Categories:

Александринский дворец в Нескучном – 2

Продолжение экскурсии по Александринскому дворцу. Начало - Александринский дворец в Нескучном – 1.

Немного архитектурных деталей парадного и садового фасадов дворца.

Александринский дворец. Ротонда. Фото 2020.
Александринский дворец. Ротонда. Фото 2020.
Александринский дворец. Лоджия ротонды. Чугунное литьё. Псевдоготика. Фото 2020.
Александринский дворец. Лоджия ротонды. Чугунное литьё. Псевдоготика. Фото 2020.
Александринский дворец. Садовый фасад. Фото 2020.
Александринский дворец. Садовый фасад. Фото 2020.
Чугунный фонтан каскадного парка. Фото 1997.
Чугунный фонтан каскадного парка. Фото 1997.
То, что осталось от каскадного парка за Александрийским дворцом. Чугунный фонтан как бы на реставрации.
То, что осталось от каскадного парка за Александрийским дворцом. Чугунный фонтан как бы на реставрации.
Вазоны каскадного парка. Фото 2020.
Вазоны каскадного парка. Фото 2020.

В интерьере Александринского дворца сохранилась планировочная структура середины XVIII в. По эскизам Е.Д.Тюрина прекрасно оформлены интерьеры дворца, отделанные искусственным мрамором: здесь лепнина и резьба, инкрустации, литье и роспись в технике альфрейной живописи. 

Дом Орловой-Чесменской. 1831 г. Планы первого этажа и бельэтажа.
Дом Орловой-Чесменской. 1831 г. Планы первого этажа и бельэтажа.

Поскольку вход во дворец не разрешен, то использую фото с сайтов: http://moscow.wikimapia.org/photos и https://pastvu.com

Высокие входные ступени из серого камня ведут в парадные сводчатые сени. В правой половине дома с первого до третьего этажа идут марши дубовой лестницы на ползучих сводах. В левой половине парадная чугунная лестница по проекту Осипа Бове 1826 года ведет в бельэтаж. Еще две узкие белокаменные лестницы, расположенные симметрично по садовому фасаду, ведут во все этажи и в подвал.

Парадная лестница. Проект О.Бове. 1826. Фото 1970-1982.
Парадная лестница. Проект О.Бове. 1826. Фото 1970-1982.
 Вестибюль. Фото 1970-1982.
Вестибюль. Фото 1970-1982.

Расположенные в бельэтаже анфиладой парадные гостиные, облицованные искусственным мрамором, с расписными плафонами, назывались по цвету мебельных гарнитуров голубой, малиновой и большой желтой гостиными; по направлению к южному торцу находились, также с росписью на потолках, малая гостиная и угловая столовая. 

Дверные проемы анфилады направлены по оси, начинающейся от южного торцового фасада здания. На другом конце перспектива анфилады замыкается высоким белым мраморным камином голубой гостиной, от которой анфилада поворачивает, нанизывая на свою ось парадную с колонным альковом спальню и угловую комнату-кабинет. Анфилада открывалась в обе стороны от средней большой гостиной, к которой вел торжественный подход с парадной лестницы через аванзал и малый колонный зал.

Большой колонный зал.
Большой колонный зал.

Ряд гостиных комнат находился в нижнем и верхнем этажах: на третьем этаже была библиотека, в первом - кухня в левой половине, вблизи хозяйственной лестницы, и баня возле парадных сеней. 

Интерьер одного из залов. Фото 1896.
Интерьер одного из залов. Фото 1896.
Одна из гостиных.
Одна из гостиных.

Почти все помещения бельэтажа украшены живописными плафонами и лепниной. Плафон большого колонного зала, возведенного в 90-х годах XVIII в., близок росписи большой двусветной гостиной на противоположном фасаде. Обоим плафонам присущи компоненты позднеклассического крупного гризайльного орнамента с яркими по тону вставками и цветочными гирляндами. В таких же чертах выполнена роспись плафона в малой гостиной, в угловой гостиной и в спальне. 

Плафон большого колонного зала. Фото 1989.
Плафон большого колонного зала. Фото 1989.

Единой по стилю является роспись парадной лестницы (роспись выполнена в 1829 г. после установки чугунной лестницы) и аванзала. Характер орнамента и строгость одноцветной гризайли придают этим помещениям некоторую официальную холодность. Живопись всех этих помещений, хотя и несколько различная по эмоциональному характеру, может быть датирована первой третью XIX в. Можно предположить, что эти росписи одновременны работам, производившимся в доме при подготовке его для коронации 1826 г.

Совершенно иная роспись плафона малого колонного зала была открыта под позднейшим слоем при реставрации живописи в 1959 г. Орнаментальный мотив плафона и сочетание тонов - нежно-зеленые амфоры на приглушенном розовом фоне - заставляют отнести эту роспись, как и роспись угловой комнаты в начале анфилады с левой стороны, к периоду раннего классицизма, т. е., по всей вероятности, ко времени до перестройки дома в 1790-х годах.

Малый овальный зал. Фото 1970-1978.
Малый овальный зал. Фото 1970-1978.
Потолок угловой комнаты. 1970-1978.
Потолок угловой комнаты. 1970-1978.

Сейчас в залах, сохранивших дореволюционный декор, проходят праздничные приёмы, встречи иностранных делегаций, прощания с выдающимися членами РАН.

К усадьбе Нескучное относятся еще несколько зданий: это Манеж он заслуживает отдельного блога - Манеж Орлова в Нескучном (Минералогический музей), и Летний домик графа Орлова.

В 1796 году Алексей Григорьевич Орлов с помощью своего архитектора разбивает английский сад и строит на высоком уступе над Москвой-рекой домик (получивший позднее название Летнего), с балкона которого открывался прекрасный вид на Воробьёвы горы, Новодевичий монастырь и Кремль. Под горой он велел выкопать пруд и устроить островок с беседкой, а рядом разместить другой домик с портиком (впоследствии названный Ванным); кроме того, в саду был сделан таинственный грот, поставлены скульптуры и беседки. 

Летний домик графа Орлова. Фото 1900-1904. Беседки с боковых фасадов еще не построены.
Летний домик графа Орлова. Фото 1900-1904. Беседки с боковых фасадов еще не построены.

"В саду Александрийского летнего дворца на берегу Москвы-реки находится весьма солидное и красивое каменное без печей строение, называемое потому "Летний домик"". - Из рапорта в делах Московской дворцовой конторы за 1833 г.

Летний домик был выстроен из дерева и решён в духе классической архитектуры — простой симметричный план, по шесть колонн коринфского ордера с каждого большего фасада и по одноэтажной беседке со ставнями-решётками с каждого малого (пристроены в 1930-е годы). Возле входа в павильон - две красивые чугунные подставки для цветов середины XIX века, украшенные по углам бараньими головами.

Летний домик на берегу вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии. В послереволюционное время Домик использовался по-разному, дольше всего в нём размещался дом творчества Союза писателей СССР. В нём также была библиотека-читальня. Сейчас здание на реставрации. 

Летний домик графа Орлова. Фото 2018.
Летний домик графа Орлова. Фото 2018.

В 2018 году Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на проведение научных и изыскательских работ для реставрации въездных парадных ворот и чугунного фонтана на территории Александринского дворца в Нескучном саду. Все сейчас на реставрации.

В парке прекрасно сохранился Большой каменный мост (Верхний) для карет. Помимо Верхнего моста в саду сохранились ещё два - Малый Каменный (Нижний) над оврагом и небольшой Гротесковый мостик, сложенный из кирпича и необработанных камней над несуществующим уже ручьём - для пешеходов.

Большой каменный мост в Нескучном саду, построенный в 1804–1831 гг. Реставрирован в 2016 г. Фото 2020.
Большой каменный мост в Нескучном саду, построенный в 1804–1831 гг. Реставрирован в 2016 г. Фото 2020.
Гротесковый мостик.
Гротесковый мостик.
Малый Каменный мост каскадного спуска от дворца к реке.
Малый Каменный мост каскадного спуска от дворца к реке.

Использованные источники: «Памятники русской архитектуры и монументального искусства». Издательство «Наука», 1983; «Москва в Фотографиях Конец XIX- начало XX века», С-Петербург, изд-во Лики России, 2004; Н.Хомутецкий. Неопубликованные работы Е.Д.Тюрина. – Советская архитектура, 1958, № 9, с. 135.; Очерк арх.-худ. Родионова. Издано отдельным Редакционно-Издательским отделом Всероссийской с.х. и кустарно-пром. выставки, Москва, 1923; В.С.Ледзинский, А.А.Теличко, А.В.Зверев. Ковка и литье Москвы, М., Машиностроение, 1989; «Москва». Изд-во «Молодая Гвардия», 1948, 268с.; П.В.Сытин, «По старой и новой Москве»; М.Ильин, Т.Моисеева. Памятники Искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье, Искусство, 1979.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.