bogachkova1957

Categories:

Донской монастырь. Часть 3

Продолжение экскурсии в Донской монастырь. Начало - Донской монастырь. Часть 1  и  Донской монастырь. Часть 2.

Рядом с Северными воротами в 1888-1891 гг. был построен Храм Иоанна Златоуста с нижним храмом великомученицы Екатерины как усыпальница семьи Первушиных и освящён по именинам главы семейства купца первой гильдии Ивана Первушина. 

Храм Иоанна Златоуста (усыпальница семьи Первушиных). Арх. А.Г.Венсан. 1888-1891. Фото 2011.
Храм Иоанна Златоуста (усыпальница семьи Первушиных). Арх. А.Г.Венсан. 1888-1891. Фото 2011.

Автором архитектурного проекта был талантливый реставратор, скульптор и архитектор А.Г. Венсан, скончавшийся в 1888 году. По его проекту храм строился под руководством архитекторов: В.Д Шера, В.П. Гаврилина, М.П. Иванова. Храм возведен в традиции русско-византийских храмовых построек эпохи историзма. Он имеет в основании равноконечный крест и венчается массивным барабаном со шлемовидным покрытием. В западной части находится небольшая паперть со звонницей увенчанной тождественной центральной главой и покрытием, но меньшего размера. Стены храма декорированы формованным кирпичом.

Элементы декора западного фасада. Фото2011 года А.Чеботаря с сайта www.temples.ru.
Элементы декора западного фасада. Фото2011 года А.Чеботаря с сайта www.temples.ru.

В советское время в церкви размещалась фототека и фонды Музея Архитектуры. Богатое орнаментальное убранство интерьеров храма, выполненное в 1910-х годах, было частично утрачено. В конце 1990-х годов в храме установлен новый иконостас. В технике сухой фрески выполнены новые монументальные росписи интерьера. В храме расположена реставрационная мастерская монастыря. Сейчас храм на реставрации.

Архимандритские покои. 1745-1749. Фото 2020.
Архимандритские покои. 1745-1749. Фото 2020.

Перед Храмом Иоанна Златоуста находятся Архимандритские покои, возведенные в 1745–1749 гг. для настоятеля Донского монастыря ректора Славяно-греко-латинской академии архимандрита Иоанна (Козловича). Главным фасадом дом обращен к дороге, ведущей от Северных ворот к Большому собору. В 1777 г. по проекту архитектора И.Р. Залусского второй этаж дома был разобран и заново перестроен. Росписи парадных покоев выполнены по эскизам художника Антонио Клаудо живописцем А. Ивановым. Барочную пышность интерьеров сменила строгая отделка парадной анфилады. Деревянная лестница с позолоченными балясинами, освещенная световым фонариком, расходилась на два марша. В 1896 г. здание перестраивалось; под жилье приспособили помещения нижнего этажа, исчезли росписи, вся отделка интерьеров приобрела более строгий характер. В 1920-е гг. дом использовали под коммунальные квартиры. В начале 1980-х гг. при проведении реставрационных работ удалось восстановить интерьеры конца XIX в. Живопись сохранилась под подшивными потолками XIX века.

Настоятельская баня — небольшой одноэтажный кирпичный дом скромной архитектуры, представляет образец жилых построек середины XVIII в. 

Здание настоятельской бани (кухни) было выстроено в северной части монастыря, вблизи Северных ворот, одновременно с настоятельскими покоями в 1750 году. Одноэтажный кирпичный домик скромной архитектуры построен по принципу жилых покоев. Сохранились лотковые своды с распалубками в двух палатах (западной и средней). Восточная палата утратила сводчатые перекрытия еще в XIX веке. После 1917 года здание использовалось как жилое, а с 1980-х годов в нем разместили фонды музея.

Позади Нового собора монастыря в некрополе расположены несколько храмов-усыпальниц.

Храм Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко). К востоку от алтарной части Большого собора стоит небольшой храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, возведенный в 1896–1897 годах на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, в 1898 году переоборудована в церковь. С северной стороны храма устроена лестница, ведущая в крипту.

Храм Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко). 1896-1897. Западный и южный фасады. Фото2020.
Храм Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко). 1896-1897. Западный и южный фасады. Фото2020.

Небольшой храм сооружен в псевдорусском стиле. Центральный шатровый восьмерик, увенчанный шатром, фланкирован четырьмя меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света; диагональные углы основного объема оформлены декоративными бочками. Алтарное завершение окружено небольшими кокошниками и венчается крохотной главкой. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены церкви украшены лепными деталями и декоративными орнаментами из формованного кирпича.

Лепные детали и декоративные орнаменты из формованного кирпича.
Лепные детали и декоративные орнаменты из формованного кирпича.

Фасады храма были отреставрированы в 1989 году, а в 1990 году были отреставрированы росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установлен иконостас.

Храм Иоанна Лествичника. Иконостас.
Храм Иоанна Лествичника. Иконостас.

Храм Александра Свирского.  Небольшой храм в честь преподобного Александра Свирского возведен в 1796-1798 годах в честь небесного покровителя графа А. Н. Зубова, над его могилою. Заказчиком постройки был сын сенатора Н. А. Зубов, ученик и впоследствии зять А. В. Суворова.

Храм Александра Свирского (усыпальница Зубовых). 1796-1798. Фото 2020.
Храм Александра Свирского (усыпальница Зубовых). 1796-1798. Фото 2020.

Церковь пострадала во время разорения монастыря французами 1812 году и была восстановлена в 1834 году. Архитектура храма типична для эпохи классицизма. Круглый храм-ротонда увенчан характерным для подобного типа сооружений покрытием с крохотной главкой (в настоящее время утрачена). Фасады храма декорированы плоскими пилястрами, поднимающимися от основания до карниза.

Элементы декора  храма Александра Свирского.
Элементы декора храма Александра Свирского.

В 1820 году интерьер храма были расписан частично в академической технике живописи, частично выполнена роспись под имитацию камня. В советские времена внутри храма находился архив библиотеки Госстроя СССР. Из-за протечки кровли интерьер храма был утрачен в 50-е годы XX века. Реставрация храма была осуществлена в 1996 году, несколько позднее была выполнена роспись интерьера, установлен новый иконостас, мало сочетающийся с пространством интерьера эпохи классицизма.

Храм Александра Свирского. Иконостас.
Храм Александра Свирского. Иконостас.

Часовня-усыпальница Левченко построена в 1900-1915 гг. под руководством архитектора Р.И. Клейна в стиле модерн со стилизацией под псковско-новгородские храмы. По моему мнению – одно из лучших сооружений в Донском монастыре.

Часовня-усыпальница Левченко. Арх. Р.И.Клейн. 1900-1915. Фото 2020.
Часовня-усыпальница Левченко. Арх. Р.И.Клейн. 1900-1915. Фото 2020.
Герб семьи Левченко на восточном фасаде.
Герб семьи Левченко на восточном фасаде.

Герб был пожалован Осипу Левченко, титулярному советнику и Алексею Левченко, коллежскому секретарю 04.08.1829. Описание герба: Щит пересечен, в верхней половине в лазоревом поле изображена золотая звезда; в нижней половине в червленом поле половина шпаги сквозь серебряную луну проходящая. Посреди щита горизонтально означена река и на оной маленький серебряный щиток, в котором крестообразно положены две древесные ветви с плодами. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной со страусовыми перьями. 

Часовня-усыпальница украшена мозаиками, выполненными по рисункам художника В. М. Васнецова.

Часовня-усыпальница Левченко. Мозаики В. М. Васнецова.
Часовня-усыпальница Левченко. Мозаики В. М. Васнецова.

Интересно!!! Когда в 1918 в Донском монастыре солдаты стреляли в мозаичный образ святителя Николая в часовне Левченко, пуля срикошетила, и попала стрелявшему в грудь. Следы от пуль и выбитые кусочки стеклянной смальты хорошо видны на золотом фоне вокруг головы святителя.

Мозаичная икона Николая Чудотворца в левом крыле усыпальницы со следами пуль.
Мозаичная икона Николая Чудотворца в левом крыле усыпальницы со следами пуль.

Слева от входа в монастырь в постсоветское время после возвращения монастыря в лоно Церкви было сооружено несколько храмов. По мне, никакого интереса ни с архитектурной, ни с исторической точки зрения они не представляют, поэтому просто помещаю их фото и информацию об интерьере.

Храм Александра Невского. 2006.
Храм Александра Невского. 2006.

Храм Александра Невского сооружён в 2006 г. Небольшой храм выполнен из кирпича. В плане храм представляет собой равноконечный крест, с несколько выступающей в виде усеченного ромба алтарной частью и небольшим крыльцом с отрытой звонницей в западной части. Выступающие с четырех сторон небольшие фронтоны завершаются стилизованными килевидными закомарами, которые в основном объеме четверика переходят в щипцовое завершение. Венчается храм световым барабаном и луковичной главой. Интерьер храма расписан в 2008 году. В алтарной части росписи выполнены в живописной технике академического письма. В храме установлен золоченый каркасный иконостас в традициях конца XIX века. 

Храм Тихона, Патриарха Всероссийского, с нижним храмом Вячеслава Чешского сооружён в 1998 г. на месте бывших монастырских огородов.

Храм Тихона, Патриарха Всероссийского. 1998.
Храм Тихона, Патриарха Всероссийского. 1998.

Небольшой храм выполнен из кирпича. В плане храм представляет собой прямоугольное основание с выступающей, в виде усеченного ромба, алтарной частью. Основной объем храма разделен декоративными пилястрами. Окна декорированы простыми наличниками с фронтонным завершением. Покрыт храм в соответствии с новгородской традицией архитектуры XV века кровлей на восемь скатов. Увенчан храм луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части уплощенными кокошниками. На южном фронтоне расположена композиция «Благовещение». В западной части храма устроено, мало сочетающееся с общим архитектурным замыслом, металлическое крыльцо. Интерьер храма расписан в 1998 году в технике сухой фрески художником Н.П. Ермаковой. В цокольной части храма устроена крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. В приделе установлен небольшой иконостас из цветного мрамора и икон, выполненных по греческим образцам.

Храм Георгия Победоносца построен в 2000 г. Небольшой храм выполнен из кирпича. В плане храм представляет собой восьмерик и относится к небольшим постройкам ротондного типа. Углы восьмерика декорированы плоскими пилястрами. На месте центрального алтарного окна выполнена роспись в технике сухой фрески. Венчается храм восьмигранной округлой крышей с массивным козырьком и ярусом колокольного звона, переходящей в цилиндрический барабан и луковичную главу.

Храм Георгия Победоносца. 2000.
Храм Георгия Победоносца. 2000.

Интерьер храма расписан в 2001 году в технике сухой фрески. В алтарной части в нижнем регистре расположено изображение «Воскресения Христова», в верхнем «Троица». В основном пространстве храма выполнены росписи на тему жития св. великомученика Георгия. В храме установлен небольшой каркасный иконостас, украшенный золоченой резьбой по белому фону.

Пройдемся теперь немного по территории монастыря. Информация о некрополе – в отдельном блоге: Некрополь Донского монастыря.

Поскольку с 1934 года в Донском монастыре находился музей архитектуры, в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. 

В монастыре находились элементы от Триумфальной арки у Тверской заставы. Триумфальные ворота были восстановлены на Кутузовском проспекте в 1966-68 гг., но не все элементы были использованы.

«Колесница Славы» - скульптурный фрагмент Триумфальных ворот. Фото 1960-1965.
«Колесница Славы» - скульптурный фрагмент Триумфальных ворот. Фото 1960-1965.
Барельеф с Триумфальных ворот. Фото 1983. Сейчас этот фрагмент барельефа находится во дворе музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Барельеф с Триумфальных ворот. Фото 1983. Сейчас этот фрагмент барельефа находится во дворе музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Сейчас от Триумфальной арки на стене монастыря остались два чугунных ангела - крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира.

Посреди монастырского сада стоит Обелиск из села Коньково, возле Калужской дороги, сооруженный в конце XVIII - начале XIX веков. Есть версия, что обелиск поставили тамошние крестьяне в честь приезда Екатерины II. В 1972 году село Коньково было снесено, а обелиск перевезён в Донской монастырь.

Обелиск из села Коньково.
Обелиск из села Коньково.

В восточной стене монастыря размещены горельефы первоначального храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Горельефы выполнены из белого мрамора, они просто великолепны! Сколько экспрессии в выражении лиц, позах и жестах! И никакого сравнения с современными горельефами из бронзы на современном соборе. Большая часть горельефов была создана русским скульптором Александром Васильевичем Логановским в 1847-1849 гг. Они были высечены из протопоповского мрамора с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией.

Горельеф «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.». Изображены слева направо: монахи-воины Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы:  князья Д.М.Боброк-Волынский и Владимир Серпуховской.
Горельеф «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.». Изображены слева направо: монахи-воины Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы: князья Д.М.Боброк-Волынский и Владимир Серпуховской.
Горельеф «Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями».
Горельеф «Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями».
Горельеф «Встреча Давида, победившего Голиафа».
Горельеф «Встреча Давида, победившего Голиафа».
Горельеф «Воин Георгий».
Горельеф «Воин Георгий».
Горельеф «Мариам – библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами».
Горельеф «Мариам – библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами».
Горельеф «Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями». Справа современный горельеф, выполненный Церетели из бронзы.
Горельеф «Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями». Справа современный горельеф, выполненный Церетели из бронзы.

Что и говорить – горельефы великолепны! Это хорошо видно при сравнении статуй Деворы, насколько же убого смотрится копия!

На территории монастыря находятся также фрагменты убранства утраченных Церкви Успения на Покровке (смотрите в блоге - Церковь Успения Божией Матери на Покровке) и Храма Николая Чудотворца в Столпах (смотрите в блоге - Армянский переулок).

Использованные источники: donskoi.org - О монастыре - Донской ставропигиальный мужской монастырь; onetraveller.ru  - Донской монастырь в Москве; fb.ru - Донской монастырь в Москве - история, фото и описание; planetadorog.ru - Достопримечательности Москвы. Донской монастырь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic