов: при Аверкии Кириллове 1656 -1657 гг. – возведение основного объема здания; при его наследниках 1690-е гг. – возведение боковых пристроек; в 1703-1711 гг. – строительство центрального ризалита с барочным декором; в 1890-х годах. Обращаю внимание на то, что палаты хорошо сохранились и практически не перестраивались, в том числе и внутри – что большая редкость.

План подклета. Приложение к Проекту предмета охраны памятника архитектуры Усадьба Аверкия Кириллова. Палаты. 2009 год. Строительные периоды.
План подклета. Приложение к Проекту предмета охраны памятника архитектуры Усадьба Аверкия Кириллова. Палаты. 2009 год. Строительные периоды.

А.Кириллов в 1656-1657 гг. перестроил более старое здание, которое представляло собой прямоугольный объем, вытянутый вдоль Москва-реки, а внутри имело традиционную планировку: центральное помещение (сени) и примыкающие к нему с двух сторон палаты со сводами. Эта планировка повторялась на всех этажах здания. Этажи соединялись лестницами, сохранилась старинная внутристенная лестница, соединяющая подклет и первый этаж в северо-западной части здания. Верх Палат был традиционно деревянным с гульбишем.

Подклет Палат. Докирилловская постройка. Фото 2021.
Подклет Палат. Докирилловская постройка. Фото 2021.
Внутристенная лестница, соединяющая подклет и первый этаж. Фото 2021.
Внутристенная лестница, соединяющая подклет и первый этаж. Фото 2021.

При А.Кириллове была перестроена юго-восточная часть здания – ее стены вынесли за пределы старого периметра на 1 м. 

Увеличенная юго-восточная часть здания. Первый этаж. Желтым цветом выделена кирпичная кладка периода строительства при А.Кириллове. Приложение к Проекту предмета охраны памятника архитектуры Усадьба Аверкия Кириллова. Палаты. 2009 год.
Увеличенная юго-восточная часть здания. Первый этаж. Желтым цветом выделена кирпичная кладка периода строительства при А.Кириллове. Приложение к Проекту предмета охраны памятника архитектуры Усадьба Аверкия Кириллова. Палаты. 2009 год.
Юго-восточная часть палат с улицы (на первом этаже – Крестовая палата).  Фото 2021.
Юго-восточная часть палат с улицы (на первом этаже – Крестовая палата). Фото 2021.

В увеличенной юго-восточной части здания на первом этаже была устроена Крестовая палата: на своде ее располагается белокаменная архитектурно-декоративная деталь, по форме напоминающая круглую печать, внутреннее поле которой по кругу заполнено надписью «Написан сей святой животворящий крест в лето 7165 года (1657) того же лета и палата сия посправлена», сделанной вязью, а в центре находится изображение Животворящего креста. 

Палаты Аверкия Кириллова. Крестовая палата. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Крестовая палата. Фото 2021.
Животворящий крест на своде Крестовой палаты с надписью «Написан сей святой животворящий крест в  лето 7165 года (1657) того же лета и палата сия посправлена».
Животворящий крест на своде Крестовой палаты с надписью «Написан сей святой животворящий крест в лето 7165 года (1657) того же лета и палата сия посправлена».
Крестовая палата перекрыта сомкнутым сводом, в замке которого и размещается интересующий нас крест. Собственно изображение креста помещено во внутреннем поле резного киота в форме кольца внешним диаметром 1.05 м. Внутри он сменяется кольцом меньшею диаметра, оформленного в виде фриза с выступами-дентикулами (внешний диаметр малого кольца 0.75 м); внутри малого кольца помещена замкнутая в кольцо же надпись («летопись»), выполненная в технике оброна с высотой букв 70 мм. Внутренняя окружность надписи подчёркнута ещё одной круглой обрамляющей рамкой, которая визуально замыкает в себя внутреннюю плоскость киота-медальона. На этой плоскости внутреннего поля киота диаметром 0.47 м в обронной же технике вырезан семиконечный Голгофский крест на ступенчатой Голгофе, из которой «произрастают» копье и трость с губой, причём идея «процветшего Древа Жизни» подчёркнута в данном случае прорастанием трости двумя листочками, а также криновидным контуром завершения копья и трости. В основании Голгофы изображение, которое явно тяготеет к характерному символическому образу дракона; над ним видна горизонтально положенная литера «о», а слева то ли буква «г», то ли фрагмент какого-то несохранившегося знака. Уникальным остаётся характер расположения креста в замковом камне свода жилых палат. Сам крест в буквальном смысле «осеняет» собою палату и ориентирован оглавием на восток.

Следующий период в истории строительства Палат связан с 1690-ми годами. После гибели А.С.Кириллова в 1682 году Палаты перешли к его сыну Якову Кириллову, который в 1693 году принял постриг в Донском монастыре, где и умер 3 сентября того же года. Палаты наследовала его вдова Ирина Симоновна

В 1690-е годы к Палатам было пристроено Красное крыльцо (с востока), со сводами внутри, богато декорированное, на столбах-дыньках, украшенное изразцами, с открытой галерей (сейчас застеклена). Церковь и Палаты были соединены каменным переходом на столбах (не сохранился) и составляли единый архитектурный ансамбль. Существует предположение, что также изначально существовало крыльцо с наружной лестницей, ведущей в сени первого этажа палат, что было в принципе характерно для московского палатного строения. 

Палаты Аверкия Кириллова. Реконструкция.
Палаты Аверкия Кириллова. Реконструкция.
Палаты Аверкия Кириллова. Восточная галерея. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Восточная галерея. Фото 2021.
Галерея была украшена изразцами, часть которых сохранилась до сих пор. Фото 2021.
Галерея была украшена изразцами, часть которых сохранилась до сих пор. Фото 2021.
Место, где располагалось Красное крыльцо. Вид с востока. Фото 2021.
Место, где располагалось Красное крыльцо. Вид с востока. Фото 2021.

Эти изменения сделали ансамбль еще более гармоничным, т.к. Никольский храм имел с севера нарядную паперть с крыльцом с аркой на мощных столбах-дыньках с белокаменным узором.

С запада симметрично Красному крыльцу была сделана пристройка, протяженностью во всю западную стену. Таким образом здание приобрело почти симметричный план.

Палаты Аверкия Кириллова. Западная пристройка 1690-х годов. Фото 2021. – На плане подклета пристройка 1690-х годов обозначена тёмно-розовым цветом.
Палаты Аверкия Кириллова. Западная пристройка 1690-х годов. Фото 2021. – На плане подклета пристройка 1690-х годов обозначена тёмно-розовым цветом.
Палаты Аверкия Кириллова. Западная пристройка 1690-х годов. Подклет изнутри. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Западная пристройка 1690-х годов. Подклет изнутри. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Стена и окно палат постройки 1656-1657 гг. (тогда это был уличный фасад) в подклете западной пристройки 1690-х годов.
Палаты Аверкия Кириллова. Стена и окно палат постройки 1656-1657 гг. (тогда это был уличный фасад) в подклете западной пристройки 1690-х годов.

Помимо этих новшеств в облике Палат, изменился и весь ансамбль построек на Берсеневской набережной. Ирина Симоновна Кириллова в 1694 году строит по линии набережной Колокольню с проездной аркой и примыкающими к ней каменными постройками. Как это было, можно видеть на картине Ф.Я.Алексеева. 

Ф.Я.Алексеев. Вид Московского Кремля и Каменного моста. 1815. Холст, масло. – Справа с краю – Колокольня на линии набережной.
Ф.Я.Алексеев. Вид Московского Кремля и Каменного моста. 1815. Холст, масло. – Справа с краю – Колокольня на линии набережной.

Следующий период в формировании архитектурного облика палат связан с началом XVII века. В это время вдова Якова Кириллова Ирина Симоновна вторично вышла замуж за известного деятеля петровского времени дьяка Курбатова. Курбатов имел все основания и возможности, получив во владение богатые каменные Палаты, «нарядить» их в модную одежку. А.Ф.Курбатов (1663-1721) из холопов графа Б.П.Шереметева стал большим человеком и вошел в круг ближайших служивых людей Петра I. В 1706 году царь назначил Курбатова инспектором Московской ратуши, сосредоточив в его руках все строительное дело. Он мог привлечь к строительству своего дома любого из крупных архитекторов. И хотя прямые документальные указания на автора строителя Палат отсутствуют, им мог быть любой находящийся в арсенале Курбатова архитектор: и М.И.Чоглоков (строил здание Арсенала в Кремле), и И.П.Зарудный, и Д.Трезини, и Д.Фонтана. А то, что пристроенный к Палатам нарядный центральный северный ризалит в формах европейского барокко принадлежит руке большого мастера, сомнений быть не может. Впрочем, историки до сих пор спорят – а был ли вообще А.Ф.Курбатов мужем вдовы Кирилловой? Много вопросов, но это нисколько не умаляет ценность построенного ризалита.

Палаты Аверкия Кириллова. Центральный ризалит. 1703-1711. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Центральный ризалит. 1703-1711. Фото 2021.

В Москве сохранилось совсем немного памятников петровского времени в стиле европейского барокко. Пристройка завершается «теремком» с деревянным коробковым сводом. Парадный фасад богато декорирован белокаменными украшениями. Основной объем имеет трехчастное членение: белокаменный цоколь; белокаменный фриз с украшениями – триглифами под окнами второго этажа; украшающий верхнюю часть основного прямоугольного объема белокаменный антаблемент, карниз  которого декорирован рядом небольших прямоугольных выступов – мутул. Углы ризалита оформлены крупным белокаменным рустом.

Палаты Аверкия Кириллова. Крыльцо с арочным входом. Фото 2021.
Палаты Аверкия Кириллова. Крыльцо с арочным входом. Фото 2021.

Крыльцо с арочным проемом входа имеет белокаменный архивольт арки с картушем в центре, опирающийся на кирпичные богато декорированные кронштейны. 

Кронштейн крыльца.
Кронштейн крыльца.

Вертикаль на уровне второго этажа подчеркивает балконная дверь (балкон утрачен) в чуть заглубленном пролете стены, ограниченном двумя белокаменными пилястрами с капителями, напоминающими ионический ордер. 

Второй ярус центрального ризалита.
Второй ярус центрального ризалита.

И, наконец, теремок ризалита – пилястры, между ними два полуциркулярных окна (напоминающие венецианские окна) в сложном белокаменном обрамлении с тонко вырезанными мотивами волют и растительными гирляндами. Над сдвоенным окном теремка расположено круглое окно, по типу люкарны, перехваченное замковым камнем вверху в форме листьев. Вся плоскость стены вокруг этого круглого окна заполнена великолепной резьбой: стебли, листья, цветы, гроздья. 

Теремок центрального ризалита.
Теремок центрального ризалита.

Все окна второго яруса ризалита имеют одинаковый декор: белокаменная обрамление-рамка с навершием в виде лучковых сандриков, опирающихся на изящные резные кронштейны. В тимпанах оконных наверший – веер или мотив ракушки. 

Боковой фасад центрального ризалита и декор окна второго яруса.
Боковой фасад центрального ризалита и декор окна второго яруса.

Внутри северного ризалита на второй этаж ведет двухпролетная белокаменная лестница. 

А во втором ярусе центрального ризалита весь объем занимает светлый сводчатый зал, главным украшением которого в настоящее время является люстра советского образца со звездами и стягами.

Зал второго яруса центрального ризалита. Фото 2021.
Зал второго яруса центрального ризалита. Фото 2021.

Продолжение во второй части.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic