bogachkova1957

Categories:

Киоты. Русский модерн

Есть в «Центре искусств. Москва» особый выставочный зал с иконами конца XIX - начала XX вв. Но нас интерес будет направлен на изделия из дерева в этом зале, а именно: на мебель и киоты икон, выполненные в стиле русского модерна

Стиль русский модерн (неорусский стиль) в деревянных изделиях зародился в художественных центрах Абрамцево, Талашкино, Сергиев-Посад и других кустарных мастерских. Такой мебели сохранилось немного, большинство предметов были выполнены в единственном экземпляре, и увидеть их можно разве что в музее или личных коллекциях. К созданию деревянных интерьеров в стиле модерн приложили руку практически все крупные художники того времени. На выставке «Современное искусство» в 1902 году, в которой участвовали А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, К. Коровин, Е. Лансере и многие другие было представлено множество проектов интерьеров. Главной идеей инициаторов выставки было создание гармоничного интерьера, все элементы которого были бы связаны друг с другом. Мастера неорусского стиля вдохновлялись национальной идеей, идеей народности и опирались в своем творчестве на традиции русского искусства — архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, лубка. Но не стоит путать неорусское направление в модерне с деревенским стилем, это не «русское кантри». Сюжеты и образы своих произведений художники и архитекторы искали в русском фольклоре, в сказках, былинах, песнях, но изменяли их, пересматривали и стилизовали, превращая эти образы в орнаменты модерна. 

Святая Троица. Начало 18 века. Оружейная палата, Москва.
Святая Троица. Начало 18 века. Оружейная палата, Москва.

Когда создавался «Центр искусств. Москва», интерьер зала икон было решено оформить в стилистики русского модерна. Спроектировать пространство помогал французский дизайнер и архитектор, внук Галы (жены Сальвадора Дали), Жульен Боаретто. А создал киоты для представленных в музее икон Арт-Центр «Алексеевское Подворье», специализирующийся на изготовлении мебели и декора в стиле русского модерна.

Шкаф а ля Абрамцевские мастерские.
Шкаф а ля Абрамцевские мастерские.

Есть в этом зале несколько предметов мебели, но вот их атрибуцию мне узнать не удалось – то ли это аутентичные вещи конца 19 - начала 20 века, то ли также создание Арт-Центр «Алексеевское Подворье». Может быть кто-нибудь мне поможет.

Господь Вседержитель. Первая четверть 18 века. Оружейная палата, Москва. – Оклад:  вторая треть 18 века.
Господь Вседержитель. Первая четверть 18 века. Оружейная палата, Москва. – Оклад: вторая треть 18 века.

Киот — это декоративное обрамление православной иконы, массивная деревянная рама или плоский шкафчик, в котором находится образ. Киоты традиционно украшают с большим изяществом и фантазией, создавая вокруг иконы великолепно отделанный декор. Массивные резные рамы с христианскими символами и надписями служат как бы продолжением иконы, дополнением к её идейному содержанию и художественному образу. 

Разнообразие и богатство отделки киотов в зале икон впечатляет. Резьба по дереву, вставка металлов, самоцветных камней, тканей; покраска, тонировка, матовая полировка, канфарение — и вот материалы вдруг оживают, детали складываются в гармоничное единство. Стиль модерн, в котором выполнены представленные киоты, создал обширную базу приёмов и сюжетов, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Чудо великомученика Георгия о змее. Конец 19 – начало 20 века. А.А.Бочкарев (?), Сызрань.
Чудо великомученика Георгия о змее. Конец 19 – начало 20 века. А.А.Бочкарев (?), Сызрань.
Преподобный Сергий Радонежский. 1889. Д.Н.Корин, Палех.
Преподобный Сергий Радонежский. 1889. Д.Н.Корин, Палех.

Обратите внимание также на изумительные по красоте оклады. Многие украшены филигранью, эмалями, полудрагоценными камнями. 

Чудо Георгия о змие. После 1908. Мастер А.А., Москва.
Чудо Георгия о змие. После 1908. Мастер А.А., Москва.
Богоматерь Владимирская. Конец 19 – начало 20 века. Москва. – Оклад: фабрика С.И. и В.И. Захаровых.
Богоматерь Владимирская. Конец 19 – начало 20 века. Москва. – Оклад: фабрика С.И. и В.И. Захаровых.
Четырехчастная икона Богоматери с предстоящими. О.С.Чириков. 1865. Москва.
Четырехчастная икона Богоматери с предстоящими. О.С.Чириков. 1865. Москва.
Богоматерь Казанская. После 1908. Москва.
Богоматерь Казанская. После 1908. Москва.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Конец 19 века. – Оклад: мастер И.Р. 1895.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Конец 19 века. – Оклад: мастер И.Р. 1895.
Спас нерукотворный. 1895. Москва. – Оклад: фабрика П.А.Овчинникова.
Спас нерукотворный. 1895. Москва. – Оклад: фабрика П.А.Овчинникова.
Богоматерь с младенцем на престоле. В.М.Васнецов. 1900-1910-е.
Богоматерь с младенцем на престоле. В.М.Васнецов. 1900-1910-е.
Господь Вседержитель. 1907. Мастерская В.П.Гурьянова. Москва.
Господь Вседержитель. 1907. Мастерская В.П.Гурьянова. Москва.
Богоматерь Иверская. Конец 19 – начало 20 века.
Богоматерь Иверская. Конец 19 – начало 20 века.
Спас Вседержитель. Конец 19 – начало 20 века. – Оклад: фабрика Ивана Алексеевича. 1899-1908.
Спас Вседержитель. Конец 19 – начало 20 века. – Оклад: фабрика Ивана Алексеевича. 1899-1908.
Святой Алексей, человек божий. После 1908. Москва. – Оклад: мастерская Д.Л.Смирнова.
Святой Алексей, человек божий. После 1908. Москва. – Оклад: мастерская Д.Л.Смирнова.
Святой Николай Мирликийский Чудотворец. Конец 19 – начало 20 века. – Оклад: мастерская С.И.Жарова.
Святой Николай Мирликийский Чудотворец. Конец 19 – начало 20 века. – Оклад: мастерская С.И.Жарова.
Мученик Валентин. После 1908. Москва. – Оклад: мастерская Д.Л.Смирнова.
Мученик Валентин. После 1908. Москва. – Оклад: мастерская Д.Л.Смирнова.
Богоматерь Казанская. Конец 19 века. – Оклад: 1895-1917. Мастерская И.А.Архарова, Москва.
Богоматерь Казанская. Конец 19 века. – Оклад: 1895-1917. Мастерская И.А.Архарова, Москва.
Богоматерь Казанская. Оклад: 1894. Мастерская И.Ф.Тараброва, Москва.
Богоматерь Казанская. Оклад: 1894. Мастерская И.Ф.Тараброва, Москва.
Святитель Николай Чудотворец. Начало 20 века, Москва. – Оклад: мастерская Д.Л.Смирнова.
Святитель Николай Чудотворец. Начало 20 века, Москва. – Оклад: мастерская Д.Л.Смирнова.
Богоматерь Владимирская. Конец 19 – начало 20 века. - Оклад: мастерская И.Ф.Тараброва, Москва.
Богоматерь Владимирская. Конец 19 – начало 20 века. - Оклад: мастерская И.Ф.Тараброва, Москва.
Богоматерь Казанская. Конец 19 – начало 20 века. - Оклад: мастерская Я.Ф.Мишукова.
Богоматерь Казанская. Конец 19 – начало 20 века. - Оклад: мастерская Я.Ф.Мишукова.
Богоматерь Казанская. Конец 19 века. Москва. – Оклад: 1888. Фирма А.И.Кузмичева.
Богоматерь Казанская. Конец 19 века. Москва. – Оклад: 1888. Фирма А.И.Кузмичева.

По материалам СМИ; http://rusantik.ru/; http://artcentre.moscow/.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic