bogachkova1957

Categories:

Хамовники – Часть 1

Экскурсия по Хамовникам по следующему маршруту: Метро «Парк культуры» - по Комсомольскому проспекту до храма Николая Чудотворца в Хамовниках, далее по ул. Льва Толстого, по Б.Пироговской до Плющихи, с заходом на Погодинскую улицу, по Плющихе к метро «Киевская».

В 1620-х годах на юго-запад от Москвы, ограниченной в то время по линии современного Садового кольца, была переселена Хамовная слобода – поселение ткачей, изготовлявших «хам», белое полотно высокого качества. Отсюда название района Хамовники, но происходит отнюдь не от русских корней, а от индийского слова "хаман" (из исследований русского ученого-историка И.Забелина).

Бывший доходный дом Е. Н. Свешниковой, арх. К.К.Гиппиус, 1903 г.

Из метро «Парк Культуры» выходим направо на Комсомольский пр. и направляемся по нему в сторону Храма Николая Чудотворца. На углу по адресу Большой Чудов пер., 5 находится единственный жилой дом в Большом Чудовом переулке. Переулок назван по находившемуся в этой местности подворью Чудова монастыря. В XVII веке здесь жили монастырские работные люди — огородники. Бывший доходный дом Е. Н. Свешниковой построен для фабрики "Красная Роза" в 1903 году знаменитым архитектором К. К. Гиппиусом (строитель замечательного чайного магазина Перловых на Мясницкой). Какие чудесные решетки ограждения на крыше и балконах установили после ремонта.

Храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца в Хамовниках впервые упомянута в 1625 году, но, по-видимому, основана гораздо раньше. В 1679 году по указу царя Фёдора Алексеевича началось возведение каменной церкви, завершившееся в 1682 году. А к 1694 году были достроены трапезная с приделами и колокольня – так храм святого Николая Чудотворца в Хамовниках приобрёл существующий внешний облик. 

Храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках, 1682 г.

Церковь возведена по традиционной структуре: вытянутая по горизонтали, она начинается с запада колокольней, продолжается длинной трапезной, основным храмом, увенчанным пятиглавием, и заканчивается тремя алтарными выступами. В то же время в её фасадах есть и черты «нарышкинского барокко», но главная ценность внешнего убранства церкви – многочисленные изразцы, обильно использованные на фасадах: это и зелёные «муравленые» изразцы, вставленные по три штуки в каждый кокошник основного храма, и многоцветные «поливные» изразцы в ширинках шатровой колокольни. 

Храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках, 1682 г. Многоцветные «поливные» изразцы в ширинках колокольни.

Прорезанная в шатре 32 окошками-слухами, она является одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы. На северной стене церкви сохранились каменные надгробные таблицы XVIII века, напоминающие о былом приходском кладбище. Во время Отечественной войны 1812 года храм пострадал изнутри, но вскоре был восстановлен. В 1840-х годах появилась новая настенная роспись. В 1872 году был устроен придел иконы Божией Матери «Споручница грешных». 

В ХХ веке Никольская церковь не закрывалась и сохранила своё убранство почти нетронутым (за исключением утраченного в 1922 году при изъятии церковных ценностей). Даже расширение соседней улицы и создание Комсомольского проспекта не затронули её – лишь ограда в 1959 году была передвинута ближе к самому храму. Сохранились и старинные колокола, в том числе колокол 1685 года. 

Святыни: икона Божией Матери «Споручница грешных». Богородица изображена по пояс, левой рукой держит младенца Христа, который сжимает её правую руку. Икона украшена коронами, что свидетельствует о её малороссийском или белорусском происхождении. Впервые образ прославился чудесами в 1843 году в Николо-Одринском монастыре. Икона находилась в деревянной часовне у святых врат монастыря. Божия Матерь открыла чудесную силу иконы одновременно сразу нескольким местным жителям. В 1846 году иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву для сооружения ризы на чудотворную икону Божьей Матери «Споручница грешных», где его приютил у себя подполковник Д. Н. Бонческул. В благодарность за его гостеприимство из Одрина монастыря был прислан точный список (копия) чудотворной иконы, сделанный на липовой доске. Полученную икону Д. Бонческул с благоговением поставил с другими иконами в домашний иконостас. В 1848 году подполковник Бонческул пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую церковь в Хамовниках.  Сегодня это главная церковная святыня.

Поворачиваем на улицу Льва Толстого.

Палаты Хамовного двора (ул. Льва Толстого, 10 строение 2). Эти палаты конца XVII века построены в дворцовой слободе хамовников-ткачей. Предполагается, что палаты, возможно, единственное сооружение гражданской застройки, сохранившееся от старинной Хамовной слободы. Здание реставраторы освободили от позднейших наслоений и восстановили незаурядный памятник гражданской архитектуры конца XVII века. Это строгий куб, почти ничем не украшенный, за исключением пилястр, пояса поребрика и небольших нишек вокруг окон. Постройку венчает крыша с дымниками. В 2018 году фасад закрыли. Фото можно сделать только со двора.

Палаты Хамовного двора, конец XVII века.

Интересно - Во дворе палат Хамовного двора (ул. Льва Толстого, 10 строение 3) находится Дачный домик, некогда принадлежавший Юрию Сенкевичу. Юрий Сенкевич, бессменный ведущий телепередачи «Клуб путешественников», обычно жил в Санкт-Петербурге, но когда приезжал в Москву, то останавливался в своём маленьком домике на улице Льва Толстого.

Дачный домик, некогда принадлежавший Юрию Сенкевичу.

Далее по правой стороне улицы находится Бизнес-центр «Морозов», бывшие корпуса фабрики «Красная Роза». В 1878 г. усадьбу Всеволожских (стоявшую на месте фабрики) приобрёл Клавдий Осипович (Клод Мари) Жиро и развернул там ткацкое производство. Уже через несколько лет его фабрика вырабатывала более шести миллионов метров шёлковых тканей в год. После революции фабрику национализировали. К этому моменту на территории бывшей усадьбы Всеволожских было уже около шестидесяти фабричных строений. В 1924 г. по просьбе коллектива фабрики её переименовали в «Красную Розу» – в честь Розы Люксембург. Фабрика «Красная Роза» находилась на улице Тимура Фрунзе до начала 2000-х гг. Позднее производство было перенесено в Подмосковье, а на месте фабрики началось строительство делового квартала. 

Бизнес-центр «Морозов», бывшие корпуса фабрики «Красная Роза».

Здесь находится офис Яндекса, перед которым стоят две знаменитые лошади Яндекса. В августе 2004 года, в ботаническом саду "Аптекарский огород" состоялась необычная акция: 15 фигур лошадей были преображены "ведущими московскими архитекторами". Там были и "просто конь", и "конь пурпурный", и даже "конь в пальто". Двух же коней дали расписать ребятам из Реабилитационного художественного центра «Дети Марии». И именно этих коней - "Вечернюю Москву" и "Клоуна" - купил сооснователь "Яндекса" Илья Сегалович. У копыт "Вечерней Москве есть табличка с именами художников. 

Лошадь «Клоун».
Лошадь «Вечерняя Москва».

Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 21 строение 1). Лев Толстой прожил в этом доме в Хамовниках со своей семьей 19 зим (с 1882 года по 1901 год). Семейство Толстых по настоянию Софьи Александровны зимовало в Москве, но на лето семья уезжала в имение в Ясной Поляне. Усадебный дом уникален тем, что он пережил пожар 1812 года, донеся себя до наших дней. А ведь заложено здание было аж в 1805 году. Понятно, что имение многократно меняло хозяев. Л.Н. Толстой приобрел дом у коллежского секретаря И.А. Арнаутова в 1882 году. Усадьба привлекла великого писателя тем, что деревянный дом больше похож на деревенский, чем на городской,  а огромный сад окончательно развеял сомнения. После покупки дома, Лев Николаевич распорядился его перестроить, чтобы  большая семья жила в комфортных условиях. В усадьбе надстроили гостевые комнаты второго этажа. В итоге,  в доме получилось 16 комнат для родных и обслуживающего персонала.

Не менее удивителен и парк с насыпной горкой и летней беседкой, где Лев Толстой писал свой знаменитый роман "Воскресение". В зимнее время писатель заливал ледяной каток для детей прямо перед домом; порой и сам там катался. В парке очень приятно гулять летом и осенью. 

В музее полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1882–1901 гг. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений.

Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках.

Напротив музея - Городская усадьба Всеволожских. Усадьба в Хамовниках принадлежала роду Всеволожских, потомкам великого князя Владимира Святославовича, а позднее князей Смоленских, с начала XVIII века. Деревянный дом усадьбы Всеволжских датировался концом XVIII века, и в любом случае принадлежал к числу немногих деревянных зданий города, переживших пожар 1812 года. В дни оккупации Москвы усадьба не пустовала: знаменитая частная типография Николая Сергеевича Всеволожского, занимавшая флигель, стала "Императорской типографией великой армии", а в главном доме, покинутом владельцами, поселился генерал Компан. Известен анекдот о том, как он присвоил себе напольные часы хозяина, оставив взамен кобылу. Потомство "Мадам Компан" высоко ценилось в коннозаводстве Всеволожских.
Несколько лет назад исследователи нашли под штукатуркой фрагменты обоев. Ведущий эксперт в этой области Игорь Киселев датировал их петровским временем. Сруб не мог быть намного моложе обоев; скорее всего, он был старше. Характер конструкции подтверждал это. Дом оказался примерно 300-летним! Получается - это БЫЛО самое старое деревянное строение в Хамовниках.
Здесь в 1806-1840-х гг. жил писатель и историк Н.С.Всеволожский, в начале XIX в. - историк М.Т.Спиридов.
Усадьба еще в XIX веке стала промышленной территорией - шелкоткацкой фабрикой Клода-Мари Жиро. Барский дом оказался посреди огромного фабричного двора (строение 56, против главной проходной). В начале XX столетия там же были построены картинная галерея (строение 48) и жилой флигель (строение 49, против северной проходной). В октябре 1917 г. здесь размещался штаб революционного комитета Хамовнического района. Только эти три вышеописанные строения признаны памятниками архитектуры. К сожалению, до нашего времени здания дошли в плачевном состоянии.

В состав усадьбы ныне входят 3 строения: стр. 56 - Жилой флигель (деревянный), нач. XIX в. - историческое здание было снесено и построена копия в традициях русской классической архитектуры. Сегодня здесь располагается ресторан итальянской кухни «Семифреддо».

Жилой флигель (деревянный), нач. XIX в. Копия.

Стр. 49 - Главный дом (деревянный), кон. XVIII в. В 2008 г. Главный дом Всеволожских был полностью разобран в соответствии с утверждённым Москомнаследием проектом реставрации, предполагавшим переборку старинного сруба. Однако реставрационная фирма «Карэнси», разработавшая проект научной реставрации дома, была отстранена от работ, и при полном попустительстве со стороны городского органа охраны культурного наследия на месте памятника был сооружён 100-процентный новодел. В настоящее время на месте подлинного дома Всеволожских выстроен сруб из стандартного оцилиндрованного бревна, применяемого в дачном строительстве. При восстановлении было сохранено симметричное композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на начало XIX века. Была воссоздана анфилада парадных и жилых помещений. В пяти помещениях со стороны главного фасада были восстановлены, по старым фотографиям, интерьеры (печи, камины, штукатурная отделка стен, карнизы). Также восстановлены окна и двери. При этом были использованы такие достижения современности, как приточно-вытяжная система вентиляции, единая система тепло- и холодоснабжения. Но все же это откровенный новодел.

Усадьба Всеволожских, 1983 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/44919
Усадьба Всеволожских, 2018 год. Копия.

Стр. 48 - Картинная галерея фабрики К.Жиро. Галерея Жиро - двухэтажный особняк, построенный в 1901 году известным архитектором Клейном, по заказу обрусевшего француза Клода-Мари Жиро, владельца шелкоткацкой фабрики, располагавшейся тогда в Хамовниках. До революции в жилом флигеле здания жила семья фабриканта, а в другой части размещалась его частная картинная галерея. После революции потомки Жиро покинули Россию. А в здании с 1920 года располагалась бухгалтерия фабрики и склад. Здание было фактически разрушено, а в 1965 году пережило страшный пожар. Но, когда фабрику вывели из центра города, начиная с 2000 года, здесь начались восстановительные работы. Были использованы старые чертежи, фотографии, воспоминания хозяев и гостей дома. 

Картинная галерея фабрики К.Жиро, арх. Р.Клейн, 1901 г.
Картинная галерея фабрики К.Жиро, арх. Р.Клейн, 1901 г. Центральный портал.
Картинная галерея фабрики К.Жиро, арх. Р.Клейн, 1901 г. Восстановленный интерьер.

Интересно - Во дворе усадьбы – любопытный ресторанчик. 

Летняя веранда «Леонардо – дай винчик».
Летняя веранда «Леонардо – дай винчик».

Далее то, что осталось от  Доходного дома Эггерс (ул. Россолимо, 4). Это был шестиэтажный дом Ю. П. Эггерс, супруги нотариуса Московского Окружного суда С. В. Эггерса, построенный в 1913–1914 годах. Доходный дом Эггерс - одно из ярких творений Ивана Машкова, автора такого шедевра московского модерна, как дом Сокол на Кузнецком мосту, архитектора памятников Ивану Федорову и Островскому, человека, чрезвычайно много сделавшего для сохранения старой Москвы. Замечательный образец неоклассицизма с тонкими лепными деталями на гладких поверхностях светлых стен. В подъездах были полы из метлахской плитки, кованые решётки лестничных ограждений. Клиентом С. В. Эггерса была семья Л. Н. Толстого. Заявленный памятник архитектуры, в Красной книге Архнадзора. Согласно утвержденному главным архитектором Москвы С.О. Кузнецовым в июне 2017 года архитектурно-градостроительному решению (АГР), дом Эггерс сносится до фасада. Что будет дальше – неясно.

Доходный дом Эггерс, арх. И.Машков, 1913-14 гг. Проект и вид дома до сноса.
Справа то, что осталось от Доходного дома Эггерс. Фото 2018 г. А слева стена от бывшего Химико-фармацевтического института (ВНИХФИ) им. Орджоникидзе архитектора Д.Иофана.

Историческое здание бывшего Химико-фармацевтического института (ВНИХФИ) им. Орджоникидзе (Зубовская ул., 7/2). Институт создан в 1918–1920 годах на базе национализированной лаборатории знаменитого фармацевта В. К. Феррейна. Строительство специального здания Института в стиле конструктивизм велось в 1929–1931 годах по проекту Дмитрия Иофана. Особенно выразительны были дворовые (обращенные к улице Россолимо) фасады с композицией из двух полуротонд. Это заявленный памятник архитектуры, в Красной книге Архнадзора. Но, как оказалось, это ничего не значит. 30 сентября 2017 года начался снос дворовых строений института. Заказчиком сноса выступает правопреемник Института — «Центр по химии лекарственных средств», цель сноса — строительство «бутик-отеля с апартаментами». По проекту дворовое пространство институтского квартала, в которое были обращены три полуротонды, две из которых уже снесены, заполняется новым объёмом. Будет какая-нибудь постмодернистская ничтожность.

Историческое здание бывшего Химико-фармацевтического института им. Орджоникидзе, арх. Д.Иофан, 1929-31 гг. Фото до сноса дома.

Напротив, на Зубовской ул., 14/2 строение 1 - Дом Усачёвско-Чернявского училища. На плане 1778 года здание числилось как трехэтажные каменные палаты, которые Матрена Пушечникова в качестве приданого принесла флигель-адъютанту Кошелеву. Дом переходил из рук в руки, пристраивался, перестраивался и надстраивался.

Усачёвско-Чернявское женское училище, фото 1890-99 гг.

Центральная часть, с закруглёнными углами, построена до 1778 года, потом сделаны пристройки, в ХХ веке - надстройка двух этажей. Это поистине историческое здание считается самым старым строением на Девичьем поле. В нем в 1812 году находилась квартира маршала Даву, и именно этот дом описал Лев Толстой в сцене допроса Пьера Безухова в качестве подозреваемого в поджигательстве. 

С 1814 года он принадлежал корнету С.А.Мальцеву, дальнему родственнику другой московской знаменитости: его внучка Софья вышла замуж за С. Д. Нечаева (по инициативе которого воздвигли памятник на Куликовом поле), и дом снова перешел в качестве приданого. Его знаменитый сын Юрий Нечаев, проведший здесь детство, приходился племянником магнату-миллионеру С. И. Мальцеву, получил от него сказочное наследство – и стал меценатом музея Изящных искусств на Волхонке, оказав неоценимую помощь И. Цветаеву в его создании. В 1866 г. дом был приобретен Усачёвско-Чернявским женским училищем, названным по фамилиям купцов-основателей – оно было чем-то вроде женской гимназии. Через три года здесь освятили домовую Церковь Александра Невского, справа от главного здания - определяется по трём высоким округлым окнам, отличным от других по форме. Особой местной достопримечательностью была китайская беседка для отдыха в саду.

Общежитие Военной академии имени Фрунзе, фото 1987 г.

В советское время - общежитие Военной академии имени Фрунзе (архитектор В. Г. Дувидзон, инженер А. Аллендорф под руководством Александра Веснина – это они изуродовали дом, по заказу академии, конечно). Академия съехала, дом стоит брошенным около 20 лет, с битыми стёклами, с осыпающимися деталями.  Сейчас здание в госсобственности. Фасад прикрыт – скорей всего сломают.

Заброшенное здание Усачёвско-Чернявского женского училища, фото 2018 г.

Продолжение в Хамовники – Часть 2


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic