bogachkova1957

Categories:

Александринский дворец в Нескучном - 1

«Кстати, здесь, на Калужской, всегда давали балы...» - из романа Юрия Трифонова «Время и место».

Цитата из Трифонова относится к нынешнему зданию Президиума РАН в Нескучном саду. Превосходный дворец XVIII века замечательно сохранился и привлекает нас своей историей и архитектурой.

Здание Президиума РАН. Фото 2020.
Здание Президиума РАН. Фото 2020.

А история дворца начинается в 1756 году. В середине XVIII века на участке по нынешнему Ленинскому проспекту, 14 располагались две усадьбы, принадлежавшие Д. Куракиной и генералу Ф.И. Соймонову. В 1754 году оба владения были куплены П.А. Демидовым. 

Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова. 1773. ГТГ.
Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова. 1773. ГТГ.

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710 — 1786) — старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Нигде никогда не служил и гордился этим, но получил чин действительного статского советника за благотворительную деятельность. С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц. В каменных оранжереях им были посажены пальмы и другие теплолюбивые деревья, в грунтовых сараях и парниках выращивались ананасы и виноград. «Как жадный, веселился на свои цветники и теплицы», так что даже на известном парадном портрете Левицкого опирается на лейку и указывает перстом на кадки с растениями. 

Сохранилась «челобитная дворянина П. А. Демидова и жены его Матрены Антиповой» от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить «каменные палаты». Имеется и резолюция: «дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева».

Дом П. А. Демидова. Садовый фасад. 1756. Фрагмент гравюры из книги академика П. С. Палласа (изд. 1781 г.).
Дом П. А. Демидова. Садовый фасад. 1756. Фрагмент гравюры из книги академика П. С. Палласа (изд. 1781 г.).

С авторством дворца Демидова связаны три имени:  В. Яковлев, архитектор, подписавший первоначальный план дома («В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв.», с. 387-388), архитектор Иехт («Иехт Вильгельм, архитектор... ум. 1763... строил Александр, дворец в Москве...». - «Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих...». т. II, вып. 1. СПб., 1893, с. 513), крепостной строитель Ситников - имя Ивана Федоровича Ситникова возникает в 1828 г. в связи с постройкой в доме Орловой-Чесмекской чугунной лестницы по проекту Бове (С. В Безсонов. Крепостные архитекторы. М., 1938, с. 84).

Дворец был построен в стиле барокко, между ризалитами садового фасада был устроен балкон на колоннах. Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда. Решетка ограды была изготовлена на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С.Аргунова. Чугунные створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями. Дом Демидова был обращен главным фасадом в сторону сада и Москва-реки, что соответствовало приемам усадебного строительства середины XVIII в.

Забавно!!! В бытность Демидова усадьба славилась знаменитым ботаническим садом. Сад привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и он всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места — Нескучный сад.

Восьмиколонный портик дворца. Фото 2020.
Восьмиколонный портик дворца. Фото 2020.

После смерти П.А. Демидова в 1786 году усадьба перешла к его сыновьям, которые в 1791 году продали ее генерал-прокурору Сената князю А.А. Вяземскому. Но уже в 1793 г. у Вяземского имение выкупил граф Фёдор Орлов (1741-1796) — один из знаменитых братьев Орловых. Фёдор Григорьевич хотел выстроить за городом «хоромы», которые превзошли бы по изяществу усадьбу на Донском поле его брата Алексея Чесменского. До своей смерти в 1796 году Орлов перестроил дом Демидова в соответствии с требованиями классицизма. Именно тогда у дворца появился нарядный восьмиколонный портик, а в парке были возведены различные павильоны и мосты.

Д.Г. Левицкий. Портрет графа Федора Григорьевича Орлова. 1785. ГРМ. - П. Соколов. Портрет графини А.А. Орловой-Чесменской. 1830-е. - Неизвестный художник. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Эрмитаж.
Д.Г. Левицкий. Портрет графа Федора Григорьевича Орлова. 1785. ГРМ. - П. Соколов. Портрет графини А.А. Орловой-Чесменской. 1830-е. - Неизвестный художник. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Эрмитаж.

В 1796 году все владения в Нескучном унаследовала по завещанию Ф. Г. Орлова (он не имел законнорожденного потомства) его племянница Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848), которой в то время было одиннадцать лет. Фактическим владельцем усадьбы стал ее отец (тогда уже в отставке) граф А. Г. Орлов-Чесменский. В том же году, после воцарения Павла, А. Орлов уехал за границу, а вернувшись в 1801 г., поселился в этом доме и жил в нем до своей смерти в 1808 г., а Анна Орлова-Чесменская владела усадьбой и домом до 1832 г.

Главный (уличный) фасад дома Орловой-Чесменской. 1831.
Главный (уличный) фасад дома Орловой-Чесменской. 1831.

Во время французской оккупации дворец Орловой занимал маркиз Лористон, генерал и дипломат, тот самый, кто был посланником к фельдмаршалу Михаилу Кутузову с письмом Наполеона о мире от 3 октября 1812 года со словами: Я хочу мира! Мне нужен только мир, и я непременно хочу его получить! Спасите только честь! На предложение Лористона о заключении мира, Кутузов ответил отказом и напомнил, что не русские начали эту войну, и она только началась. На этом миссия генерала Лористона завершилась, и он возвратился в Москву ни с чем.

Николай Ульянов. Лористон в ставке Кутузова. 1944.
Николай Ульянов. Лористон в ставке Кутузова. 1944.

Дворец Орловой отметился и по случаю коронации Николая I в 1826 году. Был организован огромнейший бал, на который съехались 1200 гостей. Дворец прихорошился к приезду высоких гостей, обрел роскошную чугунную лестницу, отлитую по рисунку О. И. Бове, новый гризайльный орнамент, сдержанный, но местами расцвеченный яркими гирляндами.

На постройку в доме Орловой-Чесменской висячей чугунной лестницы, отлитой на заводе Шепелева по брульону О. И. Бове было отпущено из "Кабинета его императорского величества" 12850 рублей.
На постройку в доме Орловой-Чесменской висячей чугунной лестницы, отлитой на заводе Шепелева по брульону О. И. Бове было отпущено из "Кабинета его императорского величества" 12850 рублей.

Парадные гостиные дворца облицевали искусственным мрамором, и они стали называться по цвету мебельных гарнитуров в них: голубая, малиновая и большая желтая гостиная. Великолепные столовые убранства, пышность освещения, богатство ливрей прислуги, прекрасная иллюминация двора и сада. Одних свечей во дворце горело до семи тысяч, столового серебра и бронзы было арендовано на 40 тысяч рублей. Царская фамилия ела на золоте и драгоценном фарфоре, а все прочие едали на серебре.

Николай I и Александра Федоровна. Париж. 1838.
Николай I и Александра Федоровна. Париж. 1838.

Возможно, именно во время этого бала императрица выразила пожелание приобрести Нескучное. В 1832 г. Орлова продала имение в казну за полтора миллиона рублей, и Николай I купил его в подарок своей супруге - императрице Александре Федоровне.

Состояние здания тщательно документировано при подготовке дома к продаже. В 1831 г. оценочная комиссия во главе с архитектором Мироновским произвела графическую фиксацию, опись и сметы по всем строениям. Из сравнения этих материалов  (Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, р. 1, № 5673.) с современным зданием видно, что интерьер дома в своей основной планировке не подвергся изменениям, сохранив планировочную структуру, полученную при перестройке в 90-х годах XVIII в. и в значительной части унаследованную от середины XVIII в.

В.В.Пукирев. Портрет Е.Д.Тюрина. 1855.
В.В.Пукирев. Портрет Е.Д.Тюрина. 1855.

Новый этап строительной истории здания связан с деятельностью Е. Д. Тюрина в 1833-1870 гг., когда он был главным архитектором Московской дворцовой конторы. В 1833-1836 гг. он при главном фасаде воздвигает на втором этаже две легкие полуротонды с тонкими чугунными стойками.

Александрийский дворец. Парадный фасад. Фото 1884.
Александрийский дворец. Парадный фасад. Фото 1884.

В 1856 году сделаны световые проемы над темными помещениями третьего этажа, пристроена деревянная терраса с левой стороны садового фасада (разобрана в 1918), заменены ионические капители колоннады боковых полуциркульных балконов главного фасада коринфскими.

Александрийский дворец. Садовый фасад. Фото 1880-1892. Видна деревянная терраса с левой стороны.
Александрийский дворец. Садовый фасад. Фото 1880-1892. Видна деревянная терраса с левой стороны.
Вид на Москву-реку и каскадный парк с чугунным фонтаном перед Александринским дворцом. Фото 1880-1896.
Вид на Москву-реку и каскадный парк с чугунным фонтаном перед Александринским дворцом. Фото 1880-1896.
Вид садового фасада в 1934 году. Удалены терраса и деревянные покрытия балкона.
Вид садового фасада в 1934 году. Удалены терраса и деревянные покрытия балкона.

Итак, кроме частичных и, во всяком случае, не решающих изменений, здание до нашего времени сохранило архитектурный облик, полученный при перестройке в 90-е годы XVIII в.

После перестройки архитектором Е.Тюриным дворец стал императорской резиденцией с названием Александринский дворец - в честь супруги императора. Дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны Калужской улицы вела парадная аллея, открывающаяся парадными воротами с аллегорическими скульптурными группами. 

Ворота парадного въезда в усадьбу Нескучное. Фото 1914. Видны изначальные скульптуры въезда.
Ворота парадного въезда в усадьбу Нескучное. Фото 1914. Видны изначальные скульптуры въезда.

Первоначальные скульптуры, созданные, судя по стилю, в 1820-е гг., были утрачены в 1850-е гг. и заменены работами Ивана Витали (1794-1855). В настоящее время на северном пилоне находится копия (из железобетона) группы южного пилона, т.к. первоначальная была утрачена в 1930-е годы. Судя по современным технологическим исследованиям, левая скульптура выполнена из металла — шпиатра. Таким образом, левая скульптура историческая и может быть датирована концом 1850-х гг. Сейчас скульптуры замотаны какими-то тряпками – как бы на реставрации.

Иван Витали. Скульптурная группа «Изобилие». Фото 1893-1904.
Иван Витали. Скульптурная группа «Изобилие». Фото 1893-1904.

Парадный двор усадьбы оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса. Двухэтажные административные здания были построены в начале XIX века. Перестроены в 1830-1839 гг. В 1860 году построен кухонный корпус за правым флигелем. Все это было сделано Тюриным. 

Бывшие Фрейлинский и Кавалерский корпуса Александринского дворца.
Бывшие Фрейлинский и Кавалерский корпуса Александринского дворца.

А рядом появилась небольшая ампирная Гауптвахта (в 1833-1836 гг. – деревянная на каменном фундаменте, в 1836 г. – каменная). 

Гауптвахта в Нескучном саду. Фото 1910-1923.
Гауптвахта в Нескучном саду. Фото 1910-1923.
Гауптвахта в Нескучном саду. Фото 2020.
Гауптвахта в Нескучном саду. Фото 2020.

Вход дворца сторожили два пса.  Из книги «Прошлое Нескучного сада» (Л. П. Александров. - Москва: Изд. М. И С. Сабашниковых, 1923): "... Нужно упомянуть еще о двух прекрасных мраморных фигурах собак, украшающих главный вход во дворец. В журналах дворцовой конторы мы находим следующее донесение (1836 г. мая 19) «… что по предписанию оной конторы с. г. мая 5 дня перевезены иностранцем Кампиони в Александринский летний дворец находившиеся у галереи на Нижнем Пресненском пруде (находился в районе Белого дома) из мрамора две собаки, очищены оные и поставлены на крыльце оного дворца на место чугунных, кои поставлены при входе из сада у оранжерей». Где сейчас чугунные собаки – неизвестно.

Мраморные псы у дворца. Фото 2020.
Мраморные псы у дворца. Фото 2020.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. 

Фото 1896. Императорский дворец в Нескучном саду, где проживала императорская семья во время коронационных торжеств.
Фото 1896. Императорский дворец в Нескучном саду, где проживала императорская семья во время коронационных торжеств.

Во дворце бывали императоры Александр II, Александр III и Николай II. В книге "Николай Второй последний российский император" за 1992 год приведен снимок фотографа Л.Л.Коношевича 1896 года. Подпись под снимком гласит: Императорский дворец в Нескучном саду, где проживала императорская семья во время коронационных торжеств. 

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в своём рабочем кабинете в Нескучном. Фото 1882.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в своём рабочем кабинете в Нескучном. Фото 1882.

В конце XIX - начале XX веков здесь жили генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна. Князь погиб в 1905 году от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске. 

Забавно!!!! «15 мая 1912 года в Нескучном саду была сделана для кинематографа съёмка юбилейной картины, изображающей вступление Наполеона в Москву. Участниками явились солдаты пехоты и кавалерии и некоторые артисты. Картина выигрывает благодаря тому, что она сделана на историческом месте, где действительно происходили эти события 100 лет назад». Справа - Наполеон, слева - Мюрат. - Источник: Журнал «Искры».

Съемки фильма об Отечественной войне 1812 года. Фото 1912.
Съемки фильма об Отечественной войне 1812 года. Фото 1912.
Александринский дворец. Фото 1920-1923.
Александринский дворец. Фото 1920-1923.

Дворец оставался собственностью царской семьи до 1917 года. После революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев»: «Это были комнаты, обставленные павловским ампиром,  красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной... Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором... По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами». 

По решению И. В. Сталина в 1934 году здание было передано Президиуму Академии наук СССР. 

Здание Президиума Академии наук СССР. Фото 1936. Фонтана еще нет.
Здание Президиума Академии наук СССР. Фото 1936. Фонтана еще нет.

В 1935 году по проекту архитектора В. И. Долганова был устроен парадный двор с чугунным фонтаном XIX века работы Ивана Витали (1835). Установлен фонтан на этом месте в 1936 году. С 1835 по 1934 гг. до того, как на ней был установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому работы Е. В. Вучетича, фонтан находился в центре Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Лубянская площадь. Водозаборный бассейн из Мытищинского водопровода.
Лубянская площадь. Водозаборный бассейн из Мытищинского водопровода.

Витали украсил фонтан фигурами четырёх мальчиков, которые поддерживают большую чашу из красного полированного гранита. Они олицетворяют русские реки - Волгу, Днепр, Дон и Неву. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с Петровским фонтаном, построенным в 1835 году.

Мальчики, олицетворяющие русские реки - Волгу, Днепр, Дон и Неву.
Мальчики, олицетворяющие русские реки - Волгу, Днепр, Дон и Неву.

Продолжение в следующем блоге - Александринский дворец в Нескучном – 2.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.