bogachkova1957

Categories:

Союз молодежи. Русский авангард 1909 – 1914. Ч.2

Продолжение описания выставки в Еврейском музее и центре толерантности художников-авангардистов первой трети ХХ века.

Иосиф Соломонович Школьник (1883 — 1926) — русский и советский художник, сценограф. Один из создателей объединения «Союз молодежи». Выходил журнал «Союза молодежи» с литографиями Иосифа Школьника. С 1917 года участвовал в оформлении революционных празднеств. Работал с различными стилями.

Иосиф Школьник. Пейзаж с валунами. 1909-1910. Картон, гуашь. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Пейзаж с валунами. 1909-1910. Картон, гуашь. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Пейзаж. Около 1912.  Холст, масло. ГРМ.
Иосиф Школьник. Пейзаж. Около 1912. Холст, масло. ГРМ.
Иосиф Школьник. Улица Бахчисарая. Около 1912. Картон, гуашь. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Улица Бахчисарая. Около 1912. Картон, гуашь. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Замок. 1909-1910. Картон, гуашь. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Замок. 1909-1910. Картон, гуашь. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Пейзаж с дорогой. 1910-е. Холст, масло. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Пейзаж с дорогой. 1910-е. Холст, масло. Саратовский госуд. музей им. А.Н.Радищева.
Иосиф Школьник. Натюрморт с вазами. 1912.  Холст, клеевая краска. ГРМ.
Иосиф Школьник. Натюрморт с вазами. 1912. Холст, клеевая краска. ГРМ.

Волдемар Матвейс (псевдоним — Владимир Марков) (1877 — 1914) — российский и латвийский художник-модернист и теоретик искусства. Один из основателей объединения "Союз молодежи". В 1913 году вместе с художницей Варварой Бубновой совершил поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. Написал книгу «Искусство негров». Умер от неустановленной болезни брюшной полости. Похоронен в Риге.

Волдемар Матвей. Портрет Варвары Бубновой. Этюд. 1913. Холст, масло. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Волдемар Матвей. Портрет Варвары Бубновой. Этюд. 1913. Холст, масло. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Волдемар Матвей. Красная и черные. Этюд. 1913. Холст, масло. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Волдемар Матвей. Красная и черные. Этюд. 1913. Холст, масло. Латвийский национальный художественный музей, Рига.

Эдуард Карлович Спандиков (1875-1929) – первый председатель "Союза молодежи", сын знаменитого ювелира Карла-Фридриха Спандикова. После смерти оставил не менее ста законченных произведений. Судьба их до настоящего времени не выяснена. Несколько картин и рисунков находятся в собрании Государственного Русского музея.

Эдуард Спандиков. Мое я (Автопортрет). 1910-1911. Картон, темпера, графит, гуашь. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Мое я (Автопортрет). 1910-1911. Картон, темпера, графит, гуашь. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Городской пейзаж. Конец 1910-х – не позднее 1920. Холст, масло. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Городской пейзаж. Конец 1910-х – не позднее 1920. Холст, масло. ГРМ.
Эдуард Спандиков.  Дама в шляпе. Середина 1910-х. Картон, масло. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Дама в шляпе. Середина 1910-х. Картон, масло. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Скэтинг (Дама с муфтой). 1910-1911. Картон, пастель, темпера, графит, гуашь. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Скэтинг (Дама с муфтой). 1910-1911. Картон, пастель, темпера, графит, гуашь. ГРМ.
Эдуард Спандиков. Танцовщица. 1910-е. Картон, гуашь. Санкт-Петербургский госуд. музей  театрального и музыкального искусства.
Эдуард Спандиков. Танцовщица. 1910-е. Картон, гуашь. Санкт-Петербургский госуд. музей театрального и музыкального искусства.

Из показанных на выставке работ, примечательна «Танцовщица». Перед зрителем разворачивается зрелище сцены кабаре. И фигура изображенной, и цвет — все здесь гротескно, преувеличено. Художник неестественно выгибает спину и шею своей модели. Это движение подчеркнуто согнувшимися перьями, украшающими голову танцовщицы. Художнику удается подметить, что в танце — если он эффектен и экстатичен — есть нечто противоестественное человеческому телу, не свойственное его двигательным привычкам. Чтобы подчеркнуть динамизм танца художник противопоставляет изогнутую фигуру очень статичному фону, обозначенному желтой плоскостью. Монотонные силуэты зрителей почти сливаются в расплывшееся бесцветное пятно. И здесь цветовой вспышкой как бы врывается танцовщица. Зрителю требуется некоторое время, чтобы различить в этом красочном пятне какие-то антропоморфные черты.

Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1913 г. В течение 1910-х Матюшин последовательно эволюционировал, его творчество развивалось от современных принципов импрессионизма к футуризму. Имя Матюшина связано, прежде всего, с мыслью о необходимости всестороннего развития воспринимающих способностей человека, которое он обобщил понятием органическая культура (зрение, осязание, слух, мысль). Матюшин стремился создать на плоскости картины новое восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Он считал, что все существует только во взаимной связи и движении. Второй женой художника была поэтесса и художница Елена Гуро.

Михаил Матюшин. Гагры. 1908. Холст на картоне, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Михаил Матюшин. Гагры. 1908. Холст на картоне, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Михаил Матюшин. Сосны. Ораниенбаум. 1911. Холст, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург.
Михаил Матюшин. Сосны. Ораниенбаум. 1911. Холст, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург.

Елена Генриховна Гуро (1877 — 1913) — русская поэтесса, прозаик и художница. Умерла от лейкемии на своей даче в местечке Уусикиркко (ныне поселок Поляны Выборгского района Ленинградской области).

Елена Гуро. Женщина в платке (Скандинавская царевна). 1910. Холст, масло. ГРМ, Санкт-Петербург.
Елена Гуро. Женщина в платке (Скандинавская царевна). 1910. Холст, масло. ГРМ, Санкт-Петербург.
Елена Гуро. Букет. 1910-е. Холст, масло. Собрание Манашеровых, Москва.
Елена Гуро. Букет. 1910-е. Холст, масло. Собрание Манашеровых, Москва.

Александр Фёдорович Гауш (1873 – 1947) - живописец, график, сценограф, педагог, художник кукольного театра, меценат, профессор живописи. Писал в основном натюрморты и пейзажи. В 1947 году Александр Гауш трагически погиб в Симферополе, попав под трамвай.

Александр Гауш. Пейзаж с овечкой. 1910-е. Холст, масло. Собрание Георгия Смирнова, Москва.
Александр Гауш. Пейзаж с овечкой. 1910-е. Холст, масло. Собрание Георгия Смирнова, Москва.

Пётр Иванович Львов (1882 - 1944) — русский живописец, график и литограф, занимался также скульптурой. Преподавал в художественных учебных заведениях, профессор живописи.

Петр Львов. Пейзаж. До 1926. Холст, масло. ГРМ.
Петр Львов. Пейзаж. До 1926. Холст, масло. ГРМ.

Стремление художников-авангардистов освоить смежные направления искусства и синтезировать их является логическим продолжением их экспериментальной деятельности. Следующей площадкой для воплощения идей нового искусства стал театр. Зимой 1911 года «Союзом молодежи» были поставлены так называемые «Хоромные действа» — триптих из народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф», «Хороводных причуд с публикой» и программы кабаре. Это было крайне захватывающее действо: сцена фактически отсутствовала, декорации залов и костюмы были оформлены художниками «Союза молодежи» в лубочном стиле. Необычность происходящего усиливал эффект маскарада — зрители могли приходить в своих костюмах или получали их перед началом спектакля. Таким образом в само представление были вовлечены все пришедшие — артисты подходили к зрителям, устраивали совместные танцевальные номера. В Санкт-Петербургском госуд. музее театрального и музыкального искусства сохранились эскизы костюмов к вышеназванным постановкам.

Евгений Сагайдачный. Эскизы костюмов Скорохода  и Царедворца к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Около 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Евгений Сагайдачный. Эскизы костюмов Скорохода и Царедворца к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Около 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Михаил Ле-Дантю. Эскиз костюма Потешного к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Около 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Михаил Ле-Дантю. Эскиз костюма Потешного к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Около 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Владимир Татлин. Эскиз костюмов Западного и Венериного задирщика к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Около 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Владимир Татлин. Эскиз костюмов Западного и Венериного задирщика к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Около 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Глеб Верховский. Пивница господина Гамбринусова. Эскиз росписи стен на представлении «Союза молодежи» «Хоромные действа». 1911. Бумага, карандаш, акварель.
Глеб Верховский. Пивница господина Гамбринусова. Эскиз росписи стен на представлении «Союза молодежи» «Хоромные действа». 1911. Бумага, карандаш, акварель.

И в конце о месте проведения выставки. Еврейский музей и центр толерантности находится в Бахметьевском гараже вот уже десять лет. Это очень интересное место Москвы. Это первый автобусный парк города, построен по проекту архитектора Мельникова К. С. и инженера Шухова В. Г. Мельников же придумал пилообразную схему размещения автомобилей. Шухов накрыл это огромное помещение крышей, проектировал металлические конструкции. 

Очень удачным оказалось место выбора для выставки авангардной живописи в гараже - памятнике архитектуры советского авангарда.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic