bogachkova1957

Categories:

Северный речной вокзал

Осень в этом году в Москве замечательная. И почему не посетить ясным солнечным днем полностью отреставрированный Северный речной вокзал Московского речного пароходства — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным), расположенным на берегу Химкинского водохранилища.

Северный речной вокзал после реставрации. Фото 2020.
Северный речной вокзал после реставрации. Фото 2020.

Вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульптор И. С. Ефимов и др., художник Н. Я. Данько и др.). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы — порта пяти морей.

Перед входом в парк Северного речного вокзала в 1937 году была установлена скульптура «Водный путь».

Скульптура «Водный путь». Скульптор Ю.Кун. 1937.
Скульптура «Водный путь». Скульптор Ю.Кун. 1937.

Аллегорическая фигура воплощает замысел ее автора, скульптора Юлии Альбертовны Кун (1896–1980). Это образное изображение молодой России, гордой и свободной, где две водные артерии России («руки») соединены «новой водой» — водным путём с парусником. Лёгкий символ свободы (парусник) летит по волнам проложенного вручную и воздвигнутого руками сотен тысяч мучеников Дмитровлага, строителей рукотворного канала. Свобода выхода к морям досталась нелегко и создана русскими руками.

Химкинский речной вокзал. Первая флотилия канала Москва — Волга, 2 мая 1937 года, журнал «Огонёк» № 16 — 17 (20 июня) 1937 года, фото П. А. Трошкина.
Химкинский речной вокзал. Первая флотилия канала Москва — Волга, 2 мая 1937 года, журнал «Огонёк» № 16 — 17 (20 июня) 1937 года, фото П. А. Трошкина.

Архитектор Алексей Рухлядев старался придать зданию Речного вокзала сходство с двухпалубным пароходом. Своеобразной мачтой на «пароходе» стала башня, увенчанная шпилем высотой 24 метра. Плоская крыша и арочные проёмы в галереях усиливают сходство с пассажирским кораблем.

Галереи вокзала.
Галереи вокзала.

По замыслу проектировщиков вся конструкция сделана очень мобильной, и при необходимости шпиль можно просто сложить! Осенью, в конце навигации, когда необходимости в шпиле практически нет, его можно убрать, а весной — перед открытием движения судов по каналу имени Москвы — вернуть на прежнее место. Правда эта задумка оказалась практически ненужной. За все годы существования Речного вокзала манипуляции с опусканием шпиля производились всего несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы вокзал не служил ориентиром для немецкой авиации, в конце 1990-х — для ремонта.

Звезда, венчающая шпиль, сходна с первыми звёздами, украшавшими башни Кремля до установки на них рубиновых звезд, но, вопреки расхожим мнениям, что звезда на шпиле здания речного вокзала первоначально располагалась на Спасской башне Московского кремля, на самом деле никогда на ней не стояла, эта звезда была специально изготовлена для этого вокзала. Серп и молот на золотой звезде были инкрустированы уральскими самоцветами (впоследствии утраченными). Размах лучей звезды составляет 4,6 метра.

Звезда Северного речного вокзала. Фото 2020.
Звезда Северного речного вокзала. Фото 2020.
Установка звезды на Химкинском речном вокзале. Фото 1937.
Установка звезды на Химкинском речном вокзале. Фото 1937.

Происхождение же часов с четырехсторонним циферблатом на башне, которым не менее двухсот лет, до сих пор остается неясным. Существует легенда о том, что эти часы когда-то были сняты с Храма Христа Спасителя. Правда, эта версия не совсем правдоподобна. Другая версия - механизм башенных часов содержит уникальные куранты, перевезённые в Москву из Воскресенского собора г. Волоколамска. Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала Точный возраст часов неизвестен, но достаточно уверенно можно сказать, что эти часы одни из самых старых в столице. Им примерно 200 лет! Все детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации — просто исключена. И всё же, несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако замена механики на электронику — это ещё не всё. Вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов — башенных глашатаев времени. Их сняли вместе со старым механизмом. 

У подножия башни размещены четыре скульптуры работы Ромуальда Иодко: Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец.

Скульптуры Р.Иодко на башне Северного речного вокзала.
Скульптуры Р.Иодко на башне Северного речного вокзала.

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк. Со стороны набережной от главного портала спускается широкая гранитная лестница, формирующая облик этой стороны здания. Со стороны парка центральный трёхарочный вход располагается на уровне земли. Стены портала здания выполнены из полированного диорита, а колонны центральных входов со стороны набережной и парка украшают 24 майоликовых медальона с различными идеологическими сюжетами: главные стройки пятилетки, поезда московского метро, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и т. д. Полутораметровые в диаметре диски были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе и расписаны вручную художником-керамистом Натальей Данько (1892-1942). А с работами Данько мы каждый раз встречаемся на станции метро «Театральная», именно её фарфоровые фигурки украшают фриз станции.

Фарфоровые медальоны Северного речного вокзала. Скульптор-керамист Наталья Данько.
Фарфоровые медальоны Северного речного вокзала. Скульптор-керамист Наталья Данько.

От центрального портала в две стороны расходятся двухэтажные веранды и огибают здание, переходя в трёхэтажные со стороны набережной. Галереи первого этажа насчитывают 150 четырёхгранных колонн, облицованных белым тарусским камнем. Оба яруса галерей и плоская крыша окружены балюстрадой. Цоколь здания выполнен из красного полированного гранита, главные порталы — из серо-зелёного диорита, в сочетании с белизной колонн галерей цветовая композиция усиливает выразительность здания. Крыша второго этажа и центральная башня открыты для доступа, с них открывается панорамный вид на порт и канал.

Светильники на крыше вокзала. Фото 2020 и 1938.
Светильники на крыше вокзала. Фото 2020 и 1938.

Боковые крылья здания опоясаны двухъярусными галереями, которые завершаются ротондами с фонтанами посередине. Выполненные из белого мрамора, фонтаны называются «Полярный» («Северный»), скульптор Лев Кардашов и «Фонтан Юга» («Черноморский»), скульптор Иван Ефимов. Тема «Полярного фонтана» — птичий базар, для него были изготовлены из красной меди фигуры гагар и диких гусей с раскинутыми крыльями, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживает группа белых медведей. Южный фонтан изображает группу играющих на волне дельфинов, расположенных на стеклянных шарах. Сооружен на террасе левого (южного) крыла вокзала. Символизирует южные моря, соединённые Северным речным вокзалом Москвы.

Фонтан «Полярный». Скульптор Лев Кардашов. Мрамор, медь.
Фонтан «Полярный». Скульптор Лев Кардашов. Мрамор, медь.
Фонтан Юга. Скульптор Иван Ефимов. Гранит, бронза, стекло. Фото 2020 и 1962.
Фонтан Юга. Скульптор Иван Ефимов. Гранит, бронза, стекло. Фото 2020 и 1962.

В 2010 году, в связи с постепенным разрушением Северного речного вокзала, правительство Москвы приняло решение о полной его реконструкции. Из функциональных помещений здания первоначальный вид сохранил только ресторан, а самым серьезным повреждениям подверглись фонтаны. В 2015 году правительство Москвы передало здание вокзала обратно в собственность города и объявило конкурс на выполнение работ по его реконструкции. Техническое задание реставрационных работ предусматривает воссоздание деталей интерьера и фасада в их изначальном виде согласно архивным документам. Здание вокзала было закрыто на реконструкцию 8 ноября 2018 года и  открыто после реконструкции в День города 5 сентября 2020 года.

Вид из здания вокзала на порт.
Вид из здания вокзала на порт.
Исторические причалы.
Исторические причалы.

Здание вокзала окружено большим парком площадью более 50 га, созданным по проекту Т. П. Шафранского. Парк украшали более 14 скульптурных групп и фонтанов, дизайн которых рифмовался с образом главного здания и был выдержан в характерной эстетике сталинской архитектуры. Но сохранились из них единицы. В 1960 году слева от здания вокзала был установлен памятник учёному-кораблестроителю Алексею Крылову работы скульптора Льва Кербеля. 

Памятник учёному-кораблестроителю Алексею Крылову. Скульптор Лев Кербель.
Памятник учёному-кораблестроителю Алексею Крылову. Скульптор Лев Кербель.

К 2020 году в парке благоустроили набережную, оборудовали на ней три подогреваемых понтонных бассейна и зону отдыха с кафе и пунктами проката, а у здания Северного речного вокзала соорудили модель Канала имени Москвы со шлюзами. 

Макет шлюза №6 канала Москва-Волга у здания вокзала.
Макет шлюза №6 канала Москва-Волга у здания вокзала.

Продолжение в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic