bogachkova1957

Categories:

Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь

«Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить…»

В Музее русского импрессионизма выставка «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь», посвященная русскому живописцу круга Константина Коровина и Валентина Серова и влиятельному арт-консультанту России начала ХХ века. Масштабная персональная выставка мастера представлена более 60 работами.  До сих пор творчество Сергея Виноградова не было представлено настолько полно. 

Впервые в одном месте удалось собрать работы художника не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и частных коллекций и музейных собраний Иркутска, Архангельска, Омска, Казани, Петрозаводска, Барнаула и других городов России. Также впервые представлены полотна из Литвы и Эстонии. К сожалению, из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, не удалось доставить в Москву работы Виноградова из Риги.

Сергей Виноградов на несколько десятилетий был забыт, в советской истории искусства упоминали его мало, от случая к случаю, поскольку последние 15 лет жизни провел в Латвии, то есть практически за границей. По-настоящему известным Виноградов стал недавно, после публикаций статей о нем в России после перестройки, и в связи с успешным появлением его работ на зарубежных аукционах. Говоря о Сергее Арсеньевиче Виноградове, трудно остановиться в перечислении: живописец, график, преподаватель, знаток искусства и арт-консультант, активный участник творческих объединений, член оргкомитетов различных выставок, мемуарист. Сергей Виноградов умел жить со вкусом, видеть и ценить красоту и в людях, и в природе, и в быту – эту красоту и радость от нее он переносил на свои холсты. Я думала, как представить картины с выставки, и решила попробовать новый вариант: проиллюстрировать этими картинами биографию художника. 

С. Виноградов. Автопортрет. 1922. Бумага, акварель. ГТГ.
С. Виноградов. Автопортрет. 1922. Бумага, акварель. ГТГ.

Итак, родился Сергей Арсеньевич Виноградов 7(19) июня 1869 года в семье приходского священника из небольшого приволжского поселка Большая Соль в Костромской губернии и полуграмотной крестьянки. Родители хотели дать сыну "приличное" образование. Правда, к занятию "маляром" относились настороженно, считая рисование делом несерьезным. Тем не менее, помогли сыну, десятилетнему мальчику, в 1880 году поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился он у художников В.Маковского, И.Прянишникова, В.Поленова. Окончил училище  с Большой Серебряной медалью и званием "классного художника". С 1890 года живет и работает в Харькове, преподает рисование в ремесленном училище. В это время создает серию жанровых полотен с образами крестьян, богомольцев, монахов. 

С. Виноградов. У монастыря. 1893. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. У монастыря. 1893. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Рыболовы (Удильщики). 1893. Картон, масло. Национальный художественный музей им. М.К.Чюрлёниса, Каунас.
С. Виноградов. Рыболовы (Удильщики). 1893. Картон, масло. Национальный художественный музей им. М.К.Чюрлёниса, Каунас.

Виноградов показал себя вполне крепким и обещающим "передвижником", участвуя в выставках «Товарищества передвижных художественных выставок», но картины и этюды того периода, конечно профессиональные, грамотные, но не более того. В Харькове Виноградов познакомился и подружился с Константином Первухиным (1863-1915). Позднее оба художника переедут в Москву и будут преподавать в Императорском Центральном Строгановском училище, станут организаторами и активными участниками нового творческого объединения «Союз русских художников».

С. Виноградов. Портрет художника К.К.Первухина. 1893. Холст, масло. Ярославский художественный музей.
С. Виноградов. Портрет художника К.К.Первухина. 1893. Холст, масло. Ярославский художественный музей.
С. Виноградов. В деревне. На водопое. 1895. Холст, масло. Собрание М.А.Суслова, Москва.
С. Виноградов. В деревне. На водопое. 1895. Холст, масло. Собрание М.А.Суслова, Москва.

Летом 1898 года переезжает в Москву. Вместе с художником В.В.Переплетчиковым совершает путешествие по Волге, посещает Плес, где много работает на пленэре и пишет серию пейзажей.

С. Виноградов. Дача. 1900. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
С. Виноградов. Дача. 1900. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Пейзаж волжского города Плёса узнаваем по сохранившемуся до наших дней двухэтажному дому купца Иосифа Клюшникова и различимой сквозь открытую калитку водной глади. Здание дошло до нас значительно перестроенным, лишилось оно и деревянного балкона с витражными стеклами, так впечатлившими Сергея Виноградова. Эта картина была подарена 19 марта 1900 года Евгении Петровне Колосовской (Сафоновой), младшей сестре Софьи Петровны Кувшинниковой, художницы, ученицы и возлюбленной Исаака Левитана.

В августе 1898 года начинает преподавать в натурном классе Строгановского училища технического рисования, где проработает до 1913 года. В 1899 году официально принят в члены «Товарищества передвижных художественных выставок», в котором состоял до 1903 года.

С. Виноградов. Нищие у церковной ограды. 1899. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник.
С. Виноградов. Нищие у церковной ограды. 1899. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник.

Весной 1901 года впервые едет за границу. В Париже Виноградов знакомится с живописью старых мастеров в Лувре, живой интерес вызывают новейшие течения, в особенности работы импрессионистов. Виноградов становится завсегдатаем галереи П.Дюран-Рюэля, посещает мастерские О.Ренуара и К.Моне.

С. Виноградов. Кафе ночью. 1901. Бумага на картоне, темпера. Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», Тула.
С. Виноградов. Кафе ночью. 1901. Бумага на картоне, темпера. Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», Тула.
С. Виноградов. Дача на Волге. 1901. Холст, масло. Национальный художественный музей Литвы, Вильнюс.
С. Виноградов. Дача на Волге. 1901. Холст, масло. Национальный художественный музей Литвы, Вильнюс.

Предположительно изображена жена художника Алексея Корина – Серафима Сергеевна и их дочь Мария на веранде дома в Плесе. Серафима была племянницей Иллариона Прянишникова, преподавателя Виноградова в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В декабре 1901 года в залах Строгановского училища состоялась выставка «36-ти художников». Одним из главных инициаторов и организаторов которой был Виноградов. Весной 1902 года еще раз посещает Париж, на этот раз с Михаилом Морозовым, которого консультирует в отборе полотен современных французских художников для приобретения в коллекции. Те же услуги он будет позднее оказывать и Ивану Морозову.

Летом 1902 года, вдохновившись северными пейзажами Константина Коровина и Валентина Серова, Виноградов с В. Переплетчиковым совершили путешествие на север России. В Вологодской губернии на реке Сухоне, притоке Северной Двине, художникам показалась особенно живописной деревня Нюксеница, в которой каждый из них написал многочисленные этюды и картины.

С. Виноградов. Северная деревня. 1902. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Северная деревня. 1902. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Глядя на цветовую гамму картины Виноградова, невозможно не вспомнить картины Константина Коровина, который открыл для российских художников северный край. Именно с подачи Коровина в среде московских живописцев начала 1900-х годов появилась мода на благородные жемчужные и серо-пепельные оттенки, характерные для природы этих широт. Виноградов считал своего друга Коровина первым колористом России и восхищался его работами, привезенными из путешествий по северу. Для передачи неба на своем пейзаже художник использовал богатую гамму бело-лилово-голубых тонов. Он сумел подчеркнуть скоротечность, эфемерность северного лета, с его неярким солнцем, которое не успевает даже высушить траву. «Северная деревня» написана после поездок Виноградова в Париж и его знакомства с работами французских импрессионистов. Следом за стилем меняется и тематика картин Виноградова: после поездки на север пейзажи вытесняют жанровые работы, занимая центральное место в его творчестве. Виноградов принадлежал к числу художников-пейзажистов, оказавшихся под влиянием импрессионизма.

С. Виноградов. Весна. 1902. Холст, масло. ГТГ.
С. Виноградов. Весна. 1902. Холст, масло. ГТГ.
С. Виноградов. Солнечный день. 1900-е. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачёва. - Эта картина была подарена автором Ивану Абрамовичу Морозову.
С. Виноградов. Солнечный день. 1900-е. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачёва. - Эта картина была подарена автором Ивану Абрамовичу Морозову.

Несмотря на увлечение новым западным искусством Виноградов "европейцем" так и не стал. Напротив, когда вернулся в Москву, организовал новую национально ориентированную группу, объединение "Союз русских художников": уже одно название говорит само за себя. Обладая большими административными способностями, огромной энергией, полемическим даром и педагогическим умением, Сергей Арсеньевич вскоре становится не только лидером "СРХ", но и действительным членом Академии художеств. Виноградов будет бессменным членом Комитета СРХ с 1906 до начала 1920-х. За это время участвует в выставках СРХ, «Мир Искусств», в российских и международных экспозициях: Дюссельдорф (1904), Мюнхен (1909,1913), берлин (1906), Париж (1906,1910), Венеция (1910).

В 1907 году Виноградов жил на даче Коровина. Пустошь Ратухино на реке Нерль Константин Коровин купил у Саввы Мамонтова в 1897 году. Художник строит здесь по собственному проекту деревянный дом с мастерской. В гости к Коровину приезжали Валентин Серов, Федор Шаляпин. В 1905 году Коровин продает Ратухино Шаляпину, но оставляет за собой право пользоваться домом и покупает соседний земельный участок, который по расположенной неподалеку деревне получит название Охотино.

С. Виноградов. У К.А.Коровина. 1907. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
С. Виноградов. У К.А.Коровина. 1907. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

Вместе со своим другом и единомышленником художником Станиславом Жуковским Виноградов  становится основоположником нового творческого направления в русской живописи, которое прозвали "усадебным". Виноградов стал изображать старинные усадьбы, императорские дворцы, фамильные имения, сады, аллеи, пруды, рощи, то есть мир аристократии и дворянства (манерный пассеизм мирискусников совмещая с уроками импрессионистов и полузабытыми навыками натурализма передвижников). Особенно увлекся интерьерами - с анфиладой залов, увешанных старинными портретами, освещенных огнями бронзовых и серебряных канделябров, с блеском паркетных полов, с цветной мозаикой, витражами и гобеленами.

С. Виноградов. В передней. 1911. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея. – Как будто иллюстрация к роману А.Толстого «Хождение по мукам».
С. Виноградов. В передней. 1911. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея. – Как будто иллюстрация к роману А.Толстого «Хождение по мукам».
С. Виноградов. Балет. 1910-е. Холст, масло. Собрание Е.А.Волошиной, Москва. - Сцена из балета «Корсар» или «Талисман» на сцене Большого театра.
С. Виноградов. Балет. 1910-е. Холст, масло. Собрание Е.А.Волошиной, Москва. - Сцена из балета «Корсар» или «Талисман» на сцене Большого театра.

Эти роскошные красочные фантазии становятся популярными. Виноградов получает много заказов, он становится знаменит, у него появляются ученики и последователи. Наступил его "звездный час".

С. Виноградов. Сад. 1910. Бумага на картоне, смешанная техника. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.
С. Виноградов. Сад. 1910. Бумага на картоне, смешанная техника. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.
С. Виноградов. Сад. Весна. 1911. Холст, масло. Рязанский государственный областной музей им. И.П. Пожалостина.
С. Виноградов. Сад. Весна. 1911. Холст, масло. Рязанский государственный областной музей им. И.П. Пожалостина.
С. Виноградов. Дом в Ясной Поляне. 1911. Холст, масло. Государственный музей Л.Н.Толстой.
С. Виноградов. Дом в Ясной Поляне. 1911. Холст, масло. Государственный музей Л.Н.Толстой.

Сергей Виноградов был дружен с Татьяной Львовной Толстой со времени, когда оба учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Именно Толстая представила начинающего художника своему знаменитому отцу. Виноградов несколько раз встречался с Львом Николаевичем.

Принадлежавшая Всеволоду Савичу Мамонтову, младшему сыну Саввы Ивановича Мамонтова, усадьба Головинка Тульской области (ныне орловская область) была любимой натурой художника на протяжении нескольких лет.

С. Виноградов. Головинка. 1900-1927. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
С. Виноградов. Головинка. 1900-1927. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
С. Виноградов. В доме. 1910. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств.
С. Виноградов. В доме. 1910. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств.

В Головинке висевшая на стене копия картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» напоминала Мамонтовым об их путешествии по Европе, в котором их сопровождал Виноградов.

Младшая дочь владельцев поместья Головинка Софья Всеволодовна Мамонтова была любимой моделью художника: ее он писал за фортепиано, за столом, у окна, на террасе… Судьба Софьи оказалась непростой. Она вышла замуж за Олега Волкова, пережившего неоднократные аресты и ссылки, сама была репрессирована. С 1960-х являлась активным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

С. Виноградов. Пишет. Портрет Софьи Мамонтовой. 1910. Холст, масло. Частное собрание, Москва. - Играет. 1914. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
С. Виноградов. Пишет. Портрет Софьи Мамонтовой. 1910. Холст, масло. Частное собрание, Москва. - Играет. 1914. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

В 1915-1917 годах Сергей Виноградов отдыхает и много пишет в Крыму: в Алупке и на даче у Константина Коровина в Гурзуфе. Путешествует он со своей спутницей и будущей супругой Ириной Казимировной Войцеховской, которая позировала для многих крымских работ художника.

С. Виноградов. Алупка. 1910-е.  Холст, масло. Собрание М.А.Суслова, Москва.
С. Виноградов. Алупка. 1910-е. Холст, масло. Собрание М.А.Суслова, Москва.
С. Виноградов. Вид Алупки. 1916. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Вид Алупки. 1916. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Алупка. Крым. 1917. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
С. Виноградов. Алупка. Крым. 1917. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
С. Виноградов. Дама на балконе (На солнце). 1916. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
С. Виноградов. Дама на балконе (На солнце). 1916. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
С. Виноградов. Летний день. Крым. 1917. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Летний день. Крым. 1917. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Ай-Петри. Крым. 1917. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
С. Виноградов. Ай-Петри. Крым. 1917. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
С. Виноградов. Женщины у моря. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Женщины у моря. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
С. Виноградов. Южная ночь. 1915. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
С. Виноградов. Южная ночь. 1915. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Продолжение в следующей блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic