bogachkova1957

Categories:

Венский модерн

Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль», возник в 1897 г. и сгруппировал 19 ярких представителей австрийского «модерна», таких как Йозеф Хофма, Йозеф Олбрих и Отто Вагнер. Ядром «Венского Сецессиона» был журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт. 

Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут. 

Здание Сецессиона, арх.Й.Ольбрих, 1898-99 гг.

В 1898-1899 гг. Йозеф Мария Ольбрих выстраивает в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона, которое стало известно как Дворец Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом.  Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченных лавровых листьев и 700 ягодами. Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». 

Фронтон здания украшает позолоченная надпись "Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit" («Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода»). В 1908 году её убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik), и  надписью «Ver Sacrum» (Весна священная). 

Маскароны, символизирующие живопись, архитектуру и пластику.

Интерьер здание содержит 34-х метровый фриз Густава Климта, вдохновленный девятой симфонией Бетховена «Ода радости». Высота фриза 2 метра.

Сецессион, арх. Й.Ольбрих, 1898-99 гг. Фриз Густава Климта (фрагмент).

По соседству с Сецессионом находится интересная статуя консула Марка Антония в колеснице, запряженной львами. Но к Австрии он точно никакого отношения никакого не имел. Но скульптор Arthur Strasser входил в Венский Сецессион, поэтому место скульптуры понятно.

Статуя консула Марка Антония, скульптор Arthur Strasser.

Еще одно из зданий венского модерна – павильоны станции «Karlsplatz». Автор проекта Отто Вагнер. 

В 1897 году для венской железной дороги на площади Карлсплац были построены два павильона-близнеца, которые расположены один напротив другого. Авторская концепция состояла в том, чтобы быть промежуточным звеном и иметь визуальную связь между  дворцом австрийских Габсбургов Хофбург и загородной резиденцией Шенбрунн. Именно поэтому большое внимание было уделено изысканным деталям и декору, разработку которых Отто Вагнер поручил своему партнеру архитектору-художнику Йозефу Мария Ольбриху, автору Дома Сецессиона.  Архитектурное решение также было новаторским для своего времени, конструкция состояла из металлического каркаса, который выкрашен краской "зеленое яблоко", фасад облицован белыми мраморными плитами, всё это дополнено золотом декоративных деталей.  Сегодня в одном павильоне (западном) расположен музей, где развернута экспозиция посвященная творчеству Отто Вагнера, а в другом расположилось кафе.

Павильоны станции «Karlsplatz», арх. Отто Вагнер, 1897 г.

Рядом с рынком Naschmarkt продовольственных товаров дома: Майоликахаус и Дом Глашатаев, украшенный позолоченными медальонами Коло Мозера, архитектора Отто Вагнера. 

Майоликахаус (1899 г.)  - Фасад дома украшен глазурованной майоликой компании Wienerberger, расписанной цветочными мотивами учеником О.  Вагнера, Людвигом Алоисом. Керамическая плитка должна быть устойчива к смене погодных условий, а фасад здания  должен легко очищаться от грязи и обладать высокими эстетическими свойствами — это  одна из важных идей архитектора, которая соответствовала  «моде на гигиену» того времени. На фризе здания – оригинальные барельефы львиных голов.

Майоликахаус (слева) и Дом Глашатаев (справа), арх. Отто Вагнер, 1899 г.
Майолика компании Wienerberger, цветочные мотивы Людвига Алоиса.
Майоликахаус, арх. Отто Вагнер, 1899 г.

Фасад соседнего углового Дома Глашатаев строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коло Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица. Архитектор "отделил" балкончиками с коваными решетками "функциональные" офисно-магазинные этажи и устроил полукруглую лоджию вверху на углу. Эти оба здания принадлежали самому Вагнеру, так что их реконструкцию он делал на свои деньги и по своему усмотрению. То есть, творил, что хотел. И при этом - красиво!

Дом Глашатаев, арх. Отто Вагнер. Женские профили в стиле модерн на псевдопилястрах дома художника Коло Мозера.
Скульптуры женщин-глашатаев на краях карнизов дома. Скульптур Отмар Шимковиц.

Еще одно явление модернизма в Вене - Анкерные часы.

Анкерные "танцующие" часы с перезвоном, расположены в восточном углу площади Hoher Markt , они как бы являются мостиком между двумя зданиями и имеют десяти метровую опорную поверхность. Позолоченные часы в стиле модерн были выполнены в 1911 году, художником и скульптором Францем фон Матчем, как символ страховой компании "Анкер". По его замыслу часы должны были отчетливо представить полную историю Австрии. Мощную конструкцию часов поддерживают с одной стороны фигуры Адама и Евы, а с другой - фигуры Ангела и Дьявола. По бокам, расположены великолепные фигуры. Фигура слева, ребенок с бабочкой в руках - символизирует жизнь, фигура справа - смерть, которая держит песочные часы. Мозаика на заднем плане состоит из стекла, мрамора и металла. 

Анкерные часы, художник и скульптор Франц фон Матч, 1911 г.

Под музыку ежедневно в 12.00 вращаются 12 аллегорических фигур, символизирующих известных людей, сыгравших большую роль в истории Вены. Мимо циферблата проплывают 12 фигур, изображающих самых важных исторических деятелей. Среди них император Карл Великий, который считается основателем Австрийского государства, императрица Мария Терезия с супругом Францем I Лотарингским, всемирно известный композитор Йозеф Гайдн и другие. Каждый – под свою мелодию. При этом на фигурах прикреплены таблички с обозначением текущего часа, имеющие острый верх, который указывает на минуты. А минуты, что интересно, нанесены не на циферблате, как у обычных часов, а на специальной горизонтальной шкале над ним. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic