bogachkova1957

Categories:

Особняк Святополк-Четвертинского. Интерьеры

Продолжение экскурсии по особняку. Самое большое впечатление производит огромный парадный зал с высокими окнами и удивительной красоты лестницей, ведущей на второй этаж. Неизвестно, когда были оформлены интерьеры других комнат и залов, но отделкой этой дубовой гостиной Бойцов занимался, когда особняк уже принадлежал Олсуфьевым. Лестница, ведущая на второй этаж, выполнена без единого гвоздя. На лестнице располагаются хоры, а за ними на стене висел гобелен, на котором изображена итальянская вилла Олсуфьевых.

Вид большого дубового зала особняка князя Б.В.Святополк-Четвертинского. Фото 1890-х.
Вид большого дубового зала особняка князя Б.В.Святополк-Четвертинского. Фото 1890-х.

Но дубовой гостиной есть три элемента, которые не соответствуют времени создания. Во-первых, это двухсветное окно, которое во время реставрации сделали витражным. До реставрации, и уж тем более во времена Бойцова и Олсуфьевых, это было окно с простыми стеклами. Во-вторых, огромная люстра. Достоверно известно, что ее подарил Горькому Сталин. А на уровне легенды существует версия, что подобные люстры должны были украшать вестибюль станции метро то ли «Комсомольская», то ли «Парк культуры». Был сделан, так сказать, опытный экземпляр. Но в дальнейшем по какой-то причине в метро повесили другие светильники. А опытный экземпляр был подарен Горькому Сталиным, а Горький подарил его ЦДЛ. В-третьих, тот самый гобелен на хорах. Действительно, сначала там висел гобелен с изображением итальянской виллы Олсуфьевых, потом в какое-то время он исчез, затем на его месте появился другой гобелен, а после 2017 года это место заняла картина с первоначальным сюжетом.

Трансформация украшения хоров дубового зала.
Трансформация украшения хоров дубового зала.

В интерьере использованы резные колонны из стволов сандалового дерева. Лестница украшена резными деталями, так, поддерживающие её опоры в виде колонн из стволов сандалового дерева целиком покрыты резьбой с изображением виноградной лозы и барельефных портретов, а древесина для колонн была вывезена из Индии контрабандой.  Есть предположение, что это портреты супругов Олсуфьевых, но, скорее всего, это просто лесные божества.

Резные колонны большого дубового зала.
Резные колонны большого дубового зала.
Кессонированный потолок дубового зала.
Кессонированный потолок дубового зала.

В дубовой гостиной есть еще один сохранившийся предмет мебели, выполненный по эскизу П. Бойцова - стул.

Теперь поднимемся из дубового зала по лестнице, выполненной без единого гвоздя, на второй этаж особняка: это апартаменты хозяйки особняка. Состояли они из каминного зала, выполнявшего функции большой гостиной, малой гостиной и спальни-будуара.

Большая гостиная на втором этаже.
Большая гостиная на втором этаже.
Дубовый потолок большой гостиной на втором этаже.
Дубовый потолок большой гостиной на втором этаже.
Камин большой гостиной на втором этаже. Конечно переделанный. Да и китайские вазы не были в истинном интерьере.
Камин большой гостиной на втором этаже. Конечно переделанный. Да и китайские вазы не были в истинном интерьере.

Во время реставрации ЦДЛ с 2004 по 2014 год утраченные элементы декора были тщательно восстановлены по старым рисункам и фотографиям, как, например, шелковые обои в гостиной второго этажа.

Малая гостиная на втором этаже.
Малая гостиная на втором этаже.
Малая гостиная на втором этаже. Потолок.
Малая гостиная на втором этаже. Потолок.
Спальня-будуар хозяйки дома на втором этаже. Деревянная отделка стен и потолка в этой комнате утрачена.
Спальня-будуар хозяйки дома на втором этаже. Деревянная отделка стен и потолка в этой комнате утрачена.

Смежная с будуаром комната – кабинет хозяйки. Из этого помещения есть выход на потайную лестницу. Из кабинета княгини В.А.Святополк-Четвертинской (или графини Олсуфьевой, это как вам больше нравится) можно было также выйти на балкон большого дубового зала.

Кабинет на втором этаже с выходом на балкон и этот же балкон со стороны большого дубового зала.
Кабинет на втором этаже с выходом на балкон и этот же балкон со стороны большого дубового зала.
Кабинет на втором этаже. Потолок.
Кабинет на втором этаже. Потолок.
Потайная лестница особняка.
Потайная лестница особняка.

Подлинные интерьеры сохранила также бывшая буфетная, в которой до сих пор стоят буфеты, изготовленные по эскизам П.Бойцова. В нее можно попасть из большой дубовой гостиной.

Буфетная.
Буфетная.
Потолок буфетной.
Потолок буфетной.

Из буфетной особняка переходим в небольшое помещение, которое представляет собой своеобразный музей с экспозицией, рассказывающей об истории строительства особняка и о судьбе семейства Олсуфьевых после 1917 года.

В 1955 году по проекту архитектора А.Е. Аркина со стороны Большой Никитской к особняку было пристроено новое здание ЦДЛ. В новом здании ЦДЛ есть большой зрительный зал, где проводят закрытые показы и премьеры фильмов, различные фестивали, пресс-конференции, презентации, литературные чтения и творческие встречи, вручают литературные премии. Далее мы попадаем в «пестрое» кафе, стены которого расписаны цитатами и рисунками писателей и поэтов «шестидесятников».

«Пестрое» кафе.
«Пестрое» кафе.

В перестройку ЦДЛ довелось стать ареной высокой международной политики. В 1988-м в Москву с официальным визитом приехал президент США, для его встречи с «общественностью» привычно выбрали литераторов. Именно на той встрече Рональд Рейган впервые заявил, что не считает СССР «империей зла». 

Рональд Рейган на встрече с «общественностью» в ЦДЛ.  Фото 1988.
Рональд Рейган на встрече с «общественностью» в ЦДЛ. Фото 1988.

Это было легендарное место – здесь в разные годы бывали все известные советские и русские писатели, его посещали и высокие гости из-за границы – Марлен Дитрих, Жерар Филипп, Джина Лоллобриджида. Позже в парадных залах особняка открылся знаменитый ресторан ЦДЛ, ставший культовым местом у московской литературной и не только литературной богемы. Ресторан находится здесь до сих пор и сохраняет свое старое название «Ресторан ЦДЛ».

Михаил Жванецкий в ресторане ЦДЛ. Фото 1970-х.
Михаил Жванецкий в ресторане ЦДЛ. Фото 1970-х.

И в конце – мифы особняка: в этом доме император Александр Александрович Романов споткнулся и сломал ногу. Поэтому, по преданию, именно здесь поселился дух царя-миротворца. Рассказывают также, что иногда по ночам в Доме литераторов сама собой включается подаренная Сталиным люстра, скрипит та самая лестница, о которую споткнулся император, да и самого царя иногда то ли видят, то ли чувствуют нечаянные свидетели.

Использованные источники: Журавлёва Ю. Забытый самородок. Журнал «Москва и москвичи» № 1-2 (2006); История ЦДЛ. Официальный сайт Центрального дома литераторов; Левина Ирина. Особняк Святополк-Четвертинских-Олсуфьевых. Живой журнал. 2013-07-29; Москва. Архитектурный путеводитель / Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М. И. - М.: Стройиздат, 1997; Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - 3-е изд. - М.: Жираф, 2005; Хонелидзе Л.Ф. Библиотека ЦДЛ, сайт «Московский писатели»;  http://www.peshkompomoskve.ru/boitsov; Евгения Гершкович. Дом недели: особняк Святополк-Четвертинского на Поварской улице, moskvichmag.ru.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic