bogachkova1957

Category:

Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры

Альбрехт Дюрер – нюрнбержец, среди живописцев всех времен, без сомненья, - князь. 

Выставка графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одной из самых известных художественных галерей Европы в Историческом музее Москвы.

Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности. Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, в том числе самые известные — гравюры "Меланхолия I", "Адам и Ева", "Блудный сын", "Аполлон и Диана". 

Неизвестный мастер. Портрет Альбрехта Дюрера (по медали Ханса Шварца 1520 г.). Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом.
Неизвестный мастер. Портрет Альбрехта Дюрера (по медали Ханса Шварца 1520 г.). Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом.

Альбрехт Дюрер (1471- 1528) — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры (на дереве) и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него не только средством тиражирования произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты. Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле. До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, но некоторые гравюры он резал сам. 

В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетался позднеготический художественный язык и стилистика итальянского Возрождения. 

Альбрехт Дюрер. Явление Богоматери святому Иоанну Богослову. Титульный лист серии «Апокалипсис». - Видение семи светильников. Лист 2 серии «Апокалипсис».
Альбрехт Дюрер. Явление Богоматери святому Иоанну Богослову. Титульный лист серии «Апокалипсис». - Видение семи светильников. Лист 2 серии «Апокалипсис».

Видение семи светильников: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый». 

Серия «Апокалипсис», состоящая из 15 гравюр и титульного листа, иллюстрирует последнюю книгу Нового Завета – Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Данный цикл отличает точность и скрупулезность в передаче библейского слова с одной стороны, а с другой стороны – неисчерпаемая фантазия мастера. Разработка композиции и подготовка гравировальных досок заняли около двух лет. Представленные на выставке листы из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии относятся ко второму изданию серии в в1511 году. Специально привожу тексты из Апокалипсиса, чтобы показать с какой точностью автор иллюстрировал приведенные сцены.

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. Лист 4  серии «Апокалипсис». - Четыре ангела, держащие четыре ветра земли. Лист 6 серии «Апокалипсис».
Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. Лист 4 серии «Апокалипсис». - Четыре ангела, держащие четыре ветра земли. Лист 6 серии «Апокалипсис».

Четыре всадника Апокалипсиса: «… Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить … И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч … Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей … И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

Четыре ангела, держащие четыре ветра земли: «… видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево…».

Альбрехт Дюрер. Святой Иоанн Богослов съедает книгу жизни. Лист 10 серии «Апокалипсис». - Жена, облаченная в солнце. Лист 11 серии «Апокалипсис».
Альбрехт Дюрер. Святой Иоанн Богослов съедает книгу жизни. Лист 10 серии «Апокалипсис». - Жена, облаченная в солнце. Лист 11 серии «Апокалипсис».

Святой Иоанн Богослов съедает книгу жизни: «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих».

Жена, облаченная в солнце: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца».

Альбрехт Дюрер. Семиголовый дракон и рогатый зверь. Лист 13 серии «Апокалипсис». - Вавилонская блудница. Лист 14 серии «Апокалипсис».
Альбрехт Дюрер. Семиголовый дракон и рогатый зверь. Лист 13 серии «Апокалипсис». - Вавилонская блудница. Лист 14 серии «Апокалипсис».

Семиголовый дракон и рогатый зверь: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;  и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми».

Вавилонская блудница: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.  И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры. 

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504.

В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Объединяет эти произведения, не связанные между собой единым сюжетом, близкие размеры, виртуозное исполнение и то, что до настоящего времени они представляют загадку для искусствоведов, предлагающих для них самые различные толкования. В своём диалоге «О правильном произношении в греческом и латинском языках» Эразм Роттердамский напоминает, что Дюрера часто сравнивают с Апеллесом, но у последнего были краски: «Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью». Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в гравюрах с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям. 

Сюжеты мастерских гравюр принято связывать с воплощение трех образов добродетельной жизни: деятельного (Рыцарь, смерть и дьявол), созерцательного, посвященного интеллектуальному труду (Святой Иероним в келье), и творческого (Меланхолия). Символическое содержание каждой из этих работ столь сложно и многозначно, что по сей день составляет предмет размышлений и дискуссий.

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол. 1513.
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол. 1513.

Неуклонно проезжая через темное ущелье, рыцарь Дюрера проезжает мимо Смерти на бледном коне, которая протягивает песочные часы. Она напоминает рыцарю – жизнь кратка. За ним следует дьявол. Но, как олицетворение нравственной добродетели, всадник, созданный по образцу героических конных портретов, не отвлекается и верен своей миссии. 

Альбрехт Дюрер. Меланхолия. 1514.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. 1514.

При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий. На стене - таблица с числами, заключенными в магический квадрат, где их сумма на каждой горизонтальной, и вертикальной линиях, а так же по диагоналям равна числу тридцать четыре. До сих пор среди искусствоведов ведутся споры на тему: сам ли Дюрер составил этот квадрат, или же взял за основу квадрат Корнелия Агриппы, видоизменив порядок чисел. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника. 

Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. 1514.
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. 1514.

Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Святой Иероним на гравюре напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. На столе только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. «Святой Иероним в келье» воплощает образ ясной человеческой мысли. На переднем плане мирно спят маленькая собачка и грозный лев (обязательная часть легенды о Иерониме).

Серия «Малые страсти», к работе над которой Дюрер приступил после второй поездки в Италию (1505–1507), состоит из 36 гравюр на дереве и титульного листа. Это наиболее подробное изложение рассказа о мученической и искупительной смерти Христа, и начинается он со сцены «Грехопадения».  

Альбрехт Дюрер. Грехопадение. – Изгнание из рая. Лист 1 и 2 из серии «Малые страсти». Около 1510.
Альбрехт Дюрер. Грехопадение. – Изгнание из рая. Лист 1 и 2 из серии «Малые страсти». Около 1510.
Альбрехт Дюрер. Рождество Христово (Поклонение пастухов). – Взятие Христа под стражу.  Лист 4 и 11 из серии «Малые страсти». Около 1509.
Альбрехт Дюрер. Рождество Христово (Поклонение пастухов). – Взятие Христа под стражу. Лист 4 и 11 из серии «Малые страсти». Около 1509.
Альбрехт Дюрер. Явление Христа Марии Магдалине.  – Вознесение. Лист 31 и 34 из серии «Малые страсти». Около 1510.
Альбрехт Дюрер. Явление Христа Марии Магдалине. – Вознесение. Лист 31 и 34 из серии «Малые страсти». Около 1510.

«Гравированные страсти» - третья серия Дюрера, посвященная искупительной жертве Христа – состоит из титульного листа и 15 гравюр. Она выполнена в технике резцовой гравюры на меди, позволяющей создавать очень детальные изображения. По тонкости работы, богатству нюансов, тонкости передачи эмоций персонажей художник считал ее вершиной своего мастерства.

Альбрехт Дюрер. Христос, стоящий у колонны. Титульный лист. 1509. - Взятие Христа под стражу. 1508. Лист 2 из серии «Гравированные страсти».
Альбрехт Дюрер. Христос, стоящий у колонны. Титульный лист. 1509. - Взятие Христа под стражу. 1508. Лист 2 из серии «Гравированные страсти».
Альбрехт Дюрер. Пилат умывает руки. 1512. - Распятие. 1511. Лист 8 и 10 из серии «Гравированные страсти».
Альбрехт Дюрер. Пилат умывает руки. 1512. - Распятие. 1511. Лист 8 и 10 из серии «Гравированные страсти».

Нравственно-богословские искания Дюрера-католика нашли отражение в одиночных листах, в основу которых легли библейские и апокрифические сюжеты. Ориентируясь на религиозные тексты, но стремясь при этом сделать свои работы понятными для современников, Дюрер переносил действие в привычную для них обстановку, поэтому фоном для библейских историй часто служили виды южнонемецких городов начала 16 века, рядом с атрибутами веры появлялись предметы из повседневного обихода, а костюмы изображаемых героев ничем не отличались от одежды обычных людей.

Альбрехт Дюрер. Блудный сын. Около 1496. - Святой Иероним в пустыне. Около 1496.
Альбрехт Дюрер. Блудный сын. Около 1496. - Святой Иероним в пустыне. Около 1496.
Альбрехт Дюрер. Святое семейство со стрекозой. Около 1495. -  Мария с грушей. 1511.
Альбрехт Дюрер. Святое семейство со стрекозой. Около 1495. - Мария с грушей. 1511.
Альбрехт Дюрер. Мария у дерева. 1513. - Мария у стены. 1514.
Альбрехт Дюрер. Мария у дерева. 1513. - Мария у стены. 1514.
Альбрехт Дюрер. Богоматерь, коронуемая двумя ангелами. 1518. -  Богоматерь, коронуемая одним ангелом. 1520.
Альбрехт Дюрер. Богоматерь, коронуемая двумя ангелами. 1518. - Богоматерь, коронуемая одним ангелом. 1520.
Альбрехт Дюрер. Мария с младенцем на полумесяце. 1514. - Святой Евстафий. Около 1501.
Альбрехт Дюрер. Мария с младенцем на полумесяце. 1514. - Святой Евстафий. Около 1501.
Альбрехт Дюрер. Конный Святой Георгий. 1508. - Пеший Святой Георгий. Около 1502-1503.
Альбрехт Дюрер. Конный Святой Георгий. 1508. - Пеший Святой Георгий. Около 1502-1503.
Альбрехт Дюрер. Святой Христофор. 1521. - Святой Антоний у стен города. 1519.
Альбрехт Дюрер. Святой Христофор. 1521. - Святой Антоний у стен города. 1519.

Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и хотел служить Иисусу. Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Репрев начал перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Репрев испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа». 

Альбрехт Дюрер. Святой Антоний у стен города. 1519.
Альбрехт Дюрер. Святой Антоний у стен города. 1519.

Следующие гравюры посвящены любовным и семейным парам. В «Мужской бане» Дюрер изобразил самого себя с друзьями. «Свинья-чудовище из Ландсера» - отклик мастера на необычное событие из повседневной жизни.

Альбрехт Дюрер. Неравная пара (Любовное предложение). Около 1495. - Повар и его жена. Около 1496.
Альбрехт Дюрер. Неравная пара (Любовное предложение). Около 1495. - Повар и его жена. Около 1496.
Альбрехт Дюрер. Три беседующих крестьянина. Около 1497. - Крестьянин и его жена на рынке. 1519.
Альбрехт Дюрер. Три беседующих крестьянина. Около 1497. - Крестьянин и его жена на рынке. 1519.
Альбрехт Дюрер. Свинья-чудовище из Ландсера. 1496.
Альбрехт Дюрер. Свинья-чудовище из Ландсера. 1496.
Альбрехт Дюрер. Мужская баня. Около 1496.
Альбрехт Дюрер. Мужская баня. Около 1496.

Два великолепных портрета современников Дюрера – кардинала Альбрехта Бранденбургского и европейского философа того времени Филиппа Меланхтона.

Альбрехт Дюрер. Кардинал Альбрехт Бранденбургский. 1519. - Портрет Филиппа Меланхтона. 1526.
Альбрехт Дюрер. Кардинал Альбрехт Бранденбургский. 1519. - Портрет Филиппа Меланхтона. 1526.

Среди многочисленных эстампов, созданных Дюрером, особенное внимание привлекают изображения на мифологические и аллегорические сюжеты. Интерес художника к образам античной мифологии был во многом обусловлен его увлечением итальянским искусством эпохи Возрождения.

Альбрехт Дюрер. Немезида. Около 1501-1502. -  Четыре ведьмы (Четыре обнаженные женщины). 1497.
Альбрехт Дюрер. Немезида. Около 1501-1502. - Четыре ведьмы (Четыре обнаженные женщины). 1497.
Альбрехт Дюрер. Искушение лентяя (Сон ученого). Около 1498.
Альбрехт Дюрер. Искушение лентяя (Сон ученого). Около 1498.

Художественная галерея Тозио Мартиненго, известная как Пинакотека, расположена в здании Палаццо Мартиненго да Барко на площади Пьяцца Моретто в Брешии. Галерея была создана в 1908-м году путем объединения двух более ранних коллекций, наследия графа Паоло Тозио и графа Франческо Леопардо Мартиненго. К этим собраниям позднее были добавлены другие приобретения – купленные галереей или завещанные ей, а также произведения искусства из секуляризованных церквей и снесенных старинных зданий. 

Коллекцию графического искусства еще в 18-м веке начал собирать кардинал Анджело Мария Кверини. Самая важная ее часть состоит из примерно трех тысяч работ, которые иллюстрируют развитие печатного производства через различные техники гравировки, травления, ксилографии и литографии – с 15-го века вплоть до наших дней. Здесь же представлено почти полное собрание работ Альбрехта Дюрера

Использованные источники: https://kulturologia.ru/blogs/160920/47562;  https://shm.ru/shows/27773.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic