bogachkova1957

Categories:

Донской монастырь. Часть 1

Вот, наконец, и закончился вынужденный карантин в Москве. Потихоньку народ потянулся в парки, музеи, на выставки. Не удержались и мы – побежали на экскурсию в Донской монастырь: давно там не были, и хотелось посмотреть на проведенную реставрацию ряда храмов в нем.

Донской монастырь. Вид на Новый (Большой) собор от Западных ворот. Фото 2020.
Донской монастырь. Вид на Новый (Большой) собор от Западных ворот. Фото 2020.

Информации о монастыре много – всего не описать, поэтому основной акцент экскурсии – архитектурные формы, хотя куда же уйдешь от истории.

Донской монастырь. Вид на Новый (Большой) собор от Западных ворот. Фото 1865. Пожалуй, это самое старое фотографическое изображение Донского монастыря.
Донской монастырь. Вид на Новый (Большой) собор от Западных ворот. Фото 1865. Пожалуй, это самое старое фотографическое изображение Донского монастыря.

История монастыря начинается в 1591 году, когда царь Фёдор Иванович распорядился построить здесь небольшой собор Божьей Матери. Его возвели в честь освобождения Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского, в которой находилась икона Пресвятой Богородицы Донской, та самая, благодаря которой князь Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве. Из-за этого сразу после основания монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской, что в Обозе. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Феофан Грек. Икона Донской Богоматери. 1380-1395. ГТГ.
Феофан Грек. Икона Донской Богоматери. 1380-1395. ГТГ.

Икона Пресвятой Богородицы Донской была написана в конце 14 века, по всей вероятности,  Феофаном Греком. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы. После Куликовской битвы икону с честью доставили в Коломну и поместили в Успенский храм, выстроенный князем Дмитрием в честь победы над монголами. В течение без малого двух веков образ Богоматери, не имевший тогда названия, освящался молитвами притекавшего к нему народа. В царствование Иоанна Грозного победившего Мамая князя Дмитрия стали именовать Донским, а древняя святыня из коломенского храма стала называться «Донская икона Божией Матери». Соблюдая традиции предков, Грозный молился перед ней, собираясь в поход на Казань. И вновь не оставила русское войско Пречистая Богородица, вымолив у Господа победу. После этого царь повелел, чтобы образ был перенесен из Коломны на более почетное место — в Благовещенский собор Кремля. Так икона Донская Богоматерь стала общегосударственной святыней. Теперь она хранится в Третьяковской галерее.

После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря. В 1668 году для Малого собора Донского монастыря еще один список иконы сделал иконописец Симон Ушаков. Сейчас в Малом соборе Донского монастыря находится современная копия.

Немного истории!!! На долю Донского монастыря выпало немало испытаний. Монастырь подвергался разорению в Смутное время, его осаждал гетман Хоткевич, которому противостояло ополчение под руководством князя Дмитрия Трубецкого. Монастырь был захвачен поляками и разграблен. Возобновилась обитель уже при Романовых, при поддержке и Михаила Фёдоровича, и Алексея Михайловича. С этих пор цари ходили сюда на богомолье. В 1771 г. во время чумного бунта в монастыре был убит народом архиепископ Амвросий, убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в надежде уберечься от заразы. Народ увидел в этом злой умысел, и скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

Гравюра P. Iw. Архиепископ Амвросий, растерзанный при возмущении черни во время чумы 16 сентября 1771 г. в Донском монастыре. Париж, 1845.
Гравюра P. Iw. Архиепископ Амвросий, растерзанный при возмущении черни во время чумы 16 сентября 1771 г. в Донском монастыре. Париж, 1845.

А в 1812 году монастырь был практически полностью разграблен французами. 

Портрет патриарха Тихона.
Портрет патриарха Тихона.

Донской монастырь также известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. В мае 1922 года сюда он был привезен в качестве узника и провел большую часть времени своего заключения. Несмотря на постоянные аресты и психологическое давление со стороны советской власти, Тихон управлял Церковью в этот сложный для нее период. В декабре 1924 года на Тихона, жившего в келье Донского монастыря, было совершено покушение. Сюда проникли два злоумышленника с целью убийства Святейшего. Дверь им открыл келейник Яков Полозов. Он и был убит злоумышленниками. Почти до самой своей смерти 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре. После смерти он был погребён в Малом Донском соборе, потом перезахоронен на Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940-х гг. прах его был возвращён обратно в собор. После этого следы захоронения надолго затерялись и  были обретены во время ремонта Малого собора 19 февраля 1992 года. Ныне мощи Святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.

В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры. За время существования в монастыре музея в его стенах собралось немало фрагментов уничтоженных памятников архитектуры. Это шесть фрагментов фриза храма Христа Спасителя, наличники Сухаревой башни, церкви Успения на Покровке и трапезной Калязинского монастыря, а также скульптуры из имения Демидовых на Шаболовке и бывшего дома Апраксиных на Шаболовке.

Ну а теперь перейдем непосредственно к постройкам монастыря. Донской монастырь - это ансамбль, созданный по единому замыслу, как вполне традиционная древнерусская крепость. И только ее форма, почти правильный квадрат, говорит о стремлении к регулярности. Двенадцать двухъярусных башен, в том числе четыре круглые на углах, дополнительно подчеркивают регулярный характер планировки. Новый собор построен в геометрическом центре квадрата, и два его главных входа ориентированы на две башни с входными воротами. Немного в допетровскую эпоху можно найти архитектурных ансамблей с такой лаконичной структурой генерального плана. 

План Донского монастыря.
План Донского монастыря.

Старый (малый) собор Донской иконы Божией Матери – первое каменное здание на территории монастыря был построен в 1591–1593 гг. одновременно с созданием монастыря. Возможно, что его строителем был московский зодчий Фёдор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Фёдор Иоаннович, по другим — Борис Годунов.

Старый (малый) собор Донской иконы Божией Матери. Фото 2020.
Старый (малый) собор Донской иконы Божией Матери. Фото 2020.

Первоначально храм представлял собой квадратный четверик, который переходил в «горку» кокошников и венчался шлемовидной главой. Внутреннее пространство храма - уникальный пример бесстолпной архитектуры XVI века. В соборе были выполнены фресковые росписи и установлен тябловый иконостас, которые до наших дней не сохранились. В 1673 году к основному объему храма была пристроена, традиционная для храмовой архитектуры того времени, трапезная в 12 окон. В 1677-1678 годах возводятся приделы, увенчанные луковичными главами: южный в честь преподобного Сергия Радонежского и северный в честь великомученика Федора Стратилата. Завершилось формирование ансамбля храма возведением в 1679 году шатровой колокольни в западной части трапезной. В это же время был несколько надстроен центральный барабан. 

Окно трапезной и изразцы на колокольне Старого собора.
Окно трапезной и изразцы на колокольне Старого собора.

После окончания строительных работ внутреннее пространство храма расписывается московскими изографами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Устанавливается новый иконостас. Все эти работы выполнялись на личные пожертвования царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I и ее тетки Ирины Михайловны. На личные средства царевны Екатерины Алексеевны для иконостаса царским изографом Симоном Ушаковым был исполнен список с Донской иконы Божией Матери Феофана Грека. Во время разорения французами в 1812 году было утрачено богатое убранство древних иконостасов Малого собора. Вскоре после освобождения Москвы в храме начались восстановительные работы. В 90-е годы XIX века в храме были проведены реставрационные работы. Последний раз внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году.

В конце 1920-х годов внутреннее убранство собора было демонтировано, уничтожено надгробие Патриарха Тихона. Внутренние площади храма использовалось в качестве общежития для строителей московского метрополитена. В 1948 году Малый собор был возвращен церкви. В соборе был проведен возможный в тех условиях ремонт, установлен иконостас из разрушенного в 1935 году московского храма преподобного Харитона Исповедника. 16 ноября 1991 года в Малом соборе был совершён поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. В настоящее время на месте обретения мощей святителя Тихона устроена позолоченная сень, внутри которой в серебреной ризе помещена икона с его изображением. В соборе находятся наиболее почитаемые иконы, чтимая икона Богородицы именуемая «Федоровская» XVIII в., икона Богородицы именуемая «Знамение» XVIII в. и два образа Богородицы именуемый «Донской» XVIII- XIX вв. 

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери был возведен по обету сестер Петра I Екатерины Алексеевны и Софьи Алексеевны из «царских сокровищ» в 1683-1689 гг. Это центр архитектурной композиции монастыря. 

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Фото 2020.
Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Фото 2020.
Схема собора с сайта: http://odintsof.ru/.
Схема собора с сайта: http://odintsof.ru/.

Пятиглавый собор, возведенный из красного кирпича, поставлен на высоком подклете и окружен двухъярусной галереей. Фасады сооружения усложнены округлыми выступами, которые вместе с алтарным выступом образуют крест. Эти округлые выступы, расположенные по сторонам света, поднимаются на всю высоту храма. Весь архитектурный облик собора представляет собой достаточно редкое для того времени так называемое «лепестковое» сооружение, что придает ему уникальную неповторимость и красоту. Четыре малые главы поставлены по сторонам света и венчают не углы четверика, а округлые выступы планировочного креста.

Окна первого яруса собора.
Окна первого яруса собора.

Декор собора строг и лаконичен, никаких лишних красочных деталей нет и в помине. Простая гладь стен, и только окна первого яруса обрамлены колонками с ордерными мотивами, на которых покоится разорванный треугольник фронтона.

Собор поставлен на подклет, окруженный  широкой двухъярусной арочной галереей по всему контуру здания. Обе аркады первоначально были открытыми. Позднее нижний ярус был заложен, а верхний остеклен. Фасад галереи украшен полуколоннами из белого камня с «кубоватыми» капителями. В нижнем ярусе присутствуют приземистые спаренные полуколонны. Верхняя аркада с двойной арочкой на висячей гирьке. Белокаменные тяги и карнизы опоясывают оба яруса галереи.

Северное крыльцо собора.
Северное крыльцо собора.
Западное крыльцо собора.
Западное крыльцо собора.

На верхний ярус галереи ведут три открытых лестницы. В 2013 году в соборе были проведены реставрационные работы, во время которых было открыто северное крыльцо храма. Оно было восстановлено в первоначальном виде XVIII века. Сейчас это крыльцо представляет собой широкую лестницу, которая расходится двумя маршами и ведет к галерее храма. Именно это крыльцо когда-то было главным входом в Большой собор.

Внутреннее пространство собора.
Внутреннее пространство собора.

Интерьер собора хорошо освещен через окна и пять световых барабанов. Величавый семиярусный иконостас в стиле «московского барокко», был выполнен под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева в 1695-1699 году. Несмотря та то, что иконостас и иконы неоднократно поновлялись, он сохранился до наших дней в первозданной красоте. Живопись иконостаса относится к тому переходному периоду, когда древнерусская иконописная условность начала уступать место «фряжской» живописной манере, и в рисунках проступают новые реалистические формы, от которых уже недалеко до полотен XVIII века. Т.к. фотографировать в соборе нельзя, пришлось воспользоваться фотографиями с сайта www.temples.ru.

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Иконостас.
Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Иконостас.
Апостолы Павел, Андрей, Матфей - икона Деисусного ряда иконостаса собора Донской иконы Божией Матери. Фото 2016.
Апостолы Павел, Андрей, Матфей - икона Деисусного ряда иконостаса собора Донской иконы Божией Матери. Фото 2016.

Работы по украшению храма продолжились и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на белом фоне стен. В 1740-ых годах, по проекту зодчего В. С. Обухова, к юго-восточному углу собора было пристроено помещение ризницы с характерными тому времени раннебарочными наличниками. 

Ризница у южного крыльца собора. Арх. В.Обухов. 1740-е. Фото 2020.
Ризница у южного крыльца собора. Арх. В.Обухов. 1740-е. Фото 2020.

В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы собора. В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие до сих пор.

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Своды собора. Фото 2016.
Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Своды собора. Фото 2016.

В 1782 году известный архитектор В. И. Баженов разрабатывает программу росписей интерьера собора. Согласно этой программе, евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи за небольшими исключениями следовали устоявшейся традиции. В частности, в куполе вместо Христа Пантократора изображен Святой Дух в виде голубя, при этом изображения евангелистов в парусах традиционны. Своды храма имеют характерную для эпохи классицизма роспись, имитирующую лепные кессоны. На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Непосредственно живописные работы выполнял итальянский художник Антонио Клаудио, которые были окончены в 1786 году. Монументальные росписи Большого собора, выполненные в традициях эпохи классицизма достаточно органично вписались в интерьер древнего храма. Несколько позднее живописцем А. Ивановым были выполнены росписи галерей.

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Праотец Фарес, праотец Исаак, роспись столпа собора. Фото 2016.
Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Праотец Фарес, праотец Исаак, роспись столпа собора. Фото 2016.

В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 году на возобновление храмов Донского монастыря 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все иконы нижнего яруса иконостаса. 

В конце XIX века были обновлены все росписи в галереях храма. От первоначальных росписей XVIII века сохранились только три композиции на сводах при входе в храм. Последний раз в XIX веке внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году. В середине 1990-х годов были выполнены новые росписи в алтарной части собора.

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Росписи в галереях собора. Фото 2015 Евгения Чеснокова.
Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Росписи в галереях собора. Фото 2015 Евгения Чеснокова.
Список 16 века с иконы Донской Богоматери Феофана Грека в раме Симона Ушакова с сюжетом «Древо Иессеево».
Список 16 века с иконы Донской Богоматери Феофана Грека в раме Симона Ушакова с сюжетом «Древо Иессеево».

Главной святыней собора является храмовой образ Донской Богородицы находящийся в местном ряду иконостаса справа от Царских врат. Царским изографом Симоном Ушаковым в конце 17 века для этой иконы была написана живописная рама с сюжетом «Древо Иессеево». В августе 2014 года икона Божией Матери “Донская” была перенесена в реставрационную мастерскую для проведения исследования и экспертизы относительно необходимости ее реставрации и обновления. До этого момента под серебряной ризой была скрыта рама Ушакова.  Была выполнена реставрация и иконы и рамы, ее обрамляющей. Сейчас рама снова скрыта под серебряной ризой.

Фрагменты рамы Симона Ушакова для иконы Донской Богоматери.
Фрагменты рамы Симона Ушакова для иконы Донской Богоматери.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков. В крытой галерее Большого собора, с левой стороны, в конце XIX века была устроена лестница, ведущая в цокольную часть храма. Здесь в 1712-1714 годах трудами архимандрита Лаврентия был устроен Сретенский храм. В 1711 году здесь был захоронен царевич Александр, сын грузинского царя Арчила Багатиони, один из сподвижников царя Петра I. В 1713 году Сретенский храм стал последним пристанищем и для самого царя Арчила. В 1786 году в храме был устроен дубовый иконостас в классическом стиле, иконы для которого были написаны живописцем Антонио Клаудио. После разорения собора 1812 года иконостас Сретенского храма был поновлен в 1832 году на средства княгини А. И. Багратион. В советский период убранство Сретенского храма было утрачено. В 1991 году храм и галереи были приспособлены под экспозицию выставки, посвященной четырехсотлетию Донского монастыря. Сюда были перемещены несколько десятков надгробий из фондов музея Архитектуры, которые и ныне остаются внутри храма. В 2012-2013 годах в Сретенском храме был установлен новый одноярусный дубовый иконостас.

Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Нижний Сретенский храм.
Новый (Большой) собор Донской иконы Божией Матери. Нижний Сретенский храм.

Продолжение в следующем блоге - Донской монастырь. Часть 2.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic