bogachkova1957

Модерн, Жерихов, Бройдо…

Продолжаю путешествовать по Москве, чтобы еще и еще раз увидеть и запечатлеть превосходный модерн в архитектуре. На этот раз речь пойдет о двух домах семьи Бройдо. Возведение доходных домов на рубеже XIX и XX веков было чрезвычайно распространенной практикой. Исчезали уютные купеческие особнячки, а на их месте вырастали многоэтажные каменные здания. В Москве в этот период развернулся настоящий строительный бум: в древнюю столицу со всех концов страны стекались те, кто решал создавать карьеру. 

Доходный дом Г. Е. Бройдо (ул. Остоженка, 20).  Арх. Н. И. Жерихов. 1902. Фото 2020.
Доходный дом Г. Е. Бройдо (ул. Остоженка, 20). Арх. Н. И. Жерихов. 1902. Фото 2020.

«Вы знаете, что такое застройщики? — спросил гость у Ивана и тут же пояснил: — Это немногочисленная группа жуликов, которая каким-то образом уцелела в Москве». Это писал Михаил Булгаков в 30-е годы, а в начале XX века эти господа только появились в Москве. Вот и Герман Ефимович и его жена Анжелика Гастовна Бройдо организовали компанию по выкупу участков и строительству на них домов для последующей перепродажи. Про них мало что известно: установлено, что Герман Ефимович был кандидатом коммерческих наук и советником юстиции. Фирма Германа Ефимовича занималась возведением доходных домов в основном в районе Пречистенки и Арбата.

Первый дом, о котором пойдет речь – это дом Бройдо по адресу ул. Остоженка, 20. Удивительно, что для строительства в 1902 году этого нового доходного дома на Остоженке Герман Ефимович выбрал никому не известного зодчего Николая Ивановича Жерихова (1870-е - 1916), который даже не имел архитектурного образования.  Жерихов был сыном безземельных крестьян из-под Могилёва. Даже дата его рождения точно не установлена, неизвестно и полученное им образование — скорее всего он окончил Строгановское училище с квалификацией «учёного рисовальщика». В 1890-е годы служил учителем рисования. Путь Жерихова от малоизвестного рисовальщика до модного, преуспевающего архитектора также не изучен; вероятно, он состоял штатным архитектором при московском застройщике, инженере О. О. Вильнере. Тем не менее Жерихов полностью оправдал оказанное ему доверие и сразу создал настоящий шедевр московского модерна.

Дом занимает угол Остоженки и Барыковского переулка, поэтому повышенное внимание архитектор уделил именно угловой части здания. Дом в объемно-пространственном отношении самый рядовой, но в декоративном оформлении оказался необычайно интересным.

Кронштейны, поддерживающие карниз в стилистике франко-бельгийского ар-нуво.
Кронштейны, поддерживающие карниз в стилистике франко-бельгийского ар-нуво.

Все элементы фасада выполнены в стилистике модерна, но относятся к различным течениям этого стиля. Причудливый рисунок кованых балконных решеток, а также кронштейны, которые поддерживают далеко выступающий карниз, отражают новаторские черты франко-бельгийского ар-нуво. Функциональные кронштейны, на которых покоится карниз, являются декоративными элементами прочно связанными с тематикой живой природы, и напоминают корни растения, прочно впившиеся в стенную гладь. Прихотливые линии кованых декоративных элементов – решеток и ограждений – демонстрируют идею биения живого пульса природы в каждом своем изгибе.

Металлический козырек над парадным входом в стилистике венского сецессиона.
Металлический козырек над парадным входом в стилистике венского сецессиона.

Солидный металлический козырек над парадным входом со стороны Остоженки связан с несколько консервативным австрийским вариантом стиля модерн – венским сецессионом

Но, пожалуй, самой выдающейся деталью этого доходного дома является опоясывающий его на уровне третьего этажа оригинальный зооморфный фриз. «Особенно эффектен он в вечерние часы, когда скользящие лучи солнца делают тонкие рельефные натуралистические изображения животных особенно отчетливыми и объемными», - пишет М.В.Нащокина в книге «Московский модерн». Действительно тематика и техника воплощения этого фриза уникальны для Москвы. Изображенные на нем антилопы и сама по себе тема природного мира Саванны более нигде в Москве не встречается. 

Зооморфный фриз. Изображены антилопы и стаи летящих птиц.
Зооморфный фриз. Изображены антилопы и стаи летящих птиц.
Декоративные растительные панно в стиле французского модерна.
Декоративные растительные панно в стиле французского модерна.

На фасадной части здания взгляд останавливается и на расположенных под оконными проемами декоративных растительных лепных панно в стиле французского модерна, а также на искусно выполненной ажурной ковке заграждений балконов и переплете значительного по размерам окна над главным входом в здание.

Декоративные лепные панно с изображением цветов.
Декоративные лепные панно с изображением цветов.
Ажурная ковка заграждений балконов.
Ажурная ковка заграждений балконов.
Переплет окна над главным входом в стиле французского модерна.
Переплет окна над главным входом в стиле французского модерна.

Сегодня бывший дом Бройдо смотрится практически так же, как и в момент его строительства. Что касается внутренних интерьеров, то после проведенной в 1990-х годах реконструкции, авторский декор, по мнению специалистов, был практически истреблен из-за всевозможных перепланировок. Именно эти действия разрушили тот ансамбль доходного московского жилья, складывающийся из экстерьера и интерьера постройки, который строили для среднего класса общества той поры - начала XX века.

В книге М.В.Нащокиной «Московский модерн» приведены фото совершенно уникального по разнообразию, выразительности и полноте декора интерьеров дома. Это фото отделки лестничной клетки и квартир. Она включала не только сочную, немного безвкусную лепнину, характерную для творчества Жерихова, но и старую столярку и скобянку.

Декор интерьеров дома Бройдо. Фото из книги М.В.Нащокиной «Московский модерн».
Декор интерьеров дома Бройдо. Фото из книги М.В.Нащокиной «Московский модерн».

Примечательно, что Жерихов, архитектор-недоучка, сумел благодаря строительству этого доходного дома надолго закрепиться среди ведущих московских архитекторов. С 1902 по 1913 годы им было построено 46 доходных домов в престижных районах Москвы. Причем здания Жерихова Н.И. в большинстве своем выполнены в стиле модерн

Сотрудничество между Бройдо и Жериховым домом на Остоженке не закончилось, в 1907 году на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков был выстроен самый знаменитый дом из построенных Николаем Жериховым доходных домов – «Дом с писателями».

Доходный дом Г. Бройдо (Плотников пер., 4/5) . Арх. Н.И.Жерехов. 1907. Фото 2020.
Доходный дом Г. Бройдо (Плотников пер., 4/5) . Арх. Н.И.Жерехов. 1907. Фото 2020.

Этот четырёхэтажный кирпичный жилой дом также построен в стиле модерн.  Фриз доходного дома Германа Бройдо представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Вот что пишет об этом доме Википедия: «Дом украшен десятками фигур в человеческий рост, в эротических сценах. В обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой. Скульптор неизвестен».

Фасад со стороны Малого Могильцевского переулка.
Фасад со стороны Малого Могильцевского переулка.

Насколько можно судить, фигура Льва Толстого — это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения. 

Пребывание великих писателей (и других выдающихся деятелей) отмечено мемориальными досками на фасадах зданий, но вот так, в таких фривольных сценках – это что-то новое и, безусловно, вызывающее удивление и много вопросов. Конечно, такое уникальное «явление народу» классиков не могло не остаться без попыток его объяснить, что и породило несколько легенд.

Первая, и наиболее распространенная и многократно тиражируемая легенда связана с Музеем изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Будто бы подготовленный скульптором Синаевым-Бернштейном фриз для Музея изящных искусств не прошел конкурсный отбор и был частично использован на фасадах доходного дома Бройдо. Захватывающая легенда, но… всего лишь легенда, не имеющая никакого документального подтверждения. А в документах о конкурсном отборе есть упоминания, что Синаев-Бернштейн представил «обширных размеров рисунок, исполненный тушью» - «Парнас и на нем восседающий Аполлон среди муз, которые раздают венки Славы художникам всех веков и народов, не только живописцам, ваятелям и архитекторам, но и художникам слова». 

Фасад со стороны Плотникова переулка.
Фасад со стороны Плотникова переулка.

Итак: Синаевым-Бернштейном для конкурса в Музее изящных искусств никакие фризы, выполненные в материале, не представлялись, и, соответственно, после конкурса просто нечего было переносить на фасад какого-либо дома, в том числе и дома Бройдо. Музей изящных искусств не имеет прямого отношения к легенде дома Бройдо. К тому же, Жерихов построил доходный дом в Арбате в 1907 году, а каких-либо свидетельств о хранении в течение почти пяти лет достаточно крупных гипсовых фигур (если таковые и были) не удалось обнаружить.

Балконы в доме только в правой стороны фасада.
Балконы в доме только в правой стороны фасада.

Есть вторая легенда происхождения фриза на фасаде дома Бройдо, и связана она с якобы существовавшим тут домом терпимости, куда хаживали поэты и писатели. Забавная версия, если вспомнить даты жизни Николая Васильевича Гоголя и Александра Сергеевича Пушкина. Дом был построен только в 1907 году. Единственный кандидат на посещение гипотетического борделя – Лев Николаевич Толстой, правда, в 1907 году ему было уже 79 лет. Конечно, всякое могло быть на этом месте до строительства Жериховым здания. Так что, пока не будут изучены адресные справочники и другие источники, ни исключать, ни принимать такую версию уверенно нет оснований. Остается только продолжить искать ответ на эту московскую загадку. 

Декор парадного входа доходного дома Бройдо.
Декор парадного входа доходного дома Бройдо.

Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с маскаронами в угловых частях. Одна, левая, маска отвалилась еще в конце 90-х годов, вторая держалась до 2016 года.

Вот так правая маска выглядела в июле 2014 года, а так после реставрации в 2020.
Вот так правая маска выглядела в июле 2014 года, а так после реставрации в 2020.

Скульптуры фриза были сильно разрушены от времени и варварского отношения: некоторые облиты черной краской, другие отлетели из-за расширения проемов окон для установки стеклопакетов, барельеф над крыльцом снесен разворачивающимся грузовиком. В июле 2017 года обрушилась часть барельефа с изображением Н. В. Гоголя, это стало последней каплей, в результате чего было принято решение о реставрации здания.

Доходный дом Г. Бройдо (Плотников пер., 4/5) . Фото 2016.
Доходный дом Г. Бройдо (Плотников пер., 4/5) . Фото 2016.

Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты полностью воссоздали уникальный лепной фриз, а сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали.

Любимый лепной декор на античную тему Жерихов воспроизводит и на других построенных им домах.

Доходный дом Г. В. Бройдо (2-й Обыденный переулок). Арх. Н. И. Жерихов. 1904.
Доходный дом Г. В. Бройдо (2-й Обыденный переулок). Арх. Н. И. Жерихов. 1904.
Мужская гимназия А. Е. Флерова (Мерзляковский переулок, 11). Арх. Н. И. Жерихов. 1910.
Мужская гимназия А. Е. Флерова (Мерзляковский переулок, 11). Арх. Н. И. Жерихов. 1910.

Источники информации: https://liveinmsk.ru/places/doma/dom-s-pisatelyami; https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_g_e_broydo; https://moscowsteps.com/dohodny-dom-broido; http://www.archnadzor.ru/2017/08/19/legendarnyiy-friz-s-pisatelyami-110-let-domu-broydo-v-plotnikovom-pereulke; М.В.Нащокина. Московский модерн. 5-е изд. Санкт-Петербург: Коло, 2015; Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. 3-е изд.  М.: Жираф, 2005.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic