Categories:

Усадьба Знаменское-Садки. Ч.1

                   Усадьбы, прежде великолепные, эти созвучия природы и искусства, оказались наиболее уязвимым местом в нынешней картине существования памятников…

Поздняя осень… Холодно, но солнечно… Издали доносится шум МКАД, а мы в заповедном лесу. Это территория усадьбы Знаменское-Садки. Здесь и знаменитый Знаменский смешанный лес, Знаменский малый ельник и Знаменская суборь — строевой высокоствольный ельник и сосновый бор, и затопленный лес. Ландшафт парка уникален, а сам парк огромен. Его особенностью является то, что при ограниченном наборе видов деревьев (липа, дуб, сосна, лиственница, береза) создателям удалось разнообразить картину живой природы.

Усадьба Знаменское-Садки. Затопленный лес. Фото 2020.
Усадьба Знаменское-Садки. Затопленный лес. Фото 2020.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом усадьбы со стороны пруда.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом усадьбы со стороны пруда.

Усадьба Знаменское-Садки располагается на юге Москвы в Битцевском лесу. А теперь немного истории этого уникального места. Первое упоминание деревни Садки относится к 1617 году: на правом берегу речки Обитца — современное название Битца — находится деревня Садки, другое её упоминаемое название — Верхово. Топоним Садки вероятнеё всего происходит от садков; достоверно известно, что местные жители занимались ловлей рыбы, которая в изобилии водилась в реке. А в писцовой книге 1627 года владельцами «деревни Садки с пустошью» указаны представители рода Ладыженских: воевода Иван Ладыженский и его сыновья Абросим и Евстратий. В 1631 году родовая вотчина перешла в собственность сыну Абросима Ладыженского — царскому стольнику Фёдору. Он в 1676 году продал землю Никите Семёновичу Урусову, троюродному брату царя Алексея Михайловича. В 1687 году под руководством Никиты Урусова были воздвигнуты двухэтажный господский дом и церковь Знамения Богородицы, обе постройки были деревянными. После освещения церкви у деревни появился новый топоним — Знаменское, однако и название Садки сохранилось. Оба варианта употреблялись вместе, и в скором времени местность приобрела наименование, сохранившееся до наших дней — Знаменское-Садки

Через пять лет после постройки церкви Урусов скончался, после раздела земель Знаменское перешло во владение его старшему сыну — Фёдору. В 1722 году владелицей вотчины стала жена Фёдора — Елена Урусова, а ещё через девять лет имение перешло племянникам Фёдора — Василию и Михаилу. Михаил вскоре умер, у имения остался единственный владелец. Василий Урусов стал последним хозяином Садков из рода Урусовых. В 1750 году усадьбу продали княжне Екатерине Трубецкой, дочери князя Ивана Трубецкого за 7 000 рублей. (Князь Иван Юрьевич Трубецкой по прозванию Меньшой (1703—1744) — русский государственный и придворный деятель. Он скончался 13 сентября 1744 года в возрасте 41 года и был погребён в подмосковном селе Чудове. В 1721 г. вступил в брак с 17-летней Марией, дочерью стольника Якова Никитича Глебова. В браке родились четыре дочери и сын Николай (ум. 1784) — родоначальник второй из четырёх основных ветвей рода Трубецких. К числу его потомков принадлежали, среди прочих, философ С. Н. Трубецкой и скульптор Паоло Трубецкой). 

Усадьба Знаменское-Садки. Церковь Знамения Богородицы. Фото 1929.
Усадьба Знаменское-Садки. Церковь Знамения Богородицы. Фото 1929.

При Екатерине Трубецкой в 1754—1756 годах старая одноглавая деревянная церковь была снесена, а на ее месте построили новую в стиле елизаветинского (русского) барокко. Она представляла собой маленький каменный храм типа восьмерик на четверике с двумя объединёнными колокольнями над трапезной. Церковь Знамения Богородицы простояла до 1929 года, тогда её и разрушили.

Усадьба Знаменское-Садки. Место нахождения церкви Знамения Богородицы. Фото 2020.
Усадьба Знаменское-Садки. Место нахождения церкви Знамения Богородицы. Фото 2020.

Не позднее 1766 года Знаменское-Садки перешли к дяде Екатерины Трубецкой гвардейскому капитану князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. 

Портрет князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого. 1770-е (?). Неизвестный художник. Холст, масло. Русский музей.
Портрет князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого. 1770-е (?). Неизвестный художник. Холст, масло. Русский музей.

Князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой (ок. 1724—1792) -  родоначальник младшей ветви Трубецких, так называемых «Трубецких-Комод». Прадед Льва Толстого. По матери приходился двоюродным братом Л. А. Пушкину — деду поэта. В 1772 году он купил новопостроенный «дом-комод» на Покровке,22, откуда ироническое прозвище «Трубецкие-Комод», отличавшее их от других Трубецких.

Дмитрий Трубецкой значительно увеличил территорию поместья за счёт приобретения деревень Киово и Качалово, а после свадьбы с Варварой Одоевской к территории имения добавились деревни из её приданого: Гавриково, Шибарово и Язва. Трубецкой сформировал новый усадебный ансамбль на приобретённой территории. Восточнее церкви был построен главный дом с мезонином, подвалом и выступающим фронтоном, опирающимся на арочный портик, в формах зрелого классицизма. Двухэтажное здание, сооруженное примерно в 1780-х годах, обращено главным южным фасадом к прудам, а северным к ныне сильно заросшему травяному партеру, а ранее цепи малых прудов с горбатыми мостиками. Дата постройки дома очень условна, т.к. установить по документам точную дату постройки каменного дома усадьбы невозможно. Но, вероятно, общепринятая датировка 1780-ми годами ошибочна. В конце XVIII века дом был ещё деревянным. Впервые новый каменный дом был показан на плане окрестностей Москвы 1818 года. На нём видно, что планировка усадьбы кардинально изменилась. Главный дом располагался на новом месте, в значительном удалении от Знаменской церкви, в отличие от прежнего строения. Поэтому можно датировать дом лишь предположительно 1800–1820 годами. Архитектор дома неизвестен.

Акварель из альбома Трубецких.
Акварель из альбома Трубецких.

Первоначальный внешний вид здания можно представить только по более поздней акварели из принадлежавшего Трубецким альбома, ныне хранящегося в Российской Государственной библиотеке. К сожалению, на ней полностью не зафиксирован ни один из фасадов дома, неизвестный художник ограничился только его фрагментом со стороны прудов, а именно юго-западным углом, показав колонны утраченного ныне портика. Перед домом была сделана площадка для экипажей, а полукругом возле неё разместили небольшие дома с садами. Слева от церкви был возведён большой оранжерейный комплекс, также в классицистическом стиле. Вокруг дома Трубецкой устраивает систему прудов и водоёмов, а также разбивает пейзажный парк. 

В путевых листах императрицы Екатерины II от 1787 года указаны планы посетить усадьбу Знаменское-Садки по пути из Таврического вояжа. Но заезжала ли она в усадьбу – точных сведений нет, но по местному преданию, Дмитрий Трубецкой в честь этого события перед главным фасадом усадебного дома посадил три дуба, два из которых растут и в настоящее время. 

250-летние дубы перед главным домом усадьбы.
250-летние дубы перед главным домом усадьбы.

Дмитрий Трубецкой оставил имение в наследство своему единственному сыну — Ивану Дмитриевичу (ок. 1756 —1827).  На время его хозяйствования пришлась Отечественная война 1812 года, во время которой поместье пострадало от Наполеоновской армии: некоторые строения были сожжены, а имущество разграблено. 

Создание любопытного образа жизни в Знаменском, какой она могла быть в эпоху Трубецких, принадлежит искусствоведу А.Н. Гречу: «Когда же устраивались в Знаменском нарядные охоты, происходил съезд гостей из ближних и дальних имений, внутри украшался зал плошками и фонариками, под звуки крепостного оркестра происходили танцы или ставились шарады и живые картины. Гости задерживались здесь на недели и месяцы - прогулки, чтения, игры сменялись здесь под гостеприимной кровлей».
Знаменское первой четверти XIX в. тесно связано с именами многих видных деятелей русской культуры. В 1819 году русский историк и публицист Михаил Погодин был приглашён в поместье в качестве учителя для детей Трубецких и провёл там девять лет. Известно, что Погодин получал немыслимое для тогдашнего учителя жалованье — 100 рублей в месяц. К слову, на Девичьем поле в Москве сохранилась знаменитая Погодинская изба в русском народном стиле, где у славянофила Погодина многие годы проходили литературные вечера.  Когда дети выросли, князь И.Д. Трубецкой назначил Михаила Погодина своим личным секретарём. Некоторых обитателей усадьбы Погодин изобразил в своей повести «Русая коса». Из дневников Погодина известно, что усадьбу посещали поэт и критик Пётр Вяземский, княгиня Мария Волконская и поэт Фёдор Тютчев

Портрет графа Николая Ильича Толстого и детский силуэт княжны Марии Николаевны Волконской – родителей Льва Николаевича Толстого.
Портрет графа Николая Ильича Толстого и детский силуэт княжны Марии Николаевны Волконской – родителей Льва Николаевича Толстого.

Достоверно известно, что в 1822 году в усадьбе Знаменское-Садки состоялась свадьба родителей Льва Николаевича Толстого: графа Николая Ильича Толстого и княжны Марии Николаевны Волконской, приходившейся племянницей владельцам усадьбы. Погодин писал: «Проводили княжну Волконскую к венцу (венчались в Ясеневской церкви Петра и Павла). Дай Бог ей счастья!».

В 1825 году Иван Трубецкой построил новый подъезд к усадьбе от Большой Серпуховской дороги. Аллея завершалась прямоугольной смотровой площадкой над обрывом, с которой открывался вид на усадебный парк.  После смерти Ивана Трубецкого в 1827 году имение перешло к его жене Екатерине Александровне. Она недолго оставалась хозяйкой и через четыре года после похорон мужа умерла, оставив имение в наследство младшему сыну — Николаю Ивановичу Трубецкому (1807 —1874). Николай провел благоустройство унаследованной территории: в господском доме фасады переделали в псевдоренессансном стиле, портик на южной стороне был убран и вместо него установлен балкон, были сделаны дополнительные входные проёмы. В результате этих переделок дом в значительной мере потерял свою классицистическую строгость. Вокруг дома дополнительно соорудили два двухэтажных флигеля и новую усадебную оранжерею. Помимо архитектурных изменений, Николай Трубецкой занимался и хозяйственной частью. В дальнейшем на месте бывшей деревни Садки появляются хозяйственные постройки - скотный и конный дворы, сооруженные по проекту замечательного русского зодчего М.Д. Быковского (самая известная его работа – усадьба Марфино в Подмосковье) в псевдоготическом стиле. 

Князь Николай Иванович Трубецкой с дочерью Екатериной. Фото 1860-х.
Князь Николай Иванович Трубецкой с дочерью Екатериной. Фото 1860-х.

Князь Николай Иванович Трубецкой в начале 1840-х годов уехал из России и поселился во Франции, где купил шато Бельфонтен близ Фонтенбло. Под влиянием Погодина проявлял интерес к славянофильским идеям, но, несмотря на это, в 1843 году отрекся от православия и перешел в католицизм. По словам писателя Е. М. Феоктистова, Трубецкой «слепо, безусловно верил во все, что наговаривали ему католические попы, монахи и сестры милосердия». Своим образом жизни и сумбурными понятиями он производил странное впечатление на окружающих. После его смерти Тургенев цинично заметил: «Вот наконец и бедный князь Трубецкой отправился удостовериться, правда ли то, что рассказывали ему его иезуиты»

Николай Иванович Трубецкой единственную дочь Екатерину выдал за дипломата - князя Николая Алексеевича Орлова и в приданое ей отказал имение Знаменское-Садки. Таким образом, с 1852 г. Трубецкие, оставаясь юридическими хозяевами Знаменского, а фактически передали его зятю. Н.А. Орлов - русский посланник в Берлине, Париже, Брюсселе, большее время проводил с женой за границей, мало уделял внимания усадьбе и не смог удержать ее за собой. Долгая жизнь за границей делала усадьбу не нужной и потому усадьба была продана в 1865 году московскому вице-губернатору И.П. Шаблыкину.

Таким образом Знаменское-Садки, более ста лет принадлежавшее роду Трубецких переходит во владение новому владельцу. Шаблыкина устраивало состояние поместья в том виде, в котором оно было, и он не занимался перестройкой. В 1876 году Шаблыкин за 30 тысяч рублей продал Знаменское издателю и публицисту Михаилу Никифоровичу Каткову (1818-1887).  Новый владелец с энтузиазмом взялся за благоустройство новой территории. При нём был снова изменён интерьер господского дома, а в парке, который преимущественно состоял из лип, были посажены ели. 

Портрет Михаила Никифоровича Каткова. Фото 1860-х.
Портрет Михаила Никифоровича Каткова. Фото 1860-х.

Михаил Катков умер в 1887 году прямо в господском доме усадьбы. Имение, как и прочее имущество, унаследовала его жена — Софья Шаликова, дочь знаменитого московского литератора Петра Шаликова. Спустя два года она передала имение в собственность своему старшему сыну Андрею Михайловичу Каткову. Он, в отличие от предшественников, не стремился менять интерьер усадьбы, а сосредоточил свои усилия на хозяйственной части. Он построил небольшую каменную прачечную рядом с Большим Знаменским прудом, приказал перегородить плотиной пруд и установить там динамо-машину для собственной небольшой электростанции, обслуживающей господский дом и оранжереи. На территории усадьбы появилась новая хозяйственная деятельность — суконное производство, для которой строится овчарня и завозятся тонкорунные овцы.  Андрей Михайлович Катков умер в декабре 1915 года, всего лишь на год пережив своих сыновей, Михаила и Андрея, погибших в одном из первых боев Первой мировой войны (были похоронены в усадьбе около церкви). Последней хозяйкой поместья стала вдова А. М. Каткова — Мария Владимировна. От последних владельцев Катковых сохранились некоторые вещи: два зеркала (модерн), настенное зеркало в оправе, четыре большие вазы императорского фарфорового завода. Так было написано в паспорте на дом в 1948 году. Сейчас остались только две вазы и часы, которые спрятали подальше от чужих глаз (они находятся в помещениях ВНИИ – бывший скотный двор).

После Октябрьской революции усадьба была национализирована, Мария Владимировна Каткова смогла забрать только личные вещи и фотографии. Господский дом перешёл к Московскому центральному рабочему кооперативу, а конный двор и скотный двор — бывшим служащим, которые объединились в Знаменскую трудовую коммуну. 

Солнечные часы из посаженных кругом деревьев. Раньше такое любили устраивать в приусадебных парках.
Солнечные часы из посаженных кругом деревьев. Раньше такое любили устраивать в приусадебных парках.

Усадебная библиотека, в 15 тысяч томов была разделена и вывезена в Москву Наркомпросом. Вся литература на иностранных языках была передана Российской государственной библиотеке, 5 399 книг ушли в Московский государственный книжный фонд для распределения по другим библиотекам. В усадьбе остались только классическая литература и беллетристика. В настоящее время этих книг в усадьбе нет и судьба их неизвестна. А.Н. Греч пишет про библиотеку усадьбы Знаменское-Садки: "...где составилась тогда прекрасная библиотека русских и иностранных книг первой половины XIX века, библиотека, расхищенная, распыленная, как многие десятки и сотни других в русских усадьбах".

В 1920-х годах в конном и скотном дворах разместили совхоз, а в усадебных строениях — детский дом. В 1922 году на территории усадьбы расположился Техникум лекарственных растений. Позднее он изменил профиль на семеноводство и был переименован в Битцевский сельскохозяйственный техникум селекции и семеноводства зерновых культур. В 1959 году в границах бывшей дворянской усадьбы расположился Научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии. 

В 1967 году под руководством архитектора В. П. Беркута была проведена реставрация строений на территории института. Оставшиеся деревянные части бывшего господского дома на втором этаже были заменены каменными, частично была изменена внутренняя планировка дома, например, разрушили комнату, в которой в 1887 году умер владелец усадьбы Михаил Катков. Фасады были восстановлены в стиле классицизма, но центральная часть дома осталась в том же виде, в котором она была со второй половины XIX века. Также была убрана ограда с воротами, находившаяся между главным домом и флигелем. 

Главный дом усадьбы до реставрации 1967 года. Видна ограда между домом и флигелем. Фото 1964.
Главный дом усадьбы до реставрации 1967 года. Видна ограда между домом и флигелем. Фото 1964.

В 1972 году на территории усадьбы разместилась Центральная лаборатория охраны природы Министерства сельского хозяйства СССР, позже переименованная во Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны природы и заповедного дела. С 1993 года, после прекращения существования СССР, институт стал Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды (ВНИИ). В конце 1970-х годов совхоз передал ВНИИ конный и скотный дворы, предварительно демонтировав с них крыши. Институт не располагал средствами на строительство новой кровли, поэтому здания вскоре разрушились. 

А теперь рассмотрим подробно сохранившиеся строения усадьбы. Чтобы более полно представить усадебный комплекс, привожу карту В.Пирогова от 2003 года. На карте неправильно указано расположение церкви Знамения Богородицы, разрушенной в 1929 году (стрелкой показано ее действительное расположение ближе к обрыву пруда).

Усадьба Знаменское-Садки. План В.Пирогова, 2003.
Усадьба Знаменское-Садки. План В.Пирогова, 2003.

Из усадебного ансамбля лучше всего сохранились главный дом и единственный уцелевший восточный флигель. Композиционным центром имения является усадебный дом, построенный на возвышении, окаймленном прудами. Двухэтажное здание с мезонином сооружено примерно в 1780 году (смотрите выше сомнения по поводу датировки, но будем придерживаться общепринятой версии). Обращено главным южным фасадом к Большому Знаменскому пруду, а северным - к сильно заросшему травяному партеру и Малым Знаменским прудам. 

Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Южный фасад. Фото 1932.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Южный фасад. Фото 1932.
Реконструкция первоначального вида дома в стиле зрелого классицизма. Южный фасад.
Реконструкция первоначального вида дома в стиле зрелого классицизма. Южный фасад.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Южный фасад. Фото 2020.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Южный фасад. Фото 2020.

Более высокая за счет мезонина центральная часть южного фасада выделена лоджией с балконом над ней. В середине XIX века внешние формы здания были частично изменены, при этом оно лишилось портика, замененного балконом. Первый этаж проработан горизонтальным рустом.

Центральная часть южного фасада.
Центральная часть южного фасада.
В этой части дома в 1967 году деревянные части на втором этаже были заменены каменными.
В этой части дома в 1967 году деревянные части на втором этаже были заменены каменными.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Северный фасад. Фото 1910-1920.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Северный фасад. Фото 1910-1920.
Реконструкция первоначального вида северного фасада.
Реконструкция первоначального вида северного фасада.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Северный фасад. Фото 2020.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Северный фасад. Фото 2020.
Главный дом. Центральная часть северного фасада.
Главный дом. Центральная часть северного фасада.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Восточный фасад.
Усадьба Знаменское-Садки. Главный дом. Восточный фасад.

Вход в главный дом с бокового фасада был сделан при Николае Трубецком после 1831 года. Тогда же, когда и построены два флигеля, из которых сохранился только восточный. Его нижний кирпичный этаж трактован как цоколь, на котором поставлен основной объем, сложенный из бревен.

Усадьба Знаменское-Садки. Восточный флигель главного дома.
Усадьба Знаменское-Садки. Восточный флигель главного дома.

Продолжение смотрите в следующем блоге — Усадьба Знаменское-Садки. Ч.2.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.