bogachkova1957

Categories:

Модерн возвращается!

Модерн в архитектуре — это стиль зодчества, получивший распространение в Европе в 1890—1910-е годы. Модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). И вот в 21 веке в Москве все чаще при реконструкции ряда зданий архитекторы стали вновь использовать стилистику модерна.

Гоголевский бульвар, дом 31. Фото 2020.
Гоголевский бульвар, дом 31. Фото 2020.

Так, например, сейчас, проходя мимо дома по Гоголевскому бульвару, 31 просто невозможно себе представить, что весь богатый декор в стиле модерна (или если хотите Ар-Нуво) – произведение современных художников и дизайнеров.

Доходный дом. Арх. П.П.Зыков. 1879. Фото 1990.
Доходный дом. Арх. П.П.Зыков. 1879. Фото 1990.

Немного истории - Гоголевский бульвар, дом 31. Трехэтажный доходный дом по этому адресу был построен в 1879 году по проекту архитектора Петра Павловича Зыкова. Кто был владельцем доходного дома неизвестно, но судьба его типична: реконструкция в 1909 году, коммуналки после 1917 года и полная перестройка в 2000-ых. Фактически на старом фундаменте было простроено новое здание, интерьеры и экстерьеры которого оформлены в стиле модерн. 

Отделка здания получилась очень элегантной и гармоничной. Стены второго и третьего этажей отделаны светло-бежевой керамической плиткой, имитирующей знаменитый «кабанчик». 

В фасадном декоре модерна есть устойчивый набор элементарных форм, которые служат основой для создания всевозможных композиций. Наиболее обычные мотивы - орнаментальные фрагменты растения (цветок, лист, веточка), цельный растительный организм, и, наконец, классические формы — розетка, гирлянда, букет. Вот отдельные флористические детали данного здания.

Мозаичные ирисы на фасаде между вторым и третьим этажами.
Мозаичные ирисы на фасаде между вторым и третьим этажами.
Цветочная мозаика первого этажа.
Цветочная мозаика первого этажа.

Разглядывая цветы, расположенные на фасадах дома, мы убеждаемся, что они обладают не только динамическим и композиционным, но и архитектурным потенциалом. 

Объемная композиция с розами на фасаде между третьим и четвертым этажами.
Объемная композиция с розами на фасаде между третьим и четвертым этажами.
Цветочный орнамент на карнизе здания.
Цветочный орнамент на карнизе здания.

Цветочный орнамент на карнизе здания заимствован у лучших образцов традиционного модерна – отделки потолков в особняках Смирнова и Рябушинского архитектора Ф.Шехтеля. Хороши и металлические решетки и светильники здания, также дань стилю модерн.

Боковой фасад.
Боковой фасад.

Конечно, и по поводу этого здания можно сказать - новодел, безвкусица. Но, на мой взгляд, это здание  — прекрасный образец стилизации, который пришелся бы по вкусу и нашим предкам, жившим в эпоху модерна. 

Еще один интересный проект воссоздания стиля модерн – это реконструкция жилого комплекса «Театральный дом»  на Поварской улице рядом с Новым Арбатом. Это проект реновации трех доходных домов конца XIX - начала XX веков. Один из них, выходящий фасадом на Поварскую улицу был построен в 1893 году архитектором Николаем Струковым. Сейчас от этого дома остался только старый фасад, встроенный в новый дом. В нем в начале 1890-х годов собиралось Общество искусства и литературы, основанное Комиссаржевским и Станиславским. Но это дом – обманка: фасад со стороны двора – это чистый модерн.

Секция 8 жилого комплекса «Театральный дом» со стороны Поварской улицы.
Секция 8 жилого комплекса «Театральный дом» со стороны Поварской улицы.
Секция 8 жилого комплекса «Театральный дом» со стороны двора.
Секция 8 жилого комплекса «Театральный дом» со стороны двора.

Авторы реставрации также бережно сохранили историческую архитектуру фасадов секций комплекса по Мерзляковскому и Хлебникову переулкам. Парадные фасады с тщательно воссозданной лепниной, карнизами и пилястрами имеют строгие классические линии. Во внутреннем же закрытом дворе господствует другая архитектура — эклектика и элементы модерна с использованием цветных декоративных панно, глазурованной плитки и натурального камня.

Классические фасады комплекса «Театральный дом» с угла Мерзляковского и Хлебникова переулков.
Классические фасады комплекса «Театральный дом» с угла Мерзляковского и Хлебникова переулков.

Для оформления дома в стиле модерн, застройщик «Галс-Девелопмент» приобрел в музее Бахрушина 18 цифровых копий театральных афиш XX века и три произведения живописи: Альфонса Мухи, Эдгара Дега и Густава Климта.

Внутренний фасад комплекса «Театральный дом» с цветным декоративным панно - сирень.
Внутренний фасад комплекса «Театральный дом» с цветным декоративным панно - сирень.
Внутренний фасад с  цветным декоративным панно - тысячелистник.
Внутренний фасад с цветным декоративным панно - тысячелистник.
В традиционном модерне листья и стебли не просто лежат на отведенной им плоскости, они нередко прижаты к стене, наложенной на них архитектурной рамой.
В традиционном модерне листья и стебли не просто лежат на отведенной им плоскости, они нередко прижаты к стене, наложенной на них архитектурной рамой.

Одна из секций комплекса «Театральный дом» (выходящая торцом на Поварскую улицу) – полностью новодел. Фасады ее украшены панно с маками и белыми вьюнами.

Центральный фасад с  цветным декоративным панно - маками.
Центральный фасад с цветным декоративным панно - маками.
Секция с эркером на Поварской улице.
Секция с эркером на Поварской улице.
 Цветные декоративные панно – вьюнки.
Цветные декоративные панно – вьюнки.

А теперь немного цветов от художников модерна.

Альфонс Муха. Женщина в цветах. 1890-е. - Густав Климт. Сад с подсолнухами. 1905.
Альфонс Муха. Женщина в цветах. 1890-е. - Густав Климт. Сад с подсолнухами. 1905.

А недавно по адресу Барыковский переулок, дом 7 (Остоженка) появился комплекс из трех зданий, из которых только одно – историческое – первое слева.

Барыковский переулок, дом 7 - комплекс из трех секций. Фото 2020.
Барыковский переулок, дом 7 - комплекс из трех секций. Фото 2020.

В 1903 году для инженера-железнодорожника Николая Чайковского, брата композитора Петра Ильича Чайковского, архитектор Михаил Петров построил небольшой 2-этажный домик на левом краю участка. Фасадная часть дома была компактной, добротной и неброской, но с нарядным балкончиком, дубовыми дверями.

Бывший дом Н.И. Чайковского. Фото 1980.
Бывший дом Н.И. Чайковского. Фото 1980.

Николай Ильич и его брат Модест вместе заботились о наследии Петра Ильича, занимались посмертным изданием статей великого композитора. После кончины хозяина дома вдова Ольга Сергеевна намеревалась перестроить своё жилище, но реализовать выполненный Анатолием Гунстом проект помешала Первая мировая война, а потом и вовсе стало не до улучшений. Обитателей дома «уплотнили», затем даже арка въезда во двор была застроена и превратилась в жилые комнаты. Хозяйственные дворовые постройки разобрали на дрова в годы Отечественной войны, а деревянную жилую часть дома – в 1980-е годы по причине ветхости. Тогда здесь уже проживали сотрудники УПДК, унаследовавшие от прежних жильцов тяжеленные дубовые комоды, принадлежавшие, вероятно, ещё семье Чайковских. К началу XXI века дом где-то частично, а где-то и полностью утратил фасадный декор, кирпичная кладка времён «квартирного вопроса» деформировалась, и пришло время реконструкции. Оставлять незастроенным участок вдоль тротуара представлялось непозволительной роскошью, а в Барыковском переулке размеры участка позволили возвести таунхаус. Фасад имеет 3 отдельных входа и разделён по вертикали на 3 части, тонированных в разные цвета. Более того, архитектурное оформление каждой из частей опирается на различные стилистические направления: эклектику, неоклассику, модерн.

Так сейчас выглядит бывший дом Н.И. Чайковского. Фото 2020.
Так сейчас выглядит бывший дом Н.И. Чайковского. Фото 2020.

А нас интересует вторая секция дома – стилизованная под модерн. 

Барыковский переулок, дом 7 – вторая секция, стилизованная под модерн. Фото 2020.
Барыковский переулок, дом 7 – вторая секция, стилизованная под модерн. Фото 2020.

Круглое окно, глазурованная плитка, металлические решетки, асимметрия – стилистика традиционного модерна присутствует здесь в полном объеме.

Визитной карточной модерна являются также изображения женских масок с длинными волосами. Как правило, в лицах этих маскарон подчеркивается не индивидуальность, не живость выражения, не движение, показывающее, что мы видим часть цельного человеческого существа. Напротив, широко раскрытые (или закрытые) глаза, их взгляд, устремленный в никуда, сонное или экстатическое выражение, превращение их волос то в извивы трав, то в цветочные гирлянды, то в архитектурные тяги говорят о том, что перед нами — стихия, антропоморфное, а не человеческое начало.

Я обязательно продолжу экскурсии по новым воплощениям модерна на московских улицах по мере их обнаружения.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic