bogachkova1957

Category:

Мерцание гладкой яшмы. Выставка художника Цуй Жучжо

В связи с тем, что в Москве запрещены все досуговые мероприятия из-за эпидемии коронавируса, появилась возможность описать выставки предыдущих лет, которые я не выкладывала в сеть.  Осенью 2016 года в Московском Манеже прошла выставка работ китайского художника Цуя Жучжо. Как мне показалось, выставка была очень недооценена.

Знаменитый живописец, каллиграф, эксперт Цуй Жучжо родился в 1944 году в Пекине. Сначала он учился в Центральной Академии искусств и ремесел, затем переехал в США, где жил с 1981 по 1996 год. В 1984 году он получил почетную степень доктора искусств при Новой школе (Нью-Йорк). В настоящее время Цуй Жучжо является научным руководителем Китайской национальной академии искусств. Художник — один из самых известных художников традиционного направления гохуа в китайской живописи. После того как его работа «Большой заснеженный гористый пейзаж в Цзяннане» была продана на аукционе в Гонконге за $40 млн., Цуй Жучжо стал самим дорогим из ныне живущих художников Азии. Его работы можно встретить в лучших музеях мира или купить на аукционах Christie’s. После пятнадцати лет жизни в Америке он вернулся на родину, в Китай. По различным рейтингам считается либо первым, либо вторым из современных китайских художников.

Цуй Жучжо. "Осенний ветер приносит благоухание лотоса". 2010.
Цуй Жучжо. "Осенний ветер приносит благоухание лотоса". 2010.

Названия картин - важная часть представления картин: у Цуя Жучжо они почти все - японские хокку. Некоторые работы художника достигают шести метров в длину. Он работает в традиционной китайской технике каллиграфического письма тушью. Созерцательный стиль Цуй дополняет редкими элементами современного искусства. Так появляются бесконечные панорамы, складывающиеся в большую историю о мире и человеке в нём на фоне высоких гор и бурных рек.

Цуй Жучжо. «Словно терем зеленый деревья весной, Но прохладу  несет родник после ливня».
Цуй Жучжо. «Словно терем зеленый деревья весной, Но прохладу несет родник после ливня».

Специфичность техники гохуа заключается в том, что в качестве полотна используются шёлк или бумага, на которые ложится тушь в комбинации с легкими водяными красками. Гохуа, что в переводе означает "наша живопись", - одно из важнейших направлений китайской живописи. 

Цуй Жучжо. «Дождь умывает бамбуковый лес». 2011.
Цуй Жучжо. «Дождь умывает бамбуковый лес». 2011.

Семен Михайловский, из книги «Партия в го»: «Почему эта выставка интересна нам? В череде водопадов, лесов, бамбуковых рощ, отвесных скал и заросших тростником речных долин зритель увидит настоящий Китай, землю, красотой и изяществом которой никогда не устаешь любоваться и удивляться. Эта выставка — сложная партия в го, которую мастер играет с публикой, изящными, выверенными движениями переставляя шашки, оставляя зрителя в неведении о собственном глубинном замысле, и непринужденно, почти не глядя на доску, выигрывает, вытесняя недоумение или непонимание чистой радостью».

Цуй Жучжо. «Приветствуя приход весны, кружится снег». 2013.
Цуй Жучжо. «Приветствуя приход весны, кружится снег». 2013.
Фрагмент.
Фрагмент.

Если долго смотреть на любую из его картин, весь окружающий мир словно растворяется, глаза воспринимают пятна на бумаге, которые кажутся движущимися и живыми и только мягкое движение груди на вдохе и выдохе связывает тебя с реальным миром. Чистота момента, тот самый портал в ясность и безусловное присутствие в нём. 

Цуй Жучжо. «Вечерний пейзаж ранней весной». 2010.
Цуй Жучжо. «Вечерний пейзаж ранней весной». 2010.

Вся эта непрерывность просто пленяет. Будто художник пишет, не отрывая кисти от плоскости. Не буквально сохраняя их сомкнутость, а включая разрывы в полотно. Воплощенная протяженность этих пауз является частью непрерывного повествования, единой мысли. Живопись подобна музыкальному произведению. Непрерывность рождается самой символической концепцией китайской живописи, Цуй Жучжо сохраняет традицию. Инь и Ян живут в постоянном перетекании и развитии. Пейзаж фантастичен, рождается из образов и настроений, виденных автором, он создает его на наших глазах и продолжает рассказывать его историю. Удивительно, как противореча творческому подходу импрессионизма - натурности, эта живопись воплощает его суть – ценность мгновения и состояния.

Цуй Жучжо. «Весна волнуется, словно море». 2011.
Цуй Жучжо. «Весна волнуется, словно море». 2011.
Цуй Жучжо. «Пруд с лотосами весной». 2010.
Цуй Жучжо. «Пруд с лотосами весной». 2010.
Цуй Жучжо. «Весенний ливень». 2010.
Цуй Жучжо. «Весенний ливень». 2010.
Цуй Жучжо. «Осенний ветер холодом веет». 2010.
Цуй Жучжо. «Осенний ветер холодом веет». 2010.
Цуй Жучжо. «За моей дверью покрытые зеленью горы тянутся к небу». 2010.
Цуй Жучжо. «За моей дверью покрытые зеленью горы тянутся к небу». 2010.
Цуй Жучжо. «Красным цветом окрашены горы Цяньшань, Они словно обработанная яшма в умелых руках мастера». 2008.
Цуй Жучжо. «Красным цветом окрашены горы Цяньшань, Они словно обработанная яшма в умелых руках мастера». 2008.
Цуй Жучжо. «Деревья расцветают в ночи». 2012.
Цуй Жучжо. «Деревья расцветают в ночи». 2012.

Повествовательность и масштабность живописи Цуй Жучжо также раскрывается в нескольких живописных свитках. Один из них расстилается во всю длину зала Манежа. Идя вдоль него, расплетаешь длинную историю. Кажется, что она развивается и в пространстве, и во времени сразу. Течет река, изгибаясь и разливаясь, меняются ландшафты и виды, спускается туман, проясняется, начинает идти снег и снова небо становится чистым. Люди продолжают заниматься своими обыденными делами. Но, меняя дистанцию и ритм, автор управляет нашим вниманием: мы - то погружаемся в повествование, становимся его участниками, то отстраняемся и наблюдаем с удаления. От статичного свитка, прижатого стеклом, рождается впечатление анимации.

Цуй Жучжо. «В горах Цяньшань пошел снег». 2012.
Цуй Жучжо. «В горах Цяньшань пошел снег». 2012.

Вот какая замечательная выставка была в Москве в 2016 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic