bogachkova1957

Category:

Доходный дом Исакова и Особняк Листа

Продолжаю экскурсии по строениям Кекушева, смотрю, как проходит реставрация этих объектов. 

Доходный дом И.П.Исакова выстроен архитектором Л. Н. Кекушевым в 1906 г по Пречистенке, 28. Классическая трёхчастная композиция (боковые оси — эркеры, а центр — лоджия с балконами) трактована в стиле модерн, с присущими ему динамичностью и скульптурной выразительностью. 

Доходный дом И.П.Исакова. Фото 2020.
Доходный дом И.П.Исакова. Фото 2020.

Лепной декор придаёт верхнему этажу вид декоративного фриза, в центре которого помещено круглое слуховое окно в обрамлении двух женских фигур. Они держат в руках книгу и факел, символизируя собой просвещение. Завершает фасад мощный выступающий карниз криволинейной формы. Когда-то на крыше дома стояла фигура льва, она не сохранилась. Но под крышей уцелели "фирменные" кекушевские львиные маски. Иван Павлович Исаков владел домом до революции, с 1925 г. здесь было жилищное товарищество. Сейчас это жилой дом.

Доходный дом И.П.Исакова. Фото 1910-х.
Доходный дом И.П.Исакова. Фото 1910-х.

На старом фото на крыше видна фигура льва с поднятой лапой, а справа от дома - небольшой садик, остатки бывшего барского сада у стоявшей здесь некогда усадьбы. Именно на его месте в середине 1920-х возник серый безликий дом, нарушивший пространственное восприятие кекушевской постройки. Он скрыл рисунок восточной боковой стены.

Доходный дом И.П.Исакова. Фото 1925-1930.
Доходный дом И.П.Исакова. Фото 1925-1930.
Доходный дом И.П.Исакова. Фото 2020.
Доходный дом И.П.Исакова. Фото 2020.

Примечательно, что оконные переплёты в каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома проработаны меньше, а фасады, выходящие во двор, и вовсе не имеют декора. Парадная лестница расположена в центре здания, разделяя его на две части, которые смещены по отношению друг к другу на пол-этажа, что позволило использовать все лестничные площадки для входов в квартиры, а также возвести в задней части дома дополнительный шестой этаж. Пространство лестничного холла освещается стеклянным фонарём с ажурными переплётами.

Доходный дом И.П.Исакова. Боковой фасад.
Доходный дом И.П.Исакова. Боковой фасад.

Как и в других произведениях Кекушева периода модерна, в этой постройке заметно влияние западноевропейского Art Nouveau, прежде всего почерка основоположника франко-бельгийского варианта стиля Виктора Орта. Так, в частности, линеарной графической манере Орта близок рисунок балконных и лестничных ограждений доходного дома Исакова. Во внешней отделке присутствуют и некоторые элементы орденской архитектуры — украшающие кантик карниза ионики, оконные импосты, трактованные как малый ордер, и другие декоративные детали.

Но изменения все же коснулись его внешнего облика. При ремонтах 2010-х гг. были пробиты дополнительные проёмы, частично изменена конфигурация кровли здания, в том числе, разобрана высокая каминная труба, обострявшая силуэт левой боковой стены и др.  Из первоначальных деталей оформления не сохранились скульптура на кровле, некоторые детали карниза, часть рельефной отделки по бокам эркеров и ряд других декоративных элементов главного фасада. 

На выставке "Эпоха модерна" в Музее архитектуры в 2019 году были представлены оригинальные бронзовые дверные ручки входной двери доходного дома Исакова, значит та, что теперь на двери – не родная.

Подлинные бронзовые дверные ручки входной двери доходного дома Исакова. Музей архитектуры им. Щусева.
Подлинные бронзовые дверные ручки входной двери доходного дома Исакова. Музей архитектуры им. Щусева.

В ходе реставрационно-ремонтных работ рубежа XX–XXI вв. между нижними полочками окон второго этажа были установлены крупные лепные композиции с венками в центре, воссозданные взамен утраченных в советское время похожих скульптурных деталей. По мнению М. В. Нащокиной, новые элементы декора «выполнены грубее и без понимания стиля лепнины» начала XX в., что снизило художественные качества постройки. Наибольший ущерб облику дома был нанесён в 2000-х гг. в результате почти повсеместной стихийной замены жильцами лицевых квартир первоначальных объёмно разработанных дубовых оконных рам на плоские, пропорционально упрощённые пластиковые стеклопакеты, которые лишь приблизительно копируют оригинальный кекушевский рисунок. 

Доходный дом имеет не только эффектный внешний вид, но и богатое внутреннее декоративное убранство. Наиболее престижными и дорого отделанными были квартиры второго этажа: они имели камины, декорированные многоцветной майоликой с уникальным для каждой квартиры рисунком, выполненные фарфорово-фаянсовой фабрикой М. С. Кузнецова, нарядные лепные плафоны и французские балконы. В настоящее время в ряде квартир сохранились камины, потолочная живопись и лепнина. До нашего времени также дошли элементы отделки входного холла — оригинальные настенные дубовые панели, напольная керамическая плитка и кованые лестничные ограждения, в рисунке которых Кекушев использовал традиционный для модерна мотив динамично закрученного завитка спирали.

Доходный дом И.П.Исакова. Фрагмент лестничных перил. Фото 1985-1987.
Доходный дом И.П.Исакова. Фрагмент лестничных перил. Фото 1985-1987.
Доходный дом И.П.Исакова. Одна из квартир дома с камином. Фото с сайта https://www.slrealty.ru.
Доходный дом И.П.Исакова. Одна из квартир дома с камином. Фото с сайта https://www.slrealty.ru.

Особняк Листа в Глазовском переулке построен в 1898—99 годах в стиле модерн архитектором Л. Н. Кекушевым. В архитектурном решении также угадываются мотивы бельгийского модерна и, особенно, его знаменитого вдохновителя Виктора Орта. Также как у него, в работах Кекушева архитектурные элементы удачно сочетались с явными изобразительными приметами модерна. Зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности этого стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского «мрамора» с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно.

Особняк Листа. Фото 2020.
Особняк Листа. Фото 2020.

Особняк построен в 1899 году (это первая постройка в Москве в стиле модерн) Л. Н. Кекушевым для себя, но уже в 1900 году архитектор его продал фабриканту Отто Листу, затем особняк перешел к Н. К. Кусевицкой, жене известного дирижёра. В 1909 году в доме жил друг С. А. Кусевицкого композитор А. Н. Скрябин, с которым встречался тогда 19-летний Борис Пастернак. Здесь постоянно бывали композиторы С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси.

Не скованный ничьей посторонней волей, Кекушев смог воплотить в этой работе свои устремления, свое видение нового архитектурного стиля и эта постройка во многом стала для него программной, изобретённые здесь приёмы применялись им впоследствии в других постройках. 

Особняк Листа. Фото 1905-1907. На воротах родная ажурная решетка.
Особняк Листа. Фото 1905-1907. На воротах родная ажурная решетка.

Особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Панно было создано еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом, о чем свидетельствует его авторская подпись в нижнем углу – латинские буквы W.W.

Панно над главным входом с изображением подводного царства архитектора Вильяма Валькота.
Панно над главным входом с изображением подводного царства архитектора Вильяма Валькота.
Цветочный мозаичный фриз под окном второго этажа.
Цветочный мозаичный фриз под окном второго этажа.
Визитная карточка Льва Кекушева.
Визитная карточка Льва Кекушева.

Здание в целом хорошо сохранилось, но вместо красивой ажурной решетки на въезде глухие створки въездных ворот. Размещается в особняке представительство Калужской области. Фото интерьеров с сайта https://um.mos.ru/houses/osobnyak_lista.

Вестибюль особняка Листа.
Вестибюль особняка Листа.
Площадка второго этажа.
Площадка второго этажа.
Парадная лестница.
Парадная лестница.
Чудесные витражи особняка.
Чудесные витражи особняка.

Продолжение экскурсий по особнякам Кекушева: Особняки Миндовского и Понизовского на Поварской в следующей блоге.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.