bogachkova1957

Categories:

Юрий Анненков. Революция за дверью. Продолжение 2

Начало Юрий Анненков. Революция за дверью.

И палачи, и жертвы

Художник был вхож не только в богемные артистические и литературные круги Петрограда, но и в высшие сферы советской политической и военной власти. На портреты, созданные Анненковым в 1920-х годах, мы смотрим сейчас как на высшие образцы искусства XX века, поражаясь мастерству художника. Анненков рисовал В.И.Ленина в Кремле, Л.Д.Троцкого в его резиденции в подмосковном Архангельском, его заместителя Э.М.Склянского в Реввоенсовете и т.д.

Литографированные портреты деятелей большевистской партии, руководителей Советского правительства и Красной Армии вошли в роскошный альбом Ю.Анненкова «Семнадцать портретов» (1926 г.), прекрасно отпечатанный ГИЗом. В нем два портрета Л.Троцкого, четыре портрета «хозяина» Петрограда Г.Зиновьева, а также портреты Л.Каменева, Вс. Мейерхольда, К.Радека, В.Антонова-Овсеенко, Э.Склянского, В.Зофа, Н.Муралова, А.Енукидзе, К.Ворошилова, М.Роя и А. Луначарского.
Из статьи о Юрии Анненковом: «...Некоторые из вождей Революции (...) были запечатлены одним из талантливейших художников левого искусства, автором классических иллюстраций к поэме «Двенадцать» Юрием Анненковым на превосходных портретах, каждый из которых хорош сам по себе как художественное произведение и имеет глубокий психологический подтекст». 

Эта папка с семнадцатью портретами видных большевиков более чем уникум. Она хранится в известном библиофильском собрании А.А. и С.А. Венгеровых.

 Лев Троцкий. Анатолий Луначарский. Манабендра Рой. 1926. Репринт. 2011. Бумага, печать. Собрание А. и С. Венгеровых.
Лев Троцкий. Анатолий Луначарский. Манабендра Рой. 1926. Репринт. 2011. Бумага, печать. Собрание А. и С. Венгеровых.

У многих из тех, кого мы видим на этих портретах — фанатичных борцов, «рыцарей революции» — руки в крови русской аристократии, интеллигенции, крестьянства. Они безжалостно уничтожали лучших людей России во имя достижения своих политических целей. Но и их самих не миновала трагическая судьба. Почти всех, кого изобразил на этих портретах Юрий Анненков, перемололо красное колесо сталинского террора, а сам художник, близкий к Троцкому и видным военным успел скрыться в эмиграции.

Он долго жил и работал во Франции, подвизался в самых разных жанрах изобразительного искусства, но ничего лучшего, чем портреты, созданные им в России в начале 20-х годов и иллюстраций к «Двенадцати» не вышло из его парижской мастерской. Но если бы он остался в Советской России, то, безусловно, был бы уничтожен НКВД, как десять из тринадцати им изображенных для этого альбома деятелей коммунистической партии, обвиненных в причастности к «правотроцкистской» оппозиции», «заговору военных» и т.п. Из тех, кого писал Анненков, в живых остались лишь забытый сейчас коминтерновец, индус М. Рой, уехавший в Индию, где стал видным философом-материалистом, А.В.Луначарский, попавший в опалу, и высланный Сталиным полпредом в Испанию, куда, не доехав, умер и К.Е.Ворошилов, чья долгая жизнь нам слишком известна.

Авель Енукидзе. Григорий Зиновьев. Владимир Антонов-Овсеенко.
Авель Енукидзе. Григорий Зиновьев. Владимир Антонов-Овсеенко.

В своих мемуарах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» Анненков писал о судьбе этого альбома: «В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К.Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян <…>. Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году сразу же после десталинизации приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».
Юрий Анненков, находившийся в расцвете своего таланта, когда создавались эти портреты, был не только большим мастером, психологом, но и провидцем. Вглядитесь, например, в портреты Вс. Мейерхольда и К.Радека. Разве не лежит на этих лицах печать судьбы, каким-то чудом уловленная Анненковым? А как задумчиво-грустно глядит с листа эстет и эрудит А.В.Луначарский, несмотря ни на что остающийся лучшим министром культуры и просвещения в советское и постсоветское время.

 Карл Радек.                                             Климент Ворошилов.                           Николай Муралов.
Карл Радек. Климент Ворошилов. Николай Муралов.

Коротко о тех, кто изображен на портретах:
Троцкий Лев Давидович (1879 — убит по приказу Сталина в Мексике 21 августа 1940) — Нарком по военным и морским делам, Председатель Революционного военного совета РСФСР (СССР). Член Политбюро РКП (б) в 1919-1926 гг.
Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 — расстрелян 25 августа 1936 в Москве) — Председатель Петроградского (Ленинградского) Совета, Председатель Исполкома Коминтерна. В 1912–1926 гг. член Политбюро РКП (б).
Каменев Лев Борисович (1883 — расстрелян 25 августа 1936) — Член Политбюро РКП (б), заместитель Председателя СНК РСФСР (СССР) и СТО РСФСР (СССР).
Радек Карл (1885 — убит в тюрьме в Верхнеуральске 19 мая 1939) — Член ЦК РКП (б), член Исполкома Коминтерна, публицист, сотрудник газет «Правда» и «Известия».
Склянский Эфраим Маркович (1885 — погиб в США при загадочных обстоятельствах. Видимо, по приказу Сталина был убит во время катания на лодке по озеру Эдион в штате Нью-Йорк 27 августа 1925). Ближайший сотрудник Л.Д.Троцкого, заместитель Председателя Реввоенсовета РСФСР, Председатель «Армторга».
Муралов Николай Иванович (1877 — расстрелян в Москве 1 февраля 1937) — Командующий войсками Московского военного округа, Северо-Кавказского военного округа, ректор сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, член ЦК ВКП (б).

 Ворошилов Климент Ефремович (4 февраля 1881 — 2 декабря 1969, Москва) — Советский партийный, военный и государственный деятель. Один из первых маршалов СССР.
Луначарский Анатолий Васильевич (23 ноября 1875 — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — Активный участник Октябрьской революции 1917 года, первый нарком просвещения РСФСР, писатель, публицист, драматург, критик, искусствовед, академик АН СССР. Умер в Ментоне по пути в Испанию, куда был назначен Полпредом СССР. Похоронен на Красной площади в Кремлевской стене.
А как попал в эту папку Мейерхольд – большой вопрос. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (9 февраля 1874 — расстрелян 2 февраля 1940 в Бутырской тюрьме) — Театральный режиссер, актер, реформатор русского театра. После революции один из руководителей ТЕО Наркомпроса. Народный артист РСФСР. Член РКП (б). Художественный руководитель Московского театра революции, Театра им. Мейерхольда.

Всеволод Мейерхольд.  Лев Каменев.
Всеволод Мейерхольд. Лев Каменев.

«И не знаешь, чему больше дивиться в этих превосходных портретах: их глубокому реалистическому содержанию или искусной гонке плоскостей, из которых виртуозно строит свои образы этот художник-конструктор». - А.В.Луначарский. «Семнадцать портретов. Рисунки Ю.Анненкова».

Французский период

Новая глава в жизни Юрия Анненкова началась летом 1924 года. Получив разрешение на выезд из СССР, он сначала отправляется в Италию, а затем оказывается во Франции. Официальной целью заграничной поездки стало посещение XIV Международной биеннале в Венеции, где центральной работой экспозиции советского павильона был созданный им живописный портрет Льва Троцкого. Именно тогда это масштабное полотно в последний раз экспонировалась публично, а спустя несколько лет, в разгар антитроцкистской кампании, было уничтожено. Невозможно назвать лишь одну причину отъезда Анненкова из СССР. Он покинул страну, пережившую революцию и Гражданскую войну, голод и разруху, ради любимого им Парижа. 

Ю.Анненков. Вид на Пантеон из Люксембургского сада. 1925. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду.
Ю.Анненков. Вид на Пантеон из Люксембургского сада. 1925. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду.

Спустя всего год после приезда во французскую столицу работы Юрия Анненкова выставляются в галереях и на групповых выставках. Во Франции стиль произведений Юрия Анненкова кардинально изменился. Принципы кубизма, которые он свободно использовал России, сменились реалистической трактовкой форм, а позднее экспериментами в области абстракции.

Ю.Анненков. Старуха. 1925. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду.
Ю.Анненков. Старуха. 1925. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду.
Ю.Анненков. Натюрморт с рыбами. 1925. Бумага, гуашь. Центр Жоржа Помпиду.
Ю.Анненков. Натюрморт с рыбами. 1925. Бумага, гуашь. Центр Жоржа Помпиду.
Ю.Анненков. Натюрморт с апельсинами. 1926. Холст, масло. Галерея «Наши художники».
Ю.Анненков. Натюрморт с апельсинами. 1926. Холст, масло. Галерея «Наши художники».
Ю.Анненков. Булонский лес. Втор. пол. 1920-х. Холст, масло. ГТГ.
Ю.Анненков. Булонский лес. Втор. пол. 1920-х. Холст, масло. ГТГ.
Ю.Анненков. Площадь Сан-Марко в Венеции. 1929. Холст, масло. Галерея «Наши художники».                Палаццо Дарио. Венеция. 1930-е. Холст, масло. V-A-C- Collection.
Ю.Анненков. Площадь Сан-Марко в Венеции. 1929. Холст, масло. Галерея «Наши художники». Палаццо Дарио. Венеция. 1930-е. Холст, масло. V-A-C- Collection.
Ю.Анненков. Интерьер. 1930. Холст, масло. Музей АРТ4.
Ю.Анненков. Интерьер. 1930. Холст, масло. Музей АРТ4.
Ю.Анненков. Автопортрет с бутылкой сельтерской. 1930-е. бумага, уголь, пастель, тушь, гуашь. Галерея «Наши художники».
Ю.Анненков. Автопортрет с бутылкой сельтерской. 1930-е. бумага, уголь, пастель, тушь, гуашь. Галерея «Наши художники».

Еще через несколько лет художник начинает сотрудничать с французскими издательствами, а также с русскими театральными режиссерами, выполняя привычные заказы по оформлению книг и спектаклей.

Ю.Анненков. Парк и Зимний сад. Эскизы декораций к музыкальной комедии «Пассаж принцев». 1933. Театр Мадлен, Париж. Картон, гуашь. ГТГ.
Ю.Анненков. Парк и Зимний сад. Эскизы декораций к музыкальной комедии «Пассаж принцев». 1933. Театр Мадлен, Париж. Картон, гуашь. ГТГ.
 Ю.Анненков. Эскиз занавеса к балету «Гамлет». 1934. Театр Шатле, Париж. Бумага, гуашь. Государственный театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Ю.Анненков. Эскиз занавеса к балету «Гамлет». 1934. Театр Шатле, Париж. Бумага, гуашь. Государственный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Новым для Анненкова во Франции становится работа в кинематографе. Начиная с 1933 года, на протяжении 30 лет Жорж Анненкофф в качестве художника по костюмам создавал образы для звезд французского кино. С 1945 по 1955 год он был президентом Французского синдиката кинематографистов. В 1955-м году Юрия Анненкова номинировали на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» режиссера Макса Офюльса, с которым художника связывала дружба и сотрудничество в четырех кинолентах. Всего же художник создал костюмы  более чем к 50 кинофильмам, в 1951 году увидела свет его книга «Одевая кинозвезд».

Ю.Анненков. Портрет Жерара Филипа. 1948. Бумага, карандаш. Галерея «Наши художники».           Модильяни. Эскиз костюма к фильму «Монпарнас,19». 1956. Бумага, гуашь. Собрание Михаила Сеславинского.
Ю.Анненков. Портрет Жерара Филипа. 1948. Бумага, карандаш. Галерея «Наши художники». Модильяни. Эскиз костюма к фильму «Монпарнас,19». 1956. Бумага, гуашь. Собрание Михаила Сеславинского.

Анненков работал с Жераром Филипом на съёмках четырёх кинолент: "Идиот" (1946) по роману Достоевского, "Пармская обитель" (1948) по Стендалю, "Карусель" (1950) и "Монпарнас, 19" (1958). В фильме "Монпарнас, 19" Жерар Филип играл главную роль - Амадео Модильяни. Анненков, знавший лично художников Монпарнаса начала века, оказался и автором костюмного образа Модильяни-Филипа и консультантом киноленты.

Мастер сотрудничал с Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской. Особенное место в его творчестве занимала «Пиковая дама» — Анненков создал декорации и костюмы к спектаклю для театра «Летучая мышь» (1931), затем к опере «Пиковая дама» Чайковского (1942), а в 1960 году полностью оформил балет «Пиковая дама» в постановке Сержа Лифаря.

Жорж Анненкофф, как его стали величать на французский манер, несмотря на большую востребованность в театральной жизни, а позже и в кинематографе, никогда не бросал живопись. Его картины регулярно появлялись в галереях и салонах, и сегодня многие из них хранятся в частных коллекциях Европы и Америки. Анненков прекрасно владел словом, писал под псевдонимом Борис Темирязев. Еще до своего отъезда он опубликовал ряд критических статей, посвященных театру, в газете «Жизнь искусства». В 1966 году в Нью-Йорке вышла его книга «Дневник моих встреч. Цикл трагедий», в которой Анненков описывает свои встречи со многими замечательными личностями — Корнеем Чуковским, Владимиром Маяковским, Ильей Репиным, Михаилом Зощенко, Исааком Бабелем, Александром Бенуа, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, Анной Ахматовой, Всеволодом Мейерхольдом и многими другими.

Ю.Анненков. Абстрактная композиция. 1950-1960-е. Оргалит, ассамбляж. Частное собрание.
Ю.Анненков. Абстрактная композиция. 1950-1960-е. Оргалит, ассамбляж. Частное собрание.

В наше время интерес к творчеству Анненкова снова растет — не только в России, где у него всегда было много тайных и явных ценителей, но и в Европе, где с конца 1990-х годов его работы регулярно появляются на аукционах, в том числе Christie’s и Sotheby’s. Так, в 2014 году на Christie’s портрет литератора Александра Тихонова, директора советского издательства «Всемирная литература», созданный Анненковым в 1922 году, был продан за $6 268 000. Масштаб фигуры этого художника только начинает обрисовываться во всем своем объеме творческих изысканий, поэтому столь интересна масштабная выставка в Музее импрессионизма.

Источники информации: Этикетки и тексты на стендах музейной экспозиции; статья В.Енишерлова «И палачи и жертвы», журнал «Наше наследие» №99, 2011; экскурсия А.Виноградовой по экспозиции выставки.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic