bogachkova1957

Category:

Особняки Миндовского и Понизовского

Продолжаю экскурсии по строениям Кекушева, смотрю, как проходит реставрация этих объектов. 

Особняк  Миндовского  построен архитектором Львом Николаевичем Кекушевым в 1903–1904 гг. по заказу Московского Торгово-строительного Акционерного общества под руководством Я.А. Рекка на Поварской, 44.

Особняк Миндовского. Фото 2020.
Особняк Миндовского. Фото 2020.

В 1902 г. Московским Торгово-строительным Акционерным обществом Я.А. Рекка была куплена на Поварской ул. старая дворянская усадьба тайного советника Д.Г. Волочкова. После покупки владение было разделено на две части и в каждом из вновь образованных владений были построены по проектам архитектора Л.Н. Кекушева два особняка «под ключ» в стиле модерн с богатым внутренним убранством для последующей продажи. 

Два особняка архитектора Кекушева. На первом плане – Особняк Миндовского, дальше - Особняк Понизовского. Открытка для граммофона 1904-1905 гг.
Два особняка архитектора Кекушева. На первом плане – Особняк Миндовского, дальше - Особняк Понизовского. Открытка для граммофона 1904-1905 гг.

Здание на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы является одним из лучших памятников в стиле франко-бельгийского направления модерна, вошедший в историю архитектуры по имени его первого известного владельца — И.А. Миндовского (1836–1912), крупного верхневолжского текстильного фабриканта. Учитывая неопределённость вкусов воображаемого покупателя, ансамбль будущего особняка И.А. Миндовского был сделан намеренно разностильным: рядом с интерьерами в стиле модерн, были и помещения, выполненные в классических формах. Миндовские владели особняком вплоть до 1917 г., когда в здании разместился госпиталь. В 1924 г. в особняке находилась сначала Шведская миссия, а затем до 1970-х гг. особняк являлся резиденцией посольства Швеции в СССР. С 1972 г. особняк занимало посольство Новой Зеландии. 

Особняк Миндовского. Фото 1903-1917.
Особняк Миндовского. Фото 1903-1917.

За годы советской власти и в дальнейшем особняк И.А. Миндовского претерпел значительные изменения и утраты: частично был потерян декор здания, утрачены ряд витражей, росписи, скульптура и осветительные приборы.

Дом оформляет угол переулка и улицы. И фасады его решены в разных художественных приемах. Так, композиционный центр фасада на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, увитым, как волной, цветами и листьями мака. Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей-путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства, накрытое крупной волной арочного аттика. 

Фигурки детей-путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства.
Фигурки детей-путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства.

Статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, у ног которой играли путти  была утрачена примерно век назад. Как предположил москвовед Павел Гнилорыбов, оригинальная бронзовая фигура могла быть отправлена на переплавку вскоре после Октябрьской революции, так как на снимках начала 1920-х годов скульптура на доме уже отсутствует. Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным застеклением, для максимального использования солнечного света. Остекление этого помещения, выполненное из стекол с травленым кислотой модернистским орнаментом, было уникальным. К сожалению, большинство стекол утрачено в войну. 

Зимний сад.
Зимний сад.

Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера, которые венчают женские головки - лорелеи. 

Фасад со стороны Скарятинского переулка.
Фасад со стороны Скарятинского переулка.

Со стороны переулка находится въезд в небольшой двор владения, где выстроены конюшни, задуманные в едином ансамбле с особняком. Очень выразительна ограда с коваными решетками и металлическими воротами, створки которых образуют рисунок, напоминающий крылья бабочки. А освещают их светильники – жуки-светлячки. На фронтоне конюшни– изящная голова лошади. 

Двор с конюшнями и ограда с коваными решетками.
Двор с конюшнями и ограда с коваными решетками.
Ворота, створки которых напоминают крылья бабочки.
Ворота, створки которых напоминают крылья бабочки.

На задний дворовый фасад выходит витражное окно большой лестницы. Сверху - стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над лорелеей с опущенными глазами. 

Задний дворовый фасад.
Задний дворовый фасад.
Стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над лорелеей с опущенными глазами.
Стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над лорелеей с опущенными глазами.
А вот и обязательный лев на фасаде.
А вот и обязательный лев на фасаде.

Комплексная реставрация особняка началась в 2017 г. и продолжается до сих пор (август 2020). Специалисты работают не только над архитектурной частью дома, но и над восстановлением исторических интерьеров, многие из которых сохранились до наших дней. Знаковым событием стало возращение на южный фасад особняка скульптурной группы, утраченной в 20-х годах прошлого столетия. Редкая для Москвы объемная скульптура, высотой три метра, представляет Аврору с палитрой и кистью в руках, а у ее ног сидят два путти. Один малыш читает книгу, а другой смотрит на саму Аврору.

В мастерской. Аврору с крыши особняка Миндовского восстановили по старым фотографиям. Фото ГлавУпДК при МИД России.
В мастерской. Аврору с крыши особняка Миндовского восстановили по старым фотографиям. Фото ГлавУпДК при МИД России.

В ходе работ реставраторов ожидали настоящие открытия. Так, во время вскрытия потолков и снятия поздней отделки были обнаружены и полностью восстановлены: потолочная лепнина, выполненная в различных стилях для каждого зала, монументальная живопись и витражные панно. Воссоздано первоначальное цветовое решение интерьеров и фасадов, в том числе произведена реставрация обнаруженного золочения. В столовой воссоздан плафон потолка с точечными освещением и центральным живописным панно с характерным для стиля модерн сюжетом. Восстановлен авторский дубовый паркет на втором этаже. 

Особняк Миндовского. Камин из оникса. Фото 2019.
Особняк Миндовского. Камин из оникса. Фото 2019.
Витраж с играющим на свирели Паном. Фото 2019.
Витраж с играющим на свирели Паном. Фото 2019.
Барельеф потолка в одном из залов.
Барельеф потолка в одном из залов.

Произведена реставрация исторических осветительных приборов (люстр на главной лестнице, многочисленных бра, светильников и уникальных жирандолей у главного входа), многофигурных скульптурных барельефов, относящих нас к мотивам античности, парадной мраморной лестницы с металлическим ограждением из шпиатра с масками львов и камина из оникса, не имеющего аналогов. Расчищены, докомпанованы и вновь поражают воображение витражи главной лестницы и вестибюля.

Особняк Миндовского. Парадная лестница. Фото 2019.
Особняк Миндовского. Парадная лестница. Фото 2019.
Фрагмент перил лестницы со львами – визитной карточкой Льва Кекушева. Фото 2019.
Фрагмент перил лестницы со львами – визитной карточкой Льва Кекушева. Фото 2019.

Во время обследования зимнего сада были обнаружены: подвесной металлический потолок с заполнением из разноцветных кабошонов, образующих замысловатый орнамент, спрятанная за слоями штукатурки, краски и обоев отделка стен из глазурованной плитки голубого цвета. 

Зимний сад. Фото 2019.
Зимний сад. Фото 2019.

Фото интерьеров с сайтов: https://um.mos.ru/houses/osobnyak_mindovskogo, pastvu.com и artmoskovia.ru.

Стоящий рядом на Поварской, 42 еще один особняк, построенный Кекушевым в стиле модерн в 1903–1904 гг. - Особняк М. Г. Понизовского, купленный им в 1908 г. 

Особняк Понизовского. Фото 2020.
Особняк Понизовского. Фото 2020.

Пожалуй, это самое несчастливое детище Кекушева. Уже в 1910 году были изменены фасады, и осуществлены некоторые перестройки особняка по проекту архитектора В. И. Мотылёва. Позже в 1914–1915 гг. осуществлена полная классическая переработка фасадов. В результате перестроек здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л. Н. Кекушева лишь ступенчатую объёмно-пространственную композицию. Кекушев создал уникальную композицию купол, карниз, облицовка, переплеты окон, а в итоге получилась заурядная постройка.

Особняк Понизовского и аутентичная решетка особняка. Фото 1911.
Особняк Понизовского и аутентичная решетка особняка. Фото 1911.

Изначально угловую башню особняка венчал четырёхгранный купол с глубоким карнизом, покрытый листовой медью с крупными заклепками между листьями металла. Его украшали по-кекушевски далеко вынесенные карнизы, украшенные ажурной оградой.  Необычной была и отделка фасадов, построенная на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен. Высокие, овальной формы, окна ризалита имели портальное оформление и красивый мелкий стеклянный переплет. 

Особняк Понизовского. Фото 1911-1914.
Особняк Понизовского. Фото 1911-1914.
Интересен «зубчатый» ритм четырех выступов фасада вдоль Скатертного переулка.
Интересен «зубчатый» ритм четырех выступов фасада вдоль Скатертного переулка.

Особенностью замысла Кекушева была объёмно-пространственная ступенчатая композиция сооружения. Здание как бы составлено из подобных объёмов, которые вдоль переулка уступами поднимаются к угловой башне. Этот возвышающийся объём здания занят подъездом, основной же корпус слегка заглублён и отделён от красной линии улицы узким палисадником. 

Металлическая ограда участка со стороны улицы, хотя и имеет любимый московским модерном крутой завиток спирали, все же не родная. Смотрите фото 1911 года выше.

Внешне этот особняк сильно проигрывал в декоративности своему левому собрату – особняку Миндовского. Но его строгие геометричные формы были очень гармоничны и стильны. Под стать внешней красоте было выполнено и внутреннее убранство. В нем использовалось много деревянной отделки, лестница, стеновые панели, потолочные балки были очень интересного рисунка в стиле кекушевский модерн. Этот дом представлял собой яркий образец нового стиля. До сих пор сохранились подлинные интерьеры и невероятно красивая люстра на лестнице, сделанная по рисункам самого Кекушева.
После революции Матвей Григорьевич Понизовский с семьей уехал во Францию. С 1922 г. здание было передано посольству Афганистана. Фото интерьеров с сайта: https://um.mos.ru/houses/osobnyak_m_g_ponizovskogo.

Особняк Понизовского. Люстра на лестнице, сделанная по рисункам Кекушева. Фото 2019.
Особняк Понизовского. Люстра на лестнице, сделанная по рисункам Кекушева. Фото 2019.
Особняк Понизовского. Парадная лестница. Фото 2016.
Особняк Понизовского. Парадная лестница. Фото 2016.
Один из залов особняка. Фото 2016.
Один из залов особняка. Фото 2016.
Витраж в зоне санузлов. Фото 1993.
Витраж в зоне санузлов. Фото 1993.

Использованные источники: Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х годов. М., 1977; Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990; И.А.Пальмин, А.И.Викторов. Московские Особняки, 1997; https://um.mos.ru/houses/osobnyak_mindovskogo;  https://um.mos.ru/houses/osobnyak_m_g_ponizovskogo; artmoskovia.ru.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.