bogachkova1957

Categories:

Церковь Успения Божией Матери на Покровке

«Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?» - Д.С.Лихачев.

Есть в нашем городе два архитектурных шедевра, связанных с именем Ивана Сверчкова – это сохранившиеся Палаты Сверчкова (Сверчков пер.,8) и не сохранившаяся Церковь Успения Божией Матери на Покровке. 

Палаты Ивана Сверчкова. Фото 2020.
Палаты Ивана Сверчкова. Фото 2020.

Здание Палат Сверчкова построено в последней четверти XVII века на подклете палат рубежа XVI–XVII вв. В начале XVIII в. здесь проживал торговый «гость» Иван Сверчков, представитель высшей категории привилегированного русского купечества до введения гильдий, и его дети. Здание было поставлено в глубине большой усадьбы с садом и прудами, доходившей до улицы Покровки.  О самом И.М. Сверчкове известно немного. Главное – он был строителем церкви Успения на Покровке. 

Кирпичные  гребёнки посредине фасада однозначно указывают на то, что раньше тут было высокое крыльцо, характерное для старинной русской архитектуры.
Кирпичные гребёнки посредине фасада однозначно указывают на то, что раньше тут было высокое крыльцо, характерное для старинной русской архитектуры.
Палаты Сверчкова. Лоджия.
Палаты Сверчкова. Лоджия.

Самым выразительным элементом композиции крыльца была глубокая ложа. Предполагают, что выход барина на лоджию происходил по праздникам. Отсюда Иван Матвеевич Сверчков  приветствовал двор, собиравшийся внизу.

Восточный фасад палат Сверчкова.
Восточный фасад палат Сверчкова.

Восточный фасад отличался от прочих отсутствием крыльца. Спаренные колонны расчленили его плоскость на три прясла. Этот фасад обращен в Потаповский переулок, бывший Успенский. 

Вскоре после возведения Успенской церкви, в 1705 году, владельцем Сверчковых палат и новым прихожанином этого храма стал казначей   И. Д. Алмазов – стольник царицы Прасковьи Федоровны. Затем палаты перешли к новому владельцу – тайному советнику А. Г. Жеребцову.

Палаты Сверчкова. Северный фасад. Фото 1986.
Палаты Сверчкова. Северный фасад. Фото 1986.

В 1775 году для руководства застройкой Москвы по разработанному генеральному плану был учрежден Каменный приказ, а при нем - школа, ученики которой числились в архитекторской команде приказа. Каменный приказ сначала располагался в Кремле, затем арендовал дома у частных владельцев. Наконец в 1778 году  была куплена усадьба на Покровке - двухэтажный “каменный дом с прочими строениями, садом и прудом”. Здесь учредили школу чертежников. Среди преподавателей был такой известный зодчие той поры, как Никола Легран. Легран - архитектор Каменного приказа и один из создателей генерального плана Москвы. Школа была ликвидирована в 1782 году.  С 1813 года в Сверчковых палатах работала знаменитая "Комиссия для строений в Москве", созданная по приказу Александра I, по восстановлению Москвы после наполеоновского пожара.  Комиссия работала в Сверчковых палатах до 1843 года, потом они снова стали частным владением. С 1865 года в бывших Сверчковых палатах жила многочисленная семья А.И. Абрикосова, купившего этот дом у бывших владельцев (см. Сверчков переулок).  

Фото из сада Палат Сверчкова (дом Абрикосовых) 1896 год. Видны купол и колокольня церкви Успения  на Покровке. А.И Абрикосов был старостой церкви Успения Богородицы 27 лет. Фото 1900-1935.
Фото из сада Палат Сверчкова (дом Абрикосовых) 1896 год. Видны купол и колокольня церкви Успения на Покровке. А.И Абрикосов был старостой церкви Успения Богородицы 27 лет. Фото 1900-1935.

Палаты были реставрированы с восстановлением облика XVII в. В настоящее время в Палатах находится «Государственный российский дом народного творчества»

Деревянная Церковь Успения Божией Матери на Покровке известна с 1511 года. По ней прилегающие переулки были названы Большим и Малым Успенскими (в наше время соответственно Потаповский и Сверчков). Иван Сверчков пожертвовал весьма значительные средства на строительство новой Церкви Успения Божией Матери на Покровке (далее – Успенская церковь). В 1696—1699 годы предположительно мастером Петром Потаповым была выстроена эта церковь. В верхней церкви - надпись на свитке при входе в нее, с западной стороны, на колонне: «Лета 7204 года (1696) октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». Кто этот Потапов, спорят до сих пор: то ли зодчий храма, то ли талантливый резчик по камню, выполнивший непосредственно декор. 

Я постаралась собрать изображения этой церкви художниками и фотографами в разное время.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Автор гравюры - Ф. Кампорези. 1791.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Автор гравюры - Ф. Кампорези. 1791.

Новая  Успенская церковь получила прозвище "Восьмое  чудо света". Эта одна из «самых московских церквей», ставшая жемчужиной московского барокко и высшим образцом этого архитектурного стиля, имела сложное устройство.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги. Не датирован.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги. Не датирован.

Храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах. Стремление зодчего придать необычной для русской архитектуры постройке черты традиционности проявилось в размещении на углах четверика храма 4 дополнительных малых главок, образующих вместе с завершением восьмерика образ более привычного пятиглавия, а также в сооружении с западной стороны паперти высокой трехъярусной шатровой колокольни. По сторонам колокольни располагались 2 широкие лестницы: северная была обращена к палатам Сверчкова, южная выходила на красную линию улицы Покровки. 

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Акварель Джакомо Кваренги. 1790-1799.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Акварель Джакомо Кваренги. 1790-1799.

У церкви была очень высокая лестница и высокое гульбище – открытая площадка-галерея перед входом в храм. Каждый молящийся поднимался по лестнице на гульбище и, прежде чем переступить порог храма Божия, обозревал открывавшуюся с этой высоты панораму: так создавалось чувство вознесённости, оторванности от земли, располагающее к молитвенному настроению. Возвысить душу и мысль человеческую от мира сего, устремить её к небесам – к тому же призывала причудливая, неземная красота Успенской церкви, символизировавшая красоту Божественного творения.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Литография О.Кадоля. 1825.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Литография О.Кадоля. 1825.

У этого храма было 13 глав, символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов. Колокольня, которая соединялась с церковью папертью, была столь величественной, что её можно было принять за самостоятельную шатровую церковь, «иже под колоколы». Удивительной была и игра белопенного, снежного кружева декора с огненно-красным храмом. Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма.




Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Джозеф Андреас Вайс. 1845 г.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Джозеф Андреас Вайс. 1845 г.

Церковь все время осталась обыкновенной приходской, и в то же время «домовой», второе крыльцо храма с парадной лестницей вело в сад, окружавший дом Сверчкова, и таким образом у хозяина имелся собственный отдельный вход.

Церковь стала блистательным итогом развития русской архитектуры, так и предтечей грядущих архитектурных эпох. Знаменитый архитектор Василий Баженов считал этот храм одним из красивейших в Москве и «ярко национальным» творением. По мнению ряда специалистов, именно Успенская церковь на Покровке вдохновила Варфоломея Растрелли на создание Смольного собора в Петербурге, который, как считал И. Грабарь, стал «наиболее русским» из всех произведений этого великого архитектора.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1887. Раскрашено акварелью.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1887. Раскрашено акварелью.

Интересно!!! Существует легенда, что даже Наполеон был настолько восхищен этим храмом, что во время своего пребывания в охваченной пожарами Москве, оккупированной его армией, распорядился выставить особый караул, чтобы спасти его от огня и мародеров. Впрочем, в эту легенду, не подтвержденную никакими источниками, не слишком верится. Иначе, зачем бы он отдал приказ Наполеона о взрыве Московского Кремля? Кстати, другая легенда гласит, что он планировал разобрать её по кирпичику и перенести в Париж.

Д.С.Лихачев: "... В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила... она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном ... Я жил под впечатлением этой встречи".

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1889.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1889.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Колокол. Фото 1907.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Колокол. Фото 1907.

На этом колоколе надпись: "1799 года Генваря 19 дня перелит сей колокол из ста десяти пудоваго с прибавлением вновь в церковь Успения Богоматери, что на Покровке, в Котельниках, усердием доброхотных дателей, лит в Москве, на заводе Никифора Калинина содержатели московские купцы Михаил и Григорий Астраханцевы. Весу 186 пудов 15 фунтов...".




Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Ангелы на стене в алтарной части верхней Успенской церкви. Фото 1930. Из книги: Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни".
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Ангелы на стене в алтарной части верхней Успенской церкви. Фото 1930. Из книги: Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни".

После Революции  по инициативе А. В. Луначарского в 1922 г. переулки возле Успенской церкви получили названия в честь зодчего и купца, на средства которого она была построена: Потаповский и Сверчков.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1930-1935.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Фото 1930-1935.

Авторитет А. В. Луначарского поспособствовал сохранению этого памятника на некоторое время. Но в ноябре 1935 г. Моссовет под председательством Н. А. Булганина принял решение о закрытии Успенской церкви и последующем ее сносе для расширения Покровки. Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры. Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав: «Взрывайте вместе со мной!». Но в начале 1936 года этот уникальный памятник архитектуры «московского барокко» все же был снесен, на его месте образовался скверик с берёзками на углу Покровки и Потаповского переулка.

Сквер на месте Успенской церкви. Фото 2020.
Сквер на месте Успенской церкви. Фото 2020.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Перед сносом. Фото 1934-1936.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Перед сносом. Фото 1934-1936.

Перед сносом были проведены необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года – в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в запасники Государственного Исторического музея.

Парапет лестницы и фрагмент фасада  утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.
Парапет лестницы и фрагмент фасада утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.
Наличники утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.
Наличники утраченной Успенской церкви на территории Донского монастыря.
Белокаменная отделка портала Успенской церкви. Фото 1920-1935. Этот же портал на территории Донского монастыря.
Белокаменная отделка портала Успенской церкви. Фото 1920-1935. Этот же портал на территории Донского монастыря.

Из фрагментов иконостаса (1706 года) Успенской церкви, долгие годы пылившегося в запасниках Исторического музея, в 1988 г. был собран иконостас и киоты в Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Иконостас 1706 года. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Иконостас церкви Успения. Фото 2016 – А. Чеботаря (сайт temples.ru).
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Иконостас 1706 года. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Иконостас церкви Успения. Фото 2016 – А. Чеботаря (сайт temples.ru).
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Царские врата. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Царские врата иконостаса из церкви Успения. Фото 2017 – А. Чеботаря (сайт temples.ru).
Церковь Успения Божией Матери на Покровке. Царские врата. Фото 1907-1913. - Новодевичий монастырь. Царские врата иконостаса из церкви Успения. Фото 2017 – А. Чеботаря (сайт temples.ru).
Киоты из иконостаса Успенской церкви на Покровке в Успенской церкви Новодевичьего монастыря.
Киоты из иконостаса Успенской церкви на Покровке в Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

К 1781 году с западной стороны Успенской церкви было построено двухэтажное каменное здание богадельни (затем – дом притча), частично сохранившееся в основе современного дома Покровка 5, с.5. В 1874 году дом причта расширен, со стороны двора к нему примыкала двухэтажная деревянная галерея. В 1893 году в здании располагалась булочная с пекарной печью. В те годы витрина булочной была украшена выпуклыми изображениями калачей и кренделей. К этому времени дом был достроен до современных габаритов, со двора к нему было пристроено крыльцо и летний вход в булочную. 

Дом бывшей богадельни церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Фото 2020.
Дом бывшей богадельни церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Фото 2020.

В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни Успенского храма с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановив их под охрану государства и реставрации. Разборка деревянной пристройки и позднейшей лестницы на второй этаж со стороны дворового фасада позволили выявить фрагмент подпорной стены и ограждения северной лестницы на гульбище утраченной церкви Успения. От внешнего ограждения крыльца церкви сохранилось основание промежуточного столба, декорированное двумя ширинками, также виден фрагмент белокаменного профиля нижней части обрамления.

Восстановленная часть западной стены колокольни Успенской церкви. Фото  С. И М. Поповых 2012 года.
Восстановленная часть западной стены колокольни Успенской церкви. Фото С. И М. Поповых 2012 года.
Схема встроенной части колокольни Успенской церкви в современное здание кафе.
Схема встроенной части колокольни Успенской церкви в современное здание кафе.

На уровне второго этажа были выявлены фрагменты полуциркульной перспективной арки, выложенной фигурным кирпичом. По сторонам от нее сохранились белокаменные вставки от срубленных резных элементов, над аркой сохранились промежуточный и междуэтажный белокаменные карнизы, местами срубленные. На обоих столбах колокольни сохранились ширинки. 

Белокаменный декор крыльца.  Фото  С. И М. Поповых 2012 года.
Белокаменный декор крыльца. Фото С. И М. Поповых 2012 года.
Угловой пилон колокольни. Фото  С. И М. Поповых 2012 года.
Угловой пилон колокольни. Фото С. И М. Поповых 2012 года.

Выявленные фрагменты декора в основном не соответствуют внешнему оформлению церкви, которое можно видеть на исторических фотографиях. Есть две версии этого несоответствия: либо в объем церкви Успения была включена часть колокольни церкви, начатой постройкой в 1650-х, либо в самом начале строительства нового храма произошла «смена проектировщика», а заодно и исполнителя работ. Также необходимо добавить, что открытый фрагмент западного фасада скрылся за пристройками давно, и о его архитектуре не было совсем ничего известно. 

Сейчас в доме причта располагается кафе, отреставрированный фасад колокольни обращён в зал второго этажа, декор крыльца обращён на лестницу, ведущую в летний зал кафе.

Использованные источники: http://hitrovka.livejournal.com/371844.html; www.temples.ru; http://www.archnadzor.ru/2008/02/19/uspenie-na-pokrovke/; Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 2, М., 2004. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М.: Искусство, 1989; О. Гончаренко. «Москва, которую мы потеряли»; Abrrikosov-sons.ru  - История дома А.И.Абрикосова; pokrovka.narod.ru - Московская архитектурная школа.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic