bogachkova1957

Category:

Скоропечатня Левенсона

А тут живёт наш дед – феодальный барон, и мы каждый день ездим к нему в карете с гербами. - М.Цветаева.

Так когда-то пошутила Марина Цветаева по поводу одного из самых необычных зданий Москвы. Если свернуть с Тверской улицы в Мамоновский переулок, взгляд сразу упирается в сказочный романо-готический замок. Это не так давно отреставрированное здание «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон».

Скоропечатня Левенсона. Арх. Ф.Шехтель, 1900. Фото 2020.
Скоропечатня Левенсона. Арх. Ф.Шехтель, 1900. Фото 2020.

Немного о самой скоропечатне. «Товарищество Левенсон» было основано в 1881 году Александром Александровичем Левенсоном и специализировалось на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг, а также выпуске литографий. О личности самого Левенсона известно до обидного мало, нельзя даже точно назвать годы жизни, родился он предположительно в 1851. Но неоспоримо, что вся его жизнь была тесно связана с его предприятием. В конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство. Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому архитектору Федору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. Во время театрального сезона А.А. Левенсон под своей редакцией выпускал газету под названием «Ежедневное либретто». В ней печатались в основном новости культуры, и она содержала много рекламы. Тут выходили также чудесные детские книжки с иллюстрациями Билибина. Печатали книги А.Чехова, И. Бунина, А. Куприна, альбомы репродукций В.Серова, К. Коровина и других художников. Подробнее о скоропечатне читайте в очень интересной книге самого Левенсона: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон: Ист. очерк и описание мастерских 1881-1903. - Москва, ценз. 1903 (она есть в свободном доступе).

Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. Сейчас здание принадлежит банку ВТБ и выставлено на продажу за 1 млрд. руб.

Эскиз главного фасада административного корпуса скоропечатни А.А. Левенсона. Ф.Шехтель. 1900.
Эскиз главного фасада административного корпуса скоропечатни А.А. Левенсона. Ф.Шехтель. 1900.
Скоропечатня Левенсона. Уже построенное здание. Фото 1901-1902.
Скоропечатня Левенсона. Уже построенное здание. Фото 1901-1902.

«Издали оно красиво выступает своими лёгкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями, – так описывал здание сам заказчик А.Левенсон. – Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью. В наружных украшениях – полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором».

Распространена версия, что в 1910 году в этой типографии на свои личные сбережения Марина Цветаева, которая жила в родительском доме почти напротив, выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», но это только предположение.

Скоропечатня Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Две эркероподобные башенки, крытые декоративными шатрами, фиксируют края восточного фасада, обращенные во двор. Их объемы, а также общая композиция с высокими щипцовыми крышами, не отличающаяся особым новаторством, явно навеяны романо-готическими стилизациями, типичными для европейской эклектики конца XIX столетия.

В наружной декорации лишь отдельные элементы можно отнести к чертам нового – своеобразный рисунок рам и расстекловку окон второго и третьего этажа, эффектное обрамление входной двери, ассиметричную композицию устоев ворот с кованой осветительной арматурой, рисунок решетки ограды и выразительно прорисованную лепнину (цветы и листья чертополоха) в основании углового эркера, на устое ворот и фасадной пилястре. Любопытно, что этот растительный мотив, весьма распространенный в те годы в архитектуре французского Нанси, символизировал политическую волю Лотарингии к независимости.

Рисунок кованой металлической ограды.
Рисунок кованой металлической ограды.
Цветы чертополоха на фасадной пилястре.
Цветы чертополоха на фасадной пилястре.

Главный фасад образует любимую Шехтелем симметрично-асимметричную композицию. Центр фасада акцентирован палаткой с шедшей по гребню её решётки надписью. Её определяющее значение в облике фасада усиливает и подчёркивает расположенный по главной оси эркер на массивных кронштейнах с круглым окном в основании аттика. Однако впечатление симметричности фасада обманчиво. Архитектор делает всё, чтобы упорядоченность, достигаемую применением симметрии, заставить взаимодействовать с асимметричной ритмической композицией, основанной на взаимосвязи и подобии одинаковых или сходных форм. Палатка и эркер фиксируют не центральную ось главного фасада, а центр правой части здания. Левая часть фасада шире правой на одну ось. Угол её выделен круглым в плане эркером.

Второстепенности левого эркера соответствуют его малые размеры, однако вертикаль его объёма достаточна для ритмического согласования с большим эркером основной части фасада. Главный вход в административный корпус расположен в крайнем правом углу, но его арочное завершение находит соответствие в форме круглого окна эркера и в поясе его полуциркульного наличника. Асимметричность фасада подчёркивает и рельеф с изображением рабочих-печатников над левым окном второго этажа. Шатер, высящийся над левым эркером на крыше угловой части, и конус высокого шатра полуциркульной лестничной башни, расположенной на боковом фасаде, уводят взгляд вглубь двора, к производственным корпусам.

Скоропечатня Левенсона. Производственный корпус. Металлические колонны. Фото 1903.
Скоропечатня Левенсона. Производственный корпус. Металлические колонны. Фото 1903.
Так сейчас выглядят эти металлические колонны.
Так сейчас выглядят эти металлические колонны.

Производственный корпус предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов. Облик фасадов корпуса определяется чередованием расположенных в равномерном ритме рядов огромных окон, ширина которых соответствует пролёту стоек каркаса, и вертикалями ступенчатых контрфорсов с металлическими затяжками. Ещё одним украшением этой аскетичной композиции смотрятся поддерживающие свесы крыш металлические кронштейны.

Скоропечатня Левенсона. Здание было лишено всего декора. Фото 1975-1985.
Скоропечатня Левенсона. Здание было лишено всего декора. Фото 1975-1985.

В 2013-2016 годах была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии. В частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, вернулись исторические фонари.

Центральная щипцовая двухскатная кровля с надписью "Т-во Скоропечатни Левенсонъ".
Центральная щипцовая двухскатная кровля с надписью "Т-во Скоропечатни Левенсонъ".
На кровле смонтировали стеклянный купол, предусмотренный проектом Шехтеля.
На кровле смонтировали стеклянный купол, предусмотренный проектом Шехтеля.
Рисунок оконных рам и расстекловка фасада второго и третьего этажей. Надпись "Т-во Скоропечатни Левенсонъ" на фасаде.
Рисунок оконных рам и расстекловка фасада второго и третьего этажей. Надпись "Т-во Скоропечатни Левенсонъ" на фасаде.
Барельеф, исполненный дрезденским скульптором, изображает двух типографских рабочих около печатного станка.
Барельеф, исполненный дрезденским скульптором, изображает двух типографских рабочих около печатного станка.
Средний герб Российской империи над входом в скоропечатню.
Средний герб Российской империи над входом в скоропечатню.
Витраж на центральном эркере -  тоже герб Российской империи.
Витраж на центральном эркере - тоже герб Российской империи.

Парадный вход вёл в помещения конторы и Правления Товарищества, хотя через него можно было войти и в мастерские. При реставрации 2016 года на парадном входе были восстановлены кованые светильники в виде цветов чертополоха, но у Шехтеля стеклянные светильники были другие – из матового стекла и бело-розовые.

Парадный вход с коваными светильниками.
Парадный вход с коваными светильниками.
Композиция входной двери в трехчастной ассиметричной криволинейной раме.
Композиция входной двери в трехчастной ассиметричной криволинейной раме.
Основание эркера с лепниной в виде чертополоха.
Основание эркера с лепниной в виде чертополоха.
Было восстановлено и кованое украшение на макушке готической башенки. Грифон восстановлен очень точно -  таким он и был: худым и голенастым.
Было восстановлено и кованое украшение на макушке готической башенки. Грифон восстановлен очень точно - таким он и был: худым и голенастым.
Ансамбль въездных ворот с кованым фонарём.
Ансамбль въездных ворот с кованым фонарём.
Кованый металлический фонарь на въездных воротах. Не кажется ли вам, что светильник похож на глазное яблоко?
Кованый металлический фонарь на въездных воротах. Не кажется ли вам, что светильник похож на глазное яблоко?
Украшением фасада служат поддерживающие свесы крыши металлические кронштейны.
Украшением фасада служат поддерживающие свесы крыши металлические кронштейны.

В следующем блоге – Интерьеры Скоропечатни Левенсона.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic