bogachkova1957

Category:

И снова Кекушев - Особняк Саарбекова и Никольские торговые ряды

Продолжаю экскурсии по строениям архитектора Льва Кекушева, смотрю, в каком они состоянии. 

Особняк Саарбекова.  Это одно из первых зданий, построенных в стилистике чистого модерна, без какой-либо эклектики. Выстроено оно на улице Поварская, 24 в 1899-1900 годах архитекторами Л. Н. Кекушевым и С.С. Шуцманом. 

Особняк Саарбекова. Арх. Л.Кекушев, С.Шуцман. 1899-1900. Фото 2020.
Особняк Саарбекова. Арх. Л.Кекушев, С.Шуцман. 1899-1900. Фото 2020.

Плавные линии оконных переплетов, растительный декор, керамическая плитка, которой облицован фасад – приметы стиля модерн. Главный мотив фасада — упругие, прекрасно прорисованные арки окон и входа.

Заказчиком всей этой красоты выступил почетный гражданин Москвы Моисей Саарбеков (1855-после 1917) , купец первой гильдии. Моисей Семёнович Саарбеков - потомственный почётный гражданин, богатый купец армянского происхождения. Саарбеков приходился зятем московской семьи Лианозовых, в долях с представителями которой владел Южно-Каспийским рыболовным промыслом, входил в состав правления Товарищества «Лианозова Г. М. Сыновей», занимавшегося нефтяным промыслом, владел химическим заводом за Рогожской заставой на Владимирском тракте. 

Забавно!!! Саарбеков принадлежал к просвещённому купечеству — занимался благотворительностью, знал несколько языков и, вероятно, следил за европейской модой, где набирал популярность новый стиль, позднее получивший в России название модерн. Вместе с тем Моисея Семёновича отличала чрезмерная экономность, которая нередко приводила к курьёзам. По легенде, когда у купца обнаружили жёлчнокаменную болезнь, он наотрез отказался лечь в больницу и велел сделать операцию прямо на дому, а чтобы пыль от проезжавших экипажей не вызвала осложнений, сначала приказал заасфальтировать Поварскую, а затем и вовсе перекрыть по ней движение. Хирург запросил за услуги три тысячи рублей, но Саарбеков предложил платить за каждый извлечённый камень — по тысяче рублей. В результате успешно проведённой операции у купца извлекли сорок мелких камней, а так как их размер изначально не оговаривался, Моисею Семёновичу пришлось выложить врачу баснословную по тем временам сумму — сорок тысяч рублей. 

По прошению Саарбекова в Московскую городскую управу от 19 мая 1899 года прежние постройки снесли, и хозяин участка заказал проект нового особняка гражданскому инженеру Льву Кекушеву. Сначала на утверждение в управу были поданы чертежи плана и эскиз фасада, которые выполнил и подписал ближайший помощник Кекушева — Сергей Шуцман.

Утверждённый городской управой эскиз фасада особняка (архитектор С. С. Шуцман).
Утверждённый городской управой эскиз фасада особняка (архитектор С. С. Шуцман).

Как видно на эскизе планировались мозаичные панно, балкончик с металлической решеткой, но первый проект здания не был реализован. Постройка была осуществлена по другому проекту, авторство которого принадлежит уже Кекушеву, но снова при участии Шуцмана. 

Законченный в 1900 году особняк М. С. Саарбекова стал второй по времени появления московской постройкой в стиле модерн. Первым произведением модерна в Москве принято считать построенный Кекушевым за год до этого особняк Листа, при проектировании которого зодчий выработал ряд авторских приёмов, неоднократно использованных им позднее в других своих произведениях, в том числе в особняке Саарбекова. Новый особняк на Поварской сразу же был высоко оценен профессионалами за редкую для того времени рафинированность форм. Приложение к журналу «Зодчий» «Неделя строителя» сообщало: «Двухэтажный дом-особняк на Поварской, построенный гражданским инженером Л. Кекушевым, вновь свидетельствует о выдающемся таланте этого зодчего. Дом выдержан в простом «Style nouveu» крайнего направления, не без дорогостоящих вычур».

Стена здания облицована светло-кремовой керамической плиткой «кабанчик», ставшей своего рода  визитной карточкой московского модерна. Рельефность однообразной плоскости фасада сообщают крупные скульптурные обрамления окон, входной группы и арочного проема, а также значительный вынос металлической кровли здания, имитирующий собой козырек. Асимметричность фасада подчеркнута в силуэте высоким аттиком. Он украшен миниатюрными нишами сложной формы, арочными окошками-бойницами и сильно выступающими пилястрами, свисающими с прямоугольных пилонов, на которых раньше, возможно, возвышались вазоны.

Ведущая тема фасада особняка, как и во многих других творениях Кекушева, - мотив арки-ниши. Четко вычерченные, упругие арки можно обнаружить буквально на каждом квадратном метре фасадной плоскости. Глубокие оконные проемы, вход в дом, сквозной проезд  во двор, их сложные скульптурные обрамления, декоративные ниши – все это в той или иной мере повторяет контур арки.

Особняк Саарбекова. Окно над парадным входом.
Особняк Саарбекова. Окно над парадным входом.

Весь рельефный декор как бы слит в единую скульптурную массу. Одни детали пластично перетекают в другие. Декоративные элементы в основном массивны, они подчеркивают и укрупняют отдельные части особняка, визуально кажущегося достаточно компактным, особенно в сравнении с возвышающимися по сторонам от него доходными домами. Это придает ему респектабельности и основательности. 

Особенно детализировано декоративное оформление главного, самого большого по размеру окна над входом. Его проем фланкируют небольшие колонки с очень необычными капителями и основаниями, украшенными рельефными изображениями прихотливо изогнутых листьев растений. Надоконный декор представлен большим, скругленной формы сандриком в виде фронтона. В его тимпане – необычной формы ниши, напоминающие изображения не то наполненных мешков, не то  стеклянных банок. Свод фронтона очень замысловато раскрепован. Лепнина здесь настолько детализирована, многослойна, что больше похожа на резьбу по камню. Переплет окна снаружи украшен небольшой ордерной колонкой – такой же прием был применен Кекушевым и в оформлении особняка О.А. Листа.

Оформление колонки окна над парадным входом.
Оформление колонки окна над парадным входом.
Рельефное панно между окнами второго этажа.
Рельефное панно между окнами второго этажа.

Еще один элемент декорирования фасада здания – рельефные панно в простенках между окнами второго этажа. Их не сразу можно заметить, т.к. они выполнены практически в том же оттенке, что и облицовка стены, но приметив, невозможно не изумиться тонкости и изящности их проработки: линии рисунка как будто вырезаны в камне. Многочисленные окружности и дуги образуют сложную композицию геометрических фигур, перекрестья которых украшены звездами.

Еще один элемент декорирования фасада здания – рельефные панно в простенках между окнами второго этажа. Их не сразу можно заметить, т.к. они выполнены практически в том же оттенке, что и облицовка стены, но приметив, невозможно не изумиться тонкости и изящности их проработки: линии рисунка как будто вырезаны в камне. Многочисленные окружности и дуги образуют сложную композицию геометрических фигур, перекрестья которых украшены звездами.

Особняк Саарбекова. Фото 1903.
Особняк Саарбекова. Фото 1903.

Подобная асимметрия фасада сообщает архитектурной композиции некоторый динамизм, который усиливался за счёт первоначального заполнения входного портала, состоявшего из двух окон и дверного проёма, разделённых широкими каменными перемычками. Негативно на архитектурной композиции здания отразилась произведённая в 1930-х (?) годах замена эффектной асимметричной композиции входа на ныне существующую примитивную деревянную раму с симметричными дверными полотнищами.

Особняк Саарбекова. Современная композиция парадного входа в здание.
Особняк Саарбекова. Современная композиция парадного входа в здание.

В расположенный позади особняка небольшой двор ведёт проезд в правой части здания, оформленный как арочная галерея, накрытая четырьмя вспарушенными сводами; первоначально в центре каждой купольной ячейки висели фонари, подчёркивающие в тёмное время суток перспективу уходящих вглубь сводов. 

Особняк Саарбекова. Проездная арка с оригинальными коваными створками ворот.
Особняк Саарбекова. Проездная арка с оригинальными коваными створками ворот.

Проезд во двор закрывают створки кованых ворот, в орнаменте которых Кекушев, как всегда, использовал мотив завитка спирали.

Градостроительное восприятие особняка существенно изменилось после возведения в 1910-х годах по линии улицы двух соседних высоких доходных домов — № 22 графини А. А. Милорадович (1912, архитектор Р. И. Клейн) и № 26 И. С. Баскакова (1914, архитектор О. Г. Пиотрович). 

Первоначальная внутренняя отделка особняка практически не изменилась. Здесь все также можно увидеть: нарядную парадную лестницу, обрамленную металлическими решетками; богатую отделку деревом дверей и вестибюля и многое другое.

Особняк Саарбекова. План 1-ого этажа.
Особняк Саарбекова. План 1-ого этажа.

Парадный вход особняка ведёт на второй и третий этажи особняка, первоначально бывшие жилыми. Сразу за входом находится небольшой вестибюль, перекрытый высоким крестовым сводом; помещение освещается арочным окном, его стены обработаны горизонтальным рустом с выступающими поверхностями отдельных «блоков», а пол покрыт в шахматном порядке светлыми и тёмно-серыми керамическими плитками. На первый уровень ведёт короткая каменная лестница с двумя большими по длине скруглёнными забежными ступенями и кованым ограждением с орнаментом, стилизующим завиток спирали; верхняя площадка лестницы обращена к входу небольшим балконом. 

Особняк Саарбекова. Парадная лестница.
Особняк Саарбекова. Парадная лестница.

Арочным проёмом эта площадка соединена с квадратным в плане монументальным пространством парадной лестницы, декорированным так же, как и вестибюль, и освещённом большим плоским квадратным фонарём верхнего света. Приём освещения верхним светом был распространён в сооружениях начала XX века, в том числе активно использовался Кекушевым в крупных жилых и общественных зданиях, однако в особняках он встречается довольно редко — по мнению М. В. Нащокиной, наиболее яркими примерами могут служить окна верхнего света в шехтелевском особняке С. П. Рябушинского и в особняке М. С. Саарбекова. Ограждение лестницы характерно для модерна и нарисовано в виде прихотливого орнамента на основе спирали.

На втором этаже располагались главные парадные помещения дома, в оформлении которых Кекушев использовал те же декоративные приёмы, что и в особняке Листа — большой зал, кабинет хозяина (на фасаде он отмечен крупным окном над входом) и комната окнами во двор, первоначально бывшая, вероятно, столовой. Пространственные характеристики этих помещений остались в основном без изменений, однако декоративное убранство комнат большей частью утрачено.

Особняк Саарбекова. Кабинет с камином на втором этаже.
Особняк Саарбекова. Кабинет с камином на втором этаже.

В кабинете сохранился угловой камин, выполненный из чёрного мрамора, с зеркалом в лепной раме над ним; из украшений зала, первоначально разделённого на два помещения (одно из них, вероятно, было гостиной), до наших дней дошли тянутые карнизы и лепные потолочные розетки; в столовой (?) сохранились тёмные деревянные потолочные балки, между которыми, возможно, располагались живописные вставки, ныне утраченные или закрашенные. 

Особняк Саарбекова. Столовая.
Особняк Саарбекова. Столовая.

В невысоком третьем этаже, видимом лишь со двора, находились личные покои Саарбекова. На обоих жилых этажах здания сохранились деревянные межкомнатные двери, дубовые оконные рамы с оригинальной металлической фурнитурой и несколько светильников, включая украшающую парадную лестницу скульптуру-светильник работы Феликса Шарпантье

В проездной арке устроен ещё один вход в здание, через который посетители попадали в расположенные на первом этаже (бельэтаже) конторские помещения предприятий Саарбекова. Рядом с входом располагается помещение, первоначально предназначавшееся для привратника. В полуподвальном этаже находились подсобные помещения, дворницкая и прачечная. Все этажи связывает чёрная двухмаршевая лестница, расположенная в задней части особняка.

После революции в особняке располагалось посольство Литвы, во главе с известным поэтом Серебряного века Юргисом Балтрушайтисом, после 1939 года здесь разместилось торговое представительство Литвы (сейчас - культурный центр Литвы). В настоящее время особняк выглядит немного неряшливо: весь какой-то пыльный, неухоженный, видно – денег у Литвы нет.

Никольские торговые ряды. В начале XVIII века на месте нынешнего здания (Никольская улица, 5)  был построен один из корпусов Монетного двора. После закрытия Монетного двора здание было передано губернским присутственным местам, в том числе Управе благочиния (позднее подчинялось Министерству внутренних дел). В 1899 году Петербургское общество страхования приобрело в аренду это здание, чтобы построить здесь торговые ряды неподалёку от популярных Верхних торговых рядов. Первоначально проект разрабатывался архитектором А. А. Латковым, однако строительный комитет МВД его отклонил, и деятели общества обратились ко Льву Кекушеву. Проект Кекушева был утверждён.

Никольская улица. Фото 1899.
Никольская улица. Фото 1899.

Строительство началось весной 1899 года. Кекушев построил ряды вчерне и покрыл крышей, а достраивал здание (с апреля 1900 года) его помощник С. С. Шуцман. Строительство шло очень быстро, так как деятели общества, нарушая закон, пользовались счетами и ресурсами, предоставленными для перестройки гостиницы «Метрополь». Никольские ряды были закончены 11 ноября 1900 года. «Фасад сочинен в современном вкусе... колоссальные окна трех этажей, разделенные легкими простенками, делают его почти ажурным; богатое венчание стен и крыши при сравнительно простой обработке столбов, производит впечатление богатства и роскоши...» — сообщал в 1899 году журнал «Строитель» о Никольских рядах.

Никольские  торговые ряды. Фото 1900-1902.
Никольские торговые ряды. Фото 1900-1902.

По устойчивой московской архитектурной традиции, сохранявшейся со времен классицизма, здание было внешне трехчастным и выглядело симметричным. Но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что ближняя к Казанскому собору левая половина длиннее на один проем — здесь располагались вход во двор и главная лестница на верхние этажи. Эта часть Никольских рядов была подчеркнута самостоятельным ступенчатым аттиком и единственным на всем фасаде массивным балкончиком второго этажа (в настоящее время отсутствует), с которого удобно было наблюдать за происходящим на Красной площади. Центр постройки был выделен арочными проемами третьего этажа и массивным четырехгранным куполом с окнами-люкарнами, декоративными вазами и гребнем, включавшим даты возведения и название сооружения: «1899 Никольские ряды 1900» (в настоящее время отсутствует), купол прекрасно гармонировал с башней колокольни Заиконоспасского монастыря. 

Никольские  торговые ряды. Проект.
Никольские торговые ряды. Проект.
Никольские  торговые ряды. Фото 2016.
Никольские торговые ряды. Фото 2016.

Четко выделенная выступающими пилястрами структура фасада была дополнена крупными, сочно нарисованными пластичными элементами и лепными деталями: плавно изгибающимися карнизами центрального ризалита, оригинальными рельефными картушами с грифонами и великолепно выполненными женскими скульптурными масками

Карниз. Фото 2020.
Карниз. Фото 2020.
Под верхним карнизом выполнены «автографы» Кекушева – львиные маски.
Под верхним карнизом выполнены «автографы» Кекушева – львиные маски.

Хотя не все элементы предполагаемого зодчим убранства были осуществлены (на аттиках центрального ризалита так и не появилась задуманная Кекушевым скульптура), выразительная пластика фасада, привлекавшая внимание лепнина, купол с фигурным гребнем, кованые решетки внутренних лестниц с тонким стильным рисунком и другие детали были трактованы архитектором по-новому, и демонстрировали эстетику и приемы московского модерна

Огромные окна-витрины с дубовыми рамами, плавные линии фасада, лепные маскароны и маленькие колонны окон третьего этажа сделали здание торговых рядов прекрасным началом улицы, а также создавали впечатление богатства и роскоши торгового центра. В настоящее время сохранились не все рамы окон – ряд заменили на металлические, а ряд на деревянные рамы, но не кекушевского дизайна.

В 1903 году внутренняя отделка здания была завершена, и Никольские ряды открыли свои двери для покупателей. Ряды были рассчитаны только на самых состоятельных торговцев. На первом этаже нового торгового комплекса было восемь крупных магазинов с отдельными арочными входами с улицы. В подвале были просторные складские помещения. По внутренней стороне рядов шли металлические галереи, соединявшие магазины между собой (к настоящему времени – демонтирована).

Никольские  торговые ряды. Отдельный арочный вход с улицы в магазин. Переплет окна снаружи украшен небольшой ордерной колонкой.
Никольские торговые ряды. Отдельный арочный вход с улицы в магазин. Переплет окна снаружи украшен небольшой ордерной колонкой.
Никольские  торговые ряды. То, что осталось от балкончика.
Никольские торговые ряды. То, что осталось от балкончика.

После установления советской власти, в здание помещены учреждения административного характера, в частности, типография издательства «Прометей». На первом этаже размещалась сберегательная касса и пункт приёма. В 1990-е годы в здании провели профессиональную реставрацию, а в 2016 начали новую реставрацию, которая вяло продолжается до сих пор. 

Смотрите также - Особняк Кекушевой на Остоженке, Особняк Листа, Доходный дом Исакова, Особняки Миндовского и Понизовского на Поварской, Особняк Коробкова, Доходные дома Бочаровых и Быкова, Особняк Носова.

Использованные источники: https://um.mos.ru/houses/osobnyak_saarbekova; И.А.Пальмин, А.И.Викторов. Книга "Московские Особняки", 1997 год; https://um.mos.ru/houses/novo_nikolskie_iverskie_torgovye_ryady; http://www.peshkompomoskve.ru/lev_kekushev.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic