bogachkova1957

Category:

Донской некрополь

Как я люблю прогулки по старым тихим уютным кладбищам. Жаркий день, а там всегда прохлада под  вековыми деревьями. Мне могут возразить: что интересного, одна тоска. А вот и нет: «Тоска – это хлам осени под ногами, музыка, толпа на набережной, красные фонари, скрип дебаркадера». А здесь судьбы – счастливые и несчастливые, иногда трагичные, иногда комичные. Одним словом, это наша история, наши корни. 

К примеру, некрополь в Донском монастыре известен как усыпальница русского дворянства и великих деятелей культуры. С XVII века его некрополь стал местом упокоения многих известных личностей. Согласно указу Екатерины II, в связи с эпидемией чумы, умерших было запрещено хоронить в черте города. Исключение делали только за высокую цену и лишь для высокопоставленных граждан. Именно поэтому Донское кладбище превратилось в самое аристократическое в Москве.

Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти самые громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены и выдающиеся люди России - писатели, поэты, архитекторы, ученые. Поэтому интересно проследить состояние ряда захоронений. Приведу фото некоторых захоронений тех деятелей, которых знаю и ценю их вклад в культуру России.

Сначала – схема некрополя, где цифрами указано место захоронения, и приведен список выбранных мною захороненных людей.

А. Покровский. Портрет В. Ф. Одоевского. 1844.
А. Покровский. Портрет В. Ф. Одоевского. 1844.

Князь Одоевский Владимир Фёдорович (1804-1869). Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823—1825 годах председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. Из сочинений Одоевского наиболее известна сказка «Городок в табакерке». В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, князь Одоевский, как считается, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В своём сочинении Одоевский описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». С 1846 года — директор Румянцевского музея. В середине 1840-х годов перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп. Князь Одоевский был известен неутомимой деятельностью по собиранию, сохранению и реставрации русского музыкального наследия, прежде всего в том, что касается православной церковной музыки. В 1845 году выступил одним из членов-учредителей Русского географического общества.

П. Ф. Соколов. Портрет А.О.Смирновой. 1835.
П. Ф. Соколов. Портрет А.О.Смирновой. 1835.

Смирнова-Россет Александра Осиповна (1809-1882). Фрейлина русского императорского двора. Стихи вокруг нее рождались сами собой: ее воспевали Вяземский, Пушкин, Жуковский, Хомяков, Туманский. Даже юный Лермонтов успел склониться перед Александрой Осиповной. Ее многолетним задушевным другом был Гоголь. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.

Неизвестный художник. Портрет Осипа Бове. 1820-е.
Неизвестный художник. Портрет Осипа Бове. 1820-е.

Бове Осип Иванович (1784–1834) – знаменитый архитектор, активно участвовавший в восстановлении жилых домов и общественных зданий в Москве после пожара 1812 г. в «Комиссии для строений в Москве». Начальное архитектурное образование и основы рисунка юный Осип получил у архитектора-итальянца Кампорезе. Затем он перешел в Архитектурное училище при Кремлевской экспедиции, возглавляемое М.Ф. Казаковым. В 1818-1824 гг. архитектор создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинку. В 1820-1822 годах разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинкой сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем. В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница была построена в 1828 -1833 гг. Он прожил всего 49 лет.

Ф.Рокотов. Портрет А.П.Сумарокова. 1777. Национальный художественный музей, Рига.
Ф.Рокотов. Портрет А.П.Сумарокова. 1777. Национальный художественный музей, Рига.

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) — русский поэт, драматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором. Для литературного творчества Сумарокова характерен жанровый универсализм, он писал оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Сумароков был «отцом русского театра», создателем национального театрального репертуара; драматургия была наиболее близка его литературной личности. В области драматургии он явился одновременно первым русским трагиком и комедиографом. В последние годы был в опале, всеми забытый, он скончался в уже не принадлежавшем ему доме, а некролог увидел свет только в 1778 году. На похоронах были только московские актёры, за счёт которых погребли поэта; могила не была отмечена памятником, и место захоронения потерялось уже в начале XIX века. Существующий памятник был установлен только в 1951 году.

Д. Левицкий. Портрет Ивана Ивановича Дмитриева. 1790-е.
Д. Левицкий. Портрет Ивана Ивановича Дмитриева. 1790-е.

Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837) — русский поэт, баснописец. Наиболее успешно писал Дмитриев в так называемом «лёгком» жанре: мадригалы, эпиграммы, «поэтические шутки» принимались обществом «на ура». Его перу принадлежало множество басен. Басни Дмитриева не считались образцом народности, что дало А.С.Пушкину впоследствии заявить, что все они «не стоят хорошей басни Крылова». Но они совсем другие; отличаются по изящности слога, правильности стиха, хорошей подаче и от этого не менее ценны. Басни Дмитриева проверены временем, они не потеряли своей актуальности до сих пор. Буквы на надгробии совсем стерлись, еле различила надпись.

Неизвестный художник. Портрет П.Я.Чаадаева.
Неизвестный художник. Портрет П.Я.Чаадаева.

Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 - 1856) — русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. Создал в 1829—1831 годах свои знаменитые «Философические письма». Начиная с весны 1830 года в русском образованном обществе их списки стали ходить по рукам. Публикация в 1836 году первого из «Писем» вызвала настоящий скандал и произвела впечатление «выстрела, раздавшегося в тёмную ночь» (Герцен), вызвала гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого». П. Я. Чаадаев считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Кружка в стиле историзм. Придворный фабрикант серебряных изделий Сазиков. Российская империя, Москва, 1873 год.
Кружка в стиле историзм. Придворный фабрикант серебряных изделий Сазиков. Российская империя, Москва, 1873 год.

Сазиковы Игнатий Павлович (1796-1868) и его сын Сергей Игнатьевич (1823-1880) – владельцы ювелирной фирмы «Сазиков». Фирма Сазиковых считается основоположником русского стиля в ювелирном искусстве. Ассортимент Сазиковых включал предметы, стилизованные под лапти, корзинки, деревенские домики, утварь. Для создания многих сложных работ привлекались художники высокого уровня: Клодт, Витали, Лансере. Портрета кого-либо из Сазиковых не обнаружила.

Эмилио Росси. Владимир Александрович Соллогуб. 1840-е гг. Бумага, акварель. Государственный музей А.С.Пушкина.
Эмилио Росси. Владимир Александрович Соллогуб. 1840-е гг. Бумага, акварель. Государственный музей А.С.Пушкина.

Граф Соллогуб Владимир Александрович (1813 - 1882) — русский прозаик, драматург, поэт и мемуарист из литовского рода Соллогубов. В 1841 вышла повесть "Лев", затем "Аптекарша" - одна из лучших вещей писателя. В 1845 был полностью опубликован "Тарантас", наиболее известное произведение Соллогуба, ставшее незаурядным явлением в русской литературе. После 1845 писал главным образом водевили и статьи о музыкальной и театральной жизни. В 1856 получил звание придворного историографа. 

Ж. Вивьен. Пушкин Василий Львович. Около 1823.
Ж. Вивьен. Пушкин Василий Львович. Около 1823.

Пушкин Василий Львович (1767-1830) – дядя А.С.Пушкина. Василий Львович в русской литературной традиции остался как второстепенный поэт; несмотря на это, современники отмечали его талант версификатора и переводчика и яркую индивидуальность. Свидетельством культурных интересов Василия Львовича Пушкина стало собирание библиотеки. Василий Львович гордился своей библиотекой и тяжело переживал её потерю: будучи брошена в Москве, она сгорела в великом пожаре 1812 года. В 2013 году дом, который некогда арендовал В.Л.Пушкин (Старая Басманная, 36), чудом уцелевший во всех перипетиях московской истории, был отреставрирован и превращён в его дом-музей.

В.П.Тургенева. Фото.
В.П.Тургенева. Фото.

Тургенева Варвара Петровна (1787—1850) - мать писателя Ивана Тургенева, выведенная им в образе безымянной властной барыни в повести «Муму». Особняк Варвары Петровны на ул. Остоженка, 37 — ныне Музей И. С. Тургенева. «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней» - первая фраза повести «Муму».

Воскресенский Сергей Флегонтович (1862-1933) - московский архитектор. Наиболее известные постройки создал в формах упрощённого, рационального модерна и неоклассицизма. Младший брат архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского. Сергей Флегонтович Воскресенский в начале XX века был очень востребован частными заказчиками – застройщиками доходных домов. Наиболее известен его дом на Покровском бульваре, 4. Он также перестраивал церкви. Крупнейшая сохранившаяся его храмовая постройка – колокольня храма св. Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. Фото самого архитектора не нашла.

В октябре 2005 года в Москве в некрополе Донского монастыря состоялось перезахоронение останков одного из руководителей Белого движения А. И. Деникина с женой Ксенией Васильевной и русского философа И. А. Ильина с женой Натальей Николаевной, захороненных первоначально за пределами России (в США и Швейцарии, соответственно). А в 2007 году перезахоронен прах Каппеля В. О., перевезенный из Харбина. В мае 2009 года на личные средства тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина в Донском монастыре был сооружён мемориал белым воинам

Деникин Антон Иванович.
Деникин Антон Иванович.

Деникин Антон Иванович (1872-1947) - Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России в годы Гражданской войны. Русский генерал-лейтенант. Став деятельным участником неудачного Корниловского мятежа летом 1917 года, Деникин вместе с верными Корнилову генералами и офицерами был арестован и заключен в тюрьму города Быхова. После освобождения прибыл в столицу донского казачества город Новочеркасск, где вместе с генералами Алексеевым и Корниловым формировал белогвардейскую Добровольческую армию. В декабре 1917 года его избрали членом Донского гражданского совета (Донского правительства), который по мысли Деникина должен был стать «первым общерусским антибольшевистским правительством». После поражения Белой армии он с семьей на английском эсминце отплыл в Константинополь (Стамбул), затем эмигрировал во Францию, где обосновался в одном из пригородов Парижа. Активного участия в политической жизни российской эмиграции Деникин не принимал. В 1939 году он, оставаясь принципиальным противником Советской власти, выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую армию в случае ее похода на Советский Союз. Это обращение имело большой общественный резонанс. Во время оккупации Франции гитлеровскими войсками Деникин наотрез отказался сотрудничать с ними. В ноябре 1945 года, опасаясь, что французские власти выдадут его Советскому Союзу, он выехал из Франции на постоянное жительство в США и поселился в штате Мичиган, где и умер через два года. 

М.В. Нестеров. Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921. Холст, масло.
М.В. Нестеров. Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921. Холст, масло.

Ильин Иван Александрович (1882-1954) - русский философ, писатель и публицист. Иван Ильин более тридцати лет прожил за границей, однако стал одним из знаковых русских философов первой половины XX века. Советскую власть Ильин не принимал никогда. Противостояние Ильина молодому советскому государству было вполне открытым: он поддерживал Белую армию печатным словом и даже финансово. Был выслан в Европу вместе с другими представителями творческой интеллигенции. Высылка вошла в историю под именем «философский пароход». Троцкий резюмировал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». В 2006 году вернулся на родину архив Ильина. Он был доставлен из США в Россию и передан в альма-матер философа – МГУ.

Портрет Каппеля Владимира Оскаровича.
Портрет Каппеля Владимира Оскаровича.

Каппель Владимир Оскарович (1883- 1920) - русский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн. Один из руководителей Белого движения на Востоке России. 26 января 1920 года близ города Нижнеудинска, Владимир Оскарович Каппель умер от двустороннего воспаления лёгких. Последними словами генерала были: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это». После смерти генерала, отступающие войска Белой армии везли положенное в гроб тело генерала с собой в течение почти месяца, пока не достигли Читы, где Каппель и был похоронен в Кафедральном соборе Александра Невского. Однако уже осенью 1920 года, при подходе частей Красной армии к Чите, оставшиеся в живых каппелевцы перевезли гроб с телом генерала в Харбин и погребли его у алтаря Иверской церкви. После обнаружения останков Каппеля в 2006 году, они были перевезёны в Москву для перезахоронения. 13 января 2007 года прах генерала Каппеля был погребён на кладбище Донского монастыря рядом с могилами генерала А. И. Деникина и философа И. А. Ильина.

Автопортрет Шервуда Владимира Иосифовича.
Автопортрет Шервуда Владимира Иосифовича.

Шервуд Владимир Иосифович  (1832-1897) - русский живописец, архитектор, скульптор. Автор проектов здания Исторического музея на Красной площади в Москве (1875—1881), памятника-часовни «Гренадерам — героям Плевны» (1887). Рядом с его захоронением находится надгробный памятник-распятие на могиле М. М. Богословского работы самого Владимира Осиповича Шервуда.

Портрет И.С. Шмелёва.
Портрет И.С. Шмелёва.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) – русский писатель. Известность к Ивану Шмелеву пришла еще до революции, но его главные работы - эпопеи «Солнце мертвых» и «Лето Господне» - вышли уже в эмиграции. Жил во Франции. Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев – самый русский. Ни на минуту он не переставал думать о России и мучиться её несчастьями. Шмелева называли «православным литератором» - он много писал о духовности русского человека. Дважды номинант Нобелевской премии, Шмелев так и не стал обладателем награды. В мае 2000 года прах, по завещанию литератора, перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве.

Барановский Пётр Дмитриевич.
Барановский Пётр Дмитриевич.

Барановский Пётр Дмитриевич (1892-1984) - архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества, основатель музея в Коломенском и музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. Он восстановил после Великой отечественной войны исторические города: Смоленск, Псков, Новгород, Юрьев-Польской, Вязьму, Керчь, Феодосию. Одним из основных достижений Барановского стали реставрация Коломенского и возрождение Крутицкого патриаршего подворья, памятника XIII – XVI веков в Москве.  В 1965-1966 годах Барановский добился создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Эта организация изучает, реставрирует и сохраняет от уничтожения историко-архитектурное наследие нашей Родины. Большую часть жизни вместе с супругой Марией Юрьевной, Петр Дмитриевич прожил в Новодевичьем монастыре, в пристройке к крепостной стене, рядом с местом заточения царевны Софьи.

Василий Осипович Ключевский. Гравюра В.В. Матэ.
Василий Осипович Ключевский. Гравюра В.В. Матэ.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) — российский историк, профессор Московского университета; академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям, русским председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете. В. О. Ключевский является одним из ведущих представителей российской либеральной историографии XIX—XX вв., сторонником государственной теории, создавшим между тем собственную оригинальную схему русской истории и признанным лидером Московской исторической школы. Историк сочинял не только исторические труды, но и афоризмы: «И москаль, и хохол – хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но и тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй – умным».

А. И. Солженицын.
А. И. Солженицын.

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) – русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Основные сочинения — «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Красное колесо», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус». Участник Великой Отечественной войны. Лауреат Нобелевской премии по литературе. 

В. Г. Перов. Автопортрет. 1870. ГТГ.
В. Г. Перов. Автопортрет. 1870. ГТГ.

Василий Григорьевич Перов (1833—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Автор картин «Охотники на привале» (1871), «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866), «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862) и др.

И в конце – недавно отреставрированное захоронение подполковника князя Павла Николаевича Щербатова (1722-1780) и его супруги. Необычный для православной страны памятник-пирамида.

Надгробие подполковника князя Павла Николаевича Щербатова (участок V).
Надгробие подполковника князя Павла Николаевича Щербатова (участок V).


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic